Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 40 человек (20 человек с ОВЗ по зрению и 20 человек условно здоровых (без ОВЗ по зрению).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования особенностей функционирования когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению 5
1.1 Психологические основы исследования когнитивных процессов 5
1.2 Психологическая характеристика лиц с ОВЗ по зрению 10
1.3 Особенности функционирования когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению 14
ГЛАВА 2. Описание выборки, методов и процедуры исследования 28
2.1 Описание выборки исследования 28
2.2 Методы и методики исследования 28
2.3 Процедура исследования 30
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 31
ГЛАВА 3. Результаты исследования 32
3.1 Особенности когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению 32
3.1.1 Результаты сравнения показателей умственных способностей 32
3.1.2 Результаты сравнения показателей преобладающего типа запоминания 34
3.1.3 Результаты сравнения показателей концентрации аудиального внимания 36
3.1.4 Результаты сравнения показателей стилей мышления 36
3.2 Обсуждение результатов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день применение визуального контента в образовательном процессе является одним из ключевых методов обучения. Ранее было показано [20], что визуальный контент может способствовать эффективности усвоения учебной информации.
Современные данные Всемирной организации здравоохранения указывают на то, что в настоящее время около 285 миллионов человек во всем мире страдают от нарушений зрения, из них 39 миллионов слепых и 246 миллионов со слабым зрением [51]. В связи с этим особую актуальность обретает изучение функционирования когнитивных процессов лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по зрению. Ожидается, что уточнение представления о том, каким образом принимается, запоминается и перерабатывается информация, позволит выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы лица с ОВЗ по зрению смогли достичь более высокого уровня усвоения учебной информации.
Объект исследования – когнитивные процессы у лиц с ОВЗ по зрению.
Предмет исследования – особенности функционирования когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению.
Цель исследования – выявить особенности функционирования когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению.
Гипотеза исследования – функционирование когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению отличается от функционирования когнитивных процессов у условно здоровых лиц.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психологических основ исследования когнитивных процессов.
2. Представить психологическую характеристику лиц с ОВЗ по зрению.
3. Рассмотреть особенности функционирования когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению.
4. Провести диагностику особенностей функционирования когнитивных процессов.
5. Выявить статистически значимые различия в показателях функционирования когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению.
Выборка. 40 человек (20 человек с ОВЗ по зрению и 20 условно здоровых людей).
Методики исследования:
1. Краткий ориентировочный тест КОТ (В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика) [25].
2. Методика «Исследование преобладающего типа запоминания» [25].
3. Методика «Исследование концентрации аудиального внимания» [25].
4. Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой) [23].
Методы статистической обработки: для сравнения показателей функционирования когнитивных процессов в группах лиц с ОВЗ по зрению и условно здоровых лиц был использован непараметрический критерий анализа значимых различий Манна-Уитни.
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе исследования, могут использоваться при организации обучения лиц с ОВЗ по зрению и проведении коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие когнитивной сферы.
Структура работы: в работе представлены оглавление, введение, три главы, выводы, заключение, список использованных источников, приложение
Актуальность исследования особенностей функционирования когнитивных процессов лиц с ОВЗ по зрению определяется тем, что на сегодняшний день применение визуального контента в образовательном процессе является одним из ключевых методов обучения. Ранее было показано, что визуальный контент может способствовать эффективности усвоения учебной информации.
Современные данные Всемирной организации здравоохранения указывают на то, что в настоящее время около 285 миллионов человек во всем мире страдают от нарушений зрения, из них 39 миллионов слепых и 246 миллионов со слабым зрением. В связи с этим особую актуальность обретает изучение функционирования когнитивных процессов лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по зрению. Ожидается, что уточнение представления о том, каким образом принимается, запоминается и перерабатывается информация, позволит выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы лица с ОВЗ по зрению смогли достичь более высокого уровня усвоения учебной информации.
В ходе рассмотрения теоретико-методологических оснований исследования особенностей функционирования когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению было показано, что ситуация развития современного человека требует задействования зрительного анализатора как в процессе познания, так и в процессе социализации. На сегодняшний день уже перестраивается система образования, изменяются требования к личности профессионала и имеющимся у него инструментам для решения актуальных задач. Соответственно, для лиц с ОВЗ по зрению данные процессы могут выступать как препятствующие развитию личности и социализации. В связи с этим важно уточнить представление об особенностях функционирования когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению.
Источником преодоления трудностей в обучении может стать полноценное включение лиц с ОВЗ по зрению в социум, что может быть реализовано как раз за счет обеспечения усвоения образовательной программы для последующей реализации профессиональной деятельности. Для этого представляется важным изучить особенности функционирования когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению.
Особенности функционирования когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению связаны с ограничением поступления визуальной информации. В то же время, для лиц с ОВЗ характерна особая структура стремлений, направленная на достижение результатов в определенных сферах жизнедеятельности. Наконец, нехватка взаимодействия со взрослым и недостаток в освоении культурного опыта может препятствовать задействованию внимания и памяти в решении повседневных задач, что указывает на необходимость исследования особенностей функционирования когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению.
Целью исследования стало выявление особенностей функционирования когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению.
В результате проведенного исследования было показано, что для большинства лиц с ОВЗ по зрению характерны высокий уровень умственных способностей, обращение к моторно-слуховому способу запоминания, склонность к систематическому и всестороннему рассмотрению вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями.
В качестве особенностей функционирования когнитивных процессов лиц с ОВЗ по зрению относительно условно здоровых лиц могут быть выделены: сниженная способность к пространственному мышлению, более выраженная склонность задействовать слуховой и моторно-слуховой способы запоминания, более развитое аудиальное внимание, более выраженная склонность задействовать прагматический и аналитический стили мышления.
В то время как для большинства условно здоровых лиц также характерны высокий уровень умственных способностей, задействование зрительного способа запоминания, склонность признавать только факты, и то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. При этом, в группе условно здоровых лиц более выражены склонность к реалистическому стилю мышления и зрительному способу запоминания.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют говорить о том, что гипотеза исследования, согласно которой функционирование когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению отличается от функционирования когнитивных процессов у условно здоровых лиц, нашла частичное эмпирическое подтверждение: были установлены различия в способности к пространственному мышлению, способах запоминания, концентрации аудиального внимания и стилях мышления, но не были обнаружены различия по показателям умственных способностей.
Таким образом, задачи работы решены и цель достигнута.
Результаты, полученные в ходе исследования, были положены в основу практических рекомендаций по организации обучения лиц с ОВЗ по зрению и проведении коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие когнитивной сферы.
Результаты, полученные в ходе исследования, были положены в основу следующих практических рекомендаций по организации обучения лиц с ОВЗ по зрению:
1. При предъявлении информации для запоминания следует представлять возможность лицам с ОВЗ по зрению прослушивать предъявляемую информацию и фиксировать ее, задействуя моторную активность. К примеру, может быть предложено ведение конспектов во время лекций с предъявлением материала для запоминания. Соответственно, представляется необходимым обучение лиц с ОВЗ по зрению способам эффективного и грамотного ведения конспектов: при достаточно высокой скорости фиксации информации успевать ее организовывать таким образом, чтобы в дальнейшем к данной информации можно было обратиться.
2. При выполнении заданий, требующих задействования внимания, обеспечивать возможность аудиального предъявления задания. С одной стороны, данная возможность позволит использовать предъявляемый материал полноценно, а с другой стороны позволит снизить тревогу относительно вероятности упустить важную часть материала при выполнении задания.
3. Способствовать развитию пространственного мышления как на уровне выполнения бытовых задач, так и на уровне выполнения учебных заданий. В частности, следует предлагать задания, необходимые для овладения основными понятиями, описывающими пространство, а также задания, требующие задействование данных понятий при решении задач. Затем могут быть предложены задания, требующие ориентировки на местности и в пространстве по инструкциям.
4. Способствовать развитию разных стилей мышления для того, чтобы лицам с ОВЗ по зрению стали доступными разные способы обработки и усвоения информации. Чем более вариативными являются данные способы, тем выше вероятность того, что учебные задачи будут решены успешно. В частности, представляется важным развитие способности оперировать абстрактными понятиями и задействовать при решении не только имеющиеся факты, но и понятия более высокого уровня.
5. При организации группового обучения способствовать тому, чтобы обучающиеся с ОВЗ по зрению имели возможность взаимодействовать с обучающимися, владеющими иными способами запоминания, концентрации внимания, решения задач. Данное взаимодействие может стать источником информации о том, какие еще способы могут быть использованы лицами с ОВЗ при решении учебных задач.
При организации работы с детьми с ОВЗ по зрению следует обеспечивать следующее:
1. Родители должны проговаривать и обсуждать способы решения бытовых и учебных задач, требующих задействования зрительного анализатора для того, чтобы данные способы были понятными для детей с ОВЗ по зрению и запоминались.
2. Учителя и родители должны более подробно описывать содержание понятий, связанных с пространством, и следить за тем, чтобы данные понятия использовались ребенком в дальнейшем.
3. Дети с ОВЗ по зрению должны обучаться способам взаимодействия с информацией: перерабатывать ее с целью запоминания, пересказа, использования в рассуждениях и т.д.
При организации коррекционно-развивающих занятий представляется важным реализовать следующие направления:
1. Развитие пространственного мышления. При реализации данного направления необходимо как обеспечить овладение ключевыми понятиями, обозначающими ключевые признаки пространство, так и развить способность работать по инструкции, предъявляемой аудиально с использованием данных понятий.
2. Развивать процессы внимания, требующие задействования и зрительного анализатора. На первом этапе может использоваться смешанный формат, при котором инструкция предъявляется и аудиально, и визуально, затем постепенно следует увеличивать объем материала, который предъявляется только визуально.
3. Формировать компетенции, необходимые для грамотной работы с информацией: анализ, синтез, выделение ключевых идей и понятий, определение ключевой идеи и т.д. Данная работа должна осуществляться также при взаимодействии с различным материалом: предъявляемым визуально и аудиально. Помимо этого, представляется важным обучение приемам, необходимым для сохранения информации в рабочей памяти во время выполнения заданий.
1. Айвазян Е. Б., Кудрина Т. П. Влияние слепоты на психическое развитие ребенка в младенческом возрасте в перспективе культурно-исторического подхода //Философия и социальные науки в современном мире. 2019. С. 448-452.
2. Афонькина, Ю. А. Социальные проблемы инклюзивного образования лиц с ОВЗ, инвалидностью : монография / Ю. А. Афонькина. Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2018. 108 с. ISBN 978-5-4222-0372-7. EDN ICGWNM.
3. Баданина, Л. П. Основы общей психологии : Учебное пособие / Л. П. Баданина. Москва : Флинта, 2012. 448 с. ISBN 978-5-9765-0705-0. EDN SUERAZ.
4. Барабанов Р. Е. Развитие жизнестойкости как интегрального компонента качества жизни студентов с ограниченными возможностями здоровья //Раздел 1. Системные и личностные факторы, механизмы, риски, последствия нарушения психологической устойчивости, технологии психологического сопровождения человека. 2021. С. 50.
5. Белозерова Л. А., Поляков С. Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10. №. 1 (37). С. 23-32.
6. Бячкова Н. Б. Удовлетворенность жизнью лиц с ограниченными возможностями (гендерный аспект) //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», 2017. №. 1. С. 33-36.
7. Волкова И. П., Ломакина Ю. М., Писаренко Е. Н. Ценностно-смысловые установки как личностный ресурс оптимизации процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. 2020. №. 195. С. 47-56.
8. Гусев, А. Н. Общая психология. В 7 томах. Том 2. Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. М.: Академия, 2016. 416 c.
9. Дьячков А. А., Шабанов Л. В. Познавательная субъектность: психологический взгляд на эпистемологический анализ деятельно-преобразующего способа бытия //Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. №.5. С. 22-34.
10. Камалеева А. Р. Научно-методические основы когнитивной дидактики //Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2021. №. 2 (36). С. 160-169.
11. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г / О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова [и др.]. Санкт-Петербург : Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 2019. 120 с. ISBN 978-5-9909542-6-7. EDN CGBNBE.
12. Корноушенко Е. К. Моделирование ситуаций с использованием «расщепленных» когнитивных карт //Когнитивный анализ и управление развитием. 2007. С. 138-141.
13. Лебедева А. А. Позитивная психология как альтернатива традиционному клиническому подходу к изучению качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья //Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1. №. 2. С. 17-28.
14. Левина Е. Ю., Мухаметзянова Л. Ю. Развитие Человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы //Казанский педагогический журнал. 2020. №. 3 (140). С. 8-18.
15. Левина Е.Ю. Цифровизация условие или эпоха развития системы высшего образования / Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. 2019. №5 (136). С. 8-13.
16. Леонтьев Д. А. и др. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования //Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16. №. 3. С. 80-94.
17. Марцинковская Т. Информационная социализация подростков //Образовательная политика. 2010. №. 4 (42). С. 30-35.
18. Миллер В. Ф. Взаимосвязь эгоконцептуального ядра личности незрячего и его реабилитационного потенциала //Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2023. Т. 5. №. 1. С. 65-76.
19. Момот В. А. и др. Выбор методик исследования психического статуса инвалидов с нарушениями зрения (в условиях реабилитационного центра) //Психологическая наука и образование. 2004. Т. 9. №. 4. С. 95-104.
20. Мотунова Л. Н. Визуализация учебного материала как средство повышения качества его усвоения студентами высшей школы //Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования. 2022. №. 3. С. 86-89.
21. Немов, Р. С. Общая психология в 3 Т. Том II в 4 кн. книга 1. ощущения и восприятие : Учебник и практикум / Р. С. Немов. 6-е изд., пер. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2017. 302 с.
22. Новая структурная модель измерения пространственного интеллекта / О. А. Чикова, В. С. Золотавин, Р. В. Каменев, Л. А. Максимова // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 4(37). DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-4-9. EDN CHKLDO.
23. Основы психологии: Практикум / Ред. сост. Л.Д. Столяренко. Изд-е 7-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с.
24. Офтальмология: Учебник / В. Н. Алексеев, С. Ю. Астахов, Ю. С. Астахов [и др.] ; Под редакцией Е.А. Егорова. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва : Общество с ограниченной ответственностью Издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2017. 272 с.
25. Психологическая диагностика сфер личности: лабораторный практикум / Урал. гос. пед. ун-т; авт.-сост. Ю. Е. Водяха. Электрон. дан. Екатеринбург, 2018. 220 с.
26. Райков А. Н. Конвергентный синтез когнитивной модели на основе глубокого обучения и квантовых семантик //International Journal of Open Information Technologies. 2018. Т. 6. №. 12. С. 43-50.
27. Розенблюм Ю. З. Оптометрия. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Гиппократ, 1996. 191 с.
28. Романова М. В. Общая психология: познавательные процессы //Пенза: Изд-во ПГУ. 2019. С. 42-44.
29. Сергеев С. Ф. Инструменты обучающей среды: интеллект и когнитивные стили // Образовательные технологии. 2010. № 4. С. 2839.
30. Сергеев С. Ф. Когнитивная педагогика: особенности научения и образования взрослых //Вестник Северо-Восточного федерального университета им. МК Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. №. 3 (03). С. 30-35.
31. Сергеев С. Ф. Когнитивная педагогика: пользовательские свойства инструментов познания // Образовательные технологии. 2012. № 4. С. 6978.
32. Сеченов, И. М. Германн ф. Гельмгольц как физиолог // Собр. соч. : в 6 т. М., 1908. Т. 2. С. 446.
33. Софронова, Н. В. Моделирование педагогических систем / Н. В. Софронова, Р. И. Горохова. Чебоксары : Общественная организация "Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования", 2012. 252 с. EDN UBUSYV.
34. Сузопова Е., Миллер В., Овчинникова О. Способность к принятию решений как одна из составляющих интеллекта и как фактор, влияющий на уровень мобильности слепых //Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2021. Т. 3. №. 2. С. 144-155.
35. Сыркин Л.Д. Персонификация технологий психологической реабилитации инвалидов по зрению с учетом оценки качества жизни: дисc…. канд. псих. Наук. - М.: 2020. 141 с.
36. Уртанбековна C. Г., Войскунский А. Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. №.3. С. 431-450.
37. Фаликман, М. В. Методология конструктивизма в психологии познания // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 48. С. 3-6. EDN YHHOEN.
38. Шапошникова Т. Л., Подольская О. Н., Пастухова И. П. Теория графов как математическая основа решения социально-педагогических задач //Электронный сетевой политематический журнал" Научные труды КубГТУ". 2016. №. 8. С. 370-384.
39. Шемякина, И. Н. Развитие эмоционального и поведенческого компонентов социальной адаптации у дошкольников с нарушениями зрения в ходе групповых игровых встреч / И. Н. Шемякина // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке : материалы V Виртуальной всероссийской научно-практической конференции, Мурманск, 0130 ноября 2020 года. Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2021. С. 77-83. EDN DSLJCT.
40. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
41. Abboud S., Cohen L. Distinctive interaction between cognitive networks and the visual cortex in early blind individuals //Cerebral Cortex. 2019. Т. 29. №. 11. P. 4725-4742.
42. Bradburn N. M. The structure of psychological well-being. 1969.
43. Cooper R. P. Multidisciplinary flux and multiple research traditions within cognitive science //Topics in cognitive science. 2019. Т. 11. №. 4. P. 869-879.
44. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development, and health //Canadian Psychology. 2008. Т. 49. №. 3. P. 182-185.
45. Gardner H. Of Human Potential: A 40-Year Saga // Journal for the Education of the Gifted. 2020. Vol. 43, no. 1. P. 12-18.
46. Heersmink R. Varieties of artifacts: Embodied, perceptual, cognitive, and affective //Topics in Cognitive Science. 2021. Т. 13. №. 4. P. 573-596.
47. Jahoda M. Current concepts of positive mental health //Journal of Occupational and Environmental Medicine. 1959. Т. 1. №. 10. P. 565.
48. Richards W. Stereopsis and stereoblindness //Experimental brain research. 1970. Т. 10. №. 4. P. 380-388.
49. Ryff C. D. Psychological well-being in adult life //Current directions in psychological science. 1995. Т. 4. №. 4. P. 99-104.
50. Wilmer H. H., Sherman L. E., Chein J. M. Smartphones and cognition: A review of research exploring the links between mobile technology habits and cognitive functioning //Frontiers in psychology. 2017. Т. 8. P. 605.
51. Слепота и нарушения зрения [Электронный ресурс]: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/blindness-and-visual-impairment (дата обращения: 18.10.2023).