Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ

Работа №147527

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2015
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 4
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования универсальных учебных действий через использование ситуационных задач по биологии в образовательном процессе 6
1.1. Проблема формирования универсальных учебных действий учащихся в
психолого - педагогической литературе 6
1.2. Ситуационные задачи и пути их использования в образовательном про­цессе по биологии 17
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 25
2.1. Структура ситуационных задач по биологии для развития УУД 25
2.2. Применение ситуационных задач в процессе изучения раздела «Биология. Живой организм» и их влияние на усвоение биологических
знаний 28
Выводы 47
Литература 48

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на выпускника, который должен осозна­вать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, уметь применять полученные знания на практике.
В настоящее время выпускник общеобразовательной школы нередко испытывает затруднения, сталкиваясь с конкретными веществами и биологи­ческими процессами в природе и повседневной жизни. По результатам ис­следований PISA в 2009 российские учащиеся успешно выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затруднялись применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. Оценка уровня естественнонауч­ной грамотности выпускников средней школы России показала, что этот уро­вень значительно ниже средних международных показателей. То есть рос­сийские школьники затрудняются применять предметные знания для реше­ния бытовых проблем. Кроме того, старшеклассники имеют низкий уро­вень сформированности универсальных учебных действий, основным из ко­торых является умение работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах или рисунках.
Цель исследования: выявление влияния использования ситуационных задач по биологии на формирование универсальных учебных действий.
Объектом исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии, включающий использование ситуационных задач биологии.
Предмет исследования: ситуационные задачи по биологии как средство фор­мирование универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: заключается в том, что применение ситуаци­онных задач по биологии значительно повысит сформированность универ­сальных учебных действий учащихся по биологии.
Для достижения поставленной цели были определены следующие зада­чи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить состояние применения ситуационных задач в практике школьного биологического образования.
3. Экспериментально проверить влияние использования ситуационных задач на формирование УУД.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ и обобщение психологической, педагогической и методиче­ской литературы по теме исследования;
• анкетирование учителей и учеников;
• анализ контрольных работ учащихся;
• методы математической статистики.
Исследование проходило на базе МБОУ «Сухобузимская СОШ», Сухобузимского района Красноярского края, и включало в себя три этапа. Этапы исследования.
1. Констатирующий этап. На данном этапе изучалась психолого­педагогическая литература, определялась методика проведения эксперимен­та, осуществлялась диагностика начального уровня развития интереса уча­щихся к урокам биологии; проводилось анкетирование учителей биологии
2. Формирующий этап. На данном этапе исследования разрабатывался и апробировался эксперимент по исследованию.
3. Контрольный этап. На данном этапе проведен анализ, систематиза­ция и обобщение данных, полученных в ходе педагогического исследования, формулировка выводов и оформление выпускной квалификационной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В связи с поставленными нами задачами были определены следующие выводы:
1. В современной психолого-педагогической литературе ситуационные задачи рассматриваются как важное средство стимуляции учебно- познавательной деятельности учащихся. Теоретические основы использования ситуационных задач в процессе обучения биологии достаточно разработаны: определена структура задачи; разработан алгоритм их решения; выделены особенности деятельности учителя и учащихся при использовании ситуационных задач направленных на формирование универсальных учебных действий.
2. Изучение состояния исследуемой проблемы в школе показало, что учителя часто организуют работу по решению ситуационных задач в учеб­ном процессе, как правило, на этапах закрепления и при проверки знаний, умений и навыков. Учителя, в основном, используют готовые задачи, взятые из учебной литературы. У учащихся решение ситуационных задач стимули­рует интерес к предмету и активизирует деятельность, направленную на формирование универсальных учебных действий.
3. Экспериментальное исследование показало, что систематическое использование ситуационных задач на всех этапах урока и в качестве домаш­него задания, объяснение учащимся структуры ситуационных задач и алго­ритма её решения положительно влияет на уровень развития универсальных учебных действий.


1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в ос­новной школе: от дейтвия к мысли. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова 2-е изд. М..: Просвещение, 2011, 159с.
2. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский. - М.: Знание, 1981. - 96с.
3. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный ас­пект: монография / В.А. Беликов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 357с.
4. Близнюк, С.А. Психолого-педагогические аспекты оценки знаний / С.А. Близнюк // Народное образованиею - 1980. - №8.-с.48-50.
5. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Бого­явленский, Н.А. Менчинская. - М.: Изд-во АПН СССР, 1959. - 335с.
6. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориенти­рованного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. -№4. С. 11­17.
7. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45с.
8. Гоноболин, Ф.Н. Психология / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 1964. - 342с.
9. Давыдов, В.В. Формирование учебной деятельности школьников / В.В. Давыдова [и др.] - М.: Педагогика, 1982. - 216с.
10. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение/ Е.Н. Кабанова-Меллер.-М.: Знание, 1982.-96с.
11. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология: учеб. пособие. для пед. ин-тов / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964.- 478с.
12. Леонтьев, А.А. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2006. - 389с.
13. Лернер, И.Я. Качества знаний учащихся: какими они должны быть? / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1978. - 64с.
14. Лернер, И.Я. Современная дидактика: теория - практике / И.Я. Лернер, И.К. Журавлев. - М.: Изд. ИТП и МИОРАО, 1993. - 288с.
15. Ломов, б.Ф. К проблеме деятельности в психологии / Б.Ф. Ломов // Психолгический журнал. - 1981.-Т.2-№3.-с.3-21...32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ