Формирование волевого компонента в системе саморегуляции студентов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы саморегуляции 5
1.1. Понятие и сущность саморегуляции 5
1.2. Особенности волевой саморегуляции 12
1.3. Психологические особенности студенческого возраста 22
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование волевого компонента в системе саморегуляции студентов 29
2.1 .Организация и методы исследования 29
2.2. Описание и анализ результатов исследования 36
2.3. Рекомендации по формированию волевого компонента в
системе саморегуляции студентов 41
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы саморегуляции 5
1.1. Понятие и сущность саморегуляции 5
1.2. Особенности волевой саморегуляции 12
1.3. Психологические особенности студенческого возраста 22
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование волевого компонента в системе саморегуляции студентов 29
2.1 .Организация и методы исследования 29
2.2. Описание и анализ результатов исследования 36
2.3. Рекомендации по формированию волевого компонента в
системе саморегуляции студентов 41
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
Проблема изучения волевой сферы в процессе обучения в вузе заключается в том, что в период студенчества и в самом процессе обучения в вузе молодые люди выдерживают достаточно большие нагрузки. Студенческий возраст характеризуется значительным влиянием самой специфики деятельности на предъявление требований к развитию уровня сформированности волевой сферы. Это связано с включением вчерашних подростков в процесс в целенаправленно организованной самостоятельной деятельности.
Студенческий возраст является центральным этапом становления личности и периодом, когда наиболее активно начинает развиваться самосознание, нравственные и этические чувства, происходит становление и стабилизация характера, овладение полным набором функций взрослого человека.
При поступлении в вуз в большинстве случаев у будущих студентов нет способности к регулированию собственной учебной деятельности. Из-за этого возникают трудности в процессе обучения. У студентов нередко наблюдается «зависимость» от преподавателей в процессе постановки учебных целей, выбора средств их достижения, способов оценки результатов учебной деятельности. Им требуется постоянная помощь и контроль со стороны преподавателей. Зачастую выпускники вуза не имеют навыков самостоятельной организации собственной деятельности, поэтому нередко в дальнейшем им требуется помощь и контроль со стороны руководства.
Проблематика психологических исследований студенческого возраста достаточна широка. Но, следует заметить, что вопрос относительно волевой сферы личности студента еще недостаточно раскрыт, что и обуславливает актуальность данной работы.
В качестве объекта исследования выступает саморегуляция студентов в процессе обучения.
Предметом исследовательской работы является волевой компонент системы саморегуляции студентов.
Цель исследовательской работы заключается в изучении системы саморегуляции студентов в процессе обучения.
Исходя из цели, были сформированы задачи:
- рассмотреть понятие и особенности саморегуляции;
- изучить психологические особенности студенческого возраста;
- исследовать волевой компонент в системе саморегуляции студентов;
- предложить рекомендации по формированию волевого компонента в системе саморегуляции студентов.
Гипотеза исследования: формирование волевого компонента саморегуляции студентов происходит в течение всего срока обучения и усиливается от начального этапа к завершающему.
Методы исследования:анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, целенаправленное наблюдение, анкетирование, опрос, формирующий эксперимент.
В качестве экспериментальной базы исследования выбран Бийский Технологический Институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», технологический факультет.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования и предложенные рекомендации могут быть использованы педагогами и психологами средних специальных и высших учебных заведений для формирования волевого компонента в системе саморегуляции студентов с целью повышения эффективности их учебной деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Студенческий возраст является центральным этапом становления личности и периодом, когда наиболее активно начинает развиваться самосознание, нравственные и этические чувства, происходит становление и стабилизация характера, овладение полным набором функций взрослого человека.
При поступлении в вуз в большинстве случаев у будущих студентов нет способности к регулированию собственной учебной деятельности. Из-за этого возникают трудности в процессе обучения. У студентов нередко наблюдается «зависимость» от преподавателей в процессе постановки учебных целей, выбора средств их достижения, способов оценки результатов учебной деятельности. Им требуется постоянная помощь и контроль со стороны преподавателей. Зачастую выпускники вуза не имеют навыков самостоятельной организации собственной деятельности, поэтому нередко в дальнейшем им требуется помощь и контроль со стороны руководства.
Проблематика психологических исследований студенческого возраста достаточна широка. Но, следует заметить, что вопрос относительно волевой сферы личности студента еще недостаточно раскрыт, что и обуславливает актуальность данной работы.
В качестве объекта исследования выступает саморегуляция студентов в процессе обучения.
Предметом исследовательской работы является волевой компонент системы саморегуляции студентов.
Цель исследовательской работы заключается в изучении системы саморегуляции студентов в процессе обучения.
Исходя из цели, были сформированы задачи:
- рассмотреть понятие и особенности саморегуляции;
- изучить психологические особенности студенческого возраста;
- исследовать волевой компонент в системе саморегуляции студентов;
- предложить рекомендации по формированию волевого компонента в системе саморегуляции студентов.
Гипотеза исследования: формирование волевого компонента саморегуляции студентов происходит в течение всего срока обучения и усиливается от начального этапа к завершающему.
Методы исследования:анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, целенаправленное наблюдение, анкетирование, опрос, формирующий эксперимент.
В качестве экспериментальной базы исследования выбран Бийский Технологический Институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», технологический факультет.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования и предложенные рекомендации могут быть использованы педагогами и психологами средних специальных и высших учебных заведений для формирования волевого компонента в системе саморегуляции студентов с целью повышения эффективности их учебной деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В результате исследования были получены данные, посредством анализа которых мы смогли определить особенности формирования волевого компонента в системе саморегуляции студентов в образовательном процессе.
Изучив теоретические источники по вопросам саморегуляции и психологическим особенностям студентов, мы смогли сделать следующие выводы:
- Саморегуляция выступает в качестве принципа, смысл которого заключается в объяснении целостности и стабильности деятельности и личности, организации психических процессов, с помощью которых осуществлена работа, их внутренней связи и единства, направленности деятельности и ее детерминации.
Управляемая саморегуляция- это метод сознательного волевого управления внутренними процессами собственной психики и организма в целом, переходящие на уровень рефлексов, минуя сознание, когда это необходимо.
- Волевая саморегуляция является личностным уровнем произвольной регуляции, выражающемся в стремлении человека оценивать выполняемую им деятельность, вырабатывать способы реализации поставленных целей и уметь объективно оценивать итоги своей деятельности. Саморегуляция-это один из уровней регуляции активности.
С помощью волевых процессов происходит инициирование действий человека, определение его намерений и целей, преодоление препятствий в процессе реализации намерений.
Волевая саморегуляция обладает следующими свойствами: целеустремленностью, решительностью, настойчивостью, выдержкой и самообладанием. Формирование данных свойств зависит от уверенности в собственных силах и способностях.
-Студенческий возраст- это время, когда у человека формируются собственные взгляды и отношения. Так теперь самостоятельность студента находит свое выражение. Но в то же время, стремясь к самостоятельности, студент продолжает нуждаться в общении со взрослыми. Такую потребность обуславливают растущие проблемы самосознания и самоопределения, решение которых дается молодому человеку достаточно трудно. Уровень требований студентов к окружающим людям и к самим себе развивается благодаря возросшему уровню самосознания. Молодые люди становятся более критичны и самокритичны, у них возникают более высокие требования относительно морального облика взрослого и ровесника.
С точки зрения общепсихического развития в период студенчества происходит интенсивная социализация человека, развиваются высшие психические функции, формируется интеллектуальная система и личность в целом.
Посредством количественно- качественного и статистического анализа экспериментального исследования, проведенного на базе технологического факультетаБийскогоТехнологического Института (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», мы смогли выяснить, что за время обучения в вузе волевая сфера студентов не претерпела значительных изменений. Статистически значимый показатель наблюдается в среднем уровне самооценки силы воли.
Для успешного формирования волевого компонента в системе саморегуляции студентов в процессе обучения педагогам следует придерживаться следующих рекомендаций:
- необходимо поставить личностно и социально значимые цели, учитывая зону ближайшего развития личности, т.е. осуществить направленность на искусственное и естественное создание условий, которые бы смогли обеспечить прогрессивный рост личности;
- разработать приемы саморегуляции, основывающиеся на четких личностных мотивах, и систему субъективных ценностей человека, способствующих оптимальной выработке тактик (жесткой, мягкой, нейтральной) и стратегий (конфронтации, сотрудничества, уклонения, приспособления, компромисса) поведения;
- создать систему самоконтроля в учебной и повседневной жизни и деятельности студента за своим поведением, результатами учебной деятельности (результативная часть) и пр.;
- совершенствовать волевые свойства, не обладающие выраженными природными задатками;
- развивать психические процессы, совершенствовать механизмы их регуляции;
- обеспечить системность в развитии волевых качеств личности студента, создающей определенную последовательность и многократность воспроизведения специализированных мероприятий;
- определить комплексную ориентацию системы волевой подготовки студентов, направленную на социально значимые установки, а так же личностные приоритеты и ценностные ориентации, что способствует созданию адекватных приемов реагирования на неблагоприятные жизненные и профессиональные ситуации.
Таким образом, мы можем говорить о том, что цель нашего исследования достигнута, но гипотеза не нашла своего подтверждения.
Изучив теоретические источники по вопросам саморегуляции и психологическим особенностям студентов, мы смогли сделать следующие выводы:
- Саморегуляция выступает в качестве принципа, смысл которого заключается в объяснении целостности и стабильности деятельности и личности, организации психических процессов, с помощью которых осуществлена работа, их внутренней связи и единства, направленности деятельности и ее детерминации.
Управляемая саморегуляция- это метод сознательного волевого управления внутренними процессами собственной психики и организма в целом, переходящие на уровень рефлексов, минуя сознание, когда это необходимо.
- Волевая саморегуляция является личностным уровнем произвольной регуляции, выражающемся в стремлении человека оценивать выполняемую им деятельность, вырабатывать способы реализации поставленных целей и уметь объективно оценивать итоги своей деятельности. Саморегуляция-это один из уровней регуляции активности.
С помощью волевых процессов происходит инициирование действий человека, определение его намерений и целей, преодоление препятствий в процессе реализации намерений.
Волевая саморегуляция обладает следующими свойствами: целеустремленностью, решительностью, настойчивостью, выдержкой и самообладанием. Формирование данных свойств зависит от уверенности в собственных силах и способностях.
-Студенческий возраст- это время, когда у человека формируются собственные взгляды и отношения. Так теперь самостоятельность студента находит свое выражение. Но в то же время, стремясь к самостоятельности, студент продолжает нуждаться в общении со взрослыми. Такую потребность обуславливают растущие проблемы самосознания и самоопределения, решение которых дается молодому человеку достаточно трудно. Уровень требований студентов к окружающим людям и к самим себе развивается благодаря возросшему уровню самосознания. Молодые люди становятся более критичны и самокритичны, у них возникают более высокие требования относительно морального облика взрослого и ровесника.
С точки зрения общепсихического развития в период студенчества происходит интенсивная социализация человека, развиваются высшие психические функции, формируется интеллектуальная система и личность в целом.
Посредством количественно- качественного и статистического анализа экспериментального исследования, проведенного на базе технологического факультетаБийскогоТехнологического Института (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», мы смогли выяснить, что за время обучения в вузе волевая сфера студентов не претерпела значительных изменений. Статистически значимый показатель наблюдается в среднем уровне самооценки силы воли.
Для успешного формирования волевого компонента в системе саморегуляции студентов в процессе обучения педагогам следует придерживаться следующих рекомендаций:
- необходимо поставить личностно и социально значимые цели, учитывая зону ближайшего развития личности, т.е. осуществить направленность на искусственное и естественное создание условий, которые бы смогли обеспечить прогрессивный рост личности;
- разработать приемы саморегуляции, основывающиеся на четких личностных мотивах, и систему субъективных ценностей человека, способствующих оптимальной выработке тактик (жесткой, мягкой, нейтральной) и стратегий (конфронтации, сотрудничества, уклонения, приспособления, компромисса) поведения;
- создать систему самоконтроля в учебной и повседневной жизни и деятельности студента за своим поведением, результатами учебной деятельности (результативная часть) и пр.;
- совершенствовать волевые свойства, не обладающие выраженными природными задатками;
- развивать психические процессы, совершенствовать механизмы их регуляции;
- обеспечить системность в развитии волевых качеств личности студента, создающей определенную последовательность и многократность воспроизведения специализированных мероприятий;
- определить комплексную ориентацию системы волевой подготовки студентов, направленную на социально значимые установки, а так же личностные приоритеты и ценностные ориентации, что способствует созданию адекватных приемов реагирования на неблагоприятные жизненные и профессиональные ситуации.
Таким образом, мы можем говорить о том, что цель нашего исследования достигнута, но гипотеза не нашла своего подтверждения.
Подобные работы
- Особенности стилевой саморегуляции поведения студентов с
различным уровнем перфекционизма
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1566 р. Год сдачи: 2019 - СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ТЕХНИКУМА C РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Управление процессом саморегуляции у младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ - СПОРТСМЕНОВ КАК
ФАКТОР КОНТРОЛЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ
СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ СПО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018 - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СВЯЗИ С КОГНИТИВНЫМИ СТИЛЯМИ И
САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХИЧЕКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



