Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей

Работа №14753

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1481
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогический анализ литературы по проблеме синдрома эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагога 8
1.1. Понятие синдрома эмоционального (профессионального) выгорания 8
1.2. Факторы, стадии, следствия и симптомы синдрома эмоционального выгорания 12
1.3. Особенности профессиональной деятельности педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей 22
Вывод по 1 главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей 32
2.1. Исследование уровня эмоционального выгорания педагогов работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей 32
2.2. Теоретическое обоснование программы, направленной на профилактику и снижения уровня эмоционального выгорания педагогов 36
2.3. Профилактические рекомендации для педагогов по преодолению синдрома выгорания 39
Выводы по 2 главе 42
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложение 1. Методики, применяемые в исследовании 51
Приложение 2. Конспекты занятий программы, направленной на профилактику и снижения уровня эмоционального выгорания педагогов 62


Реформы, проводимые в сфере образования в последние годы, имеют не только развивающее и обучающее содержание, но и направлены на сохранение здоровья всех участников образовательного процесса. Это становится возможным при условии, если педагог обладает профессиональными компетенциями, физическим и психологическим здоровьем, а также устойчивостью к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. Сегодня последнее условие становится трудновыполнимым. Большая эмоциональная напряженность, обусловленная профессиональной деятельностью педагога, нестандартность педагогических ситуаций, ответственность и сложность учительского труда увеличивают риск развития синдрома «эмоционального выгорания».
Актуальность исследования. Профессия педагога связана с межличностным общением и в связи с этим отличается интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния, относится к той профессиональной сфере, которая наиболее подвержена влиянию профессионального выгорания. В современных условиях данный синдром имеет официальный диагностический статус. Сегодня от учителя требуется решение таких задач, которые требуют серьезных педагогических усилий. Новое содержание учебных предметов, новые формы и методы преподавания, поиск эффективного пути воспитания, необходимость учета стремительных
изменений, происходящих в обществе и информационном поле преподаваемой дисциплины, - с этим может справиться лишь психологически здоровый, профессионально компетентный, творчески работающий учитель. Здоровье педагога во многом обусловливает психологическое здоровье учащихся. Совокупность многочисленных психических и эмоциональных факторов способна вызвать у педагогов неудовлетворенность, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Данные физиологические показатели связаны с напряженностью работы, приводящей к профессиональному кризису, стрессу, психическому и эмоциональному истощению и выгоранию. Эти процессы ведут к снижению уровня профессиональной деятельности учителя, ему становится трудно справляться с возложенными на него обязанностями, теряет творческий настрой в отношении преподаваемой дисциплины.
Проблема профессионального (эмоционального) выгорания рассматривалась в трудах зарубежных и отечественных ученых, как К. Маслач, С. Джексон, С. Джексон, А. Пайнс, Р.Шваб, В.В. Бойко, Т.В. Форманюк,
Н.Е.Водопьяновой, Т.В. Решетовой и др.
Цель исследования - изучение особенностей эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать уровень эмоционального выгорания педагогов работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей.
3. Составить программу, направленную на профилактику и снижение уровня эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Гипотеза исследования: Развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние как личностные, так и организационные факторы, взаимно усиливают друг друга.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования - особенности эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Экспериментальная база исследования: КГБУ «Бийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
Выборка: 18 педагогов с разной длительностью профессиональной деятельности. Из них: 17 женщин и один мужчина. Возраст: от 29 -56 лет.
В качестве методов исследования использовались:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования);
- эмпирические (тестирование),
- методы качественного и количественного анализа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, доведены до конкретных методических рекомендаций, внедрена в практику работы образовательного учреждения.
Апробация результатов исследования.
Основные положения исследования обсуждены:
1) на заседании кафедры педагогики и психологии;
2) на Всероссийской заочной научно-практической студенческой конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы», которая состоялась 18 мая 2018 года на базе ФГБОУ ВО «АГГПУ имени В.М. Шукшина»;
3) на Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики», которая состоялась 07 июня 2018 года на базе КГБПОУ «Бийский промышленно-технологический колледж»;
Результаты исследования были переданы психологу КГБУ «Бийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
Структура работы представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав (Психолого-педагогический анализ литературы по проблеме синдрома эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагога «и практической «Экспериментальное исследование особенностей эмоционального выгорания педагогов работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей» заключением, библиографическим списком и приложениями; работа содержит иллюстративный материал (таблицы, рисунки).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Профессиональное (эмоциональное) выгорание - это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоциональных, энергетических и творческих ресурсов работающего человека, выражающийся в долговременной стрессовой реакции.
Феномен эмоционального выгорания имеет место тогда, когда у субъекта труда возникают негативные, отрицательные отношения к объекту своего труда, однако при этом объективные условия профессий типа «человек-человек» требуют положительного и внимательного отношения к нему. В результате, приходится на подсознательном уровне сдерживать свои отношения, подавлять их. Заменять на противоположные, что может привести как раз и к неудовлетворенности своим трудом, собой, к эмоциональной разрядке на своих близких, дезорганизуя и профессиональную деятельность, и межличностные отношения.
В современном мире существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Основная часть сотрудников, работающих в таких организациях, подвержена риску возникновения данного синдрома. Работники находятся в стрессовых условиях, когда от их деятельности ожидается высокий и качественный результат, а выполняемые функции подвергаются постоянному контролю. Профессия педагога относится к числу таких профессий.
В процессе профессионального выгорания существуют три стадии, каждая из которых имеет свои особенности. Результатом данного синдрома является снижение самооценки, одиночество, эмоциональное истощение. В диагностировании эмоционального выгорания выделяют физические, поведенческие и психологические симптомы.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние как личностные, так и организационные факторы и эти факторы взаимно усиливают друг друга.
Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно на наш взгляд, продолжить начатую работу, но уже с упором на коррекцию негативных последствий данного явления.



1. Акиндинова, И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий [Текст] / И.А. Акиндинова // Психологический журнал.- 2001. - Том 17. - № 4. - С. 56-72.
2. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. - СПб: Речь, 2004. - 272 с.
3. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 206 с.
4. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Наука, 1997. - С.115-154.
5. Большой психологический словарь [Текст] / Мост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак. - 2003.
6. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов [Текст] / М.В. Борисова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2.
7. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.
8. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПБГУ, 2010. - 498 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Выготский Л.С. - М.: Педагогика, 1991. - 476 с.
10. Гордиенко, В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью [Текст] / Гордиенко В.Н.- Монография. - Иркутск, 2009. - 382 с.
11. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитация несовершеннолетних [Текст] / Г. М. Иващенко, Н. С. Кантонистова, М. М. Плоткин и др. - М. 1996. - 200с.
12. Демьянчук, Р. В. Как не «сгореть» у учительского стола: советы психолога [Текст] / Р. В. Демьянчук; под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб. : Просвещение, 2006. - 93 с.
13. Журавлева, Г. «Эмоциональное выгорание» в педагогической деятельности и способы его профилактики [Текст] / Г. Журавлева // Народное образование. - 2005. - № 5. - С. 114-120.
14. Ильин, Е. П. Психология: учеб. для преподавателей и студ. вузов [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. - 559 с.
15. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска [Текст] / И.П. Корсуганова. - СПб.: ЛОИРО, 2006. - 172 с.
16. Личко, А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Лично. - Москва, 2003 // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / ред. В.С. Мухина, А.А, Хвостов. - М.: Академия, 2003. - С.440-445.
17. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. - М. : Сфера, 2004. - 141 с.
18. Мальцева, Н.В. Проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя [Текст]: Дис.канд.псих.наук / Н.В.Мальцева. - Екатеринбург, 2005. - 290 с.
19. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Электронный ресурс] / К. Маслач. - Режим доступа: http://hr.qetu.net/
20. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст] / Л.М.Митина, Е.С. Асмаковец. -М.: Флинта, 2001. - 413 с.
21. Набиуллина, Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом [Текст] : Учебное пособие / Р. Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова. - Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003.
22. Психология профессионального здоровья. Учебное пособие [Текст] / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2006. - 480с.
23. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности [Текст] / Г. С. Никифоров, М. А. Дмитриева. - СПб.: Речь, 2001. - 68с.
24. Пряжников, Н.С. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога [Текст] / Н.С. Пряжников, Е.Г. Ожогова // Психологическая наука и образование. - №2. - 2008. - С.103.
25. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения [Текст] / Авт.-сост. О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009.
26. Орел, В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. - М.: Наука, 2001.
27. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности: монография [Текст] / В.Е.Орел. - Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 330 с.
28. Романова, Е. Личность и эмоциональное выгорание / Е. Романов, М. Горохова // Вестник практической психологии образовании. - 2004. - № 1. - С. 18-23.
29. Родионов, В. Учительский стресс / В. Родионов, М. Ступницкая, К. Ступницкая // Школьный психолог. - 2006. - № 4.- С. 24-29.
30. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] Психологический журнал / Т.И. Ронгинская. - М.: Наука, 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95.
31. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / М.М. Скугаревская // Медицинские новости. - 2002. - №7. - С.22-25.
32. Старченкова, Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» [Текст] / Е. С. Старченкова. - СПб., 2002. - 357с.
33. Сыманюк, Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности [Текст] / Э.Э Сыманюк // Мир психологии. - 2005. - № 1.
34. Узнадзе, Д. Н. Общая психология [Текст] / Д. Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2004. - 413с.
35. Филина, С.О. «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы [Текст] / С. Филина // Школьный психолог. - 2003. - № 36.
36. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - 2004. - №6. - С.38-45.
37. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя [Текст] : учебное пособие / Т. В. Форманюк. - М.: Просвещение, 2004. - 356с.
38. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2006. - 640 с.
39. Фонтана, Д. Как справиться со стрессом. - М.: Педагогика-пресс, 2005. - 548 с.
40. Хухлаева, О. Давайте учиться не «гореть» / О. Хухлаева // Школьный психолог. - 2006. - № 4. - С. 20-23.
41. Шитова, И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути их разрешения [Электронный ресурс] / И.Ю. Шитова. - Режим доступа http: //
http://sn-ecoman.cfuv.ru/wp-content/uploads/2017/04/021shitova.pdf.
42. Юдина, Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании [Текст] / Е.Г. Юдина // Психологическая наука и образование. - 2001. - №1. - С.89-100.
43. Янковская, Н. Эмоциональное выгорание учителя [Текст] / Н. Янковская // Народное образование. - 2009. - №2 - С.127-137.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ