Введение 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Изучение стиля семейного воспитания в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Изучение тревожности в отечественной и зарубежной психологии 25
1.3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста..30
1.4. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей
младшего школьного возраста 35
Вывод по первой главе 45
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 48
2.1. Описание экспериментальной выборки и методик исследования 48
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 50
2.3. Методическое обоснование и описание программы направленной на
преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях (Формирующий этап) 56
2.4. Определение эффективности программы на преодоление тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях (контрольный этап) 54
Вывод по второй главе 60
Заключение 62
Список использованной литературы 63
Приложение 1. Методики, применяемые в исследовании 66
Приложение 2. Программа, направленная на преодоление тревожности у
детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях 71
Приложение 3. Табличные результаты исследования 76
В последнее время в России наблюдается изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье, которые являются причинами роста отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. Тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло.
Современная российская семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это связано с увеличением числа малообеспеченных семей, с факторами, ухудшающими здоровье населения, с изменением традиционных ролей в семье, особенно роли женщины, с ростом количества неполных семей. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где бытует пьянство, иждивенство, родители ведут полукриминальный образ жизни. Становится неблагополучной и жизнь детей: ухудшается их здоровье, условия быта; увеличивается число детей-беспризорников, растет детская преступность и социальное сиротство; чаще встречаются случаи детского алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и насилия над ними.
Стиль родительского отношения или стиль семейного воспитания обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к ребенку.
Родительская установка и реакция - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы воспитания родителя с ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.
Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной - это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. У детей младшего школьного возраста доминирует ситуативная тревожность.
Представители различных психологических школ занимались изучением взаимоотношений родителей и ребенка и рассматривали их как важный источник детского развития. Научные основы для разработки проблемы отношений заложены в фундаментальных исследованиях психологами Л.С. Выготским, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейном, Л.И. Божович и продолжены в различных контекстах другими исследователями.
Среди наиболее актуальных проблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности. Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка. Фактор семейного воспитания, выделяется в настоящее время в качестве центральной причины возникновения тревожности у детей (С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие).
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведение детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
Поэтому родители в жизни ребенка играют важную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их благоприятной социализации.
В связи с этим, направление исследования, в рамках которого сформулирована тема работы, является актуальным для психологии, ибо основано на объективных проблемах, вызванных нарушениями личностного развития в детском возрасте.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение влияния стиля семейного воспитания как неотъемлемой части семейных отношений на уровень тревожности у младших школьников.
Объект исследования - детская тревожность и причины ее возникновения.
Предмет исследования - является влияние стилей семейного воспитания на тревожность младших школьников.
Гипотеза исследования строилась на предположениях о том, что: стиль семейного воспитания влияет на уровень тревожности младшего школьника.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. Рассмотреть историю изучения проблемы стиля семейного воспитания и тревожности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
3. Описать особенности проявления тревожности у младших школьников.
4. Провести анализ и дать интерпретацию результатов исследования.
5. Дать рекомендации педагогам и родителям по снижению тревожности у школьников.
Методы исследования - анализ литературы, наблюдение, эксперимент. Методическое обеспечение: Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.); Методика “Измерения уровня тревожности Тейлора” (адаптированная Немчиным Т.А.).
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолога, социального педагога, классного руководителя.
Экспериментальная база: МБОУ «СОШ №1» г. Бийска. В эксперименте участвовало 25 младших школьников, возраст участников эксперимента 7-11 лет.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались:
• На кафедре педагогики и психологии;
• Основные положения исследования обсуждены на Всероссийской заочной научно-практической студенческой конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы», которая состоялась 18 мая 2018 года на базе ФГБО ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина».
• Исследование получило апробацию и внедрение в практику в форме представления учреждению результатов исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Как показал анализ литературных источников, вопросами родительского отношения занимаются многие ученые, как зарубежные, так и отечественные (С. Броди, А. Болдуин, А.Я. Варга, Е.О. Смирнова). В изучении проблем тревожности можно выделить таких ученых как К. Хорни, С. Салливан, А.М. Прихожан, Т.В. Драгунова и др.
Для подтверждения гипотезы мы использовали две методики, одна из которых направлена на выявление типа родительского отношения, а другая на определение уровня тревожности у детей. Изучение проблемы влияния типа детско-родительских взаимоотношений на эмоциональную сферу ребенка позволяет статистически доказать, что дисгармония отношений «родитель - ребенок» является существенным фактором, обуславливающим повышенный уровень тревожности у детей. Как показала, корреляции наиболее значимыми оказались показатели отношения родителей по типу отвержения и разделения. Для получения более достоверных выводов по разным аспектам родительского отношения нужна большая статистика (большее количество испытуемых).
Неадекватный стиль воспитания, проявляющийся в виде доминирования родителя над ребенком, игнорировании его реальных потребностей, эмоциональном отвержении ребенка, занижении его возможностей, отношении как к более слабому - приводит к повышению уровня тревожности у ребенка.
Наиболее приемлемым для ребенка типом отношения взрослого можно назвать тот, при котором родитель принимает и уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы, кооперирует с ним, помогает ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных
1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. - М.: Независимая фирма "Класс", 2007. - 208с.
2. Акопян Л.С. Школьные страхи и тревожность детей младшего школьного возраста, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа [Текст] / Л.С. Акопян, Т.В. Никифорова // Вестник Самарской гуманитарной академии - 2009. - №1. - С. 47-50.
3. Артюхова, И. С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников [Текст] / И. С. Артюхова, М. Б. Богус. - М. : Чистые пруды, 2008. - 30 с.
4. Астапов, В.М. Тревожность у детей - СПб: Питер Пресс, 2004. - 224с.
5. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст] / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - 1994. - С. 122-127.
6. Брель, Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции :дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Е.Ю. Брель // - Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. - Томск, 1996. - 120 с.
7. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224с.
8. Гузанова, Т.В. Изменения в распределении школьных страхов первоклассников в течение учебного года [Текст] / Т.В. Гузанова // Психологическая наука и образование. - 2009. - №5.
9. Гуров, В.А. Тревожность как показатель психологического здоровья младших школьников и личностные особенности педагога [Текст] / В.А. Гуров // Сибирский учитель. - 2006. - №4. - С. 27-28.
10. Дубровина И.В. Практическая психология в образовании [Текст] / И.В. Дубровина. - М.: 2000.
11. Жукова, М. В. Социализация младших школьников в современных условиях [Текст] / М. В. Жукова // Социализация молодежи в условиях развития современного образования. - Новосибирск : НГПУ, 2004. - Ч. 1. - C. 138-146.
12. Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия [Текст] / А.И. Захаров // - СПб.: СОЮЗ, 1998. - 336с.
13. Захарова, Т. Г. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / Т. Г. Захарова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2011. - Т. 2, № 1. - С. 106-110.
14. Изард, К.Е. Эмоции человека [Текст] / К.Е. Изард. - М.: Издательство Московского ун.-та, 1980.
15. Марцинковская, Т.Д. Ваш тревожный ребенок [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр Вентана-Граф, 2005. - 32с.
16. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева. - СПб.: Речь, 2006. - 128с.
17. Немов, Р.С. Психология: [Текст] / Р.С. Немов. - Словарь справочник: В 2
ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352с.
18. Николаева, М. Помогите малышу почувствовать себя успешным [Текст] / М. Николаева // Сельская шк. - 2007. - № 2. - С. 113-118.
19. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1995. - 371с.
20. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Знание, 1981. - 95с.
21. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: МПСИ, 2000. - 304 с.
22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1996.
23. Словарь психолога-практика. / Сост. Головин С.Ю. - Мн.: Харвест, 2001.
24. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций [Текст] / А.С. Спиваковская. - М.: Просвещение, 1981. - 115 с.
25. Троценко С.Н. Особенности школьной тревожности обучающихся начальной школы с задержкой психического здоровья[Текст] / С.Н. Троценко, Т.Н. Филютина // Вестник КГУ им. Некрасова - 2012. - Т.18. - 56¬
59.
26. Феррои, Л.М. Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Л.М. Феррои // Шк. здоровья. - 2005. - № 3. - С. 32-38. - Библиогр.: с. 37-38 (23 назв.).
27. Ханычева, И.А. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников [Текст] / И.А. Ханычева // Психология и шк. - 2004. - № 2. - С. 103-107.
28. Холл, К. Теория личности [Текст] / Холл К., Линдсей Г. // Пер с англ. - М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 592с.
29. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени: перевод с англ. - М.: Айрис - пресс, 2004. - 480с.
30. Хухлаева, О. В. Психологическая поддержка детей со страхами [Текст] / О. В. Хухлаева // Школьный психолог. - 2001. - № 40, 41, 46; - 2002. - № 6.
31. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми : науч.-попул. литература [Текст] / В.Б. Шапарь. - Ростов н/Д : Феникс, 2006, - 427 с.
32. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Л.Б Шнейдер. - 2-е изд.- М.: Деловая книга, 2006. - 768с.
33.Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г Эйдемиллер., В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 1999 - 656с.