ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ 7
1.1. Понятие опеки и попечительства 7
1.2. Правовой статус субъектов опеки и попечительства над
несовершеннолетними 14
2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕКИ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ 17
3. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ОПЕКИ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ 25
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 28
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Актуальность темы дипломной работы определена тем, что изменение произошедшие в российском государстве, оказали значительное влияние на миграционные и демократические процессы, где повлекли за собой существенные изменения в обществе.
Во-первых, проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, за последние годы приобрела особую актуальность, проявлением которой стало принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»1.
Во-вторых, опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства несовершеннолетних. Острота вопроса, связанного с семейным устройством несовершеннолетних остывших без попечения родителей, а также осиротевших детей под опеку, усугубляется тем, что их численность не особо уменьшается. Статистические исследования показывают, что в Свердловской области в 2014 году под опеку (попечительство) было взято 2 106 детей, а в 2015 году 2118 детей, по России же данные меняются в 2014 году 61 612 детей, 2015 году - 58 168 детей2.
Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - предоставляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан.
В-третьих, законодателем впервые определены понятия опеки и попечительства, введены в оборот новые институты - предварительная опека (попечительство), договор об осуществлении опеки (попечительства) и другие, которые, соответственно, нуждаются в научном осмыслении и обосновании их правовой природы.
Таким образом, тема работы достаточно актуальна и позволяет определить новые подходы к исследованию категории опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Объектом исследования выступают общественные отношения, в которых предполагается установление, осуществление и прекращение, опеки и попечительством над несовершеннолетними
Предметом дипломной работы выступает совокупность норм, регулирующих правовые отношения в области опеки и попечительства, практика судов Российской Федерации.
Целью исследования является рассмотрение оснований по установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними, а также усвоение нормативно - правовой базы по опеке (попечительству).
Для достижения установленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие, задачи института опеки и попечительства над детьми;
• определить правовой статус опекунов и попечителей; опекаемых и подопечных;
• проанализировать общие основания и порядок установления опеки и попечительства детьми;
• раскрыть понятие и процедуру предварительной опеки;
• проанализировать основания и порядок прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
• провести анализ правоприменительной практики.
Теоретическую основу работы составляют труды таких ученых, как Ю.В. Ускова, Т.В. Шершень, Р.В. Товмасян, И.А. Мушкин, Л.Ю. Михеева, М.В. Антокольская и др.
Методологическую основу выпускной дипломной работы составляют эмпирические и теоретические методы, в частности, метод анализа, синтеза, индукции, статистический, сравнительный, исторический метод и др.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации 1, Семейный кодекс Российской Федерации3 4 (далее - СК РФ), Федеральный закон от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы гражданских дел, рассматриваемых до сих пор судами субъектов Российской Федерации, обзоров судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, а также публикаций и печатных изданий, касающихся установления опеки и попечительства.
В результате проведенного исследования необходимо подвести следующие итоги.
Опека и попечительство, это не только одна из форм воспитания детей, оставшихся в силу различных причин без попечения родителей, но в первую очередь семейно-правовой институт, имеющий целью защиту имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних.
Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным обстоятельствам родительского попечения.
Согласно п. 1 ст. 32 ГК, опека устанавливается над малолетними, к которым п. 1 ст. 29 ГК относит детей, не достигших 14 лет. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18лет (п. 1 ст. 33 ГК).
В институте опеки и попечительства семейные и гражданские элементы переплетаются настолько тесно, что разделить их невозможно. Данный институт в российском законодательстве прошел сложный путь становления и развития.
В современной юридической литературе вопросам защиты прав детей, заботе об их воспитании уделяется большое внимание. Это связано, прежде всего, с введением в Семейный кодекс РФ специальной главы - "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей?'. Глава 20 Семейного кодекса предусматривает опеку и попечительство над детьми как одну из форм воспитания детей и защиты их прав. Согласно ч. 3 ст. 121 СК органы опеки и попечительства являются единственными органами, в обязанности которых вменяется забота о детях, оставшихся без попечения родителей, что придает публичный характер их деятельности.
Используемое в ст. 121 СК РФ понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. Оставшимися без попечения родителей закон признает детей, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в этих правах, признаны судом недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания либо от защиты прав и интересов своих детей, в том числе отказываются взять их из воспитательных и аналогичных учреждений.
В ст. 123 СК РФ в п. 1 отмечается, что «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление, удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов». Представляется, что обновленная редакция данной статьи вызвана в первую очередь изменениями государственной социальной политики в области социального сиротства, известной под термином «деинституционализация детей-сирот», означающей вывод воспитанников интернатных учреждений на альтернативные семейные формы устройства.
Семейный кодекс, закрепляя права несовершеннолетних как личного, так и имущественного характера, распространяет свое действие на всех детей безотносительно к их семейно-правовому статусу. Вместе с тем действующее законодательство особо выделяет права детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающихся в дополнительной защите. Во-первых, Семейный кодекс выделяет детей, находящихся под опекой, в том числе и детей, находящихся в соответствующих учреждениях, посвящая их правам отдельные статьи. Во-вторых, в обеспечение положений Семейного кодекса и в целях дополнительной государственной гарантии соблюдения прав и законных интересов детей, утративших родительское попечение, были приняты соответствующие федеральные законы, посвященные их правам.
...
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25дек.
Конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября1989 года // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст.955.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017 // Российская газета. 1994. 08 дек.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29декабря 1995 № 223-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 1996. 27 янв.
Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) // Российская газета. 2002.20 нояб.
Федеральный закон «Об опеки и попечительства» от 24.04.2008 № 48- ФЗ (в ред.от 28.112015) // Российская газета.2008.30.апр.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) // Российская газета. 1996. 27дек.
Федеральный закон от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 28.03.2017) // Российская газета.1999.19окт.
Федеральный закон «О трудовых пенсия в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. от 04.06.2014) // Парламентская газета. 2001.20 дек.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2003.08 окт.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (в действ. ред.13.07.2015) // Российская газета. 2006. 31 дек.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2012. 31дек.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» от 18.05.2009 № 143 (в ред. от 10.09.2015) // Российская газета. 2009. 27мая.
Приказ Министерства здравоохранения «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан» от 18.06.2014 № 290-п // Российская газета. 2014.18 авг.
... всего 48 источников