ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА ИГР 7
1.1. Понятие «общение» и «отношения» в педагогической литературе 7
1.2. Особенности отношений детей 3-4 лет со сверстниками 15
1.3. Игра как средство формирования доброжелательных отношений детей
младшего дошкольного возраста со сверстниками 18
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА ИГР 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Результаты эмпирического исследования отношений детей младшего
дошкольного возраста со сверстниками 23
2.3. Организация педагогической работы по формированию
доброжелательных отношений детей младшего дошкольного возраста со сверстниками посредством комплекса игр 29
2.4. Анализ результатов работы 31
Выводы по главе 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Актуальность исследования. Формирование доброжелательных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками является в настоящее время одной значимых образовательных задач [19]. Согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), деятельность педагога должна быть направлена на формирование общей культуры личности детей, в том числе на развитие социальных и нравственных качеств личности.
«Доброжелательность - потребность человека быть открытым другим людям. В доброжелательности подчеркивается не только признание в другом человеке его достоинства, но выражается позиция принятия, дружественность, готовность к продуктивному взаимодействию» [43].
Для возникновения проявлений нравственности необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.
Во многих программах дошкольного образования делается акцент на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития.
Уже с младшего дошкольного возраста происходит формирование у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе, а также о возможностях использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений со сверстниками.
Развитие позитивного опыта коммуникаций и общения у младшего дошкольника обусловливается тем, что отсутствие опыта может привести к стихийному появлению у детей негативных, общественно не допустимых форм поведения, к конфликтам между сверстниками. Дети испытывают потребность общаться со сверстниками, но не редко не умеют вступать в контакт, выбирать уместные методы общения, не научены проявлять вежливое, доброжелательное отношение к другим.
Проблемой детского общения занимались многие отечественные исследователи: А.Н. Леонтьева, М.И. Лисина, Т.А. Репина, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева и др. Педагогическими условиями развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками занимались А.Г Арушанова, С.С. Бычкова, А.Г. Рузская, Л.Г. Шадрина, Л.М. Шипицына и др.
Игра является для детей средством коммуникации, сначала, в игре дети обучаются настоящему общению друг с другом. Игра - основная сфера общения младших дошкольников: в ней решаются трудности
межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей [41].
Изучению игры как средства формирования доброжелательных взаимоотношений дошкольников посвящены многие отечественные и зарубежные исследования в области дошкольного образования. В то же время современное состояние проблемы изучено недостаточно. Пассивный образ жизни ребенка, обилие мультфильмов и прочие современные тенденции деструктивно влияют на общения и взаимоотношения детей. Данные положения актуализируют тему исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможности формирования доброжелательных отношений детей младшего дошкольного возраста со сверстниками посредством комплекса игр.
Задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы: рассмотреть понятие «доброжелательные отношения в младшем дошкольном возрасте»; рассмотреть игру как средство формирования доброжелательных отношений детей.
2. Провести эмпирическое исследование отношений детей младшего дошкольного возраста со сверстниками.
3. Организовать педагогическую работу по формированию доброжелательных отношений детей младшего дошкольного возраста со сверстниками посредством использования комплекса игр.
4. Изучить эффективность работы.....
Формирование доброжелательных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками является в настоящее время одной значимых образовательных задач. Уже с младшего дошкольного возраста происходит формирование у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе, а также о возможностях использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений со сверстниками.
Дети младшего дошкольного возраста испытывают потребность общаться со сверстниками, но они часто не знают, как наладить контакт, выбирают неправильные способы общения, не учатся проявлять вежливое, дружелюбное отношение к окружающим.
В ходе проведенного исследования нами были решены следующие задачи.
1. Проанализированы теоретические аспекты проблемы: рассмотрено понятие «доброжелательные отношения в младшем дошкольном возрасте»; охарактеризована игра как средство формирования доброжелательных отношений детей.
2. Проведено эмпирическое исследование отношений детей младшего дошкольного возраста со сверстниками.
3. Организована педагогическая работа по формированию
доброжелательных отношений детей младшего дошкольного возраста со сверстниками посредством использования комплекса игр.
4. Изучена эффективность работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования: специально подобранный комплекс игр является эффективным средством формирования доброжелательных отношений детей младшего дошкольного возраста со сверстниками, если: учитываются возрастно-психологические и 40
индивидуальные особенностей детей при подборе и организации игр; игры предполагают взаимодействие детей друг с другом; игры включаются в режимные моменты ДОО и в содержание различных видов детской деятельности (непосредственно образовательной, игровой, продуктивной).
Таким образом, цель исследования достигнута.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2015. 384 с.
2. Аружанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика- Синтез, 2012. 272 с.
3. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. СПб.: Детство Пресс, 2012, 241 с.
4. Бодалев А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 2013. 272 с.
5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. 672 с.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учеб. пособие для педучилищ. М.: Просвещение, 2008. 336 с.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: 3 - е изд. СПб.: Питер, 2018. 272 с.
8. Воробьева М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание, 2018. 244 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. Москва: Эксмо, 2015. 507 с.
10. Галигузова Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками // Дошкольное воспитание, 2016. 120 с.
11. Годовикова Д.Б. Осознание детьми 3 - 4 лет качеств сверстников и их общение // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: сб. ст. Красноярск: КГУ, 2013. 278 с.
12. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2014. 416 с.
13. Гурин, Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи лет. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. 218 с.
14. Гуцу Е.Г. Влияние детско - родительских отношений на общение младших дошкольников со сверстниками: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. Нижний Новгород, 2017. 174 с.
15. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников М.: Педагогика, 2014. 288 с.....53