Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРОВ- КОНСТРУКТОРОВ

Работа №147715

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.
1.1 Подходы к изучению феномена эмоционального
выгорания 7
1.2 Характеристика профессиональной деятельности инженеров
конструкторов 16
1.3 Проявления синдрома эмоционального выгорания в инженерной
профессии 20
Глава II. Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности инженеров конструкторов.
2.1 Методика организации констатирующего эксперимента 35
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 40
Глава III. Методические рекомендации для инженеров-конструкторов.
3.1 Содержание работы психолога научно производственного предприятия
«Радиосвязь»
3.2 Функции кабинета психологической разгрузки на научно
производственном предприятия «Радиосвязь»
Заключение 70
Список литературных источников 72
Приложения

Проблематика стрессоустойчивости в профессиональной деятельности занимает существенное место в жизни человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье.
Наиболее подверженной возникновению синдрома профессионального выгорания в производственной деятельности являются инженеры- конструктора. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, работа со сложным оборудованием-системой автоматизированного проектирования, дисбаланс между интеллектуально-творческими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, введение «трудных» переговоров, добавляется загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей.
Несмотря на то, что такие вопросы, как стресс, стрессовые ситуации, методы повышение стрессоустойчивости, проблема эмоционального сгорания уже давно изучались психологами, в нашей работе мы рассмотрим стресс на примере группы работы инженеров-конструкторов, которая имеет свою специфику работы, сложности и несет огромную ответственность за те действия, функции, которые выполняет. В ситуациях ежедневных насыщенных, негативных факторов. Которые приводят к разрушению деятельности человека, в том числе и умственных энергетических затрат.
Актуальность исследования
На наш взгляд выбранная темы обусловлена сложным характером синдрома эмоционального выгорания, а также разнородностью интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария. Инженеры-конструктора принимают на себя наибольшую профессиональную нагрузку в ходе производственной деятельности.
Цель исследования: охарактеризовать и выявить синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности инженеров- конструкторов.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.
Предмет исследования: синдром «эмоционального выгорания» Задачи исследования:
1. Изучить проблему эмоционального выгорания в теоретических источниках.
2. Подобрать и провести методики исследования по интересующей нас проблеме.
3. Предложить методические рекомендации по профилактике возникновения синдрома «эмоционального выгорания»
Гипотеза исследования: на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества инженеров- конструкторов.
Методы исследования: В соответствии с целью и задачами исследования применялись как теоретические (анализ литературы), так и эмпирические методы исследования. Среди эмпирических методов исследования были использованы метод наблюдения, тестирования, эксперимент, количественные и качественные обработки материала и интерпретация результатов.
В исследовании использовались следующие методики:

выгорания» В.В.Бойко.(1991) [9].
2. методика «тест на темперамент, диагностика самооценки Г.Ю. Айзенка [8].
3. методика опросник уровня тревожности Спилберга-Ханина (1976-1978)[23].
Этапы исследования:
1. Теоретический анализ синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.
2. Подготовка методик для исследования синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.
3. Проведение исследования синдрома «эмоциональное выгорание» в профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.
4. Разработка рекомендаций для инженеров-конструкторов в профессиональной деятельности.
Научно-теоретическая значимость исследования:
а) осуществлен научно-психологический анализ подходов к изучению синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.
б) определены основные психологические проблемы, синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности инженеров- конструкторов.
в) полученные данные расширяют представления о синдроме «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности инженеров- конструкторов.
Практическая значимость: В ходе исследования были получены результаты, которые позволяют нам разработать рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у инженеров конструкторов Акционерного общество «Научно производственное предприятие» Радиосвязь....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов.
Под синдромом эмоционального выгорания в дипломной работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [16].
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Деятельность инженера-конструктора отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность инженера-конструктора характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.
Ответственный характер деятельности инженера-конструктора обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.
Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях [14].
В соответствии с целями и задачами дипломной работы была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования о том, что личностные особенности инженеров-конструкторов, могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В исследовании использовались следующие методы сбора информации:
1. Диагностика эмоционального выгорания личности В.В. Бойко.
2. Личностный опросник Г. Айзенга (тест на темперамент, диагностика самооценки)
3. Опросник уровня тревожности Спилберга-Ханина
В результате исследования выявлены следующие личностные особенности, являющиеся предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у инженеров-конструкторов в процессе выполнения профессиональной деятельности:
уровень тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным нормам - строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость;
особенности отношения к людям - подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность;
особенности отношения к групповым нормам - зависимость от мнения других;
интровертированность как особенность темперамента.
Чем больше когнитивно-эмоциональная напряжённость и длительность деловых контактов, тем больше вероятность психической деформации индивидуумов, работающих в системе человек-человек. В этой связи в целях сохранения потенциалов социально-психологического здоровья у представителей коммуникативных профессий особую актуальность приобретает разработка технологии купирования и профилактики синдрома психического выгорания посредством организации развития, управления межличностными отношениями в трудовом коллективе и повышения коммуникативной культуры.
Постоянное профессиональное совершенствование может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против эмоционального выгорания, возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности. Позитивное отношение к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы за кадром.
Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.


1. А.А. Баранов//Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1997. - № 1. - С.45-53.
2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. - Казань: Издательство Казанского университета, 1987. -261 с.
3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/А.Г.Абрумова//Психологический журнал. - М.: Наука, 1985. - Т. 6.
- № 6.
4. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984, с.214-276.
5. Аргентова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 108 с.
6. Аргентова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 108 с.
7. Айзенг Г.Ю.-Диагностика Самооценке.
8. Бодров В.А. Профессиональная пригодность и личность профессионала /в кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. Ред. В.А. Бодрова. - М.: ПЕР СЭ. 2003 г.
9. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания профессиональном общении. - СПб.: Питер.- 1999.- С.99-105.
10. Бойко В.В. Эмоциональное выгорание, М.1995
11. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К., Есипов Б.П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М., 1968.ВЛАДОС, 2003. - 312 с.
12. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-208с.
13. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб., 2005.
14. Выготский Л.С. Проблемы психологии., М. 1979
15. Гринберг Дж. Управление стрессом.7- е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 496с.....119


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ