Особенности связи типа детско-родительских отношений с компонентами личностного потенциала студентов (Сибирский Федеральный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Сибирский Федеральный Университет.
Выборка: 25 студентов в возрасте от 19 до 23 лет.
Есть приложения.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития личностного потенциала в системе семья 9
1.1 Личностный потенциал как теоретическая категория 9
1.2 Компоненты личностного потенциала и их психологическое содержание 13
1.3 Детско-родительские отношения как условие развития личностного потенциала 26
2. Экспериментальное исследование связей компонентов личностного потенциала и типов детско-родительских отношений 42
2.1 Программа исследования 42
2.1.2 Описание выборки исследования 43
2.1.3 Описание методического аппарата 43
2.2 Обработка данных и интерпретация результата 48
2.2.1 Математическая обработка полученных данных 53
2.3 Обобщение результатов, проверка гипотез, выводы по результатам работы 56
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложение А 69
Приложение Б 85
База исследования: Сибирский Федеральный Университет.
Выборка: 25 студентов в возрасте от 19 до 23 лет.
Есть приложения.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития личностного потенциала в системе семья 9
1.1 Личностный потенциал как теоретическая категория 9
1.2 Компоненты личностного потенциала и их психологическое содержание 13
1.3 Детско-родительские отношения как условие развития личностного потенциала 26
2. Экспериментальное исследование связей компонентов личностного потенциала и типов детско-родительских отношений 42
2.1 Программа исследования 42
2.1.2 Описание выборки исследования 43
2.1.3 Описание методического аппарата 43
2.2 Обработка данных и интерпретация результата 48
2.2.1 Математическая обработка полученных данных 53
2.3 Обобщение результатов, проверка гипотез, выводы по результатам работы 56
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложение А 69
Приложение Б 85
Сегодня феномен личностного потенциала и влияние на него детско-родительских отношений является не до конца изученной проблемой, и представляет собой один из самых актуальных вопросов, изучаемых в психолого-педагогической науке.
Личностный потенциал определяется Д. А. Леонтьевым как интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить в своей жизнедеятельности из устойчивых внутренних критериев и ориентиров и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий [18, 4]. По мнению автора, личностный потенциал является важной составляющей в регулировании поведения человека [17, 18].
Личностный потенциал неотделимая составляющая личности, она является основным вектором направления развития, ее стержнем. Также он прямо связан с успешностью саморегуляции деятельности в ее широком понимании, а в наиболее развитых формах проявляется в феномене самодетерминации – осуществлении деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности, как внешних, так и внутренних, преодоления личностью заданных обстоятельств и в конечном счете – самой себя [17, 60].
Одна из специфических форм проявления личностного потенциала – это проблематика преодоления личностью неблагоприятных условий ее развития. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть и преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала [4].
Согласно большинству источников, личностный потенциал проявляется в окружающей среде, т. е. в обществе. При этом общеизвестно, что семейная среда является первичным источником социализации человека, влияющим на его эмоциональное, когнитивное и социальное функционирование. Потенциал отдельно взятой личности становится социально значимым лишь посредством самореализации. Раскрытие потенциала личности зависит от активности личности (самореализации потенциальных возможностей), важными слагаемыми которой являются не только задатки и способности, но и мотивы (осознаваемые причины активности, цели деятельности).
Также, семья играет ключевую роль в формировании нравственных начал и жизненных принципов ребенка. Семья способствует развитию личности или ее разрушению, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Внутри семьи могут поощряться определенные аспекты личности и личностные влечения, в то время как другие могут подавляться, также и индивидуальные потребности – они могут быть удовлетворены или подавлены. Семейная структура определяет возможности для достижения безопасности, удовольствия и самореализации, а также помогает формированию границы идентификации и способствует появлению у личности образа своего “Я” [44].
Итак, личностный потенциал не является врожденным у ребенка. Он постепенно формируется, позволяя зрелой личности стать саморегулируемым субъектом, способным к целенаправленным изменениям в окружающем мире. Такая личность обладает устойчивостью к воздействию внешних обстоятельств, но при этом гибко реагирует на изменения внешних и внутренних ситуаций [44].
Актуальность исследования проблемы личностного потенциала и влияние на него детско-родительских отношений с практической точки зрения определяется социальной значимостью нахождения и изучения возможностей прогнозирования успешности и повышения эффективности деятельности человека.
Проблема. Исследования в области развития личности и образования утверждают, что качество и тип детско-родительских отношений играют важную роль в успешном формировании личностного потенциала студентов и их психологическом развитии. Важным является следующий вопрос – «при каком типе детско-родительских отношений в семье студент наиболее эффективен в развитии личностного потенциала?».
Цель работы: изучить влияние разных типов детско-родительских отношений на компоненты личностного потенциала студентов.
Объект исследования: личностный потенциал студентов и тип детско-родительских отношений в их семье.
Предмет исследования: связь личностного потенциала с типом детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: между студентами существует значительная разница в показателях личностного потенциала в зависимости от типа детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу и научные исследования о типах детско-родительские отношений и аспектах личностного потенциала.
2. Проанализировать компоненты личностного потенциала и их психологическое содержание.
3. Проанализировать детско-родительские отношения как условие развития личностного потенциала.
4. Подобрать и применить психодиагностические методики для определения уровня выраженности компонентов личностного потенциала и типа детско-родительских отношений студентов, а также описать, систематизировать и сравнить полученные данные.
5. Интерпретировать и статистически обработать полученные результаты, оформить выводы.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-теоретической литературы и научных исследований, опрос, сравнительный анализ результатов исследования.
Методики исследования: «Шкала общей самоэффективности» Р. Шварцера, М. Ерусалема) в адаптации В.Г. Ромека [46], «Методика исследования самоотношения (МИС)» С. Р. Пантилеева [47], «Юношеский отчет о родительском отношении (Parental Bonding Instrument, PBI)» Дж. Паркера, Х. Таплинга, Л. Брауна в адаптации Т.Н. Тихомировой, Д.А. Гайсиной, С.Б. Малых [48], направленное интервью [49].
Практическая значимость: данное магистерское исследование представляет собой комплексное исследование, направленное на выявление связи между типом детско-родительских отношений и компонентами личностного потенциала студентов. Возможно использование данных и результатов исследования для эффективного психологического сопровождения студентов, имеющих низкий уровень развитости компонентов личностного потенциала.
Апробация результатов исследования: результаты теоретического исследования в 2024 году были представлены на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный – 2023» – (Диплом …) и публикация в научном сборнике.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (51 источник) и приложений. Объем работы составляет 91 машинописных страниц.
Личностный потенциал определяется Д. А. Леонтьевым как интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить в своей жизнедеятельности из устойчивых внутренних критериев и ориентиров и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий [18, 4]. По мнению автора, личностный потенциал является важной составляющей в регулировании поведения человека [17, 18].
Личностный потенциал неотделимая составляющая личности, она является основным вектором направления развития, ее стержнем. Также он прямо связан с успешностью саморегуляции деятельности в ее широком понимании, а в наиболее развитых формах проявляется в феномене самодетерминации – осуществлении деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности, как внешних, так и внутренних, преодоления личностью заданных обстоятельств и в конечном счете – самой себя [17, 60].
Одна из специфических форм проявления личностного потенциала – это проблематика преодоления личностью неблагоприятных условий ее развития. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть и преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала [4].
Согласно большинству источников, личностный потенциал проявляется в окружающей среде, т. е. в обществе. При этом общеизвестно, что семейная среда является первичным источником социализации человека, влияющим на его эмоциональное, когнитивное и социальное функционирование. Потенциал отдельно взятой личности становится социально значимым лишь посредством самореализации. Раскрытие потенциала личности зависит от активности личности (самореализации потенциальных возможностей), важными слагаемыми которой являются не только задатки и способности, но и мотивы (осознаваемые причины активности, цели деятельности).
Также, семья играет ключевую роль в формировании нравственных начал и жизненных принципов ребенка. Семья способствует развитию личности или ее разрушению, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Внутри семьи могут поощряться определенные аспекты личности и личностные влечения, в то время как другие могут подавляться, также и индивидуальные потребности – они могут быть удовлетворены или подавлены. Семейная структура определяет возможности для достижения безопасности, удовольствия и самореализации, а также помогает формированию границы идентификации и способствует появлению у личности образа своего “Я” [44].
Итак, личностный потенциал не является врожденным у ребенка. Он постепенно формируется, позволяя зрелой личности стать саморегулируемым субъектом, способным к целенаправленным изменениям в окружающем мире. Такая личность обладает устойчивостью к воздействию внешних обстоятельств, но при этом гибко реагирует на изменения внешних и внутренних ситуаций [44].
Актуальность исследования проблемы личностного потенциала и влияние на него детско-родительских отношений с практической точки зрения определяется социальной значимостью нахождения и изучения возможностей прогнозирования успешности и повышения эффективности деятельности человека.
Проблема. Исследования в области развития личности и образования утверждают, что качество и тип детско-родительских отношений играют важную роль в успешном формировании личностного потенциала студентов и их психологическом развитии. Важным является следующий вопрос – «при каком типе детско-родительских отношений в семье студент наиболее эффективен в развитии личностного потенциала?».
Цель работы: изучить влияние разных типов детско-родительских отношений на компоненты личностного потенциала студентов.
Объект исследования: личностный потенциал студентов и тип детско-родительских отношений в их семье.
Предмет исследования: связь личностного потенциала с типом детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: между студентами существует значительная разница в показателях личностного потенциала в зависимости от типа детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу и научные исследования о типах детско-родительские отношений и аспектах личностного потенциала.
2. Проанализировать компоненты личностного потенциала и их психологическое содержание.
3. Проанализировать детско-родительские отношения как условие развития личностного потенциала.
4. Подобрать и применить психодиагностические методики для определения уровня выраженности компонентов личностного потенциала и типа детско-родительских отношений студентов, а также описать, систематизировать и сравнить полученные данные.
5. Интерпретировать и статистически обработать полученные результаты, оформить выводы.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-теоретической литературы и научных исследований, опрос, сравнительный анализ результатов исследования.
Методики исследования: «Шкала общей самоэффективности» Р. Шварцера, М. Ерусалема) в адаптации В.Г. Ромека [46], «Методика исследования самоотношения (МИС)» С. Р. Пантилеева [47], «Юношеский отчет о родительском отношении (Parental Bonding Instrument, PBI)» Дж. Паркера, Х. Таплинга, Л. Брауна в адаптации Т.Н. Тихомировой, Д.А. Гайсиной, С.Б. Малых [48], направленное интервью [49].
Практическая значимость: данное магистерское исследование представляет собой комплексное исследование, направленное на выявление связи между типом детско-родительских отношений и компонентами личностного потенциала студентов. Возможно использование данных и результатов исследования для эффективного психологического сопровождения студентов, имеющих низкий уровень развитости компонентов личностного потенциала.
Апробация результатов исследования: результаты теоретического исследования в 2024 году были представлены на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный – 2023» – (Диплом …) и публикация в научном сборнике.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (51 источник) и приложений. Объем работы составляет 91 машинописных страниц.
Детско-родительские отношения играют ключевую роль в формировании личности и эмоционального благополучия человека. Взаимодействие с родителями с раннего детства закладывает основы для развития самооценки, уверенности в себе, способности к саморегуляции и других аспектов личностного потенциала. В современном мире, где студенты сталкиваются с множеством социальных, академических и личных вызовов, понимание влияния детско-родительских отношений на их личностный потенциал приобретает особую актуальность.
Данная магистерская диссертация посвящена исследованию особенностей связи типа детско-родительских отношений с компонентами личностного потенциала студентов. Целью нашей работы было изучение того, как различные типы детско-родительских отношений влияют на такие компоненты личностного потенциала, как самооценка, самоэффективность, самопринятие, уровень внутренней конфликтности и другие.
Наше исследование было основано на гипотезе о том, что между студентами существует значительная разница в показателях личностного потенциала в зависимости от типа детско-родительских отношений.
В первой главе данной диссертации мы рассмотрели компоненты личностного потенциала и их психологическое содержание, а также теоретические аспекты развития личностного потенциала в системе семья. Нами были изучены труды таких авторов, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Марков, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, М. Мамардашвили, Н. А. Коваль, М. С. Коган, Л. А. Зеленова, О. Л. Краевая, Л. В. Сохань, И. В. Степаненко, А. Бандура, А. Я. Варга, В. В. Столин, Е. Т. Столин, Дж. Боулби, Г. Паркер и др.
Мы выяснили, что личностный потенциал состоит из множества параметров, и наращивается в результате собственных усилий индивида и/или под влиянием внешних стимулирующих мер, что обеспечивает повышение уровня реализуемой индивидом активности.
Также мы выяснили, что конструктивные и качественные детско-родительские отношения важны для формирования личностного потенциала студентов. Поддержка, понимание и уважение со стороны родителей способствуют развитию их эмоционального благополучия, самооценки, мотивации, социальных навыков и успехов в учебе и карьере.
В ходе исследования, которое описано во 2 главе данной диссертации, нами были проанализированы данные, полученные от студентов Сибирского федерального университета. Особое внимание мы уделили сравнению групп студентов с разными уровнями самоэффективности, а также выявлению корреляций между типами детско-родительских отношений и параметрами личностного потенциала.
В ходе проведенного исследования были выявлены важные аспекты, касающиеся связи между типами детско-родительских отношений и показателями личностного потенциала студентов. Гипотеза о существовании между студентами значительной разницы в показателях личностного потенциала в зависимости от типа детско-родительских отношений не подтвердилась. Мы выяснили, что группы студентов с разными уровнями субъективного ощущения личностной эффективности и разной выраженностью параметров самоотношения не отличаются друг от друга по уровням привязанности или гиперопеки со стороны родителей, а также по типам детско-родительских отношений.
Однако, в рамках исследования были получены иные значимые выводы. Мы обнаружили, что уровень самоэффективности оказывает существенное влияние на параметры самоотношения. Студенты с высоким и выше среднего уровнями самоэффективности демонстрируют более высокий уровень самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопринятия и самопривязанности. В то время как студенты с низкой самоэффективностью характеризуются более высоким уровнем замкнутости, внутренней конфликтности и самообвинения.
Эти результаты свидетельствуют о том, что высокая самоэффективность способствует формированию позитивного восприятия себя, уверенности в своих способностях и уменьшению внутренних противоречий. В свою очередь, низкая самоэффективность ведет к снижению самооценки, коммуникативной активности и внутреннего комфорта, что способствует развитию внутренних конфликтов и негативного восприятия себя.
Таким образом, уровень самоэффективности тесно связан с различными аспектами самоотношения, являющимися ключевыми компонентами личностного потенциала. Он влияет на внутреннее состояние, социальную активность и поведение студентов, их успехи в обучении и профессиональной деятельности.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что для поддержки и развития личностного потенциала студентов необходимо уделять внимание не только детско-родительским отношениям, но и развитию их самоэффективности. Это может быть достигнуто через программы психологической поддержки, тренинги по развитию уверенности в себе и другие мероприятия, направленные на укрепление положительного самоотношения.
Для понимания роли личностного потенциала в успешности деятельности и психологическом благополучии необходимы дальнейшие лонгитюдные исследования, так как именно они помогут понять, насколько составляющие личностного потенциала, психологическое благополучие и типы детско-родительских отношений способствуют долговременным и стабильным достижениям личности, вносящим вклад в развитие личностного потенциала. Для этого важно использовать методики, исследующие другие множественные компоненты и составляющие личностного потенциала, для более разнообразных результатов исследования.
Данная магистерская диссертация посвящена исследованию особенностей связи типа детско-родительских отношений с компонентами личностного потенциала студентов. Целью нашей работы было изучение того, как различные типы детско-родительских отношений влияют на такие компоненты личностного потенциала, как самооценка, самоэффективность, самопринятие, уровень внутренней конфликтности и другие.
Наше исследование было основано на гипотезе о том, что между студентами существует значительная разница в показателях личностного потенциала в зависимости от типа детско-родительских отношений.
В первой главе данной диссертации мы рассмотрели компоненты личностного потенциала и их психологическое содержание, а также теоретические аспекты развития личностного потенциала в системе семья. Нами были изучены труды таких авторов, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Марков, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, М. Мамардашвили, Н. А. Коваль, М. С. Коган, Л. А. Зеленова, О. Л. Краевая, Л. В. Сохань, И. В. Степаненко, А. Бандура, А. Я. Варга, В. В. Столин, Е. Т. Столин, Дж. Боулби, Г. Паркер и др.
Мы выяснили, что личностный потенциал состоит из множества параметров, и наращивается в результате собственных усилий индивида и/или под влиянием внешних стимулирующих мер, что обеспечивает повышение уровня реализуемой индивидом активности.
Также мы выяснили, что конструктивные и качественные детско-родительские отношения важны для формирования личностного потенциала студентов. Поддержка, понимание и уважение со стороны родителей способствуют развитию их эмоционального благополучия, самооценки, мотивации, социальных навыков и успехов в учебе и карьере.
В ходе исследования, которое описано во 2 главе данной диссертации, нами были проанализированы данные, полученные от студентов Сибирского федерального университета. Особое внимание мы уделили сравнению групп студентов с разными уровнями самоэффективности, а также выявлению корреляций между типами детско-родительских отношений и параметрами личностного потенциала.
В ходе проведенного исследования были выявлены важные аспекты, касающиеся связи между типами детско-родительских отношений и показателями личностного потенциала студентов. Гипотеза о существовании между студентами значительной разницы в показателях личностного потенциала в зависимости от типа детско-родительских отношений не подтвердилась. Мы выяснили, что группы студентов с разными уровнями субъективного ощущения личностной эффективности и разной выраженностью параметров самоотношения не отличаются друг от друга по уровням привязанности или гиперопеки со стороны родителей, а также по типам детско-родительских отношений.
Однако, в рамках исследования были получены иные значимые выводы. Мы обнаружили, что уровень самоэффективности оказывает существенное влияние на параметры самоотношения. Студенты с высоким и выше среднего уровнями самоэффективности демонстрируют более высокий уровень самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопринятия и самопривязанности. В то время как студенты с низкой самоэффективностью характеризуются более высоким уровнем замкнутости, внутренней конфликтности и самообвинения.
Эти результаты свидетельствуют о том, что высокая самоэффективность способствует формированию позитивного восприятия себя, уверенности в своих способностях и уменьшению внутренних противоречий. В свою очередь, низкая самоэффективность ведет к снижению самооценки, коммуникативной активности и внутреннего комфорта, что способствует развитию внутренних конфликтов и негативного восприятия себя.
Таким образом, уровень самоэффективности тесно связан с различными аспектами самоотношения, являющимися ключевыми компонентами личностного потенциала. Он влияет на внутреннее состояние, социальную активность и поведение студентов, их успехи в обучении и профессиональной деятельности.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что для поддержки и развития личностного потенциала студентов необходимо уделять внимание не только детско-родительским отношениям, но и развитию их самоэффективности. Это может быть достигнуто через программы психологической поддержки, тренинги по развитию уверенности в себе и другие мероприятия, направленные на укрепление положительного самоотношения.
Для понимания роли личностного потенциала в успешности деятельности и психологическом благополучии необходимы дальнейшие лонгитюдные исследования, так как именно они помогут понять, насколько составляющие личностного потенциала, психологическое благополучие и типы детско-родительских отношений способствуют долговременным и стабильным достижениям личности, вносящим вклад в развитие личностного потенциала. Для этого важно использовать методики, исследующие другие множественные компоненты и составляющие личностного потенциала, для более разнообразных результатов исследования.
Подобные работы
- Сиблинговые отношения в контексте характеристик семейной системы
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2020 - СООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА СТРЕСС И СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО У
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017



