Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках
географии 6
1.1. Понятие и характеристика универсальных учебных действий 6
1.2. Характеристика познавательных универсальных учебных действий 11
1.3.Особенности работы с географической картой 17
1.4. Приемы развития познавательных универсальных учебных действий на
уроках географии при использовании географических карт 25
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Опытно-эмпирическое исследование проблемы развития
универсальных учебных действий обучающихся при работе с
географическими картами 39
2.1.Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования 41
2.3. Рекомендации родителям по развитию умений и навыков работы
обучающихся с географическими картами 46
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложения 53
Актуальность темы. Данная тема актуальна, так как современная система образования призвана вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться, а формирование способности и готовности обучающихся реализовывать УУД, позволит повысить эффект образовательного и воспитательного процесса в школе. Результаты действия универсальных учебных действий формируют у школьника способность самостоятельно осваивать новые компетенции, т.е. представляют собой умение учиться.[25] Теперь благодаря этому и материалу данной работы на уроках географии ученики будут эффективно использовать все доступные ресурсы данного предмета, а в частности географической картой, которая в свою очередь является языком международного общения.
Цель исследования направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии при работе с картами.
Объект исследования: познавательные универсальные учебные действия обучающихся.
Предмет исследования: процесс развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся посредством работы с географическими картами.
Задачи исследования:
1) осуществить теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
2) выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у школьников среднего звена;
3) осуществить программу развития познавательных универсальных учебных действий на уроках географии средствами географических карт.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования); эмпирические (наблюдение, анкетирование, эксперимент).
Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие подростки 13-14 лет МБОУ СОШ №20 г. Бийска в количестве 25 человек.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут использоваться в работе учителя географии.
Структура дипломной работы: данная работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
В работе рассматривает проблема развития познавательных универсальных учебных действий при работе с географическими картами, обосновывается ее актуальность.
В первой главе был проведен теоретический анализ проблемы, рассмотрено определение универсальные учебные действия, их методы и виды. С помощью карты развивается не только пространственное представление о расположении изучаемых объектов, но выявляются закономерности. Ученики могут найти многие ответы на вопросы с помощью кары. Карта - наиважнейшее средство обучения. Можно считать, если на уроке нет карты, то нет и урока.
Так же, описываем приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках географии при использовании географических карт, объясняем эффективность использования географических карт.
Во второй главе приводится описание исследования и анализ результатов исследования. В проведенном исследовании доказано, что большинство учащихся не умеют пользоваться всеми видами географических карт, а при проведении профилактических мероприятий уровень умений и навыков работы с картами увеличивается.
Таким образом, исходя из нашего исследования, можно сделать вывод о том, что проблема нехватки навыков работы с географическими картами имеет достаточное распространение среди учащихся. Поэтому актуальной задачей становится проведение профилактической работы через систему мероприятий, включающих различные новые и эффективные методы, одним из которых является квест-игры. Эмпирическим путем мы доказали эффективность методов использования географических карт. В результате цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования географических карт.
1. Анисимов, В. В., Общие основы педагогики: учеб. для вузов [Текст]: учеб. Пособие для студентов / Сост.: В. В. Анисимова, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров - М.: Просвещение, 2013. - 587 c.
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя, А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская - М.: Просвещение, 2010.
3. Беловолова, Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие [Текст]: под. ред. Е. А. Беловолова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 224 с.
4. Буданов, В. П. Карта в преподавании географии [Текст]: под ред. В. П. Буданова; - М., - 1948.
5. Букина, Т. В. «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru (2016г.)
6. ВолоДина, Г. В. «Активные методы и формы обучения географии» [Текст]: метод. рекомендация / Г. В. Володина; - М.:-1988.
7. Гакаев, Р. А., Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета [Текст]: под ред. Р. А. Гакаева, М. Ж. Чатаева; - Научное обозрение 2014 - № 4 - С. 45-56
8. Галай, И. П. Методика обучения географии [Текст]: под ред. И. П. Галай; - Минск.: Аверсэв, - 2012. - 116 с.
9. Гинецинский, В. И. Современные образовательные технологии: учебное пособие. [Текст]: учеб. пособие - М.: Изд-во КноРус, 2009. - 432 с.
10. Голов, В. П. Средства географии и условия их эффективного использования [Текст]: учеб. пособие / В. П. Голов - М.: Просвещение, 1987.
11. Гореленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст]: под ред. Н.М. Горленко [и др.] - Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160
12. Дмитрук, Н. Г. Методика обучения географии: учебник для вузов по дисц. «Методика обучения географии» [Текст]: под ред. Н. Г. Дмитрук; - М. : Академия, 2012. - 320 с.
13. Душина, И. В., География в школе. Практическая составляющая обучения географии [Текст]: И. В. Душина, А. А. Летягин, Е. А. Беловолова - основа формирования компетенций школьников; - 2009. - № 1. - с. 43.
14. Душина, И. В., Методики и технологии обучения географии в школе [Текст]: под ред. И. В. Душиной, Е. А. Таможня, В. Б. Пятунин. — М.: ACT Астрель, 2002. - 203 с.
15. Заславский, И.И. Карта на уроках географии [Текст]: — учеб. пособие И. И. Заславский; - М., 1957.
16. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии: учебно-методический комплекс для студентов географического факультета [Текст]: под ред. Ю. А. Иванова; - Брест: БрГУ, 2013. - 290 с.
17. Карабанова, О. А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prosv.ru (2010г.)
18. Касьянов, А. Е. Контроль знаний и умений школьников по географии. География в школе [Текст]: под ред. А. Е. Касьянова; - 1990. - №1, с. 23-25.
19. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов / Б. Т. Лихачев; - М., 1993.
20. Мамонтов, А. П. Формирование универсальных учебных действий на уроках географии [Текст]: под ред. А. П. Мамонтова; - Вестник КГПУ - 2012 - №2
21. Матрусова, И. С. Методика обучения географии в средней школе [Текст]: пособие для учителя; под ред. И.С. Матрусова. - М.: Просвещение, 1985.
22. Мишакина, Т.Л., Формирование универсальных учебных действий [Текст]: под ред. Т. Л. Мишакина, С. А. Гладкова - М.: Ювента, 2009. - 48с.
23. Новенко, Д. В. О новых технологиях в преподавании географии. География в школе [Текст]: под ред. Д. В. Новенко; - 1999. - № 7, с.53.
24. Оценочные исследования в географии [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов и магистрантов географического факультета / Сост.: С. М. Токарчук, О. В. Токарчук; - Брест: БрГУ, 2016. - 85 с.
25. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст]: под ред. Петрова И. В. - Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 151-155.
26. Педагогика: Учеб. пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст]: учеб. пособие для студентов / Под ред. Пидкасистого П. И. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
27. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст]: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997.
28. Ступникова, А.Д. "Справочник учителя географии" [Текст]: А. Д. Ступникова, Л. В. Бражникова; - Волгоград: "Учитель", 2013.
29. Система развивающего обучения [Текст]: пособие для студентов педагогических вузов / Сост.: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов; - М.: издательский центр "Союз", 2009. - С.153-157.
30. Татарченкова, С. А. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и неурочной деятельности [Текст]: под ред. С. А. Татарченкова - Изд. « Каро» - 2014.