Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы агрессивного поведения у младших школьников 8
1.1 Понятие агрессии и агрессивности в психолого-педагогической
литературы 8
1.2 Возрастные особенности проявления агрессивного поведения у
младших школьников с нормой развития и ЗПР 26
1.3 Психолого-педагогические приемы коррекции агрессивного поведения
младших школьников 40
Выводы по главе 1 47
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению особенностей проявления агрессивного поведения у младших школьников с нормой развития и с задержкой психического развития 49
2.1. Методическая организация исследования 49
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 57
2.3. Программа коррекции агрессивного поведения у детей с задержкой
психического развития 69
Выводы по главе 2 78
Заключение 81
Список литературы 84
Приложения 89
История человечества доказывает, что такой феномен как агрессивное поведение уже давно является неотъемлемой частью жизни современного общества. Повышенная агрессивность детей считается одной из самых значимых проблем, так как число таких детей в наше время стремительно возрастает.
В чём же заключается опасность таких детей? Агрессивные дети зачастую драчливы, легко возбуждаются, очень обидчивы, по отношению к окружающим людям настроены враждебно, такое поведение ухудшает их здоровье и пагубно влияет на эмоционально-личностное развитие ребёнка.
Проблемой агрессии в западной психологии занимались А.Л. Берковиц, Р. Бэрон, Дж. Доллард, Д. Зильман, Д. Ричардсон, Э. Фромм и др. Изучение теорий западных исследователей позволяет отметить, что большинство ученых трактуют агрессию как форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
В отечественной науке проблему агрессии рассматривают в своих работах Г.Э. Бреслав, С.Л. Колосова, Н.Д. Левитов, Н.М. Платонова, А.А. Реан и др. Основная терминологическая трудность, отмеченная отечественными учеными, связана с различиями в степени тяжести агрессивных поступков и действий . Современные исследователи рассматривают агрессивность с разных позиций . В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Согласно психологическому словарю, агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности , нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
Стоит отметить, что агрессивность имеет качественную и количественную характеристики, имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, а чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, приводя к сознательно опасным и неодобряемым формам поведения. Агрессивность представляет собой тот случай, когда больной ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко - ответную агрессию, даже со стороны взрослых людей.
Наличие агрессии в поведении ребенка всегда создает большие трудности во взаимодействии с ним, неодобрение и порицание со стороны окружающих, следствием чего является чувство враждебности, побуждающее к новым агрессивным действиям. На её возникновение оказывают многие факторы социального окружения , в том числе и наличие насилия на экране, жестокости в повседневной жизни.
Тема агрессии всегда вызывает интерес психологов, это видно из того, что эта проблема отображена во многих работах отечественных и зарубежных психологов.
Стоит заметить, что обычно агрессивность изучалась почти без учета пола, однако данные психологов разных стран свидетельствуют о том, что агрессивное поведение чаще встречается у мальчиков , чем у девочек, у них чаще встречаются психические нарушения.
Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как половым диморфизмом, так и спецификой проявления характерных типов мужественности и женственности, которые обусловлены воздействием социальных факторов и уровнем развития общества.[48]
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.
В наше время проблеме изучения агрессивного поведения у детей с задержкой психического развития уделяется недостаточное внимание, несмотря на то, что присутствующие поведенческие характеристики на одном возрастном этапе при условии их не закрепления исчезают при переходе к другому. Психологи, педагоги, родители, владея такой информацией, способны будут понимать и адекватно реагировать на агрессивные действия ребенка, избегая их закрепления в качестве устойчивой черты.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети очень зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Всех агрессивных детей объединяет одно свойство - они неспособны понимать других людей. В его основе лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и не замечает других, то есть в окружающих его людях такой ребенок видит только их отношение к себе, а все другие для него - это обстоятельства жизни, которые либо мешают достижению его поставленных целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести вред. Отсюда вытекает то, что для него трудны такие качества, как сочувствие, сопереживание или содействие.
Актуальность проблемы агрессивного поведения детей послужила поводом для выбора темы исследовании: «Особенности проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте у детей с нормой развития и задержкой психического развития».
Цель исследования: выявить особенности проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте у детей с нормой развития и задержкой психического развития.
Объектом исследования выступает агрессивное поведение младших школьников.....
Агрессия - поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой.
Высокий уровень проявления агрессивного поведения детей является одной из наиболее острых проблем для педагогики и психологии на сегодняшний день. Постоянное растущее количество преступлений, причиной которых становится детская жестокость, увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, все это свидетельствует о необходимости изучения причин, вызывающих эти явления.
Одной из основных причин такого поведения многие считают влияние средств массовой информации. Сегодня, когда у любого человека, независимо от возраста, есть доступ к любой информации, наиболее остро встаёт вопрос о влиянии этой информации на личность человека, и о необходимости её контроля.
В работе были изучены многие теоретические аспекты: это собственно понятие «агрессия» и «агрессивное поведение», основные характеристики агрессивного человека, история появления данной проблемы , наиболее важные теоретические подходы к пониманию агрессии , основные источники ее возникновения, а также рассмотрены основные способы психологической коррекции агрессивного поведения .
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, направленный изучение особенностей проявления агрессивного поведения у младших школьников с нормой и с задержкой психического развития.
В ходе исследования было выявлено, что проявление агрессивного поведения у младших школьников представлены тремя уровнями : низким, средним и высоким. Среди младших школьников к низкому уровню проявления агрессивного поведения относятся - 18,8 %, к среднему уровню относятся - 37,5%, к высокому - 43,7%.
8. У детей с нормой развития и детей с ЗПР преобладающий уровень - высокий, причем у детей с ЗПР он выше (55,6%), по сравнению с детьми с нормой развития (47,8%). Что касается среднего уровня, то здесь он примерно одинаков: у детей с нормой развития он составляет 30,4%, а у детей с ЗПР - 33,3%. Дети с ЗПР более предрасположены к проявлению агрессивного поведения, чем дети с нормой развития. Они тревожны, с недоверием относятся к окружающим людям, так как зачастую заранее убеждены в том, что они планируют принести им вред. Также этих детей характеризует неустойчивая самооценка, неуверенность в себе и в своих силах, и обида, которая выражается в зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия. Они готовы к проявлению своих негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). У таких детей наиболее часто встречаются такие виды агрессивного поведения, как раздражение, подозрительность и обида.
Это может быть связано с проблемами и воспитанием в семье, с социальными факторами, этиологическими факторами патологического агрессивного поведения, с психологическими особенностями, провоцирующих агрессивное поведение детей, с особенностями функциональной незрелости нервной системы и другими причинами .
Принимая во внимание полученные результаты, нами была разработана прогрлмма, предназначенная для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, склонных к агрессивному поведению. Программа представляет собой групповые занятия с использованием упражнений, направленных на то, чтоб ребенок мог выплеснуть свой гнев, снять излишнее мышечное напряжение и найти способ выхода из сложившейся сложной ситуации.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении проявления у детей агрессивного поведения, влекущего за собой трудности в отношениях со сверстниками и окружающими взрослыми, проблемы в адаптации и конструктивном взаимодействии.
Практическая значимость работы заключается в составлении программы групповых занятий, разработанных на основе тренинга, в которой основным методом коррекции уровня агрессивного поведения является такой прием как игровая терапия, арт-терапия, психологические упражнения.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над коррекцией уровня проявления агрессивного поведения младших школьников с ЗПР, а также родителями, интересующимися данной проблемой.
1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С.112-121.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: 1996. - 232 с.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань. 1988 .
4. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.В. Введение в психологию /Пер. с англ. Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Тривола, 1999. - 480 с.
5. Агрессивное поведение у детей с ЗПР // Режим доступа: http://upsihologa.ru/Agressivnoe povedenie и -nusha293.html
6. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991.
7. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессивность. Изучение влияния воспитания в семейных отношениях. - М.: Прогресс, 1999.- 218 с.
8. Барон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 1998. - 469 с.
9. Бенилова С. Ю. Коррекция эмоционально - поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития [Статья] / С.Ю. Бенилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития .-2007.-№ 1.-с.68-72
10. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль (Текст)/ Л. Берковиц. - СПб., 2004. - 301 с.
11. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб : Прайм-Еврознак, 2002.-236 с.
12. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.,1998. - 298с.
13. Бодалев А.А. В мире подростка - М.: 1980.
14. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб., - Речь., 2002. - 97 стр.
15. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно - психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - МГУ.: 1990. - 134 с....57