ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ 6
1.1. Правовые основы деятельности сотрудников полиции 6
1.2. Принципы деятельности сотрудников полиции 13
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА
ПОЛИЦИИ 20
2.1. Права, обязанности, ограничения и запреты сотрудника
полиции 20
2.2. Гарантии реализации правового статуса сотрудника
полиции 36
2.3. Ответственность сотрудников полиции 43
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ
ВКР 49
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ ВКР 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Степень доверия населения к полиции является одним из важнейших показателей уровня развития общества. К сожалению, по этому критерию наша страна уже на протяжении достаточно длительного времени далека от идеала. Милиция (а позднее и полиция) не только не расценивалась как орган, призванный оберегать и защищать человека от противоправных действий других лиц, но и зачастую воспринималась как силовая структура, несущая в себе угрозу интересам граждан.
Коррумпированность правоохранительных органов стала восприниматься как нечто совершенно естественное, «неизбежное зло», превратившись в систему, с которой, по мнению большинства, бессмысленно бороться - под нее можно лишь «подстраиваться». В определенный момент времени авторитет правоохранительных органов в России упал до такого уровня, что стала очевидной необходимость принятия решительных шагов в целях принципиального исправления ситуации. Поэтому целесообразность начавшегося и пока еще не завершившегося масштабного реформирования (иногда даже употребляют термин «чистка») правоохранительных структур возражений не вызывает, основные вопросы - к методам ее проведения, конкретным мероприятиям.
Переименование милиции в полицию, у большинства населения вызвало не слишком положительную реакцию - от недоумения, до полного неприятия. Вместе с тем, это не просто смена названия, а шаг, обозначивший собой попытку проведения глубинной перестройки всей системы МВД. Насколько удачной оказалась это попытка, на сегодняшний день результатов не видно.
В результате принятия ряда специальных законов сформировался новый правовой статус полиции. Все его элементы: цели и задачи полиции, принципы ее деятельности, набор полномочий (прав и обязанностей), новые требования, предъявляемые к поступающим на службу в полицию, ограничения, связанные с ней, усиление ответственности и т.д. свидетельствует о направлении смещения акцентов функционального назначения рассматриваемого органа с традиционного карательного к еще непривычному правозащитному.
Вышеуказанное свидетельствует об актуальности поиска наиболее оптимального сочетания элементов в правовом статусе полиции, прежде всего ее обязанностей и прав, т.е. необходимости действовать во благо общества, с одной стороны, и возможности использовать для этого уникальные, предоставленные только данному органу средства и инструменты - сдругой.
Реформирование полиции повлекло изменение ее места и роли в системе правоохранительных органов Российской Федерации, внесло коррективы в организационно-правовые формы ее деятельности и взаимодействия с правоохранительными органами и гражданским обществом. Отчасти в создании современного правоохранительного института - полиции нашли отражение процессы интеграции сил правопорядка России в мировое полицейское сообщество, однако одной из наиболее ведущих и сложнейших проблем на сегодняшний день остается определение перечня вопросов, которые должны входить в компетенцию полиции и, соответственно, избавление полиции от «лишних» функций.
Одной из проблем и причин такого положения дел является то, что, хотя правоохранительный орган полиция существует в российском государстве более пяти лет, тем не менее, единый подход к определению правового статуса сотрудника полиции до сих пор не сложился. Отсутствует чёткое представление о том, что следует понимать под правовым статусом сотрудника полиции.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются отношения, возникающие в связи с правовым статусом сотрудника полиции.
...
Под правовым статусом сотрудника полиции представляется законодательно установленные государством и соединенные права, обязанности и свободы, связанные с гарантией стабильности государственной и общественной жизни Российской Федерации.
Полицейский представлял собой лицо, занимающее должность и осуществляющее предписанные законом или иным нормативно-правовым актом действия. Все существенные стороны государственно-служебного правоотношения урегулированы Федеральный закон «О полиции».
Совершенствование правового статуса полиции целесообразно рассматривать через призму его структуры, т.е. с позиции оптимизации правового регулирования отдельных элементов статуса.
Закон «О полиции» вполне справедливо упрекают в наличии большого количества отсылочных и бланкетных норм, положений, допускающих произвольное, расширенное толкование, нечетких, размытых формулировок, допускающих неоправданно широкие полномочия сотрудника полиции.
Тем самым в ходе исследования рассмотрены особенности правового статуса сотрудника полиции, что привело к выводу, что правовой статус сотрудника полиции, имеющий вышеперечисленные особенности статуса личности, основным признаком имеет специальный правовой статус - статус государственного служащего, и в него включаются следующие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность.
С позиции системного подхода к структуре правового статуса полиции, все его свойства и элементы тесно взаимосвязаны между собой. Из цели деятельности полиции следуют ее задачи, трансформирующиеся в современном законодательстве в основные направления деятельности, т. е. функции. Последние, в свою очередь, предопределяют полномочия, представляющие собой совокупность прав и обязанностей, взятых в единстве. Помимо этого, все элементы правового статуса: права, обязанности, ответственность и иные ограничения - вытекают из принципов ее деятельности. Только в своем неразрывном единстве свойства и элементы правового статуса сотрудника полиции образуют целостную систему.
Как ранее было отмечено, основной проблемой в сфере ограничений в отношении полиции является их бессистемность, что снижает результативность правового регулирования в целом.
Совершенствование правового статуса сотрудника полиции следует рассматривать через призму его структуры, т.е. с позиции оптимизации правового регулирования отдельных элементов, но только на основе системного подхода.
Таким образом в отношении функций необходимо скорректировать их перечень, исключив из него «излишние», несвойственные полиции функции и передать их другим структурам, имеющим соответствующие цели и задачи, что неизбежно должно повлечь изменение и вытекающих из них прав и обязанностей.
Права-полномочия следует дополнить сопутствующими и необходимыми для их реализации, но отсутствующими в настоящий момент времени обязанностями, а также ограничениями.
Также Федеральный закон «О полиции» не стал единичным актом, а лег в основу целого ряда тематических законов и подзаконных правовых актов, последовательно формирующих основы обновленной правоохранительной системы, что затрудняет понятие правового статуса сотрудника полиции в целом.
В отличие от Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон «О полиции» и Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел РФ» не приняли во внимание ч. 6 ст. 86 УК РФ и отнесли наличие судимости, в том числе снятой или погашенной к числу факторов, препятствующих нахождению на службе в полиции (ст. 29). Налицо прямая коллизия законодательных актов: Уголовного кодекса РФ, с одной стороны, и Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел РФ»: первый содержит безальтернативное положение о том, что «погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью», а вторые (более поздние) такие последствия все-таки предусматривают.
...
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Постановление Генеральной ассамблеи ООН от 17.12.1979 № 34/169 «О морально-нравственном поведении служащих, претворяющих законы» // Международные акты о правах человека. 1998. № 9 (198).
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63- Федеральный закон (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 3.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Российская газета. 2001. 31 дек.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49. Ст. 7020.
Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 01 авг.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (в ред. от 23.11.2015, с изм. от 03.07.2016) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 21 июл.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции» // Парламентская газета. 2008. 31 дек.
Постановление Правительства РФ от 13.10.2011 № 835
(в ред. от 08.08.2015) «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 43. Ст. 6072.
Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 (в ред. от 27.07.2010) «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503 (утратил силу).
... всего 72 источника