СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРОВ- КОНСТРУКТОРОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.
1.1 Подходы к изучению феномена эмоционального
выгорания 7
1.2 Характеристика профессиональной деятельности инженеров
конструкторов 16
1.3 Проявления синдрома эмоционального выгорания в инженерной
профессии 20
Глава II. Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности инженеров конструкторов.
2.1 Методика организации констатирующего эксперимента 35
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 40
Глава III. Методические рекомендации для инженеров-конструкторов.
3.1 Содержание работы психолога научно производственного предприятия
«Радиосвязь»
3.2 Функции кабинета психологической разгрузки на научно
производственном предприятия «Радиосвязь»
Заключение 70
Список литературных источников 72
Приложения
Глава I. Теоретическое исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.
1.1 Подходы к изучению феномена эмоционального
выгорания 7
1.2 Характеристика профессиональной деятельности инженеров
конструкторов 16
1.3 Проявления синдрома эмоционального выгорания в инженерной
профессии 20
Глава II. Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности инженеров конструкторов.
2.1 Методика организации констатирующего эксперимента 35
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 40
Глава III. Методические рекомендации для инженеров-конструкторов.
3.1 Содержание работы психолога научно производственного предприятия
«Радиосвязь»
3.2 Функции кабинета психологической разгрузки на научно
производственном предприятия «Радиосвязь»
Заключение 70
Список литературных источников 72
Приложения
Проблематика стрессоустойчивости в профессиональной деятельности занимает существенное место в жизни человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье.
Наиболее подверженной возникновению синдрома профессионального выгорания в производственной деятельности являются инженеры- конструктора. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, работа со сложным оборудованием-системой автоматизированного проектирования, дисбаланс между интеллектуально-творческими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, введение «трудных» переговоров, добавляется загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей.
Несмотря на то, что такие вопросы, как стресс, стрессовые ситуации, методы повышение стрессоустойчивости, проблема эмоционального сгорания уже давно изучались психологами, в нашей работе мы рассмотрим стресс на примере группы работы инженеров-конструкторов, которая имеет свою специфику работы, сложности и несет огромную ответственность за те действия, функции, которые выполняет. В ситуациях ежедневных насыщенных, негативных факторов. Которые приводят к разрушению деятельности человека, в том числе и умственных энергетических затрат.
Актуальность исследования
На наш взгляд выбранная темы обусловлена сложным характером синдрома эмоционального выгорания, а также разнородностью интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария. Инженеры-конструктора принимают на себя наибольшую профессиональную нагрузку в ходе производственной деятельности.
Цель исследования: охарактеризовать и выявить синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности инженеров- конструкторов.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.
Предмет исследования: синдром «эмоционального выгорания» Задачи исследования:
1. Изучить проблему эмоционального выгорания в теоретических источниках.
2. Подобрать и провести методики исследования по интересующей нас проблеме.
3. Предложить методические рекомендации по профилактике возникновения синдрома «эмоционального выгорания»
Гипотеза исследования: на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества инженеров- конструкторов.
Методы исследования: В соответствии с целью и задачами исследования применялись как теоретические (анализ литературы), так и эмпирические методы исследования. Среди эмпирических методов исследования были использованы метод наблюдения, тестирования, эксперимент, количественные и качественные обработки материала и интерпретация результатов.
В исследовании использовались следующие методики:
выгорания» В.В.Бойко.(1991) [9].
2. методика «тест на темперамент, диагностика самооценки Г.Ю. Айзенка [8].
3. методика опросник уровня тревожности Спилберга-Ханина (1976-1978)[23].
Этапы исследования:
1. Теоретический анализ синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.
2. Подготовка методик для исследования синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.
3. Проведение исследования синдрома «эмоциональное выгорание» в профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.
4. Разработка рекомендаций для инженеров-конструкторов в профессиональной деятельности.
Научно-теоретическая значимость исследования:
а) осуществлен научно-психологический анализ подходов к изучению синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.
б) определены основные психологические проблемы, синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности инженеров- конструкторов.
в) полученные данные расширяют представления о синдроме «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности инженеров- конструкторов.
Практическая значимость: В ходе исследования были получены результаты, которые позволяют нам разработать рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у инженеров конструкторов Акционерного общество «Научно производственное предприятие» Радиосвязь....
Наиболее подверженной возникновению синдрома профессионального выгорания в производственной деятельности являются инженеры- конструктора. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, работа со сложным оборудованием-системой автоматизированного проектирования, дисбаланс между интеллектуально-творческими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, введение «трудных» переговоров, добавляется загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей.
Несмотря на то, что такие вопросы, как стресс, стрессовые ситуации, методы повышение стрессоустойчивости, проблема эмоционального сгорания уже давно изучались психологами, в нашей работе мы рассмотрим стресс на примере группы работы инженеров-конструкторов, которая имеет свою специфику работы, сложности и несет огромную ответственность за те действия, функции, которые выполняет. В ситуациях ежедневных насыщенных, негативных факторов. Которые приводят к разрушению деятельности человека, в том числе и умственных энергетических затрат.
Актуальность исследования
На наш взгляд выбранная темы обусловлена сложным характером синдрома эмоционального выгорания, а также разнородностью интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария. Инженеры-конструктора принимают на себя наибольшую профессиональную нагрузку в ходе производственной деятельности.
Цель исследования: охарактеризовать и выявить синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности инженеров- конструкторов.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.
Предмет исследования: синдром «эмоционального выгорания» Задачи исследования:
1. Изучить проблему эмоционального выгорания в теоретических источниках.
2. Подобрать и провести методики исследования по интересующей нас проблеме.
3. Предложить методические рекомендации по профилактике возникновения синдрома «эмоционального выгорания»
Гипотеза исследования: на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества инженеров- конструкторов.
Методы исследования: В соответствии с целью и задачами исследования применялись как теоретические (анализ литературы), так и эмпирические методы исследования. Среди эмпирических методов исследования были использованы метод наблюдения, тестирования, эксперимент, количественные и качественные обработки материала и интерпретация результатов.
В исследовании использовались следующие методики:
выгорания» В.В.Бойко.(1991) [9].
2. методика «тест на темперамент, диагностика самооценки Г.Ю. Айзенка [8].
3. методика опросник уровня тревожности Спилберга-Ханина (1976-1978)[23].
Этапы исследования:
1. Теоретический анализ синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.
2. Подготовка методик для исследования синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.
3. Проведение исследования синдрома «эмоциональное выгорание» в профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.
4. Разработка рекомендаций для инженеров-конструкторов в профессиональной деятельности.
Научно-теоретическая значимость исследования:
а) осуществлен научно-психологический анализ подходов к изучению синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.
б) определены основные психологические проблемы, синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности инженеров- конструкторов.
в) полученные данные расширяют представления о синдроме «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности инженеров- конструкторов.
Практическая значимость: В ходе исследования были получены результаты, которые позволяют нам разработать рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у инженеров конструкторов Акционерного общество «Научно производственное предприятие» Радиосвязь....
Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов.
Под синдромом эмоционального выгорания в дипломной работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [16].
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Деятельность инженера-конструктора отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность инженера-конструктора характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.
Ответственный характер деятельности инженера-конструктора обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.
Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях [14].
В соответствии с целями и задачами дипломной работы была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования о том, что личностные особенности инженеров-конструкторов, могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В исследовании использовались следующие методы сбора информации:
1. Диагностика эмоционального выгорания личности В.В. Бойко.
2. Личностный опросник Г. Айзенга (тест на темперамент, диагностика самооценки)
3. Опросник уровня тревожности Спилберга-Ханина
В результате исследования выявлены следующие личностные особенности, являющиеся предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у инженеров-конструкторов в процессе выполнения профессиональной деятельности:
уровень тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным нормам - строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость;
особенности отношения к людям - подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность;
особенности отношения к групповым нормам - зависимость от мнения других;
интровертированность как особенность темперамента.
Чем больше когнитивно-эмоциональная напряжённость и длительность деловых контактов, тем больше вероятность психической деформации индивидуумов, работающих в системе человек-человек. В этой связи в целях сохранения потенциалов социально-психологического здоровья у представителей коммуникативных профессий особую актуальность приобретает разработка технологии купирования и профилактики синдрома психического выгорания посредством организации развития, управления межличностными отношениями в трудовом коллективе и повышения коммуникативной культуры.
Постоянное профессиональное совершенствование может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против эмоционального выгорания, возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности. Позитивное отношение к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы за кадром.
Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.
Под синдромом эмоционального выгорания в дипломной работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [16].
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Деятельность инженера-конструктора отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность инженера-конструктора характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.
Ответственный характер деятельности инженера-конструктора обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.
Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях [14].
В соответствии с целями и задачами дипломной работы была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования о том, что личностные особенности инженеров-конструкторов, могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В исследовании использовались следующие методы сбора информации:
1. Диагностика эмоционального выгорания личности В.В. Бойко.
2. Личностный опросник Г. Айзенга (тест на темперамент, диагностика самооценки)
3. Опросник уровня тревожности Спилберга-Ханина
В результате исследования выявлены следующие личностные особенности, являющиеся предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у инженеров-конструкторов в процессе выполнения профессиональной деятельности:
уровень тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным нормам - строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость;
особенности отношения к людям - подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность;
особенности отношения к групповым нормам - зависимость от мнения других;
интровертированность как особенность темперамента.
Чем больше когнитивно-эмоциональная напряжённость и длительность деловых контактов, тем больше вероятность психической деформации индивидуумов, работающих в системе человек-человек. В этой связи в целях сохранения потенциалов социально-психологического здоровья у представителей коммуникативных профессий особую актуальность приобретает разработка технологии купирования и профилактики синдрома психического выгорания посредством организации развития, управления межличностными отношениями в трудовом коллективе и повышения коммуникативной культуры.
Постоянное профессиональное совершенствование может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против эмоционального выгорания, возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности. Позитивное отношение к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы за кадром.
Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.





