ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОФСОЮЗОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПРОФСОЮЗА, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 6
2. ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОФСОЮЗА 18
2.1 Основные права профсоюзов, их классификация 18
2.2 Гарантии прав профсоюзов 34
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 42
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ПОНЯТИЕ ПРОФСОЮЗА, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 6
2. ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОФСОЮЗА 18
2.1 Основные права профсоюзов, их классификация 18
2.2 Гарантии прав профсоюзов 34
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 42
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
По мнению В.А Кадейкина профсоюзы-самая массовая общественная организация, основной задачей которой является защита прав и интересов трудящихся в сфере труда и трудовых отношениях.
Профессиональные союзы одна из основных составляющих политической системы общества любой страны, имеющая свои задачи и выполняющая определенные функции, которые устанавливаются их уставом. Причиной создания профсоюзов является жизненная необходимость объединения граждан, имеющих общие профессиональные интересы, желающих представительствовать и защищать свои социально-трудовые права и интересы.1
В настоящее время, в эпоху рыночной экономики, все институты общества подверглись значительной трансформации, изменилась существовавшая ранее система ценностей и норм, функций и статусов, изменились принципы и методы профессиональной помощи работодателю и работнику. Соответственно, правовая база профсоюзов претерпела существенные изменения. Тем не менее, профсоюзы занимают особое место среди существующих и действующих социальных институтов. Их деятельность, в отличие от других существующих социальных институтов, напрямую связана с регулированием важнейших социально-трудовых отношений в обществе. Если бы сегодня отсутствовал такой социальный институт, как профсоюзы, наемный труд оказался бы заложником работодателей, а работники не могли бы рассчитывать на адекватную социально ориентированную политику в трудовых отношениях, как на отдельном предприятии, так и в стране в целом.
Профессиональные союзы, являясь крупным самостоятельным институтом общества, в принципе формируют рыночные отношения,
^Кадейкин В.А. История профсоюзов России: этапы, события, люди. М.,2015. С. укрепляют социальные устои государства и развивают экономическую демократию, и поэтому непрерывное совершенствование трудового законодательства и определение направлений воздействия на работодателей в части исполнения его, могут максимально сократить социальные напряжения и поспособствовать разрешению цивилизационным путем социально-трудовых споров.
Все это подчеркивает актуальность исследования их настоящего правового статуса.
Разработка теоретических вопросов, связанных с профсоюзным движением наиболее ярко раскрыта в трудах таких ученых как: М.Н.Сенников, А. П. Стуканов, А. М. Лушников, Д.А.Никонов ,В. А. Кадейкин, Ю.О.Вербицкая, И.И.Бородин и др.
Объектом исследования является общественные отношения, связанные с правовым положением профсоюзов.
Предмет исследования - нормативные правовые акты ,регулирующие отношения в сфере правового статуса профсоюзов в сфере труда.
Цель настоящего исследования- выявить современные проблемы деятельности и правового статуса профсоюзов и предложить пути их решений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть профсоюзы как субъект трудовых отношений и раскрыть их задачи и функции;
- определить правовой статус профсоюзов, через раскрытие их прав и обязанностей;
- провести анализ правоприменительной практики касаемо правового статуса профсоюзов;
- составить методическую разработку по правовому статусу профсоюзов.
Методологическую основу исследования составили научные методы познания, а именно: аналитический метод практического и теоретического материала, метод объективной диалектики и эмпирического исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых, в том числе приведённых в характеристике степени разработанности темы, действующее законодательство, а так же нормативные акты иных отраслей права.
Нормативно - правовую основу исследования составили законодательные, и иные нормативные акты Российской Федерации, которые регулируют деятельность, права и гарантии профсоюзов, а так же материалы судебной практики.
Структура исследования определена целями и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, анализа судебной практики, заключения и списка использованных источников.
Профессиональные союзы одна из основных составляющих политической системы общества любой страны, имеющая свои задачи и выполняющая определенные функции, которые устанавливаются их уставом. Причиной создания профсоюзов является жизненная необходимость объединения граждан, имеющих общие профессиональные интересы, желающих представительствовать и защищать свои социально-трудовые права и интересы.1
В настоящее время, в эпоху рыночной экономики, все институты общества подверглись значительной трансформации, изменилась существовавшая ранее система ценностей и норм, функций и статусов, изменились принципы и методы профессиональной помощи работодателю и работнику. Соответственно, правовая база профсоюзов претерпела существенные изменения. Тем не менее, профсоюзы занимают особое место среди существующих и действующих социальных институтов. Их деятельность, в отличие от других существующих социальных институтов, напрямую связана с регулированием важнейших социально-трудовых отношений в обществе. Если бы сегодня отсутствовал такой социальный институт, как профсоюзы, наемный труд оказался бы заложником работодателей, а работники не могли бы рассчитывать на адекватную социально ориентированную политику в трудовых отношениях, как на отдельном предприятии, так и в стране в целом.
Профессиональные союзы, являясь крупным самостоятельным институтом общества, в принципе формируют рыночные отношения,
^Кадейкин В.А. История профсоюзов России: этапы, события, люди. М.,2015. С. укрепляют социальные устои государства и развивают экономическую демократию, и поэтому непрерывное совершенствование трудового законодательства и определение направлений воздействия на работодателей в части исполнения его, могут максимально сократить социальные напряжения и поспособствовать разрешению цивилизационным путем социально-трудовых споров.
Все это подчеркивает актуальность исследования их настоящего правового статуса.
Разработка теоретических вопросов, связанных с профсоюзным движением наиболее ярко раскрыта в трудах таких ученых как: М.Н.Сенников, А. П. Стуканов, А. М. Лушников, Д.А.Никонов ,В. А. Кадейкин, Ю.О.Вербицкая, И.И.Бородин и др.
Объектом исследования является общественные отношения, связанные с правовым положением профсоюзов.
Предмет исследования - нормативные правовые акты ,регулирующие отношения в сфере правового статуса профсоюзов в сфере труда.
Цель настоящего исследования- выявить современные проблемы деятельности и правового статуса профсоюзов и предложить пути их решений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть профсоюзы как субъект трудовых отношений и раскрыть их задачи и функции;
- определить правовой статус профсоюзов, через раскрытие их прав и обязанностей;
- провести анализ правоприменительной практики касаемо правового статуса профсоюзов;
- составить методическую разработку по правовому статусу профсоюзов.
Методологическую основу исследования составили научные методы познания, а именно: аналитический метод практического и теоретического материала, метод объективной диалектики и эмпирического исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых, в том числе приведённых в характеристике степени разработанности темы, действующее законодательство, а так же нормативные акты иных отраслей права.
Нормативно - правовую основу исследования составили законодательные, и иные нормативные акты Российской Федерации, которые регулируют деятельность, права и гарантии профсоюзов, а так же материалы судебной практики.
Структура исследования определена целями и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, анализа судебной практики, заключения и списка использованных источников.
Профессиональные союзы это добровольные объединения работников по защите своих интересов и социально-трудовых прав.
Общественная деятельность профсоюзов основывается на законодательстве об общественных организациях и трудовом законодательстве страны, где они развивают свою деятельность.
В исследовании был рассмотрен и проанализирован правовой статус профсоюза и его функции. Проведен анализ его правозащитной деятельности и определены возможные пути совершенствования . Например, анализируя правозащитную деятельность профсоюзов, Мы обнаружили, что только активная позиция работников во взаимодействии с профсоюзами может положительно решить основную часть возникающих социально-трудовых конфликтов между работниками и работодателями.
Профсоюзы как правозащитники нуждаются в дальнейшем расширении прав по защите социально-трудовых прав работников. Для этого необходимо предоставить профсоюзам право участия (по соглашению с работодателем) в работе органов управления предприятия по защите прав и интересов работников в процессе принятия тех или иных решений в отношении этих работников. Кроме того, было установлено, что ответственность за нарушение законных прав профсоюзов - декриминализирована, что стимулирует безнаказанность работодателей и затрудняет обеспечение прав граждан. В заключение было отмечено, что профсоюзам необходимо активнее общаться с трудящимися, организовывать лекции, консультации, на которых рассказывать трудящимся об их возможностях по оказанию им правозащитной помощи.
В Трудовом Кодексе Российской Федерации социальному партнёрству посвящён раздел II. Так в этой главе даётся официальная дефиниция «социального партнёрства». Статья 23 Трудового кодекса РФ определяет «социальное партнёрство» как систему взаимоотношений между 57
работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Опыт показывает, что социальное партнерство является основой для политической, экономической и социальной стабильности государства. Благодаря социальному партнерству, согласование важнейших социально-трудовых интересов работника и работодателя устанавливается.
Профсоюзы являются одним из субъектов социального партнерства, наряду с работником и работодателем.
Справедливо отметить, что сегодня профсоюзное движение в России находится в кризисе.
Одной из главных проблем профсоюзов, как подчеркивают многие ученые и практики, в настоящее время можно считать падение имиджа профсоюза как органа, способного реально и эффективно защищать права трудящихся.
Причин падения имиджа профсоюзов в России много. Одной из основных причин является слабая эффективность этих организаций, которая выражается в отсутствии желания использовать новые возможности, отсутствие новых мероприятий и идей. Большинство профсоюзов, входящих в Федерацию независимых профсоюзов России, участвуют в организации праздников, конкурсов и др. но не для защиты интересов трудящихся.
Государство должно быть заинтересовано в эффективной работе профсоюзов. Только при их активном содействии государства может обеспечить социальный мир и стабильность в развитии экономики. В этой связи хотелось бы дополнить статью 104 Конституции Российской Федерации другим субъектом, имеющим право законодательной инициативы по субъектам своей компетенции — профсоюзами.
Право законодательной инициативы также должны быть закреплены в законе «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности »». В то же время профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства будет присутствовать не только на стадии правоприменения, но и на стадии законотворчества, что будет в большей степени способствовать реализации защитных и представительских функций профсоюзов. Следующая проблема заключается в том, что многие профсоюзные организации создаются работодателем и действуют, лоббируя интересы последнего, т. е. можно говорить о финансовой независимости и полной административной зависимости такого объединения. Союз в таком обличье будет рассматриваться как структурный элемент предприятия, полностью подчиняющийся воле работодателя.
К сожалению, работодатель имеет достаточные механизмы административного давления на работников, которые принимают активное участие в деятельности независимых профсоюзов. Все это, несомненно, ведет в лучшем случае к стагнации или деградации профсоюзного движения в России.
Для предотвращения этой проблемы, , государство должно оказывать финансовую и правовую поддержку независимым профсоюзным организациям.
Необходимо внести изменения в закон «О профсоюзах», расширяющие возможности граждан по реализации своего конституционного права на объединение. Прежде всего, о концепции профсоюза, дано в статье 2 Закона « О профсоюзах » , который в пункте 1 гласит: «профсоюз-добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. »
Пункт 2 данной статьи гласит, что каждый человек, достигший 14 летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения. Как видно, в этих пунктах нет упоминания о пенсионерах, которые больше не работают, но продолжают регистрироваться в первичной профсоюзной организации, нет упоминания о студентах, получающих профессиональное образование в колледжах и университетах, и нет упоминания о праве безработных вступать в профсоюз или создавать профсоюз.
Профсоюзы являются неотъемлемой частью социального партнерства, а именно представлены как субъект, о чем говорилось ранее. Исходя из этих положений, кризис в работе профсоюзного движения оказывает деструктивное воздействие на социальное партнерство в целом, что чревато и "ломает хребет" социально-экономическое развитие нашей страны.
Именно слаженная работа профсоюзных органов всех уровней и тесная поддержка государства, поступательное развитие и совершенствование механизмов защиты интересов и прав участников социального партнерства является одним из приоритетов нашего государства, где профсоюзы играют значительную роль.
Общественная деятельность профсоюзов основывается на законодательстве об общественных организациях и трудовом законодательстве страны, где они развивают свою деятельность.
В исследовании был рассмотрен и проанализирован правовой статус профсоюза и его функции. Проведен анализ его правозащитной деятельности и определены возможные пути совершенствования . Например, анализируя правозащитную деятельность профсоюзов, Мы обнаружили, что только активная позиция работников во взаимодействии с профсоюзами может положительно решить основную часть возникающих социально-трудовых конфликтов между работниками и работодателями.
Профсоюзы как правозащитники нуждаются в дальнейшем расширении прав по защите социально-трудовых прав работников. Для этого необходимо предоставить профсоюзам право участия (по соглашению с работодателем) в работе органов управления предприятия по защите прав и интересов работников в процессе принятия тех или иных решений в отношении этих работников. Кроме того, было установлено, что ответственность за нарушение законных прав профсоюзов - декриминализирована, что стимулирует безнаказанность работодателей и затрудняет обеспечение прав граждан. В заключение было отмечено, что профсоюзам необходимо активнее общаться с трудящимися, организовывать лекции, консультации, на которых рассказывать трудящимся об их возможностях по оказанию им правозащитной помощи.
В Трудовом Кодексе Российской Федерации социальному партнёрству посвящён раздел II. Так в этой главе даётся официальная дефиниция «социального партнёрства». Статья 23 Трудового кодекса РФ определяет «социальное партнёрство» как систему взаимоотношений между 57
работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Опыт показывает, что социальное партнерство является основой для политической, экономической и социальной стабильности государства. Благодаря социальному партнерству, согласование важнейших социально-трудовых интересов работника и работодателя устанавливается.
Профсоюзы являются одним из субъектов социального партнерства, наряду с работником и работодателем.
Справедливо отметить, что сегодня профсоюзное движение в России находится в кризисе.
Одной из главных проблем профсоюзов, как подчеркивают многие ученые и практики, в настоящее время можно считать падение имиджа профсоюза как органа, способного реально и эффективно защищать права трудящихся.
Причин падения имиджа профсоюзов в России много. Одной из основных причин является слабая эффективность этих организаций, которая выражается в отсутствии желания использовать новые возможности, отсутствие новых мероприятий и идей. Большинство профсоюзов, входящих в Федерацию независимых профсоюзов России, участвуют в организации праздников, конкурсов и др. но не для защиты интересов трудящихся.
Государство должно быть заинтересовано в эффективной работе профсоюзов. Только при их активном содействии государства может обеспечить социальный мир и стабильность в развитии экономики. В этой связи хотелось бы дополнить статью 104 Конституции Российской Федерации другим субъектом, имеющим право законодательной инициативы по субъектам своей компетенции — профсоюзами.
Право законодательной инициативы также должны быть закреплены в законе «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности »». В то же время профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства будет присутствовать не только на стадии правоприменения, но и на стадии законотворчества, что будет в большей степени способствовать реализации защитных и представительских функций профсоюзов. Следующая проблема заключается в том, что многие профсоюзные организации создаются работодателем и действуют, лоббируя интересы последнего, т. е. можно говорить о финансовой независимости и полной административной зависимости такого объединения. Союз в таком обличье будет рассматриваться как структурный элемент предприятия, полностью подчиняющийся воле работодателя.
К сожалению, работодатель имеет достаточные механизмы административного давления на работников, которые принимают активное участие в деятельности независимых профсоюзов. Все это, несомненно, ведет в лучшем случае к стагнации или деградации профсоюзного движения в России.
Для предотвращения этой проблемы, , государство должно оказывать финансовую и правовую поддержку независимым профсоюзным организациям.
Необходимо внести изменения в закон «О профсоюзах», расширяющие возможности граждан по реализации своего конституционного права на объединение. Прежде всего, о концепции профсоюза, дано в статье 2 Закона « О профсоюзах » , который в пункте 1 гласит: «профсоюз-добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. »
Пункт 2 данной статьи гласит, что каждый человек, достигший 14 летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения. Как видно, в этих пунктах нет упоминания о пенсионерах, которые больше не работают, но продолжают регистрироваться в первичной профсоюзной организации, нет упоминания о студентах, получающих профессиональное образование в колледжах и университетах, и нет упоминания о праве безработных вступать в профсоюз или создавать профсоюз.
Профсоюзы являются неотъемлемой частью социального партнерства, а именно представлены как субъект, о чем говорилось ранее. Исходя из этих положений, кризис в работе профсоюзного движения оказывает деструктивное воздействие на социальное партнерство в целом, что чревато и "ломает хребет" социально-экономическое развитие нашей страны.
Именно слаженная работа профсоюзных органов всех уровней и тесная поддержка государства, поступательное развитие и совершенствование механизмов защиты интересов и прав участников социального партнерства является одним из приоритетов нашего государства, где профсоюзы играют значительную роль.
Подобные работы
- АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧАСТНОГО ОХРАННИКА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЙ СТАТУС РАБОТНИКА ПО РОССИЙСКОМУ ТРУДОВОМУ ПРАВУ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Административно-правовой статус государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовой статус субъектов отношений в сфере туризма
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование труда педагогических работников
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Правовое положение профсоюзов в сфере труда в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование труда педагогических работников общеобразовательных учреждений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2017 - Правовое положение саморегулируемых организаций по законодательству Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Правовое положение субъектов трудового права (республика Беларусь)
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1390 р. Год сдачи: 2016



