Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности 8
1.1. Общетеоретические подходы к определению понятия «эмоции» 8
1.2. Причины, вызывающие эмоциональные состояния человека 14
1.3. Анализ исследований эмоциональной сферы медицинских работников.19
1.4. Формы и методы формирования положительных эмоциональных состояний 23
Вывод по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование эмоциональной сферы медицинских работников детских противотуберкулезных учреждений. 29
2.1. Организации и методы исследования 29
2.2. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников (констатирующий этап) 32
2.3. Методическое обоснование и описание программы по гармонизации
эмоциональной сферы медицинских работников (формирующий этап) 35
2.4. Определение эффективности программы с элементами групподинамических упражнений в гармонизации эмоциональной сферы медицинских работников (контрольный этап) 38
Вывод по 1 главе 42
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 49
Почти все люди приходят в данный мир, уже умея испытывать. Наши эмоциональные проявления зависят от многих причин и отражаются на людях, с которыми мы общаемся, на работе, которую выполняем.
С помощью эмоциями, мы хорошо можем понять другого человека, без речи, узнать состояния, друг друга и лучше настроится на совместную деятельность и общение.
Эмоциональные состояния зависят от рода и особенностей выполняемой человеком деятельности, также и профессиональной
Развития эмоциональной сферы служит современной, ведь рост и формирования эмоций играет наиболее важную роль в жизни.
На сегодняшний день специальность врачебного медработника числится к категории «человек». Медицина на сегодняшний день значится наиболее трудной формой общечеловеческого занятия, требующей не только инвидуальных умений и фактических навыков, но и еще проницательность и возвышенных искренних качеств.
Высокопрофессиональная работа медработников предполагает сочувствие и сострадание, психофизическое напряжение и большой процент факторов, причиняющий стресс. Напряженные ситуации на работе - это естественное и крайне часто проявляющее явление [5].
Непременность и ценность овладение эмоций сформировывается той ролью, которую они выполняют в жизни человека, в процессе развития личности. Л.С. Выготский выявил впечатление как «центральное звено» психологической жизни человека. Ощущения выражают, сформировывают, предугадывают и делают работу субъекта.
Проблемы расширения эмоциональной сферы медработников нашли своё отражение в отечественной и общественной психологии в работах таких учёных, как А.В. Запорожец, С. Ежкова.
А.С. Белкин одно из важных условий образованию и развития предполагает эмоции личностью ситуации успеха, т.е. радости достижения, осмысление своих возможностей, веры в себя.
Эту проблему исследовали многие педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), уверяли, что радостные эмоции проявляют оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Если посмотреть на нашу ежедневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
Цель исследования: изучение особенностей эмоциональных сферы и выявление эффективности групподинамических упражнений в ее гармонизации у медицинских работников детских противотуберкулезных учреждений.
Объект исследования: эмоциональная сфера медицинских работников детских противотуберкулезных учреждений.
Предмет исследования: процесс гармонизации эмоциональной сферы медицинских работников детских противотуберкулезных учреждений.
Гипотеза исследования строилась на предположениях о том, что:
- эмоциональная сфера медицинских работников детских противотуберкулезных учреждений имеет особенности проявления, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных показателей данной характеристики;
- групподинамические упражнения способствуют гармонизации эмоциональной сферы медицинских работников детских противотуберкулезных учреждений.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы эмоциональной сферы;
2) изучить особенности эмоциональной сферы медицинских работников детских противотуберкулезных учреждений;
3) составить и реализовать программу с элементами групподинамических упражнений, направленную на гармонизацию эмоциональной сферы медицинских работников детских противотуберкулезных учреждений;
4) определить эффективность программы с элементами групподинамических упражнений в гармонизации эмоциональной сферы медицинских работников детских противотуберкулезных учреждений.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - тестирование (Гиссенский опросник, методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения - «САН»), формирующий эксперимент; методы обработки данных - количественный и качественный анализ первичных данных; интерпретационные методы - описание и сравнение данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе КГБУЗ «Детский туберкулёзный санаторий» г. Барнаула. В исследование приняло 16 человек медицинского персонала.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов экспериментального исследования и составленной программы в деятельности психологических служб медицинских учреждений, направленной на гармонизацию эмоциональной сферы медицинских работников.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в публикации:
Матвеенко, Е.Ю. Формы и методы формирования положительных эмоциональных состояний [Электронный ресурс] / Е.Ю. Матвеенко / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 641с. - С. 403-406.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической - «Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности», практической - «Экспериментальное исследование эмоциональной сферы медицинских работников детских противотуберкулезных учреждений»), заключения, списка литературы, приложения; содержит иллюстрационный материал (таблицы, рисунки).
Эмоции - это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Все многообразие направлений исследований эмоций можно свести к трем основным подходам: физиологическому, психодинамическому и когнитивному. Понятие «эмоциональная сфера» интегрирует в себе такие феномены, как тревожность, эмоциональные состояния, эмоциональные явления, эмоциональность и др., т.е. является достаточно широким понятием.
На сегодняшний день медицина является сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Можно предположить, что в медицину, как и в другие социономические профессии, желательно должны идти люди с очень высоким уровнем эмоциональности. Считается, что очень высокая эмоциональность помогает хорошо прочувствовать состояние.
Также нельзя оставить не заметным, что медицинские работники, ежедневно встречаются с людьми, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты, становиться менее эмпатичными.
Предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников требования, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми.
Нами было исследовано, изучено, что эмоциональные состояния медицинских работников имеют свои специфические особенности и имеют тенденцию снижаться в своих проявлениях.
Исходя из этого, нами была разработана программа гармонизации эмоциональных состояний медицинских работников, включающая в себя групподинамические упражнения.
Результаты повторной диагностики показали позитивные изменения, произошедшие в эмоциональном фоне медицинских работников. Можно сказать о том, что групподинамические упражнения являются эффективным средством гармонизации эмоциональных состояний медицинских работников.