Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии посредством ИКТ

Работа №14762

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы57стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
789
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Анализ литературы по проблеме развития познавательных универсальных учебных действий в образовательном процессе 7
1.1 Понятие познавательных универсальных учебных действий,
классификация, характеристика 7
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий в
процессе обучения 14
1.3 Возможности информационно-коммуникативных технологий в
обучении географии 22
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Изучение и развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии посредством информационно-
коммуникационных технологий 26
2.1. Организация и методы исследования. 26
2.2. Изучение познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 9 класса 28
2.3 Описание комплекса заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках географии в 9 классе, с учётом
развития универсальных учебных действий 30
2.4 Оценка эффективности проведенной работы, формулирование выводов
43
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 1 54


Актуальность исследования. В условиях модернизации образования и реализации новых ФГОС в образовательных учреждениях на первый план выходит проблема формирования у младших школьников познавательных интересов, а значит и освоение ими универсальных учебных действий.
Актуальность данной проблемы связана с тем, что основная задача по формированию познавательных универсальных учебных действий возлагается на педагогов, которые непосредственно работают с обучающимися. Для развития данных умений используется множество методов и способов, наиболее популярным в последнее время является применения информационных и коммуникационных технологий, которые при правильном подходе способны увеличить интерес учащихся к предмету география.
Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
В педагогической науке в достаточной мере исследована проблема влияния информационных технологий на познавательный интерес. Этому посвящены работы Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, A. А. Леонтьев и др., процессам практического применения ИКТ на уроках было уделено достаточно внимания в работах Ш. А. Амонашвили, М. И. Махмутов, B. Ф. Шаталов и др.
Цель исследования: изучение и развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии посредством информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: познавательные универсальные учебные действия.
Предмет исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках географии посредством информационно-коммуникационных технологий .
Гипотеза заключается в том, что развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках географии возможно посредством информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить познавательные универсальные учебные действия у обучающихся 9 класса.
3. Описать и реализовать комплекс заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках географии в 9 классах с целью формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
4. Оценка эффективности проведённой работы. Формулировка выводов.
Методы:
1. Теоретический метод (анализ литературы по проблеме исследования, обобщение).
2. Эмпирический метод (методика Бузина изучения универсальных учебных действий, психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов).
База исследования: МБОУ СОШ № 12 г. Бийска». В исследовании принимали участие 53 человек: обучающиеся 9А класса (26 человек) и обучающиеся 9Б класса (27 человек).
Практическая значимость заключается в том, что описанный комплекс заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий может быть успешно реализован на уроках географии педагогами других образовательных учреждений.
Структура ВКР
ВКР состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка информационных источников, приложения.
Во введении сформулирован методологический аппарат исследования.
Первая глава посвящена анализу литературы по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках географии.
Во второй главе описан эксперимент и представлены составленные конспекты уроков, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий посредством применения информационно¬коммуникационных технологий на уроках географии, проведена их апробация и доказана эффективность.
В заключении сформулированы выводы по работе.
Библиографический список включает 48 источников.
В приложении описана методика анализа сформированности познавательных универсальных учебных действий Н.В. Бузина.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В средней школе у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД: личностные УУД , регулятивные УУД, познавательные УУД , коммуникативные УУД.
В учебном процессе используются множестве методов для развития познавательных УДД, среди которых использование ИКТ в различных проявлениях. В настоящее время ИКТ пользуются повышенным вниманием, как со стороны педагогов, так и со стороны учеников. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к дисциплине.
Цель использования компьютерных технологий на уроках географии - это научиться применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач, грамотно связывать информационные технологии с другими школьными предметами. Развивать умения работать с дополнительными материалами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 12 г. Бийска. Была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных УДД у старших школьников на уроках географии с применением ИКТ.
На констатирующем этапе работы было установлено, что в контрольной и экспериментальной группах преобладают низкий и средний уровни сформированности познавательных УДД. Поэтому нами был составлен комплекс заданий по формированию познавательных УДД у учащихся старших классов с соблюдением педагогических условий,
заложенных в гипотезе.
На формирующем этапе были разработаны 2 конспекта уроков - один с применением интерактивных карт, второй с использованием программы Google Планета Земля, рекомендуемые к проведению в учебном заведении.
На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня сформированности познавательных УДД, которое показало преобладание высокого и среднего уровней в экспериметнальной группе. Таким образом, разработанный и реализованный нами комплекс заданий по формированию познавательных УДД у старших школьников на уроках географии с применением ИКТ, является эффективным и практически значимым.



1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ)// http://base.garant.rU/70291362/#ixzz3XN85zR5X
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»// http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/
3. Антушева, О.В.. География. 9 класс: поурочные планы. Часть 1 и 2 [Текс]/ О.В. Антушева. Волгоград: Учитель, 2016. - 186 с.
4. Анцибор, М. М. Активные формы и методы обучения. [Текст] / М. М. Анцибор. - Тула, 2002. - 192 с.
5. Алексеев, А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России [Текст].// А.И. Алексеев. - М.: Просвещение, 2008. - 219 с.
6. Баринова, И.И. Дидактические материалы по географии России [Текст]/ И.И. Баринова. - М.: Просвещение, 2016. - 217 с.
7. Беспалько, В. П. Программированное обучение. [Текст] / В. П. Беспалько. - М.: Инфра-М, 2012. - 206 с.
8. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. [Текст] / В. П. Беспалько. - М. Дрофа, 2011. - 294 с.
9. Бордовская, Н. В. Педагогика. [Текст] / Н. В. Бордовская.- М.: Интерра, 2011. - 305 с.
10. Брушменский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение. [Текст] / А. В. Брушменский. - М.:, Инфра-М, 2013.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. [Текст] / Л. С. Выгодский. - М.: Академия, 2013. - 321 с.
12. Голов, В.П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учебное пособие для студентов средних учебных заведений [Текст] / В.П. Голов, Р.А. Петросов, В.И. Сивоглазов. - М.: Академия, 2017. - 176с.
13. Гузеев, В. В. Образовательная технология. [Текст] / В. В. Гузеев.- М. Проспект, 2013. - 359 с.
14. Данюшенков, В. С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении географии в базовой школе [Текст]/ В. С. Данюшенков. - М. : Прометей, 2015. - 208 с.
15. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст]/ А.Ю. Дейкина.- СПб, Питер, 2012. - 361.
16. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения [Текст] / А.В. Дворецкая. // Народное образование. - 2016. - №2. - С.157 - 159.
17. Дзюбенко, А. А. Новые информационные технологии в образовании [Текст]/ А.А. Дзюбенко. — М.Инфа-М, 2014. - 104 с.
18. Дронов, В.П. Рекомендации к планированию уроков «География России. Население и хозяйство» [Текст] / В.П. Дронов. - М.: Дрофа, 2015. - 308 с.
19. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе. [Текст] /
А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Современная школа. - 2015. - №12. - С.49 -
51.
20. Душина, И. В. Методика и технология обучения географии в школе: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов [Текст]/ И. В. Душина, В. Б. Пяутнин, Е. А. Таможня. - М. : Астрель, 2015. - 203 с.
21. Завьялова, О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры старших школьников // Современная школа. - 2015 - №11 -с. 9.
22. Кабанова - Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение [Текст] / Е. Н. Кабанова - Меллер - М.: Педагогика, 2015. - 164 с
23. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. [Текст] / М. В. Кларин. - М. Академия, 2003. - 197 с.
24. Комарова, И. Использование информационных технологий в
совершенствовании системы образования[Текст] / И. Комарова.// Народное образование. - 2016. - №2. -С. 157 - 159.
25. Кукушин, В. С. Педагогические технологии [Текст] / В. С. Кукушкин. - Ростов - на - Дону, 2012. - 587 с.
26. Курин, Ю.Н. Мультимедийные и гипермедийные технологии в реализации концепции эффективного изучения географии в начальной школе[Текст] /Ю.Н. Курин// Современная школа.-2015.-№6.-С.73-76.
27. Лебедева, А.В. Информационные технологии на уроках географии[Текст] / А.В. Лебедев// Современная школа. - 2010. - №3. - С.100.
28. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения. [Текст] / И. Я. Лернер. - М.: Академия, 2004. - 345 с.
29. Максаковский, В.П. О понятии «географическая культура» [Текст]/
B. П. Максаковский //Российская педагогика. - 2016. - № 1. - С. 15-21.
30. Малиновская, С.А. География. 9 класс: Поурочные планы по учебнику А.И.Алексеева [Текст]/ С.А. Малиновская. Волгоград: Учитель, 2008. - 137 с.
31. Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений./ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2005. - 324с.
32. Орлов, А. А. Основы профессионально-педагогической деятельности. [Текст] / А. А. Орлов. - М.:, Дрофа, 2014. - 327 с.
33. Основы работы с картографическими сервисами Google на сайте
МИОО [Электроныый ресурс] Режим доступа:
http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=212&Itemi d=142
34. Павлова, С.И. Информационно-технические средства обучения старших школьников[Текст] /С.И. Павлова// Современная школа. -2015. -№4.-
C. 110-112.
35. Подласый, И. П. Педагогика. [Текст] / Подласый И. П. -М. Инфра-М,
2013. - 497 с.
36. Рыжов, В. Н. Дидактика [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед.
колледжей и лицеев. / В. Н. Рыжов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 318 с.
37. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие. / Г. К. Селевко. - М.: Москва, 2006. - 236с
38. Сиротин, В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии. [Текст] / В.И. Сиротин. - М.: Просвещение, 2014. - 188 с.
39. Сластенин, А. С. Педагогика. [Текст] / А.С. Сластенин. - М. Интерра, 2004. - 189 с.
40. Смирнов, С. А. Педагогика. Теории, системы, технологии. [Текст] / С. А. Смирнов. - М. Проспект, 2006. - 482 с.
41. Уроки географии с Google Планета земля [Электроныый ресурс] Режим доступа:
http://univertv.ru/video/geografiya/karta_kak_osnova_ geograficheskih_issledovani
j/uroki_geografii_s_google_planeta_zemlya/?mark=school
42. Харламов, И. Ф. Педагогика. [Текст] / И. Ф. Харламов. -М. Дрофа,
2013.
43. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст]/ Т. И. Шамова. - М.: Педагогика, 2013. - 208 с.
44. Шлаков, С. А. Игры учащихся. [Текст] / С.А. Шлаков. -М. Академия,
2014. - 255 с.
45. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст]/ Г. И. Щукина. -М .: Просвещение, 2016. - 142 с.
46. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/ Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 2014. - 203 с.
47. Яковлев, И. М. Методика и техника урока. [Текст] / И. М. Яковлев. - М. Инфра-М, 2011. - 234 с.
48. Ялышева, Л.В. Формирование познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам учащихся 8-11-х классов [Текст] / Л.В. Ялышева. - М.: Школьная пресса, 2015. - 615с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ