Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика формирования учебной программы классического танца для хореографического любительского коллектива (Пермский Государственный Институт Культуры)

Работа №147591

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы88
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА И МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 7
1.1 Введение в классический танец 7
1.2 Вклад творческого пути А.Я. Вагановой в развитие классического танца и ее методы для создания учебной программы 10
1.3 Учебная программа ее структура и виды программ 17
1.4 Применение инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА ДЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА 29
2.1 Особенности учебной программы для учащихся хореографического любительского коллектива, сравнение с учебной программой профессиональных исполнителей 29
2.2 Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей хореографии 36
2.3 Ход и результат работы по составлению учебной программы для учащихся Школы хореографического искусства ПГИК в возрасте 11-14 лет 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 89

Классический танец – один из основных видов танцевального искусства, который состоит из движений, тщательно разработанных и проверенных на опыте многими известными танцорами. Сам классический танец зародился в конце XVI века в Италии и продолжил свое развитие во Франции.
На сегодняшний день наблюдается большой спрос на занятия по классическому танцу. Независимо от возраста дети хотят овладеть или просто окунуться в невероятную атмосферу этого вида искусства, поэтому именно хореографические любительские коллективы становятся тем самым местом, где дети могут развивать свои таланты независимо от их природных данных.
Важной частью для таких коллективов является качественно составленная учебная программа. Она должна нести в себе как базовые принципы классического танца, которые применяют для профессиональных танцоров, так и индивидуальные возможности, потребности и интересы участников.
В дипломной работе были рассмотрены истоки возникновения классического танца и творческий вклад А. Я. Вагановой в этот вид искусства. Дальше были рассмотрены правила составления и виды учебных программ, применение инновационных технологий в образовательный процесс, разбор возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и сравнение учебной программы любительских коллективов с профессиональными учреждениями искусства.
Актуальность работы заключается в том, что не существует пособия или учебной программы, в которой подробно написаны правила и способы составления учебной программы, а также правила воспитания детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Педагогу, прежде чем приступить к работе в любительском хореографическом коллективе необходимо изучить различные пособия по данным темам, а также вводить инновационные технологии так как в настоящее время идет более динамичное развитие в этом виде искусства.
Объект исследования: современные образовательные программы в сфере хореографического образования.
Предмет исследования: эффективность реализации учебной программы в Школе хореографического искусства ПГИК.
Цель выпускной квалификационной работы: на основе анализа различных программ дополнительного образования в области хореографии и работе с учащимися Школы хореографического искусства, выявить на какие аспекты важно обращать внимание при обучении, а также рассмотреть инновационные технологии обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу, связанную с хореографическим образованием, и пакет документов законодательных актов, обеспечивающих систему дополнительного образования;
2. Ознакомиться с существующими учебными программами и их структурой;
3. Рассмотреть применение инновационных технологий в образовательной деятельности коллективов;
4. Проанализировать учебные программы хореографических коллективов;
5. Организовать обучающий процесс с учащимися Школы хореографического искусства и оценить эффективность программы.
Базой исследования является Школа хореографического искусства ПГИК г. Перми.
Для достижения поставленной цели и реализации задач были использованы следующие методы:
1. Анализ научной литературы;
2. Наблюдение и анализ практической работы педагогов в хореографических коллективах;
3. Метод опроса обучающихся с целью определения их творческого роста и знаний по классическому танцу.
Обзор литературы
Для изучения истории формирования классического танца и вклада творческого пути А. Я. Вагановой в учебную программу обратилась к текстам Блока Л. Д., Борисоглебского М. В., Давыдова В. П., Силкин П. А., Ромм В. В., Валукина М. Е.. Для изучения психофизической характеристики подросткового периода, участников старших возрастных групп любительских хореографических коллективов к работам Кулагиной И.Ю., Марцинковской Т.Д. Для изучения формы и структуры образовательных программ в сфере дополнительного образования обратилась к трудам Голованова В. П., Горский В. А., Ходунова Л. И. Для анализа инновационных методов обучения, применяемых в дополнительном хореографическом образовании к работам Самоволиковой Т. Л., Макаровой Л. Г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дипломной работе были рассмотрены различные балетмейстеры, которые внесли вклад в развитие классического танца как учебного предмета. Особенно можно выделить вклад творческого пути А. Я. Вагановой при создании учебной программы и методов обучения. Классический танец становится не просто исполнением движений, а искусством, для которого требуются различные учебные программы.
Со временем появляется система дополнительного образования, которая постоянно развивается. Появляются различные виды учебных программ, которые делятся на традиционные и модифицированные. Главным преимуществом модифицированных программ является возможность в их корректировке, составляя учебную программу для определенной группы.
В обучении и составлении программ помогают различные инновационные технологии: технология обучения в сотрудничестве, информационные технологии, технология проблемного обучения и технология здоровьесберегающего обучения. В комплексе с традиционными и инновациоными методиками обучения эти технологии помогают в гармоничном развитии личности учеников и эффективной работы педагогов.
Классический танец является неотъемлемой частью развития в танцевальной культуре. Существует профессиональный уровень образования и любительский. Также по уровню образования и подготовки происходит деление учебных заведений на профессиональные и любительские. В этих двух учреждениях основой также является классический танец, но их отличие заключается в формировании учебной программы, которая зависит от поставленных целей и задач обучения, а также уровня подготовки учащихся. Следовательно, в любительских хореографических коллективах, программа имеет более упрощенный вариант обучения и подход к ученикам, а в профессиональных учреждениях требования и сложность в разы увеличиваются.
Также были рассмотрены возрастные и индивидуальные особенности обучения детей. Было выделено 4 возрастных периода, и каждый из этих периодовов имеет свои индивидуальные черты. Без учета этих знаний не получится составить эффективную учебную программу для коллектива и найти правильный подход к каждому ученику.
В дипломной работе были изучены различные аспекты, которые затрагивают проблему формирования учебной программы классического танца в хореографическом любительском коллективе. В работе с группой детей в Школе хореографического искусства я попыталась учесть всю изученную информацию и сформировать собственную программу, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, применяя в методике инновационные технологии, а также пробуя давать детям не просто схематичные движения, а прививать танцевальность.



1. Антоненко, Г.С. Задачи педагога-хореографа в работе с детским хореографическим коллективом / Г.С.Антоненко // Хореографическое искусство. - Киров: Диамант, 2007. - 156с.
2. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. – 1987.- 556с.
3. Бобылева О. В. Теория проблемно-развивающегося обучения М. И. Махмутова / О. В. Бобылева, В. В. Чаркова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. - № 12 (302). – С. 257-259.
4. Борисоглебский М. В. Материалы по истории русского балета: в 2 т. // Л.: ЛГХУ. 1938. Т. 2. 356с.
5. Ваганова А. Я. Основы классического танца: учебник для хореографических училищ / предисл. К. Н. Державина. Ленинград; Москва: Искусство, 1948. 208 с.
6. Валукин М. Е. Педагогический вклад А. Я. Вагановой в развитие классического / М. Е. Валукин // Российский университет театрального искусства – ГИТИС. - №1 (63). – 2015. – С. 216-219.
7. Голованов, В. П., Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 69-78с.
8. Горский, В.А., Ходунова, Л.И., Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании// Дополнительное образование. - 2003.- № 3. С. 238
9. Давыдов В.П. Теория, методика и практика классического танца: учебник для вузов/В.П. Давыдов.- 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019; Кемерово: Изд-во КемГИК. С.244
10. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
11. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Academia, 2018. - 256 c.; Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2010. - 160 c.; Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2016. - 272 c.
12. Ивлева, Л. Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом : учебное пособие / Л. Д. Ивлева. — 2-е изд, испр. и доп. — Челябинск : ЧГИК, 2013. — 60 с.
13. Капанова Г. Ж. Методика А. Я. Вагановой как основа профессиональной подготовки артистов балета [Текст] / Г. Ж. Капанова // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2015. - № 4. – С. 177-182.
14. Крутецкий В.А. Возрастная психология. - М., 1984 7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М, 1981. Т. З.
15. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420c.
16. Макарова Н. Биография в танце. – М., 2011. – 376 с.
17. Макарова, Л.Г., Современные педагогические технологии в обучении детей хореографии - Республика Татарстан, г. Казань: Изд-во Рассвет 2007. – 58с.
18. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. - М.: Academia, 2017. - 319c.
19. Мясарова О. А. Инновационные методы преподавательской деятельности на уроках хореографии / О. А. Мясарова. – Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. – С. 8-12.
20. Махмутов, М. И., Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов - М.: Педагогика, 1975. - 158 с.
21. Никитин В. Ю. Актуальные проблемы хореографического образования //Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2016. – №. 2 (21). – С. 17-24.
22. Попов Р. С. Хореографическое искусство как объект научного исследования / Р. С. Попов // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы / Сборник научных трудов. СПБ: БПА, 2018. -408 с.
23. Ромм В. В. Рецепты А. Я. Вагановой.// Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017 № 1/ C. 20–21.
24. Силкин П. А. Педагогическое наследие А. Я. Вагановой – урок классического танца. Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. - №. 1. – 2015. – С. 75-78.
25. Силкин П. А. Русская школа классического танца. Агриппина Яковлевна Ваганова: Монография. СПб: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой. – 2012. – 137 с.
26. Силкин П. А. Открывая заново: архивные источники педагогического наследия А. Я. Вагановой. Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2016. № 2 (43). – С. 19-28.
27. Цыркун, И. И. Дидактические основы генезиса специально инновационной подготовки студентов педвуза в условиях многоуровневого образования: автореферат дис. … доктора пед. наук: 13.00.08 / И. И. Цыркун. – Минск, 1999. – 20 с.
28. Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении / Н. Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 144с.
29. Статья Гаршиной С.А. на тему: Возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. – Режим доступа: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/vozrastnye-i-individualnye-osobennosti-rebenka-550099
30. Гендерные исследования в педагогике. – Режим доступа: Гендерные исследования в педагогике (обзор литературы) – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru)
31. Дмитриева, Д.И. педагогические подходы в обучении классическому танцу (Электронный ресурс)/ Д.И. Дмитриева// Вестник Челябинского государственного педагогического университета – 2017. - № 7. С. 59- 65. Режим доступа: ЭБС «Лань».
32. Долгова Е. А. Эстетическое воспитание через хореографическое искусство. – Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/esteticheskoe-vospitanie-cherez-horeogra.8417310/
33. Ивлева, Л. Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом : учебное пособие / Л. Д. Ивлева. — 2-е изд, испр. и доп. — Челябинск : ЧГИК, 2013. — 60 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/177724 (дата обращения: 05.05.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
34. Методические рекомендации по разработке образовательных программ и учебных планов дополнительного образования. – Режим доступа: http://gorono-ozersk.ru/node/258#:~:text=1.%20Программы%20дополнительного%20образования%20детей,здоровья%20ребенка%2C%20свободного%20развития%20личности
35. Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца (на примере Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой). – Режим доступа: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004300566.pdf
36. Самоволикова, Т.Л., Инновационные технологии обучения детей хореографического коллектива/ Т.Л. Самоволикова. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://psihdocs.ru/innovacionnie-tehnologii-obucheniya-detej-v-horeograf
37. Специфика построения урока классического танца в хореографическом любительском коллективе. Быстрых Т. Ю., Подюкова Ю. А., Коромыслов М. В. – Режим доступа: ped-library.ru
38. Стандарты дополнительного образования – Электронный ресурс. – Режим доступа: ФГОС: стандарты дополнительного образования – профессионального и детей (edunews.ru)
39. Филипова Ю. И. Обучение танцу в проблемном контексте условий любительского хореографического коллектива. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-klassicheskomu-tantsu-v-problemnom-kontekste-usloviy-lyubitelskogo-horeograficheskogo-kollektiva/viewer
40. Шилякова О. Г. Хореография как элемент здоровьесберегающих технологий / О. Г. Шилякова. – Электронный ресурс. – Режим доступа: ХОРЕОГРАФИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ (izron.ru)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ