Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии посредством ИКТ
|
Введение 4
Глава 1. Анализ литературы по проблеме развития познавательных универсальных учебных действий в образовательном процессе 7
1.1 Понятие познавательных универсальных учебных действий,
классификация, характеристика 7
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий в
процессе обучения 14
1.3 Возможности информационно-коммуникативных технологий в
обучении географии 22
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Изучение и развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии посредством информационно-
коммуникационных технологий 26
2.1. Организация и методы исследования. 26
2.2. Изучение познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 9 класса 28
2.3 Описание комплекса заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках географии в 9 классе, с учётом
развития универсальных учебных действий 30
2.4 Оценка эффективности проведенной работы, формулирование выводов
43
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 1 54
Глава 1. Анализ литературы по проблеме развития познавательных универсальных учебных действий в образовательном процессе 7
1.1 Понятие познавательных универсальных учебных действий,
классификация, характеристика 7
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий в
процессе обучения 14
1.3 Возможности информационно-коммуникативных технологий в
обучении географии 22
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Изучение и развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии посредством информационно-
коммуникационных технологий 26
2.1. Организация и методы исследования. 26
2.2. Изучение познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 9 класса 28
2.3 Описание комплекса заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках географии в 9 классе, с учётом
развития универсальных учебных действий 30
2.4 Оценка эффективности проведенной работы, формулирование выводов
43
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 1 54
Актуальность исследования. В условиях модернизации образования и реализации новых ФГОС в образовательных учреждениях на первый план выходит проблема формирования у младших школьников познавательных интересов, а значит и освоение ими универсальных учебных действий.
Актуальность данной проблемы связана с тем, что основная задача по формированию познавательных универсальных учебных действий возлагается на педагогов, которые непосредственно работают с обучающимися. Для развития данных умений используется множество методов и способов, наиболее популярным в последнее время является применения информационных и коммуникационных технологий, которые при правильном подходе способны увеличить интерес учащихся к предмету география.
Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
В педагогической науке в достаточной мере исследована проблема влияния информационных технологий на познавательный интерес. Этому посвящены работы Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, A. А. Леонтьев и др., процессам практического применения ИКТ на уроках было уделено достаточно внимания в работах Ш. А. Амонашвили, М. И. Махмутов, B. Ф. Шаталов и др.
Цель исследования: изучение и развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии посредством информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: познавательные универсальные учебные действия.
Предмет исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках географии посредством информационно-коммуникационных технологий .
Гипотеза заключается в том, что развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках географии возможно посредством информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить познавательные универсальные учебные действия у обучающихся 9 класса.
3. Описать и реализовать комплекс заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках географии в 9 классах с целью формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
4. Оценка эффективности проведённой работы. Формулировка выводов.
Методы:
1. Теоретический метод (анализ литературы по проблеме исследования, обобщение).
2. Эмпирический метод (методика Бузина изучения универсальных учебных действий, психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов).
База исследования: МБОУ СОШ № 12 г. Бийска». В исследовании принимали участие 53 человек: обучающиеся 9А класса (26 человек) и обучающиеся 9Б класса (27 человек).
Практическая значимость заключается в том, что описанный комплекс заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий может быть успешно реализован на уроках географии педагогами других образовательных учреждений.
Структура ВКР
ВКР состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка информационных источников, приложения.
Во введении сформулирован методологический аппарат исследования.
Первая глава посвящена анализу литературы по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках географии.
Во второй главе описан эксперимент и представлены составленные конспекты уроков, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий посредством применения информационно¬коммуникационных технологий на уроках географии, проведена их апробация и доказана эффективность.
В заключении сформулированы выводы по работе.
Библиографический список включает 48 источников.
В приложении описана методика анализа сформированности познавательных универсальных учебных действий Н.В. Бузина.
Актуальность данной проблемы связана с тем, что основная задача по формированию познавательных универсальных учебных действий возлагается на педагогов, которые непосредственно работают с обучающимися. Для развития данных умений используется множество методов и способов, наиболее популярным в последнее время является применения информационных и коммуникационных технологий, которые при правильном подходе способны увеличить интерес учащихся к предмету география.
Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
В педагогической науке в достаточной мере исследована проблема влияния информационных технологий на познавательный интерес. Этому посвящены работы Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, A. А. Леонтьев и др., процессам практического применения ИКТ на уроках было уделено достаточно внимания в работах Ш. А. Амонашвили, М. И. Махмутов, B. Ф. Шаталов и др.
Цель исследования: изучение и развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии посредством информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: познавательные универсальные учебные действия.
Предмет исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках географии посредством информационно-коммуникационных технологий .
Гипотеза заключается в том, что развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках географии возможно посредством информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить познавательные универсальные учебные действия у обучающихся 9 класса.
3. Описать и реализовать комплекс заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках географии в 9 классах с целью формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
4. Оценка эффективности проведённой работы. Формулировка выводов.
Методы:
1. Теоретический метод (анализ литературы по проблеме исследования, обобщение).
2. Эмпирический метод (методика Бузина изучения универсальных учебных действий, психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов).
База исследования: МБОУ СОШ № 12 г. Бийска». В исследовании принимали участие 53 человек: обучающиеся 9А класса (26 человек) и обучающиеся 9Б класса (27 человек).
Практическая значимость заключается в том, что описанный комплекс заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий может быть успешно реализован на уроках географии педагогами других образовательных учреждений.
Структура ВКР
ВКР состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка информационных источников, приложения.
Во введении сформулирован методологический аппарат исследования.
Первая глава посвящена анализу литературы по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках географии.
Во второй главе описан эксперимент и представлены составленные конспекты уроков, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий посредством применения информационно¬коммуникационных технологий на уроках географии, проведена их апробация и доказана эффективность.
В заключении сформулированы выводы по работе.
Библиографический список включает 48 источников.
В приложении описана методика анализа сформированности познавательных универсальных учебных действий Н.В. Бузина.
Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В средней школе у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД: личностные УУД , регулятивные УУД, познавательные УУД , коммуникативные УУД.
В учебном процессе используются множестве методов для развития познавательных УДД, среди которых использование ИКТ в различных проявлениях. В настоящее время ИКТ пользуются повышенным вниманием, как со стороны педагогов, так и со стороны учеников. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к дисциплине.
Цель использования компьютерных технологий на уроках географии - это научиться применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач, грамотно связывать информационные технологии с другими школьными предметами. Развивать умения работать с дополнительными материалами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 12 г. Бийска. Была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных УДД у старших школьников на уроках географии с применением ИКТ.
На констатирующем этапе работы было установлено, что в контрольной и экспериментальной группах преобладают низкий и средний уровни сформированности познавательных УДД. Поэтому нами был составлен комплекс заданий по формированию познавательных УДД у учащихся старших классов с соблюдением педагогических условий,
заложенных в гипотезе.
На формирующем этапе были разработаны 2 конспекта уроков - один с применением интерактивных карт, второй с использованием программы Google Планета Земля, рекомендуемые к проведению в учебном заведении.
На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня сформированности познавательных УДД, которое показало преобладание высокого и среднего уровней в экспериметнальной группе. Таким образом, разработанный и реализованный нами комплекс заданий по формированию познавательных УДД у старших школьников на уроках географии с применением ИКТ, является эффективным и практически значимым.
В учебном процессе используются множестве методов для развития познавательных УДД, среди которых использование ИКТ в различных проявлениях. В настоящее время ИКТ пользуются повышенным вниманием, как со стороны педагогов, так и со стороны учеников. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к дисциплине.
Цель использования компьютерных технологий на уроках географии - это научиться применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач, грамотно связывать информационные технологии с другими школьными предметами. Развивать умения работать с дополнительными материалами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 12 г. Бийска. Была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных УДД у старших школьников на уроках географии с применением ИКТ.
На констатирующем этапе работы было установлено, что в контрольной и экспериментальной группах преобладают низкий и средний уровни сформированности познавательных УДД. Поэтому нами был составлен комплекс заданий по формированию познавательных УДД у учащихся старших классов с соблюдением педагогических условий,
заложенных в гипотезе.
На формирующем этапе были разработаны 2 конспекта уроков - один с применением интерактивных карт, второй с использованием программы Google Планета Земля, рекомендуемые к проведению в учебном заведении.
На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня сформированности познавательных УДД, которое показало преобладание высокого и среднего уровней в экспериметнальной группе. Таким образом, разработанный и реализованный нами комплекс заданий по формированию познавательных УДД у старших школьников на уроках географии с применением ИКТ, является эффективным и практически значимым.
Подобные работы
- Интерактивная игра как средство формирования предметных результатов обучающихся в учебном предмете география
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Методика применения технологии геокешинга в обучении информатике
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Интерактивные технологии обучения истории в современной школе
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРУЮЩЕГО
ОЦЕНИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА И ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



