Влияние стиля семейного воспитания на тревожность в младшем школьном возрасте
|
Введение 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Изучение стиля семейного воспитания в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Изучение тревожности в отечественной и зарубежной психологии 25
1.3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста..30
1.4. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей
младшего школьного возраста 35
Вывод по первой главе 45
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 48
2.1. Описание экспериментальной выборки и методик исследования 48
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 50
2.3. Методическое обоснование и описание программы направленной на
преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях (Формирующий этап) 56
2.4. Определение эффективности программы на преодоление тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях (контрольный этап) 54
Вывод по второй главе 60
Заключение 62
Список использованной литературы 63
Приложение 1. Методики, применяемые в исследовании 66
Приложение 2. Программа, направленная на преодоление тревожности у
детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях 71
Приложение 3. Табличные результаты исследования 76
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Изучение стиля семейного воспитания в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Изучение тревожности в отечественной и зарубежной психологии 25
1.3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста..30
1.4. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей
младшего школьного возраста 35
Вывод по первой главе 45
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 48
2.1. Описание экспериментальной выборки и методик исследования 48
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 50
2.3. Методическое обоснование и описание программы направленной на
преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях (Формирующий этап) 56
2.4. Определение эффективности программы на преодоление тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях (контрольный этап) 54
Вывод по второй главе 60
Заключение 62
Список использованной литературы 63
Приложение 1. Методики, применяемые в исследовании 66
Приложение 2. Программа, направленная на преодоление тревожности у
детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях 71
Приложение 3. Табличные результаты исследования 76
В последнее время в России наблюдается изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье, которые являются причинами роста отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. Тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло.
Современная российская семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это связано с увеличением числа малообеспеченных семей, с факторами, ухудшающими здоровье населения, с изменением традиционных ролей в семье, особенно роли женщины, с ростом количества неполных семей. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где бытует пьянство, иждивенство, родители ведут полукриминальный образ жизни. Становится неблагополучной и жизнь детей: ухудшается их здоровье, условия быта; увеличивается число детей-беспризорников, растет детская преступность и социальное сиротство; чаще встречаются случаи детского алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и насилия над ними.
Стиль родительского отношения или стиль семейного воспитания обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к ребенку.
Родительская установка и реакция - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы воспитания родителя с ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.
Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной - это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. У детей младшего школьного возраста доминирует ситуативная тревожность.
Представители различных психологических школ занимались изучением взаимоотношений родителей и ребенка и рассматривали их как важный источник детского развития. Научные основы для разработки проблемы отношений заложены в фундаментальных исследованиях психологами Л.С. Выготским, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейном, Л.И. Божович и продолжены в различных контекстах другими исследователями.
Среди наиболее актуальных проблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности. Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка. Фактор семейного воспитания, выделяется в настоящее время в качестве центральной причины возникновения тревожности у детей (С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие).
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведение детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
Поэтому родители в жизни ребенка играют важную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их благоприятной социализации.
В связи с этим, направление исследования, в рамках которого сформулирована тема работы, является актуальным для психологии, ибо основано на объективных проблемах, вызванных нарушениями личностного развития в детском возрасте.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение влияния стиля семейного воспитания как неотъемлемой части семейных отношений на уровень тревожности у младших школьников.
Объект исследования - детская тревожность и причины ее возникновения.
Предмет исследования - является влияние стилей семейного воспитания на тревожность младших школьников.
Гипотеза исследования строилась на предположениях о том, что: стиль семейного воспитания влияет на уровень тревожности младшего школьника.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. Рассмотреть историю изучения проблемы стиля семейного воспитания и тревожности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
3. Описать особенности проявления тревожности у младших школьников.
4. Провести анализ и дать интерпретацию результатов исследования.
5. Дать рекомендации педагогам и родителям по снижению тревожности у школьников.
Методы исследования - анализ литературы, наблюдение, эксперимент. Методическое обеспечение: Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.); Методика “Измерения уровня тревожности Тейлора” (адаптированная Немчиным Т.А.).
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолога, социального педагога, классного руководителя.
Экспериментальная база: МБОУ «СОШ №1» г. Бийска. В эксперименте участвовало 25 младших школьников, возраст участников эксперимента 7-11 лет.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались:
• На кафедре педагогики и психологии;
• Основные положения исследования обсуждены на Всероссийской заочной научно-практической студенческой конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы», которая состоялась 18 мая 2018 года на базе ФГБО ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина».
• Исследование получило апробацию и внедрение в практику в форме представления учреждению результатов исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Современная российская семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это связано с увеличением числа малообеспеченных семей, с факторами, ухудшающими здоровье населения, с изменением традиционных ролей в семье, особенно роли женщины, с ростом количества неполных семей. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где бытует пьянство, иждивенство, родители ведут полукриминальный образ жизни. Становится неблагополучной и жизнь детей: ухудшается их здоровье, условия быта; увеличивается число детей-беспризорников, растет детская преступность и социальное сиротство; чаще встречаются случаи детского алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и насилия над ними.
Стиль родительского отношения или стиль семейного воспитания обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к ребенку.
Родительская установка и реакция - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы воспитания родителя с ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.
Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной - это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. У детей младшего школьного возраста доминирует ситуативная тревожность.
Представители различных психологических школ занимались изучением взаимоотношений родителей и ребенка и рассматривали их как важный источник детского развития. Научные основы для разработки проблемы отношений заложены в фундаментальных исследованиях психологами Л.С. Выготским, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейном, Л.И. Божович и продолжены в различных контекстах другими исследователями.
Среди наиболее актуальных проблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности. Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка. Фактор семейного воспитания, выделяется в настоящее время в качестве центральной причины возникновения тревожности у детей (С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие).
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведение детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
Поэтому родители в жизни ребенка играют важную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их благоприятной социализации.
В связи с этим, направление исследования, в рамках которого сформулирована тема работы, является актуальным для психологии, ибо основано на объективных проблемах, вызванных нарушениями личностного развития в детском возрасте.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение влияния стиля семейного воспитания как неотъемлемой части семейных отношений на уровень тревожности у младших школьников.
Объект исследования - детская тревожность и причины ее возникновения.
Предмет исследования - является влияние стилей семейного воспитания на тревожность младших школьников.
Гипотеза исследования строилась на предположениях о том, что: стиль семейного воспитания влияет на уровень тревожности младшего школьника.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. Рассмотреть историю изучения проблемы стиля семейного воспитания и тревожности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
3. Описать особенности проявления тревожности у младших школьников.
4. Провести анализ и дать интерпретацию результатов исследования.
5. Дать рекомендации педагогам и родителям по снижению тревожности у школьников.
Методы исследования - анализ литературы, наблюдение, эксперимент. Методическое обеспечение: Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.); Методика “Измерения уровня тревожности Тейлора” (адаптированная Немчиным Т.А.).
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолога, социального педагога, классного руководителя.
Экспериментальная база: МБОУ «СОШ №1» г. Бийска. В эксперименте участвовало 25 младших школьников, возраст участников эксперимента 7-11 лет.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались:
• На кафедре педагогики и психологии;
• Основные положения исследования обсуждены на Всероссийской заочной научно-практической студенческой конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы», которая состоялась 18 мая 2018 года на базе ФГБО ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина».
• Исследование получило апробацию и внедрение в практику в форме представления учреждению результатов исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Как показал анализ литературных источников, вопросами родительского отношения занимаются многие ученые, как зарубежные, так и отечественные (С. Броди, А. Болдуин, А.Я. Варга, Е.О. Смирнова). В изучении проблем тревожности можно выделить таких ученых как К. Хорни, С. Салливан, А.М. Прихожан, Т.В. Драгунова и др.
Для подтверждения гипотезы мы использовали две методики, одна из которых направлена на выявление типа родительского отношения, а другая на определение уровня тревожности у детей. Изучение проблемы влияния типа детско-родительских взаимоотношений на эмоциональную сферу ребенка позволяет статистически доказать, что дисгармония отношений «родитель - ребенок» является существенным фактором, обуславливающим повышенный уровень тревожности у детей. Как показала, корреляции наиболее значимыми оказались показатели отношения родителей по типу отвержения и разделения. Для получения более достоверных выводов по разным аспектам родительского отношения нужна большая статистика (большее количество испытуемых).
Неадекватный стиль воспитания, проявляющийся в виде доминирования родителя над ребенком, игнорировании его реальных потребностей, эмоциональном отвержении ребенка, занижении его возможностей, отношении как к более слабому - приводит к повышению уровня тревожности у ребенка.
Наиболее приемлемым для ребенка типом отношения взрослого можно назвать тот, при котором родитель принимает и уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы, кооперирует с ним, помогает ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных
Для подтверждения гипотезы мы использовали две методики, одна из которых направлена на выявление типа родительского отношения, а другая на определение уровня тревожности у детей. Изучение проблемы влияния типа детско-родительских взаимоотношений на эмоциональную сферу ребенка позволяет статистически доказать, что дисгармония отношений «родитель - ребенок» является существенным фактором, обуславливающим повышенный уровень тревожности у детей. Как показала, корреляции наиболее значимыми оказались показатели отношения родителей по типу отвержения и разделения. Для получения более достоверных выводов по разным аспектам родительского отношения нужна большая статистика (большее количество испытуемых).
Неадекватный стиль воспитания, проявляющийся в виде доминирования родителя над ребенком, игнорировании его реальных потребностей, эмоциональном отвержении ребенка, занижении его возможностей, отношении как к более слабому - приводит к повышению уровня тревожности у ребенка.
Наиболее приемлемым для ребенка типом отношения взрослого можно назвать тот, при котором родитель принимает и уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы, кооперирует с ним, помогает ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООЦЕНКУ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Взаимосвязь стиля семенного воспитания и развития общения у
младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Особенности детско-родительских отношений в семьях школьников (на примере МАОУ СОШ№38 г. Калининграда)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ШКОЛЬНУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ АРТТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



