ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРОВ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
1.1 Право на воспитание: понятие, содержание, особенности . . . . 5
1.2 Особенности и виды споров о праве на воспитание детей 9
2. СУБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ О ПРАВЕ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
2.1 Участие органов опеки и попечительства в спорах о воспитании детей 13
2.2 Судебное регулирование споров о воспитании детей 16
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 21
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Правовые нормы Российской Федерации охватывают все сферы жизни общества, и на их основе строятся правоотношения различного вида. Общественные проблемы Российской Федерации отражают морально-этическое состояние населения в семейных правоотношениях, представленных широким спектром, среди которых особое место занимают брачно-семейные отношения, а в частности, права и обязанности родителей, проживающих раздельно, но имеющих совместных детей.
Законодательство обеспечивает защиту прав детей и возлагает при этом на родителей ряд определенных обязанностей, правовое регулирование отношений между родителями и детьми не гарантирует исполнение закона в полной мере лицами участвующих в данных правоотношениях.
Каждый год в судах Российской Федерации рассматривается более миллиона споров, вытекающих из семейно-правовых отношений и большинство из них связанно с вытекающими обстоятельствами из бракоразводного процесса. Основной перечень споров можно представить в следующем виде: споры о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах, об определении места жительства ребенка, о порядке общения ребенка с родителем проживающим отдельно.
Объектом исследования являются семейно-правовые отношения, возникающие по вопросам воспитания детей.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, правоприменительная практика по спорам о воспитании детей.
Целью настоящей работы является исследование споров о воспитании детей, выявление проблем и предложение решений по выявленным проблемам.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- рассмотреть право на воспитание: понятие, содержание, особенности;
- проанализировать особенности и виды споров о праве на воспитание детей;
- охарактеризовать участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей (особенности и методы);
- проанализировать правоприменительную практику в области споров о праве на воспитание детей (виды споров и как они разрешаются).
Теоретическую основу настоящего исследования составляют труды таких ученых, как Ю. Ф. Беспалова, Л. Ю. Михеевой, А. М. Нечаевой, М. К. Треушникова, М. С. Шакаряна и др.
Методологическую основу работы составляют такие методы как аналитический, методы синтеза и обобщения, системно-структурный подход.
Нормативную основу работы составляют: Конституция Российской Федерации (в ред. от 21.07.2014) , Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) (далее - Конвенция); Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 января 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 01.05.2017) (далее - СК РФ); Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138 - ФЗ (в ред. от 19.12.2016) (далее - ГПК РФ).
Структура работы определена в соответствии с целями, задачами исследования и уровнем научной разработки анализируемых проблем.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, анализа правоприменительной практики, заключения, списка использованных источников.
Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.
Семейное законодательство часто относится к числу традиционных, достаточно стабильных отраслей права, которые не находятся в прямой конъюнктурной зависимости от перемен в государстве и обществе. Однако любое законодательство обладает способностью обнаруживать такие пробелы и недостатки, которые порой даже трудно предвидеть.
На сегодняшний день рассмотренные вопросы имеют разную специфику применения судебной практики. В качестве решения данных проблем предлагается внесение предложений по принятию разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по данным вопросам.
Имущественное положение членов семьи оказывает влияние на осуществление ими прав и обязанностей в той мере, в какой это необходимо для охраны интересов наиболее незащищенных участников отношений. Дальнейшее преимущество в материально-бытовом плане не определяет содержание семейных правоотношений и не наделяет субъекта большим объемом семейных прав.
В настоящее время Российская Федерация не готова к принятию такого закона, который позволял бы органам опеки изымать детей из семьи не только в случае жестокого обращения, но если чиновники сочтут, что обстановка в семье препятствует нормальному развитию ребенка. До тех пор пока законодательно не будут раскрыты такие понятия, как «злоупотребление правами», «ненадлежащее воспитание», «нормальное развитие» и т. д., применение в действие такого закона будет нецелесообразным и отвечать интересам ребенка не будет.
В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года со ссылкой на другие международные акты говорится, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия детей должны быть
предоставлены необходимые защита и содействие, а дети, живущие в исключительно трудных условиях, должны нуждаться в особом внимании.
При вынесении решения судом анализируются все доказательства, представленные не только сторонами по делу, но и также поступившие в адрес суда в ответ на запросы. При этом нельзя исключать те обстоятельства, что в случае, если у суда недостаточно доказательств для лишения родителя (родителей) родительских прав, а ребенок находится в обстановке, угрожающей его жизни и здоровью, считаем, что в подобных случаях суд вправе по собственной инициативе перейти с такой крайней меры ответственности, как лишение родительских прав на ограничение родительских прав. При этом целесообразно, что такое право суда должно иметь прямое указание на это в законе.
Закрепив законодательно в СК РФ обязательный переход суда с лишения родительских прав на ограничение, суд при решении спора будет исходить из интересов ребенка в той же мере при наличии каких-либо со-мнений, а также оснований, при которых жизни ребенка может грозить опасность, согласно прямому указанию на это в законе, воспользуется вариантом такого поведения. Хотелось бы отметить, что воспитание детей - это неукоснительный, большой труд и долг. Несомненно, родители свободны в выборе способов и методов воспитания. Однако они не вправе осуществлять свое право на воспитание в противоречие с интересами детей и противовес действующему законодательству.
Проанализировав СК РФ, можно сделать ряд предложений по усовершенствованию законодательства, для его более эффективного действия. Так например, предусмотреть в Семейном кодексе РФ необходимость проведения органами опеки и попечительства предупредительной досудебной работы по устранению конфликтов, связанных с воспитанием несовершеннолетних в семье; предусмотреть в ст.68 Семейного кодекса РФ защиту родительских прав в случаях, когда ребенка удерживают лица, осуществляющие его семейное воспитание на основании закона (опекуны-попечители, приемные родители и проч.); дополнить п.З ст.65 Семейного кодекса РФ, указав, что похищение, укрывательство ребенка во время разрешения спора о его месте проживания с одним из родителей, рассматривается как злоупотребление родительским правом; дополнить ч.2 п.2 ст.66 Семейного кодекса РФ словами: «В случае необходимости суд вправе поручить органам опеки и попечительства внести отдельные уточнения в установленный им порядок общения ребенка с отдельно проживающим родителем».
Вопросы защиты прав и интересов несовершеннолетних не теряют актуальности, требуют продолжения изучения и определения новых подходов к их решению.
1. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература. 1990. С. 385 - 388.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Ведомости Съезда НД СССР и ВС СССР. № 45. 1990. Ст. 955.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета 25 дек.
6. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 № 1-ФКЗ (в ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ.
8. № 32. Ст. 3301.
9. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 января 1995 г. № 223- ФЗ (в ред. от 01.05.2017) // Российская газета 1996. 27 янв.
10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138 - ФЗ (в ред. от 19.12.2016) // Российская газета. 2002. 20 нояб.
11. Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.
12. Указ Президента РФ от 01 сентября 2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 36. Ст. 4312.
13. Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 23. Ст. 2994.
14. Приказ Минтруда РФ № 147, МВД РФ № 481 от 20 июня 2003 «О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними» // СПС «Консультант Плюс».
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 (в ред. от 06.02.2007) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Российская газета. 1998. 10 июня....(54)