Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Генрих Тоде и “новое немецкое искусство” во второй половине XIX века

Работа №147681

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы68
Год сдачи2024
Стоимость4100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение 3
Глава 1. Поиски немецкого. Генрих Тоде профессор Гейдельбергского университета 6
1.1 Ранние годы. Институт истории искусства в Гейдельберге 6
1.2 Исследование Ренессанса. Дюрер и Микеланджело в монографиях Генриха Тоде 11
1.3 Путь к современному искусству 18
Глава 2. «Мировоззрение и искусство»: Генрих Тоде в развитии немецкой искусствоведческой критики 23
2.1. Искусствоведческая критика в Германии на рубеже XIX-XX веков 23
2.2 «Борьба за искусство» в публикациях Генриха Тоде и Юлиуса Мейер-Грефе 28
2.3 Непримиримость мировоззрений. Традиционалисты-почвенники contra искусство чистой формы 40
Глава 3. Дифференциация подходов к «сущности немецкого искусства» 47
3.1 «Сущность немецкого искусства» 47
3.2 Ренессанс и готика. Подходы к современному искусству в Германии 1910-х годов 53
3.3 Генрих Тоде и закат Европы 59
Заключение 63
Список использованной литературы 65



Стремительное развитие современного искусства в Германии на рубеже XIX-XX веков вызвало бурную реакцию среди художественных критиков и профессоров кафедр истории искусства. Одним из современников и активных деятелей этого периода стал искусствовед Генрих Тоде (1857-1920), чьи работы внесли большой вклад в формирование дискуссии о новом немецком искусстве и дальнейшем его развитии.
Будучи выпускником института истории искусства в Венском университете, Тоде занимался изучением южного и северного Ренессанса под руководством Морица Таузинга. Монография Тоде о жизни и творчестве Микеланджело в начале XX века и до наших времен является одним из самых полных и подробных исследований о художнике. Однако помимо старого искусства на арене искусствоведения Тоде запомнился как активный участник спора о сущности немецкой живописи в 1904-1906 годах. Он прославлял идею народного искусства (VölkischeKunst) и стал одним из главных исследователей вопроса «национального» и «немецкого» в культуре Германии. Также имя искусствоведа неразрывно связано с художником Гансом Тома, творчество которого Тоде открыл для широкого зрителя и закрепил в истории немецкой культуры среди других крупных мастеров современности. Позже Ганс Тома станет плотно ассоциироваться с «народным немецким искусством».
В результате разгоревшейся дискуссии с историком искусства Юлиусом Мейер-Грефе Тоде написал несколько своих главных произведений о том, «что есть немецкое» и предложил свой вектор дальнейшего развития культуры. Проанализировав историческое наследие, Тоде вывел несколько главных положений о немецком искусстве, задав ему теоретическую рамку, в надежде возродить традиционную культуру Германии, которая в конце века стремительно развивалась в направлении современных западноевропейских форм. Кроме того, Тоде посвятил много времени изучению понятия духа в границах немецкой философии и искусства, что нашло отклик у многих его последователей. Публикации вызвали противоречивую реакцию: сторонники идеи l'art pour l'artбыли возмущены нападками профессора на импрессионизм и его высказываниями национального характера, в то время как более консервативные деятели поощряли Тоде за интерес и искреннюю веру в немецкое искусство.
Проблема возрождения немецкого стояла очень остро на рубеже веков и стала главной темой критики не только в изобразительном искусстве, но и в политике и обществе как таковом. В результате этого имя Генриха Тоде стало неразрывно связано с темой национального искусства, идея которого все острее развивалась к 30-40 годам XX века. В современной науке фигура искусствоведа имеет противоречивую репутацию, а его многочисленные труды, посвященные искусству конца XIX века, изучены лишь отрывочно, из-за чего затруднительно дать достаточно полную картину его научной деятельности.
В контексте истории искусствоведения рассматриваются только некоторые книги Тоде, однако, чтобы понять влияние и положение его исследовании в 1890-х – 1910-х годах, необходимо изучить все публикации Тоде о сущности немецкого искусства. Целью этой работы является рассмотреть теоретические работы Генриха Тоде, посвященные современному искусству Германии, в рамках художественной критики рубежа XIX-XX века, а также проанализировать понятие немецкого в книгах Тоде и его дальнейшую судьбу в рамках культуры. Для этого будут использованы монографии с ранних лет до последней публикации искусствоведа в 1918 году, а также критические статьи современников Тоде и новейшие исследования.
В современном искусствоведении о Генрихе Тоде наиболее значительной представляется диссертация Анны Марии Жилин «HenryThode (1857–1920). LebenundWerk» 1993 года, в которой подробно описана биография историка. Исследовательская деятельность Тоде изучается в работах, посвященных итальянскому искусству, это диссертация Барбары Вагнер об образе Джотто в монографиях Генриха Тоде и Джона Рескина («Giottoideologisch – dieGiottobildervonJohnRuskinundHenryThode»), а также исследования о художественной критике первой половины XX века – книга К. Бауманна о народной критике 1927-1939 гг. и статья С. Крамер «Видение искусства и мировоззрение. Борьба за искусство в Германии около 1900 года». Имя Тоде упоминается в книге французского историка искусства и хранителя Лувра Ж. Базена в самой известной его книге «История истории искусства. От Вазари до наших дней» (1986) в разговоре о роли античности в искусствоведении XIX-XX веков. Кроме того, Тоде появляется в многочисленных монографиях, посвященных творчеству Ганса Тома, как друг и главный исследователь искусства при жизни художника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работы Генри Тоде, пронизанные острым чувством политического национального чувства в искусстве и культуре, нашли немалый отклик к 1900-му году. Его упоминают как одну из главных фигур в консервативном течении немецкой истории искусства тех лет. Однако сам Тоде сторонился политической жизни и при большом количестве связей, переписок с главными представителями искусства тех лет, оставался в стороне. Его сложно назвать карьеристом или ярым поборником за идею - перспективная и влиятельная должность профессора в Берлинском университете была им отвергнута в пользу тихого места в маленьком городке. Жизнь в столице предполагала крайне напряженную политическую среду и разлука с семьей, влияние которой во многом определила его жизненный путь. Ярый борец за возрождение немецкого искусство и Германии проявлялся чаще всего только в публикациях и на лекциях, а его воззрения на культуру были полностью подвластны идеалистическим рассуждениям о вещах, сильно отвлеченных от действительности. Последние строки в сборнике восьми лекций о новом немецком искусстве говорят сами за себя: «Эти мировоззрения можно описать двумя другими короткими словами: одно — идеалистическое, другое — реалистическое. Почвой, на которой мы стояли в этих лекциях, была почва идеализма! Но таково, можно с уверенностью утверждать, всегда было художественное мировоззрение, причем, добавим, еще и совершенно особенное немецкое.» Тоде отмечает, что в его исследованиях главными проводниками были Гете, Шопенгауэр, Кант, Вагнер, которые еще раз убедили его в том, что «искусство есть выражение идей». Однако проблема Тоде осталась не разрешенной ни к 1918 году, ни к 40-м годам – идеал искусства, который исходил бы от самого чувства художника, не был найден и не мог быть воплощен. Беклин и Тома хотя и остались двумя столпами в немецкой культуре, но идеалистическая живопись не превратилась в главную черту немецкого и не могла бы этого сделать в силу больших изменений в обществе и культуре. Так же не был найден тот самый художник, который смог бы выразить немецкий дух в том смысле, в котором это понимал Тоде.
Исследования Генриха Тоде последовательно раскрывают понятие немецкого искусства, начиная с эпохи Реформации до начала XX века. Возрождение культуры Тоде видит отнюдь не полотнах на исторические темы или в германской мифологии, а в более абстрактных близких по духу античности натуралистических картинах. Идея народного и самобытного в искусстве, как общая проблема любой культуры, но наиболее острая для Германии, стала одной из главных тем спора о векторе развития искусства на рубеже веков. Исследования Тоде прокладывали путь к неочевидному будущему для художников Германии, однако в результате образовавшейся дискуссии его положения стали подспорьем для развития художественной критики и активного обсуждения судьбы живописи не только среди консервативных авторов, но и последователей «искусства ради искусства». Кроме того, разговор о национальной и интернациональной сущности искусства не ограничивался работами Тоде, так же, как и разговор о его духовности, однако он в числе других искусствоведов приложил много усилий для развития этой темы. Надежды Тоде о будущем немецкого искусства в том виде, в котором они были задуманы, не были осуществлены, однако они частично нашли свою воплощение в творчестве и наследии художника Ганса Тома, который до сих пор воспринимается как «настоящий немецкий художник». Но разговор об их длительной совместной деятельности требует отдельного подробного исследования.




1. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. М.: Прогресс. Культура, 1994. С. 524.
2. Воррингер Вильгельм об искусстве XX века. Выступления разных лет. Перевод и послесловие И. Чечота // Метафизические исследования. Искусство. СПб, 2000, № 13. С. 252-295.
3. Любин Д. В. Изобразительное искусство Германии второй половины XIX – начала XX века. Часть 1. СПб.: Tabula Rasa, 2018. С. 522.
4. Любин Д. В. Изобразительное искусство Германии второй половины XIX – начала XX века. Часть 2. СПб.: Tabula Rasa, 2018. С. 527.
5. Чечот И. Д. Что такое рисование // Метафизические исследования. Искусство. СПб, 2000, № 13. С. 48-101.
6. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Образ и действительность. Минск: Попурри, 2021.С. 656.
7. BaumannK. VölkischeundnationalsozialistischeKunstkritik 1927-1939. Weimar: VDG, 2002. S. 458.
8. CarlVinnen. EinProtestdeutscher Künstler. Jena: Eugen Diederichs, 1911. S. 80.
9. Clinefelter, J.L. Artists for the Reich, New York: Berg Press, 2005.
10. Eberlein K. Was ist deutsch in der deutschen Kunst? Leipzig: G. U. Geemann, 1934. S. 67.
11. Im Kampf um die Kunst. Die Antwort auf den «Protest deutscher Künstler». München: R. Piper&Co, 1911. S. 182.
12. Kitschen F. Eine Art Reclam für die Kunst: Die Popularisierung der Kunstgeschichte und der Kanon der Serien 1860-1930 // Marburger Jahrbuch für Kunstwissenschaft. № 44, 2017. S. 189-209.
13. Krahmer C. Kunstanschauung – Weltanschauung. Das Ringen um die Kunst in Deutschland um 1900 // Études germaniques – Esthétique – Histoire des arts. № 256, 2009. S. 765-798.
14. Liberman M. Die Phantasie in der Malerei. Berlin: Bruno Cassirer, 1916. S. 64.
15. Liberman M. Der Fall Thode // Frankfurter Zeitung. Frankfurt, 1905. S. 1-3.
...
40 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ