Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Сибирский Федеральный Университет.
Выборка: 25 студентов в возрасте от 19 до 23 лет.
Есть приложения.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития личностного потенциала в системе семья 9
1.1 Личностный потенциал как теоретическая категория 9
1.2 Компоненты личностного потенциала и их психологическое содержание 13
1.3 Детско-родительские отношения как условие развития личностного потенциала 26
2. Экспериментальное исследование связей компонентов личностного потенциала и типов детско-родительских отношений 42
2.1 Программа исследования 42
2.1.2 Описание выборки исследования 43
2.1.3 Описание методического аппарата 43
2.2 Обработка данных и интерпретация результата 48
2.2.1 Математическая обработка полученных данных 53
2.3 Обобщение результатов, проверка гипотез, выводы по результатам работы 56
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложение А 69
Приложение Б 85
Сегодня феномен личностного потенциала и влияние на него детско-родительских отношений является не до конца изученной проблемой, и представляет собой один из самых актуальных вопросов, изучаемых в психолого-педагогической науке.
Личностный потенциал определяется Д. А. Леонтьевым как интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить в своей жизнедеятельности из устойчивых внутренних критериев и ориентиров и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий [18, 4]. По мнению автора, личностный потенциал является важной составляющей в регулировании поведения человека [17, 18].
Личностный потенциал неотделимая составляющая личности, она является основным вектором направления развития, ее стержнем. Также он прямо связан с успешностью саморегуляции деятельности в ее широком понимании, а в наиболее развитых формах проявляется в феномене самодетерминации – осуществлении деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности, как внешних, так и внутренних, преодоления личностью заданных обстоятельств и в конечном счете – самой себя [17, 60].
Одна из специфических форм проявления личностного потенциала – это проблематика преодоления личностью неблагоприятных условий ее развития. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть и преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала [4].
Согласно большинству источников, личностный потенциал проявляется в окружающей среде, т. е. в обществе. При этом общеизвестно, что семейная среда является первичным источником социализации человека, влияющим на его эмоциональное, когнитивное и социальное функционирование. Потенциал отдельно взятой личности становится социально значимым лишь посредством самореализации. Раскрытие потенциала личности зависит от активности личности (самореализации потенциальных возможностей), важными слагаемыми которой являются не только задатки и способности, но и мотивы (осознаваемые причины активности, цели деятельности).
Также, семья играет ключевую роль в формировании нравственных начал и жизненных принципов ребенка. Семья способствует развитию личности или ее разрушению, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Внутри семьи могут поощряться определенные аспекты личности и личностные влечения, в то время как другие могут подавляться, также и индивидуальные потребности – они могут быть удовлетворены или подавлены. Семейная структура определяет возможности для достижения безопасности, удовольствия и самореализации, а также помогает формированию границы идентификации и способствует появлению у личности образа своего “Я” [44].
Итак, личностный потенциал не является врожденным у ребенка. Он постепенно формируется, позволяя зрелой личности стать саморегулируемым субъектом, способным к целенаправленным изменениям в окружающем мире. Такая личность обладает устойчивостью к воздействию внешних обстоятельств, но при этом гибко реагирует на изменения внешних и внутренних ситуаций [44].
Актуальность исследования проблемы личностного потенциала и влияние на него детско-родительских отношений с практической точки зрения определяется социальной значимостью нахождения и изучения возможностей прогнозирования успешности и повышения эффективности деятельности человека.
Проблема. Исследования в области развития личности и образования утверждают, что качество и тип детско-родительских отношений играют важную роль в успешном формировании личностного потенциала студентов и их психологическом развитии. Важным является следующий вопрос – «при каком типе детско-родительских отношений в семье студент наиболее эффективен в развитии личностного потенциала?».
Цель работы: изучить влияние разных типов детско-родительских отношений на компоненты личностного потенциала студентов.
Объект исследования: личностный потенциал студентов и тип детско-родительских отношений в их семье.
Предмет исследования: связь личностного потенциала с типом детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: между студентами существует значительная разница в показателях личностного потенциала в зависимости от типа детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу и научные исследования о типах детско-родительские отношений и аспектах личностного потенциала.
2. Проанализировать компоненты личностного потенциала и их психологическое содержание.
3. Проанализировать детско-родительские отношения как условие развития личностного потенциала.
4. Подобрать и применить психодиагностические методики для определения уровня выраженности компонентов личностного потенциала и типа детско-родительских отношений студентов, а также описать, систематизировать и сравнить полученные данные.
5. Интерпретировать и статистически обработать полученные результаты, оформить выводы.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-теоретической литературы и научных исследований, опрос, сравнительный анализ результатов исследования.
Методики исследования: «Шкала общей самоэффективности» Р. Шварцера, М. Ерусалема) в адаптации В.Г. Ромека [46], «Методика исследования самоотношения (МИС)» С. Р. Пантилеева [47], «Юношеский отчет о родительском отношении (Parental Bonding Instrument, PBI)» Дж. Паркера, Х. Таплинга, Л. Брауна в адаптации Т.Н. Тихомировой, Д.А. Гайсиной, С.Б. Малых [48], направленное интервью [49].
Практическая значимость: данное магистерское исследование представляет собой комплексное исследование, направленное на выявление связи между типом детско-родительских отношений и компонентами личностного потенциала студентов. Возможно использование данных и результатов исследования для эффективного психологического сопровождения студентов, имеющих низкий уровень развитости компонентов личностного потенциала.
Апробация результатов исследования: результаты теоретического исследования в 2024 году были представлены на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный – 2023» – (Диплом …) и публикация в научном сборнике.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (51 источник) и приложений. Объем работы составляет 91 машинописных страниц.
Детско-родительские отношения играют ключевую роль в формировании личности и эмоционального благополучия человека. Взаимодействие с родителями с раннего детства закладывает основы для развития самооценки, уверенности в себе, способности к саморегуляции и других аспектов личностного потенциала. В современном мире, где студенты сталкиваются с множеством социальных, академических и личных вызовов, понимание влияния детско-родительских отношений на их личностный потенциал приобретает особую актуальность.
Данная магистерская диссертация посвящена исследованию особенностей связи типа детско-родительских отношений с компонентами личностного потенциала студентов. Целью нашей работы было изучение того, как различные типы детско-родительских отношений влияют на такие компоненты личностного потенциала, как самооценка, самоэффективность, самопринятие, уровень внутренней конфликтности и другие.
Наше исследование было основано на гипотезе о том, что между студентами существует значительная разница в показателях личностного потенциала в зависимости от типа детско-родительских отношений.
В первой главе данной диссертации мы рассмотрели компоненты личностного потенциала и их психологическое содержание, а также теоретические аспекты развития личностного потенциала в системе семья. Нами были изучены труды таких авторов, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Марков, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, М. Мамардашвили, Н. А. Коваль, М. С. Коган, Л. А. Зеленова, О. Л. Краевая, Л. В. Сохань, И. В. Степаненко, А. Бандура, А. Я. Варга, В. В. Столин, Е. Т. Столин, Дж. Боулби, Г. Паркер и др.
Мы выяснили, что личностный потенциал состоит из множества параметров, и наращивается в результате собственных усилий индивида и/или под влиянием внешних стимулирующих мер, что обеспечивает повышение уровня реализуемой индивидом активности.
Также мы выяснили, что конструктивные и качественные детско-родительские отношения важны для формирования личностного потенциала студентов. Поддержка, понимание и уважение со стороны родителей способствуют развитию их эмоционального благополучия, самооценки, мотивации, социальных навыков и успехов в учебе и карьере.
В ходе исследования, которое описано во 2 главе данной диссертации, нами были проанализированы данные, полученные от студентов Сибирского федерального университета. Особое внимание мы уделили сравнению групп студентов с разными уровнями самоэффективности, а также выявлению корреляций между типами детско-родительских отношений и параметрами личностного потенциала.
В ходе проведенного исследования были выявлены важные аспекты, касающиеся связи между типами детско-родительских отношений и показателями личностного потенциала студентов. Гипотеза о существовании между студентами значительной разницы в показателях личностного потенциала в зависимости от типа детско-родительских отношений не подтвердилась. Мы выяснили, что группы студентов с разными уровнями субъективного ощущения личностной эффективности и разной выраженностью параметров самоотношения не отличаются друг от друга по уровням привязанности или гиперопеки со стороны родителей, а также по типам детско-родительских отношений.
Однако, в рамках исследования были получены иные значимые выводы. Мы обнаружили, что уровень самоэффективности оказывает существенное влияние на параметры самоотношения. Студенты с высоким и выше среднего уровнями самоэффективности демонстрируют более высокий уровень самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопринятия и самопривязанности. В то время как студенты с низкой самоэффективностью характеризуются более высоким уровнем замкнутости, внутренней конфликтности и самообвинения.
Эти результаты свидетельствуют о том, что высокая самоэффективность способствует формированию позитивного восприятия себя, уверенности в своих способностях и уменьшению внутренних противоречий. В свою очередь, низкая самоэффективность ведет к снижению самооценки, коммуникативной активности и внутреннего комфорта, что способствует развитию внутренних конфликтов и негативного восприятия себя.
Таким образом, уровень самоэффективности тесно связан с различными аспектами самоотношения, являющимися ключевыми компонентами личностного потенциала. Он влияет на внутреннее состояние, социальную активность и поведение студентов, их успехи в обучении и профессиональной деятельности.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что для поддержки и развития личностного потенциала студентов необходимо уделять внимание не только детско-родительским отношениям, но и развитию их самоэффективности. Это может быть достигнуто через программы психологической поддержки, тренинги по развитию уверенности в себе и другие мероприятия, направленные на укрепление положительного самоотношения.
Для понимания роли личностного потенциала в успешности деятельности и психологическом благополучии необходимы дальнейшие лонгитюдные исследования, так как именно они помогут понять, насколько составляющие личностного потенциала, психологическое благополучие и типы детско-родительских отношений способствуют долговременным и стабильным достижениям личности, вносящим вклад в развитие личностного потенциала. Для этого важно использовать методики, исследующие другие множественные компоненты и составляющие личностного потенциала, для более разнообразных результатов исследования.
1. Жукова, С. В. Личностный потенциал как психо-педагогическая категория / С. В. Жукова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 109–110.
2. Ефанова, М. И. Самореализационный потенциал и психологическая готовность психолога к осуществлению профессиональной деятельности / под ред. Л. С. Колмогоровой, Ю. В. Трофимовой // Материалы международной научно-практической конференции. – 2009. – 406 с.
3. Леонтьев, Д. А. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала / Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, Е. Осин, А. В. Плотникова, Е. И. Рассказова // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – 2005. – С. 259– 260.
4. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2002. – С. 56– 65.
5. Шарапановская, Е. В. Характеристики профессионально-личностного потенциала педагога-психолога / под ред. Л. С. Колмогоровой, Ю. В. Трофимовой // Материалы международной научно-практической конференции. – 2009. – 406 с.
6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
7. Артюхова, Т. Ю. Личностный потенциал: понятие, возможности изучения и развития / Т. Ю. Артюхова // Современные вызовы и психологические ресурсы. – 2021. – С. 3–27.
8. Мамардашвили, М. К. Психологическая топология пути / М. К. Мамардашвили – Москва, 1997. – 568 с.
9. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс – Москва: «Прогресс», 1994. – 479 с.
10. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. / Э. Эриксон – Москва: Флинта, 2006. – 342 с.
11. Сохань, Л. В. Рецензия на книгу: «Личностный потенциал: структура и диагностика» под ред. Д.А. Леонтьева / Л. В. Сохань, И. В. Степаненко // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 9. – № 4. – С. 151–154.
12. Фомин, В. Н. К определению понятия личностного потенциала / В. Н. Фомин // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – №4. – С. 244–249.
13. Гордеева Т. О. Вклад личностного потенциала в академические достижения. Глава книги «Личностный потенциал: структура и диагностика» / Т. О. Гордеева, Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин. – М.: Смысл, 2011. – С. 642–667.
14. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон ; под ред. В. С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
15. Maдди, С. Смыслообразование в процессах принятия решения / С. Maдди // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – № 6. – С. 87–101.
16. Ромек, В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности : специальность 19.00.05 «Социальная психология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ромек Владимир Георгиевич ; Ростовский государственный университет. – Ростов н/Д, 1997. – 242 с.
17. Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 15–25.
18. Леонтьев, Д. А. Личностный потенциал как объект психодиагностики / Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин // Психологическая диагностика. – 2007. – № 1. – С. 4–7.
19. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
20. Кричевский, Р. Л. Самоэффективность и акмеологичсский подход к исследованию личности / Р. Л. Кричевский // Акмеология. – 2001. – № 1. – С. 47–52.
21. Гордеева, Т. О. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков / Т. О. Гордеева, Е. А. Шепелева // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 2006. – № 3. – С. 78–85.
22. Гайдар, К. М. Новые противоречия и проблемы в системе подготовки профессиональных психологов / / науч. ред. К.М. Гайдар // Психология – XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве. – Воронеж: ВГУ, 2007. – С. 4–14.
23. Берман, Н. Д. Влияние самоэффективности на обучение студентов / Н. Д. Берман // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – №2. – С. 32–39.
24. Берман, Н. Д. Образование и эмоции: значение эмоций в нашей жизни и в обучении / Н. Д. Берман // Russian Journal of Education and Psychology. – 2019. – Т. 10. – № 4. – С. 12–16.
25. Коломиец, О. В. Самоэффективность студентов гуманитарных и технических специальностей / О. В. Коломиец // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 6–4. – С. 94–97.
26. Бандура, А. Принципы социального научения / А. Бандура // Современная зарубежная социальная психология. – М.: Из-во МГУ, 1984. – С. 55–60.
27. Ерзин, А.И. Cамоэффективность, проактивность и жизнестойкость в обучении (влияние на академические интересы и достижения студентов) / А. И. Ерзин, Г. А. Епанчинцева // Современное образование. – 2016. – № 2. – С. 65–83.
28. Столин, В. В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики / В. В, Столин, Е. Т. Соколова, А. Я. Варга // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – 1989. – № 3. – С. 16–37.
29. Голубева, Е. В. Диагностика типов детско-родительских отношений / Е. В. Голубева // Российский психологический журнал. – 2009. – Т. 6. – № 1. – С. 25–34.
30. Спиваковская, А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности. – М., 1981. – С. 38–45.
31. Спиваковская, А. С. Как быть родителями: О психологии родительской любви / А. С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
32. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Варга Анна Яковлевна ; Государственный университет управления. – Москва, 1986. – 206 с.
33. Варга, А. Я. Типы родительских отношений / А. Я. Варга. – Самара: СамГПУ, 1997. – 88 с.
34. Петровский, А. В. Всегда ли правы родители. Психология воспитания / А. В. Петровский, В. В. Петровский. – М.: АСТ, 2003. – 400 с.
35. Удова, О. В. Особенности детско-родительских отношений в ситуации принятия-непринятия и их коррекция : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : диссертация на соискание степени кандидата психологических наук / Удова Ольга Владимировна ; Иркутский государственный педагогический университет. – Иркутск, 2005. – 180 c.
36. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
37. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений: учеб. пособие / О. А. Карабанова. – Самара: Изд-во СИОКПП, 2001. – 122 с.
38. Дугинова, Е. А. Коррекция детско-родительских отношений: метод. рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / Е. А. Дугинова. – Новокуйбышевск, 2009. – 103 с.
39. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
40. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э. Г. Эйдемиллер. – СПб.: Фолиум, 1996. – 335 с.
41. Базалева А. Л. Личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Базалева Любовь Александровна ; Сочинский государственный университет туризма и курортного дела. – Краснодар, 2010. – 202 с.
42. Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д. А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1. – 2002. – С. 56-65.
43. Структура личностного потенциала (ЛП) // Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Программа по развитию личностного потенциала. – 2004. – URL: https://diagnostics.vbudushee.ru/material/23 (дата обращения: 08.12.2023).
44. 46 Монастырская, Н. О личностном потенциале // Фонд «Измени одну жизнь» : официальный сайт. – 2014. – URL: https://changeonelife.ru/articles/o-lichnostnom-potentsiale/ (дата обращения: 12.11. 2023).
45. 47 Роль родителей в формировании самооценки ребенка // Подросток и общество. Информация для подростков, родителей и специалистов. – 2019. – URL: https://podrostok.68edu.ru/?p=394 (дата обращения: 12.11. 2023).
46. Шварцер, Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностранная психология. – 1996. – № 7. – С. 71-77.
47. Пантилеев, С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантилеев. – М.: Смысл, 1993. – 32 с.
48. Тихомирова, Т. Н. Адаптация русскоязычной версии опросника «Юношеский отчет о родительском отношении» / Т. Н. Тихомирова, Д. А. Гайсина, С. Б. Малых // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 81. – С. 125−141.
49. Трубицына, Л. В. Проведение качественного интервью: учебное пособие. Направления подготовки – 37.03.01 «Психология», 37.04.01 «Психология». Квалификация (степень) – бакалавр, магистр. Формы обучения – очная, заочная / Л. В. Трубицына – АСОУ, 2019. – 56 с.
50. Tsvеtkova, N. A. Self-Regulation Mechanisms of Men Convicted for the First Time and Repeat Offenders / N. A. Tsvеtkova, N. Y. Kolesnikova, A. I. Rybakova, E. A. Petrova, S. N. Fomina // Man in India. – 2016. – Vol. 96. – Iss. 10. – P. 3883–3898.
51. Otani, K. Affectionless control by the same-sex parents increases dysfunctional attitudes about achievement / K. Otani, A. Suzuki, Y. Matsumoto, R. Sadahiro, M. Enokido // Comprehensive Psychiatry. – 2014. – Vol. 55. – Iss. 6. – P. 1411-1414.