Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование волевого компонента в системе саморегуляции студентов

Работа №14761

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
844
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы саморегуляции 5
1.1. Понятие и сущность саморегуляции 5
1.2. Особенности волевой саморегуляции 12
1.3. Психологические особенности студенческого возраста 22
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование волевого компонента в системе саморегуляции студентов 29
2.1 .Организация и методы исследования 29
2.2. Описание и анализ результатов исследования 36
2.3. Рекомендации по формированию волевого компонента в
системе саморегуляции студентов 41
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58


Проблема изучения волевой сферы в процессе обучения в вузе заключается в том, что в период студенчества и в самом процессе обучения в вузе молодые люди выдерживают достаточно большие нагрузки. Студенческий возраст характеризуется значительным влиянием самой специфики деятельности на предъявление требований к развитию уровня сформированности волевой сферы. Это связано с включением вчерашних подростков в процесс в целенаправленно организованной самостоятельной деятельности.
Студенческий возраст является центральным этапом становления личности и периодом, когда наиболее активно начинает развиваться самосознание, нравственные и этические чувства, происходит становление и стабилизация характера, овладение полным набором функций взрослого человека.
При поступлении в вуз в большинстве случаев у будущих студентов нет способности к регулированию собственной учебной деятельности. Из-за этого возникают трудности в процессе обучения. У студентов нередко наблюдается «зависимость» от преподавателей в процессе постановки учебных целей, выбора средств их достижения, способов оценки результатов учебной деятельности. Им требуется постоянная помощь и контроль со стороны преподавателей. Зачастую выпускники вуза не имеют навыков самостоятельной организации собственной деятельности, поэтому нередко в дальнейшем им требуется помощь и контроль со стороны руководства.
Проблематика психологических исследований студенческого возраста достаточна широка. Но, следует заметить, что вопрос относительно волевой сферы личности студента еще недостаточно раскрыт, что и обуславливает актуальность данной работы.
В качестве объекта исследования выступает саморегуляция студентов в процессе обучения.
Предметом исследовательской работы является волевой компонент системы саморегуляции студентов.
Цель исследовательской работы заключается в изучении системы саморегуляции студентов в процессе обучения.
Исходя из цели, были сформированы задачи:
- рассмотреть понятие и особенности саморегуляции;
- изучить психологические особенности студенческого возраста;
- исследовать волевой компонент в системе саморегуляции студентов;
- предложить рекомендации по формированию волевого компонента в системе саморегуляции студентов.
Гипотеза исследования: формирование волевого компонента саморегуляции студентов происходит в течение всего срока обучения и усиливается от начального этапа к завершающему.
Методы исследования:анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, целенаправленное наблюдение, анкетирование, опрос, формирующий эксперимент.
В качестве экспериментальной базы исследования выбран Бийский Технологический Институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», технологический факультет.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования и предложенные рекомендации могут быть использованы педагогами и психологами средних специальных и высших учебных заведений для формирования волевого компонента в системе саморегуляции студентов с целью повышения эффективности их учебной деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования были получены данные, посредством анализа которых мы смогли определить особенности формирования волевого компонента в системе саморегуляции студентов в образовательном процессе.
Изучив теоретические источники по вопросам саморегуляции и психологическим особенностям студентов, мы смогли сделать следующие выводы:
- Саморегуляция выступает в качестве принципа, смысл которого заключается в объяснении целостности и стабильности деятельности и личности, организации психических процессов, с помощью которых осуществлена работа, их внутренней связи и единства, направленности деятельности и ее детерминации.
Управляемая саморегуляция- это метод сознательного волевого управления внутренними процессами собственной психики и организма в целом, переходящие на уровень рефлексов, минуя сознание, когда это необходимо.
- Волевая саморегуляция является личностным уровнем произвольной регуляции, выражающемся в стремлении человека оценивать выполняемую им деятельность, вырабатывать способы реализации поставленных целей и уметь объективно оценивать итоги своей деятельности. Саморегуляция-это один из уровней регуляции активности.
С помощью волевых процессов происходит инициирование действий человека, определение его намерений и целей, преодоление препятствий в процессе реализации намерений.
Волевая саморегуляция обладает следующими свойствами: целеустремленностью, решительностью, настойчивостью, выдержкой и самообладанием. Формирование данных свойств зависит от уверенности в собственных силах и способностях.
-Студенческий возраст- это время, когда у человека формируются собственные взгляды и отношения. Так теперь самостоятельность студента находит свое выражение. Но в то же время, стремясь к самостоятельности, студент продолжает нуждаться в общении со взрослыми. Такую потребность обуславливают растущие проблемы самосознания и самоопределения, решение которых дается молодому человеку достаточно трудно. Уровень требований студентов к окружающим людям и к самим себе развивается благодаря возросшему уровню самосознания. Молодые люди становятся более критичны и самокритичны, у них возникают более высокие требования относительно морального облика взрослого и ровесника.
С точки зрения общепсихического развития в период студенчества происходит интенсивная социализация человека, развиваются высшие психические функции, формируется интеллектуальная система и личность в целом.
Посредством количественно- качественного и статистического анализа экспериментального исследования, проведенного на базе технологического факультетаБийскогоТехнологического Института (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», мы смогли выяснить, что за время обучения в вузе волевая сфера студентов не претерпела значительных изменений. Статистически значимый показатель наблюдается в среднем уровне самооценки силы воли.
Для успешного формирования волевого компонента в системе саморегуляции студентов в процессе обучения педагогам следует придерживаться следующих рекомендаций:
- необходимо поставить личностно и социально значимые цели, учитывая зону ближайшего развития личности, т.е. осуществить направленность на искусственное и естественное создание условий, которые бы смогли обеспечить прогрессивный рост личности;
- разработать приемы саморегуляции, основывающиеся на четких личностных мотивах, и систему субъективных ценностей человека, способствующих оптимальной выработке тактик (жесткой, мягкой, нейтральной) и стратегий (конфронтации, сотрудничества, уклонения, приспособления, компромисса) поведения;
- создать систему самоконтроля в учебной и повседневной жизни и деятельности студента за своим поведением, результатами учебной деятельности (результативная часть) и пр.;
- совершенствовать волевые свойства, не обладающие выраженными природными задатками;
- развивать психические процессы, совершенствовать механизмы их регуляции;
- обеспечить системность в развитии волевых качеств личности студента, создающей определенную последовательность и многократность воспроизведения специализированных мероприятий;
- определить комплексную ориентацию системы волевой подготовки студентов, направленную на социально значимые установки, а так же личностные приоритеты и ценностные ориентации, что способствует созданию адекватных приемов реагирования на неблагоприятные жизненные и профессиональные ситуации.
Таким образом, мы можем говорить о том, что цель нашего исследования достигнута, но гипотеза не нашла своего подтверждения.



1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская - М.: Просвещение, 1999. - 320с.
2. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст]// Современные психологические проблемы высшей школы. - Л.,1974. — № 2.- С. 22-24.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] /
Б.Г.Ананьев. - 2011. - 288 с. - ISBN 5-272-00315-2.
4. Басов, М.Я. Воля как предмет функциональной психологии [Текст] /М.Я. Басов.- СПб.: Алетейя, 2007.- 544 с.- ISBN: 978-5-903354-66-5
5. Бодалев, А.А. Психология о личности [Текст] / А.А. Бодалев- М.: Издательство МГУ, 1998. - 388с.- ISBN 5-211-00021-8.
6. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Междунар. пед. акад., 1995. - 209 с.- ISBN 5-89395-048-6.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И.Божович. - М.: Изд-во «Институт Практической Психологии», 1997.¬352 с.- ISBN 5-89502-210-3.
8. Быков, А.В., Шульга, Т.И. Эмоционально-волевая регуляция как вид психологической готовности человека к обучению [Текст]/ А.В. Быков,Т.И. Шульга.- М.: Изд-во МГОУ, 2012.- 142 с.- ISBN 978-5-7017-1944-4.
9. Быкова, Е.А. Особенности развития волевых качеств у студентов [Текст]/ Е.А. Быкова //Вестник Шадринского государственного педагогического института, 2013, № 1 (17). С. 98-103.
10. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций [Текст] / Е. Ф. Василюк. - М.: Издательство МГУ, 1984. - 200 с.
11. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л. М. Веккер. - М.: Смысл, 2008. - 685 с.- ISBN 5-89357-041-3.
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.4. [Текст] / Л.С.Выготский. - М., 1984. - 432 с.
13. Жилкина, Е.В. Особенности становления мотивационно¬смысловых образований личности в студенческом возрасте [Текст] / Е.В.Жилкина // Мир науки, культуры, образования, 2012. № 3. С. 30-33.
14. Иванников, В.А. К сущности волевого поведения [Текст] / В.А.Иванников // Психологический журнал, 1985. -Том 6. № 3.- С. 47-55.
15. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции
[Текст] / В. А. Иванников. - С-Пб.:Питер, 2006. - 208 с.
16. Иванов, Г.П., Меркер, Е.А., Митюхина, Л.Н. Высшее образование как испытание силы воли [Текст] / Г.П. Иванов, Е.А. Меркер, Л.Н. Митюхина // Прикладная юридическая психология, 2012.- № 4.- С. 79-83.
17. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2001.- 368 с.
18. Калин, В. К. Волевая регуляция деятельности: Автореф. Докт. Дисс. [Текст] / В. К. Калин. - Тбилиси, 1989. - 36 с .
19. Касаткина, Д.А. Эмпирическое исследование волевых качеств и направленности личности [Текст] / Д.А. Касаткина // Акмеология, 2012.- № 4 (44).- С. 82-86.
20. Кедярова, Е.А. Волевая регуляция как фактор деятельности студентов [Текст] / Е.А. Кедярова //Известия Иркутского Государственного Университета. Серия: психология, 2012.- № 1.- С. 40-46.
21. Клочко, В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование [Текст] / В.Е. Клочко. - М.: Просвещение, 2007. - 165с.
22. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.- ISBN 5-09-001053-6.
23. Крупнов, А. И. Комплексное изучение свойств личности: системно-функциональный подход [Текст] / А. И. Крупнов, С. М. Зиньковская. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2010. - 417 с.- ISBN 978-5-91774-004-1.
24. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / - А.Н. Леонтьев.- М.: Смысл; Академия, 2004.- 352 с. - ISBN 5-89357-153-3.
25. Маклаков, А. Г. Общая психология : Учебник для вузов [Текст] /
A. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.- ISBN 5-272-00062-5.
26. Марцинковская, Т. Д. История психологии : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Т. Д. Марцинковская. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 544 с.
27. Матанцева, Т.Н. К вопросу о саморегуляции [Текст] / Т.Н.Матанцева- Киров: Изд-во Кировского филиала МГЭИ, 2007. - С. 97-101.
28. Матанцева, Т.Н. Развитие функции личностной саморегуляции в контексте современного образования [Текст] / Т.Н. Матанцева- Тамбов, 2008. - С. 199-200.
29. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности [Текст] / В.Н. Мясищев- М.: Просвещение, 1982. - С. 35-38.
30. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немов. - М. : Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004. - 687 с.- ISBN 5-691-00112-4.
31. Нуркова, В. В., Березанская, Н. Б. Психология : Учебник [Текст] /
B. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - М.: Высшее образование, 2007. - 484 с.- ISBN 5-94879-116-5.
32. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие [Текст]/ под ред. Д. Я. Райгородского.- Самара: Издательский дом «Бахрах», 2001. - 145с.- ISBN 5-89570-005.
33. Психология: Учебник для педагогических вузов [Текст] / Под ред. Б. А. Сосновского. - М. : Юрайт - Издат, 2008. - 660 с.- ISBN 978-5-9692¬0239-9.
34. Психология : Учебник для студентов средних учебных заведений [Текст] / И. В. Дубровина. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 464 с.- ISBN S-89144-058-X.
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2011. - 705 с.- ISBN 5-314-00016-4.
36. Селиванов, В. И. Терминологический минимум основных понятий воли [Текст] / В. И. Селиванов. - Рязань, 1992. - 286 с.
37. Столяренко, Л. Д. Психология : Учебник для вузов [Текст] / Л.Д.Столяренко. - СПб. : Питер, 2010. - 592 с.- ISBN 5-222-00483-Х.
38. Узнадзе, Д. Н. Общая психология [Текст] / Д. Н. Узнадзе. - М. : Смысл, 2009. - 413 с.-ISBN: 5-318-00163-7.
39. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст]/ Г.А.Цукерман, Б.М. Мастеров- М.: Интерпракс, 2005. - 288с.- ISBN 5-85253-099-0.
40. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б.Шапарь, В.Е. Россоха. - М., Феникс, 2009. - 466с.- ISBN 978-5-222¬15421-2.
41. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов[Текст]/ В.А. Якунин, -СПб.: Полиус, 1994.- ISBN 5-8016-0022-1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ