ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1. Понятие «педагогический работник» и его виды 7
1.2. Источники правового регулирования педагогических работников
2. СФЕРА ТРУДА В ПЕДАГОГИКЕ.ТРУДОПРАВОВАЯ ОСНОВА
2.1. Особенности заключения и расторжения трудового договора с педагогическим работником
2.2. Рабочее время и время отдыха педагогических работников 20
2.3. Оплата труда педагогических работников 25
2.4. Эффективный контракт педагогических работников 30
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 37
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1. Понятие «педагогический работник» и его виды 7
1.2. Источники правового регулирования педагогических работников
2. СФЕРА ТРУДА В ПЕДАГОГИКЕ.ТРУДОПРАВОВАЯ ОСНОВА
2.1. Особенности заключения и расторжения трудового договора с педагогическим работником
2.2. Рабочее время и время отдыха педагогических работников 20
2.3. Оплата труда педагогических работников 25
2.4. Эффективный контракт педагогических работников 30
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 37
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Образование находится в центре первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависят будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в «связке» с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.
В современном правовом государстве образование должно иметь основательную нормативно-правовую базу. Требование тщательного законодательного регулирования отношений в области образования обусловлено рядом причин.
Во-первых, нормы образовательного законодательства должны стать надежными юридическими гарантиями реализации закрепленного на конституционном уровне права каждого на образование. Положения ст. 43 Конституции РФ, раскрывающие конституционную формулу «каждый имеет право на образование», находят развитие в актах образовательного законодательства.
Во-вторых, нормы образовательного законодательства регулируют ту сферу общественных отношений, в которую сегодня, не будет преувеличением сказать, вовлечено все российское общество, все его возрастные группы. Концепция непрерывного образования, провозглашенная ЮНЕСКО в 1972 г. и успешно реализуемая сегодня во многих странах мира, многократно увеличивает число участников образовательных отношений.
В-третьих, образование представляет собой огромную по своим масштабам отрасль российской экономики, грандиозный имущественный комплекс, нуждающийся, с одной стороны, в регламентации возникающих в сфере образования гражданских и трудовых отношений, а с другой - в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможно предоставление качественных образовательных услуг. Вот почему современное образовательное право формируется как комплексная отрасль российского законодательства, объединяющая нормы различной правовой принадлежности - гражданского, семейного, трудового, административного и других отраслей права.
Так же следует выделить, что в сфере образования накопилось значительное число проблем, связанных с кадровым обеспечением, недостаточным финансированием, ухудшением состояния материально-технической базы образования. Среди них центральное место занимает проблема поиска эффективных путей совершенствования системы мотивации и регулирования труда преподавателей.
И в настоящее время государство понимая особую ценность этого вида деятельности, уделяет его правовому регулированию довольно большое внимание. На основании Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) (далее ТК РФ), установившего ряд принципиально новых положений в отношении правового положения в сфере труда педагогических работников, были приняты иные нормативно-правовые акты: Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3.06.2013 г. № 466 , Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.2013 г. № 661 и прочие.
Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны процессами модернизации системы образования, динамичным развитием и, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между законодательным обеспечением и потребностями образовательной практики, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.
Таким образом, не вызывает сомнения актуальность проводимого исследования.
Целью исследования выступает комплексный анализ нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения педагогических работников, выявление проблем в данной сфере и разработка предложений по их законодательному урегулированию.
Исходя из поставленной цели, автором решались следующие задачи:
1) исследовать систему российского законодательства в сфере образования;
2) раскрыть основные особенности нормативных правовых актов, регулирующих организацию труда педагогических работников;
3) провести анализ правоприменительной практики судов по вопросам трудоустройства и увольнения педагогов;
4) выработать предложения по совершенствованию российского законодательства, заключающегося в специфичности трудовых отношений педагогических работников.
Объектом исследования являются трудовые отношения педагогических работников.
Предмет исследования -нормативные правовые акты регулирующие трудовые отношения педагогических работников.
Нормативно-правовой основой исследования выступили:
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) , Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 1.05. 2019 г.) (далее Закон об образовании).
Теоретическая основа рассматриваемой проблематики включает доктрину трудового и образовательного права, а именно работы таких авторов, как Сластенин В. А.,Сафронов И. П., Пешкова В.Е., Прокопьев И. И., Кадырова Е.П., Шкатулла В. И., Микушина М.Н. и др.
Методологической основой исследования является совокупность научных способов, позволяющих осуществить всесторонний анализ и сделать выводы по предмету исследования. В частности, использованы исторический, системно-структурный методы, метод классификации.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, разделённые на параграфы, анализ правоприменительной практики по теме исследования, методическую разработку, заключение и список использованных источников.
В современном правовом государстве образование должно иметь основательную нормативно-правовую базу. Требование тщательного законодательного регулирования отношений в области образования обусловлено рядом причин.
Во-первых, нормы образовательного законодательства должны стать надежными юридическими гарантиями реализации закрепленного на конституционном уровне права каждого на образование. Положения ст. 43 Конституции РФ, раскрывающие конституционную формулу «каждый имеет право на образование», находят развитие в актах образовательного законодательства.
Во-вторых, нормы образовательного законодательства регулируют ту сферу общественных отношений, в которую сегодня, не будет преувеличением сказать, вовлечено все российское общество, все его возрастные группы. Концепция непрерывного образования, провозглашенная ЮНЕСКО в 1972 г. и успешно реализуемая сегодня во многих странах мира, многократно увеличивает число участников образовательных отношений.
В-третьих, образование представляет собой огромную по своим масштабам отрасль российской экономики, грандиозный имущественный комплекс, нуждающийся, с одной стороны, в регламентации возникающих в сфере образования гражданских и трудовых отношений, а с другой - в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможно предоставление качественных образовательных услуг. Вот почему современное образовательное право формируется как комплексная отрасль российского законодательства, объединяющая нормы различной правовой принадлежности - гражданского, семейного, трудового, административного и других отраслей права.
Так же следует выделить, что в сфере образования накопилось значительное число проблем, связанных с кадровым обеспечением, недостаточным финансированием, ухудшением состояния материально-технической базы образования. Среди них центральное место занимает проблема поиска эффективных путей совершенствования системы мотивации и регулирования труда преподавателей.
И в настоящее время государство понимая особую ценность этого вида деятельности, уделяет его правовому регулированию довольно большое внимание. На основании Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) (далее ТК РФ), установившего ряд принципиально новых положений в отношении правового положения в сфере труда педагогических работников, были приняты иные нормативно-правовые акты: Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3.06.2013 г. № 466 , Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.2013 г. № 661 и прочие.
Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны процессами модернизации системы образования, динамичным развитием и, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между законодательным обеспечением и потребностями образовательной практики, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.
Таким образом, не вызывает сомнения актуальность проводимого исследования.
Целью исследования выступает комплексный анализ нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения педагогических работников, выявление проблем в данной сфере и разработка предложений по их законодательному урегулированию.
Исходя из поставленной цели, автором решались следующие задачи:
1) исследовать систему российского законодательства в сфере образования;
2) раскрыть основные особенности нормативных правовых актов, регулирующих организацию труда педагогических работников;
3) провести анализ правоприменительной практики судов по вопросам трудоустройства и увольнения педагогов;
4) выработать предложения по совершенствованию российского законодательства, заключающегося в специфичности трудовых отношений педагогических работников.
Объектом исследования являются трудовые отношения педагогических работников.
Предмет исследования -нормативные правовые акты регулирующие трудовые отношения педагогических работников.
Нормативно-правовой основой исследования выступили:
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) , Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 1.05. 2019 г.) (далее Закон об образовании).
Теоретическая основа рассматриваемой проблематики включает доктрину трудового и образовательного права, а именно работы таких авторов, как Сластенин В. А.,Сафронов И. П., Пешкова В.Е., Прокопьев И. И., Кадырова Е.П., Шкатулла В. И., Микушина М.Н. и др.
Методологической основой исследования является совокупность научных способов, позволяющих осуществить всесторонний анализ и сделать выводы по предмету исследования. В частности, использованы исторический, системно-структурный методы, метод классификации.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, разделённые на параграфы, анализ правоприменительной практики по теме исследования, методическую разработку, заключение и список использованных источников.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена рассмотрению темы особенностей регулирования труда педагогических работников. На основе теоретико-практического анализа нормативно-правовых положений действующего законодательства была предпринята попытка изучения специфики трудовых отношений в сфере образования.
Труд преподавателя представляет собой сознательную целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию обучающихся. От преподавателя, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры во многом зависит успешное решение задач обучения и воспитания.
В этой связи важное место в доктрине образования уделяется педагогическим кадрам и педагогической деятельности Главное предназначение Трудового кодекса — обеспечение баланса, согласования интересов работодателя и педагогических кадров. Достичь же этого действительно сложно, т. к. интересы эти не только во многом различны, но и изначально противоположны.
Одна из основных целей Трудового кодекса — защита прав и интересов, как работников, так и работодателей. С юридической точки зрения и работник, и работодатель должны быть равноправными субъектами отношений, в которые они вступают.
В соответствии с проведенным теоретическим и практическим анализом, можно позволить сформулировать следующие выводы:
- образовательное законодательство призвано регулировать образовательные и иные отношения административные, трудовые, имущественные и т.д.), складывающиеся в области образования. Регулируя такие отношения, законодательство определяет права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений;
- в системе источников образовательного права выделяют три уровня - федеральный, региональный (субъекта Российской Федерации) и муниципальный;
- Трудовой кодекс, вступивший в силу с 2002 года внес значительные изменения в регулирование трудовых отношений с отдельными категориями работников. Изменения коснулись и педагогических работников, однако эти изменения по-прежнему не решили всех проблем в этой сфере. Так в кодексе отсутствует понятие педагогической деятельности, а установлены только требования, предъявляемые к лицу желающему заниматься педагогической деятельностью. К этим требованиям, как следует из содержанияст.331 ТК РФ, относится наличие у лица образовательного ценза, стажа работа по педагогической специальности, определенные тарифно-квалификационные характеристики и соответствующий разряд аттестации;
- при заключении трудового договора на стороны распространяются общие требования, предусмотренные нормами ст.57 ТК РФ, но при этом существуют некоторые особенности. Так, согласно, ст. 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени для педагогических работников не может быть более 36 часов в неделю, а отпуск педагогических работников носит удлиненный характер и составляет 42 календарных дня, также возможно продление количества отпускных дней;
- размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий: показателей квалификации; продолжительности рабочего времени; и иными особенностями.
В результате анализа правоприменительной практики было выявлено, что основную массу дел составляет законность увольнения педагогических работников по причине совершения аморальных поступков.
Таким образом, на наш взгляд, было бы логичным и необходимым определение аморального проступка, закрепить на нормативно-правовом уровне, внеся соответствующие поправки в трудовое законодательство.
Труд преподавателя представляет собой сознательную целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию обучающихся. От преподавателя, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры во многом зависит успешное решение задач обучения и воспитания.
В этой связи важное место в доктрине образования уделяется педагогическим кадрам и педагогической деятельности Главное предназначение Трудового кодекса — обеспечение баланса, согласования интересов работодателя и педагогических кадров. Достичь же этого действительно сложно, т. к. интересы эти не только во многом различны, но и изначально противоположны.
Одна из основных целей Трудового кодекса — защита прав и интересов, как работников, так и работодателей. С юридической точки зрения и работник, и работодатель должны быть равноправными субъектами отношений, в которые они вступают.
В соответствии с проведенным теоретическим и практическим анализом, можно позволить сформулировать следующие выводы:
- образовательное законодательство призвано регулировать образовательные и иные отношения административные, трудовые, имущественные и т.д.), складывающиеся в области образования. Регулируя такие отношения, законодательство определяет права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений;
- в системе источников образовательного права выделяют три уровня - федеральный, региональный (субъекта Российской Федерации) и муниципальный;
- Трудовой кодекс, вступивший в силу с 2002 года внес значительные изменения в регулирование трудовых отношений с отдельными категориями работников. Изменения коснулись и педагогических работников, однако эти изменения по-прежнему не решили всех проблем в этой сфере. Так в кодексе отсутствует понятие педагогической деятельности, а установлены только требования, предъявляемые к лицу желающему заниматься педагогической деятельностью. К этим требованиям, как следует из содержанияст.331 ТК РФ, относится наличие у лица образовательного ценза, стажа работа по педагогической специальности, определенные тарифно-квалификационные характеристики и соответствующий разряд аттестации;
- при заключении трудового договора на стороны распространяются общие требования, предусмотренные нормами ст.57 ТК РФ, но при этом существуют некоторые особенности. Так, согласно, ст. 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени для педагогических работников не может быть более 36 часов в неделю, а отпуск педагогических работников носит удлиненный характер и составляет 42 календарных дня, также возможно продление количества отпускных дней;
- размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий: показателей квалификации; продолжительности рабочего времени; и иными особенностями.
В результате анализа правоприменительной практики было выявлено, что основную массу дел составляет законность увольнения педагогических работников по причине совершения аморальных поступков.
Таким образом, на наш взгляд, было бы логичным и необходимым определение аморального проступка, закрепить на нормативно-правовом уровне, внеся соответствующие поправки в трудовое законодательство.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование труда педагогических работников
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Правовое регулирование труда педагогических работников общеобразовательных учреждений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2017 - Особенности правового регулирования труда педагогических работников (Пермский государственный национальный исследовательский университет)
Контрольные работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2023 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Особенности правового регулирования труда медицинских работников
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ ВУЗОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2018



