Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности перформанса в современном искусстве: сконструированные ситуации Тино Сегала (Российский университет дружбы народов)

Работа №147623

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы34
Год сдачи2024
Стоимость900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Феномен перформанса Тино Сегала
1.1 Истоки перформативного искусства 7
1.2 Перформанс как форма современного искусства 10
1.3 Особенности творческого подхода Тино Сегала 14
Глава 2. Концепт «релятивисткой эстетики» в перформативных проектах в начале 20 века
2.1 «Сконструированные ситуации» Тино Сегала 18
2.2 Партиципаторное искусство Тино Сегала 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...34

В современном искусстве перформанс занимает особое место, представляя собой одну из самых инновационных и экспериментальных форм выражения. Одним из наиболее известных и влиятельных художников в этой области является Тино Сегал. Его работы отличаются необычными методами создания и особым подходом к конструированию ситуаций.
Перформанс, как вид искусства, активно развивается уже несколько десятилетий, привлекая внимание как специалистов в области искусства, так и широкой публики. Этот жанр отличается своей эфемерностью – произведение существует только в момент его исполнения и сохраняется лишь в памяти зрителей или записях. Перформансы могут быть проведены как на улицах города, так и в традиционных художественных пространствах, что делает этот жанр более доступным для различных аудиторий .
Один из самых знаменитых художников перформанса – Тино Сегал. Родившийся в 1966 году, он начал свою карьеру еще в юности и с тех пор создал ряд работ, которые оказали значительное влияние на развитие этого жанра. Основным принципом его творчества является использование живых актеров вместо объектов или представлений, что делает его перформансы еще более уникальными и запоминающимися .
Одной из особенностей перформансов Тино Сегала является сконструированная ситуация. В отличие от других художников, которые могут использовать уже готовые объекты или действия, Сегал создает свои произведения изначально планируя и контролируя каждую деталь. Он задает определенные правила для исполнителей и создает специфическую атмосферу, чтобы достичь определенного эффекта.
Каждый перформанс Тино Сегала является уникальным и неповторимым. Хотя он может использовать одних и тех же актеров или повторять некоторые элементы в разных работах, каждое представление все равно приводит к новому опыту для зрителей. Это связано с тем, что сам Сегал придает большое значение фактору случайности и импровизации, позволяя актерам влиять на ход событий во время представления.
Сконструированные ситуации в перформансах Сегала создают особую атмосферу и вызывают у зрителей разные эмоции. Они могут быть наполнены тайной и загадочностью, вызывать чувство непонимания или даже страха. Такие эмоциональные реакции являются одной из целей художника, который стремится провести границу между искусством и реальностью, заставить людей задуматься о своих собственных представлениях о мире.
Актуальность исследования заключается в том, что работы Тино Сегала продолжают вызывать интерес у широкой публики и специалистов. Его перформансы по-прежнему обсуждаются на выставках и фестивалях, а его подход к созданию сконструированных ситуаций является объектом изучения для многих исследователей. Изучение этого аспекта творчества Сегала поможет лучше понять особенности перформанса в современном искусстве, а также пролить свет на процесс создания и восприятия искусства.
Цель исследования – изучить особенности перформанса в современном искусстве: сконструированные ситуации Тино Сегала.
Для достижения цели данной курсовой работы будут использованы следующие методы иследования:
• Историко-культурный метод. Данный метод позволит проследить истоки и эволюцию перформативного искусства, рассмотреть его место в контексте развития современного художественного дискурса.
• Феноменологический анализ. Этот подход ориентирован на изучение непосредственного перцептивного опыта зрителей, вовлеченных в перформативные практики Тино Сегала. Феноменологический метод помогает понять, каким образом участники воспринимают и интерпретируют перформативное событие.
• Теория социального конструктивизма. Данная теоретическая перспектива позволяет рассмотреть, как в процессе социального взаимодействия между художником, аудиторией и культурным контекстом конструируется значение и смысл произведений искусства Тино Сегала.
• Герменевтический анализ. Этот метод фокусируется на интерпретации и понимании творчества Тино Сегала через призму философских концепций, в частности идей Ханса-Георга Гадамера о "герменевтическом круге" и роли диалога в восприятии произведений искусства.
В первой главе будет расмотрен феномен перформанса Тино Сегала, его истоки и становление перформанса как формы современного искусства. Также будут проанализированы особенности творческого подхода Тино Сегала.
Вторая глава посвящена концепту "релятивистской эстетики" в перформативных проектах начала 20 века. В ней будут рассмотрены "сконструированные ситуации" Тино Сегала и его партиципаторное искусство, побуждающее зрителей к активному участию и переосмыслению природы художественного произведения.
Объект исследования – перформанс в современном искусстве.
Предмет исследования - особенности перформанса в современном искусстве: сконструированные ситуации Тино Сегала.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать истоки перформативного искусства;
2. Рассмотреть перформанс как форму современного искусства;
3. Изучить особенности творческого подхода Тино Сегала;
4. Проанализировать «сконструированные ситуации» Тино Сегала;
5. Изучить партиципаторное искусство Тино Сегала.
Курсовая работа представлена следующими частями: введением, основной частью, состоящей из двух разделов, заключения. Завершает работу список используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое исследование позволяет сделать ряд важных выводов относительно особенностей перформанса в современном искусстве, а также творческого подхода Тино Сегала.
Во-первых, было установлено, что истоки перформативного искусства восходят к авангардным экспериментам начала XX века, когда художники начали активно осваивать различные формы телесных, звуковых и акциональных практик, размывая границы между искусством и жизнью. Эти новаторские тенденции впоследствии получили своё развитие в контркультурных движениях 1960-х годов, где перформанс утвердился в качестве одного из ключевых средств художественного высказывания.
Перформанс является одной из ключевых форм современного искусства, восходящей к различным экспериментальным художественным практикам начала XX века. Зародившись в авангардных движениях, таких как футуризм, дадаизм и сюрреализм, перформативные искусства постепенно трансформировались, обретая все более разнообразные и сложные формы выражения. На современном этапе перформанс предстает как многогранное явление, включающее в себя элементы театра, танца, визуального искусства и других художественных медиумов.
Во-вторых, анализ творчества Тино Сегала позволил выявить ряд характерных черт, определяющих его перформативную стратегию. В частности, было отмечено, что Сегал целенаправленно стремится к размыванию традиционных границ между искусством и повседневностью, создавая интерактивные, партиципаторные ситуации, в которых зрители становятся непосредственными соучастниками творческого акта. Его "сконструированные ситуации" представляют собой продуманные перформативные действия, провоцирующие вербальное, телесное и коммуникативное вовлечение аудитории, что радикально трансформирует устоявшиеся модели восприятия и взаимодействия с искусством.
Творчество Тино Сегала представляет собой яркий пример развития перформативных практик в современном искусстве. Его уникальный подход, основанный на создании "сконструированных ситуаций", отражает стремление художника преодолеть традиционные границы между искусством и жизнью, между творцом и зрителем. Сегал целенаправленно формирует интерактивные, процессуальные среды, в которых публика становится непосредственным соучастником художественного действа. Его работы, лишенные материальных объектов, фокусируются на провоцировании живого, динамического опыта, где центральную роль играют вербальные, телесные и коммуникативные взаимодействия.
Работы Тино Сегала сознательно стирают различие между "художником" и "зрителем", создавая пространство для равноправного сотворчества и совместного порождения художественного опыта. Таким образом, Сегал деконструирует представление об искусстве как об обособленной сфере, отстранённой от повседневной жизни человека.
Партиципаторный характер искусства Сегала свидетельствует о его глубокой приверженности к деконструкции устоявшихся иерархий и дистанций, характерных для классических художественных практик. Отвергая модель единоличного авторства, он создает пространство для коллективного сотворчества, в котором все участники становятся равноправными собеседниками. Таким образом, его перформативные проекты представляют собой сознательную попытку переосмыслить природу искусства, подрывая традиционные представления о творце, исполнителе и публике.
В целом, анализ творчества Тино Сегала позволяет глубже понять специфику и эволюцию перформанса в современном искусстве. Его "сконструированные ситуации" и партиципаторные практики отражают ключевые тенденции, характерные для художественных экспериментов последних десятилетий, связанные с размыванием границ между искусством и жизнью, с акцентом на процессуальность и интерактивность художественного опыта. Они не только бросают вызов устоявшимся представлениям об искусстве, но и побуждают к переосмыслению самой природы творческого акта и взаимодействия с аудиторией. Изучение этого аспекта творчества Сегала вносит важный вклад в осмысление стратегий и методов современного перформативного искусства и позволяет лучше понять особенности развития перформанса в XXI веке и его роль в современной художественной культуре.



1. Алифиренко Е.Ю. Взаимодействие «сконструированных ситуаций» с музейным пространством и институциональная критика Тино Сегала // Журнал Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №46. - С. 73-83.
2. Арутюнова А. Г. Арт-рынок в XXI веке : пространство художественного эксперимента / А. Арутюнова. – 3-е изд. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 232 с.
3. Бишоп К. Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства / К. Бишоп. – М. : V-A-C press. – 528 с.
4. Бишоп, К. Радикальная музеология: так ли уж «современны» музеи современного искусства? / К. Бишоп; перевод с английского Ольги Дубицкой. – Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. – 96 с.
5. Бишоп, К. Социальный поворот в современном искусстве / К. Бишоп // Художественный журнал. – № 58–59. 2020. – С. 21.
6. Гордиенко Е. Тино Сегал : сконструированная ситуация / Е. Гордиенко // Журнал Театр. – 2017. – № 29.
7. Гниренко, Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства / Ю. Гниренко // Библиотека электронной литературы в формате fb2. – 2014. – URL: https://litresp. ru/chitat/ru/%D0%93/gnirenko-yuliya/ performans-kak-yavlenie-sovremennogootechestvennogo-iskusstva/3 (дата обращения: 15.12.2023).
8. Гройс, Б. О музее современного искусства. Художественный журнал / Б. Гройс.
9. Деникин А.А. Критика некоторых положений теории перформативности Э. Фишер-Лихте / А. А. Деникин. Журнал «Наука телевидения» – 2021. – Т. 17. – 1. – С. 139-170.
10. Концептуализм: новое искусство. XX век / авт.-сост. Е. А. Бобринская. – М.: Галарт, 1993. – С. 54.
11. Романова, К. С. Перформанс в повседневной жизни / К. С. Романова // Дискурс-Пи. – 2021. – № 1 (14). – С. 15– 18.
12. Рыбаков, В. В. Перформанс как способ проблематизации присутствия / В. В. Рыбаков // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 11-1 (53). – С. 159-163.
13. О'Догерти Б. (1928-). Внутри белого куба : идеология галерейного пространства / Б. О'Догерти ; перевод с английского Д. Прохорова. – М. : Ад Маргинем Пресс, cop. 2015. – 143 с.
14. Остин Дж. Как производить действия при помощи слов / пер. с англ. яз. В.П. Руднева ; Смысл и сенсибилии / Дж. Остин ; пер. с англ. яз. Л.Б. Макеевой. – М. : Дом интеллектуал. кн. : Идея-Пресс, 1999. – 329 с.
15. Тэрнер, В. Символ и ритуал / В. Тэрнер ; сост. и авт. предисл. В. А. Бейлис. – Москва : Наука : Главная редакция восточной литературы, 1983. – 277 с.
16. Фишер-Лихте, Э. Эстетика перформативности / Э. Фишер-Лихте ; пер. с нем. Н. Кандинской ; под общ. ред. Д. В. Трубочкина. – Москва : Play&Play : Канон-плюс, 2021. – 375 с.
17. Харари Ю.Н. (1976-). Homo Deus : краткая история будущего / Ю.Н. Харари ; перевод с английского А. Андреева. – М. : Синдбад, 2019. – 492 с.
18. Шейх С. Заметки об институциональной критике [Электронный ресурс] / С. Шейх ; перевод А. Матвеева // Artguide. – 2019.
19. RoseLee Goldberg. Performance Art. From Futurism to the Present, New York, Thames&Hudson, 2021. – Р. 157.
20. . Marvin Carlson, Performance – a critical introduction, London: Routledge, 2023. – P. 216.
21. . Fortes M., Dieterlen G. 2019. African Systems of Thought : studies presented and discussed at the third International African Seminar in Salisbury, December, 1960. London : Oxford University Press. 392 р. – На англ. яз.
22. . Schechner R. 2019. Performance Theory. NewYork ; London : Routledge. 428 p. – На англ. яз.
23. . Turner V. W. 2015. Revelation and Divination in Ndembu Ritual. Ithaca ; London : Cornell University Press. 179 р.
24. . Guy Debord, La società dello spettacolo, Milano, Baldini Castoldi Dalai editore, 2008, p. 53.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ