ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 6
1.1. Сущность и содержание понятия «исследовательские умения» детей
дошкольного возраста 6
1.2. Особенности развития исследовательских умений детей старшего
дошкольного возраста 20
1.3. Художественное экспериментирование как способ развития
исследовательских умений детей дошкольного возраста 27
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 39
2.1. Диагностика исследовательских умений детей старшего дошкольного
возраста и анализ ее результатов 39
2.2. Серия занятий по художественному экспериментированию,
направленных на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста 49
2.3. Методические рекомендации к серии занятий по художественному
экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста 53
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 6
1.1. Сущность и содержание понятия «исследовательские умения» детей
дошкольного возраста 6
1.2. Особенности развития исследовательских умений детей старшего
дошкольного возраста 20
1.3. Художественное экспериментирование как способ развития
исследовательских умений детей дошкольного возраста 27
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 39
2.1. Диагностика исследовательских умений детей старшего дошкольного
возраста и анализ ее результатов 39
2.2. Серия занятий по художественному экспериментированию,
направленных на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста 49
2.3. Методические рекомендации к серии занятий по художественному
экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста 53
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Проблема развития исследовательских умений детей дошкольного возраста стала актуальной в настоящее время. Сегодня вопрос о познавательном развитии детей поднимается в действующих нормативных документах, согласно которым выстраивается содержание дошкольного образования.
Основные принципы, заложенные в ФГОС ДО говорят о том, что программа дошкольного образования должна реализовываться в различных формах детской деятельности, в частности познавательной и исследовательской.
Исследовательский подход к приобретению знаний детьми дошкольного возраста является востребованным, что также подтверждает ФГОС ДО, ориентирующий «все категории воспитанников» на познавательно-исследовательское развитие.
В ФГОС ДО обозначены следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в исследовательской деятельности;
• проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснение явлениям природы;
• склонен наблюдать, экспериментировать;
• обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и тому подобное.
Исследовательские умения, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов (С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Тихомирова, А.И. Савенков, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, С.П. Арсенова) обеспечивают детям оптимальные условия для приобретения познавательно- практического опыта и развития их творческого потенциала, а также личности в целом. При этом развитие исследовательских умений будет эффективно в старшем дошкольном возрасте вследствие развития у них познавательной активности как стремления к сознательной деятельности, направленной на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов , как мышление, внимание, восприятие, память и речь.
На сегодняшний день важно найти механизм, который обеспечит проявление у детей познавательно-исследовательского и творческого потенциала. Таким механизмом можно считать экспериментирование с художественными материалами, инструментами и техниками. Позиции ученых (Л.И. Бажович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) сходны в том, что наиболее сензитивным для освоения творческих способов деятельности и проявления творческих способностей является старший дошкольный возраст [36].
Цель исследования: теоретически обосновать результативность
развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного экспериментирования.
Объект исследования: развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественное экспериментирование как средство развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: художественное экспериментирование будет способствовать развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, если:
• художественное экспериментирование будет носить проблемный характер и опираться на опыт и интересы детей;
• будет обеспечена возможность самостоятельного поиска решений поставленных задач....
Основные принципы, заложенные в ФГОС ДО говорят о том, что программа дошкольного образования должна реализовываться в различных формах детской деятельности, в частности познавательной и исследовательской.
Исследовательский подход к приобретению знаний детьми дошкольного возраста является востребованным, что также подтверждает ФГОС ДО, ориентирующий «все категории воспитанников» на познавательно-исследовательское развитие.
В ФГОС ДО обозначены следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в исследовательской деятельности;
• проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснение явлениям природы;
• склонен наблюдать, экспериментировать;
• обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и тому подобное.
Исследовательские умения, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов (С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Тихомирова, А.И. Савенков, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, С.П. Арсенова) обеспечивают детям оптимальные условия для приобретения познавательно- практического опыта и развития их творческого потенциала, а также личности в целом. При этом развитие исследовательских умений будет эффективно в старшем дошкольном возрасте вследствие развития у них познавательной активности как стремления к сознательной деятельности, направленной на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов , как мышление, внимание, восприятие, память и речь.
На сегодняшний день важно найти механизм, который обеспечит проявление у детей познавательно-исследовательского и творческого потенциала. Таким механизмом можно считать экспериментирование с художественными материалами, инструментами и техниками. Позиции ученых (Л.И. Бажович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) сходны в том, что наиболее сензитивным для освоения творческих способов деятельности и проявления творческих способностей является старший дошкольный возраст [36].
Цель исследования: теоретически обосновать результативность
развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного экспериментирования.
Объект исследования: развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественное экспериментирование как средство развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: художественное экспериментирование будет способствовать развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, если:
• художественное экспериментирование будет носить проблемный характер и опираться на опыт и интересы детей;
• будет обеспечена возможность самостоятельного поиска решений поставленных задач....
Анализ теоретических основ проблемы развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, отраженный в первом разделе работы, позволяет отметить ее актуальность и потребность в поиске решений. В трудах многих известных педагогов и психологов изучены сущность и особенности исследовательских умений, описаны особенности развития исследовательских умений детей дошкольного возраста.
Центральным объектом данного исследования являются исследовательские умения детей старшего дошкольного возраста. Развитие исследовательских умений, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов, способствуют приобретению познавательно-практического опыта и развитию творческого потенциала детей, а также оказывают значительное влияние на формирование личности в целом.
Второй раздел данной работы отображает экспериментальное исследование сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. С целью исследования уровня сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, был сделан вывод о том, что для участников исследования характерно три качественных уровня сформированности: высокий, средний, низкий.
Итогом диагностических мероприятий стал средний уровень сформированности исследовательских умений с тенденцией к низкому. Исследование позволило нам выявить актуальный уровень исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, и сделать на этом основании вывод о необходимости разработки серии занятий по художественному экспериментированию, направленных на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап нашего исследования предполагал разработку занятий по художественному экспериментированию, а также методических рекомендаций к ним.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что создание необходимых условий для реализации художественного
экспериментирования может оказывать положительное влияние на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, художественное экспериментирование можно считать инструментом развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Центральным объектом данного исследования являются исследовательские умения детей старшего дошкольного возраста. Развитие исследовательских умений, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов, способствуют приобретению познавательно-практического опыта и развитию творческого потенциала детей, а также оказывают значительное влияние на формирование личности в целом.
Второй раздел данной работы отображает экспериментальное исследование сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. С целью исследования уровня сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, был сделан вывод о том, что для участников исследования характерно три качественных уровня сформированности: высокий, средний, низкий.
Итогом диагностических мероприятий стал средний уровень сформированности исследовательских умений с тенденцией к низкому. Исследование позволило нам выявить актуальный уровень исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, и сделать на этом основании вывод о необходимости разработки серии занятий по художественному экспериментированию, направленных на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап нашего исследования предполагал разработку занятий по художественному экспериментированию, а также методических рекомендаций к ним.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что создание необходимых условий для реализации художественного
экспериментирования может оказывать положительное влияние на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, художественное экспериментирование можно считать инструментом развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Конструктор «LEGO» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (Сургутский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Образовательные ситуации по развитию интереса у детей старшего
дошкольного возраста к истории Древнего Мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2023 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019





