ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ВРЕМЕНИ СОЦИАЛЬНО
АКТИВНЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1. Категория переживания времени в психологической науке 7
1.2. Особенности переживания времени старшеклассников 14
1.3. Социальная активность личности 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПЕРЕЖИВАНИЯ ВРЕМЕНИ СОЦИАЛЬНО АКТИВНЫХ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ 32
2.1. Описание организации и методов исследования 32
2.2. Анализ социальной активности старшеклассников 36
2.3. Сравнительный анализ переживания времени старшеклассников
с различными проявлениями социальной активности 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Социальная активность рассматривается как одно из важных качеств современного человека, позволяющих ему проявлять свои возможности и способности, согласованные с интересами социума, становления личности как инициативной, самостоятельной, несущей ответственность за свои действия. Актуальность обсуждения социальной активности связана с рассмотрением ее не просто как меры проявления и самовыражения личности, но развитием социальной зрелости, согласования целей, жизненных смыслов с ценностями и целями развития общества. Особенно остро данная проблема обсуждается относительно моло дых людей.
Проявление направленности и содержания активности связан с жизненными перспективами, целям, навыками, позволяющие ее организовать и осуществить. Отражение временных аспектов активности определяет ее реализацию, осуществление во времени, продолжительность.
Проблеме времени придается особый статус в жизни человека, так как она является одной из центральных тем психологии. Интерес психологической науки к проблеме времени является неслучайным и находит объяснение, в первую очередь в том, что все основные объекты исследования в психологии отличаются динамичностью, развиваются во времени. Такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова- Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и многие другие уделяли внимание изучению вопросов, касающихся психологического времени.
В отечественной и зарубежной науке проблема социальной активности разрабатывалась в рамках следующих концепций: в изучении возрастных особенностей молодёжи - подходы К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, В.А. Петровского, Л.И. Уманского, Д.И. Фельдштейна,
A. C. Чернышева; в контексте изучения социальной активности - работы К.А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, В.Г Маралова,
В.А. Петровского, В.А. Ситарова, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Уманского, A.C. Чернышева, В.А. Ядова; в качестве общих принципов детерминизма, объективности, развития: субъектно-деятельностный подход -
К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского.
Социальная активность характеризуется способностью усваивать и реализовывать в деятельности принятую в социуме систему знаний, умений, навыков, правил и норм общения, поведения. Присутствует осознание целей и способов их достижения, осознание мотивов, что приводит к действительной реализации поставленных задач. К примеру, старшеклассник осваивает различные формы учебной, трудовой, общественной деятельности, нормы взаимоотношений с учителями и учащимися .
Актуальность исследования особенности переживания времени социально активных старшеклассников зависит от особенностей наблюдающихся в данный период новообразований. Для старшеклассников актуальна ориентация на будущее, самоопределение, возникновение переживания себя как меняющегося во времени. Большинству старшеклассников свойственно постепенное выстраивание системы жизненных ориентиров, осмысление выбора своего жизненного пути.
Переживание времени социально активных старшеклассников, изучению которого посвящено наше исследование, определяется как отражение системы временных отношений между событиями жизненного пути личности, а именно: отражение одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и устремленности в будущее.
Цель исследования - выявить особенности переживания времени старшеклассников с разной социальной активностью.
Объект: личностное переживание времени старшеклассников .
Предмет: особенности переживания времени социально активных старшеклассников....
Подводя итог теоретическим основам изучения личностного переживания времени социально активных старшеклассников, считаем необходимым сделать следующие выводы.
В психологии времени базовой категорией стала категория переживания, посредством которой описываются метрические и топологические свойства субъекта на телесном и личностном уровнях его организации. К этому следует добавить, что единого понимания понятия переживания не сформировалось. Ключевым в понимании переживания является способность человека к проживанию времени и реализация себя путем развития на жизненном пути.
Переживание времени социально активных старшеклассников, изучению которого посвящено наше исследование, определяется как отражение системы временных отношений между событиями жизненного пути личности, а именно: отражение одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и устремленности в будущее.
Личностное переживание времени старшеклассников заключается в выстраивании жизненной перспективы. В юности чувство непрерывности своего Я, преемственности во времени подлежит испытанию. Восприятие собственного психологического времени является достаточно напряженным.
Можно выделить несколько подходов в рассмотрении социальной активности. В одном подходе она понимается как активности личности в социальной среде на основе общественно сформированных способностей преобразование социальной среды, меры деятельности человека, связанную с преобразованием общественной среды и фор мированием социальных качеств личности. Другой подход - обсуждает ее как системное социальное качество личности, связаннее с появлением связей с социумом, преобразования личности в субъект общественных отношений. В психологическом аспекте социальная активность понимается как самовыражение личности, стратегия и способ удовлетворения высших ценностных потребностей личности, путем создания или преобразования условий их удовлетворения в соответствии с собственными позициями, ее ценностями и предъявляемыми к ней требованиями.
Основными характеристиками социальной активности выделяют самодетерминированность, включенность в социальное взаимодействие, избирательность, результативность, инициатива и исполнительность, требовательность к себе и др.
Выделение особенностей переживания времени социально активных студентов проходило в несколько этапов. На первом этапе необходимо было выделить старшеклассников с различным проявлением социальной активности. Для этих целей были выделены параметры социальной активности, и на основании экспертных оценок был проведен анализ.
Корреляционный анализ параметров социальной активности позволил выделить, что для активности характерны инициативность, широта инициатив, частота их проявления, а также самостоятельность. Академическая успеваемость приводит к большему появлению активности.
Значимыми характеристиками для описания социальной активности были выделены мера ее проявления и направленность ее на процесс или результат.
На основании данных характеристик были выделены следующие группы старшеклассников.
По критерию - мера проявления были выделены малоактивные и активные старшеклассники. Малоактивные (30% от выборки) характеризуются низкими показателями активности, инициативности, самостоятельности.
Активные представляют собой неоднородную группу, в связи с чем по второму выделенному критерию - направленность активности - она была разделена на две группы: ориентированные на результат (30% от выборки) или ориентированные на процесс (40% от выборки). Направленность на результат приводит к уменьшению видов деятельности, где она проявляется, а ориентация на процесс к увеличению широты инициатив.
Для выявления особенностей переживания времени были использованы методики «Временные децентрации», «Временная перспектива» (ZTPI), «Шкалы переживания времени».
Сопоставление шкал методик позволил выявить, что у малоактивных старшеклассников более высокие показатели по переживанию прошлого как негативного, децентрация прошлого и децентрация настоящего. Для активных, ориентированных на процесс, характерны более высокие результаты по шкале «Позитивное прошлое», «Фаталистическое настоящее».
В группе активных, ориентированных на результат, более высокие результаты «Гедонистическое настоящее», «Будущее», децентрация будущего, Непрерывность - дискретность, напряженность переживания времени.
Для выявления качественных характеристик переживания времени был проведен корреляционный анализ, на основании которого были построены структурные связи между переживаниями времени.
Анализ структур позволил выделить, что для малоактивных старшеклассников характерна ориентация на негативное прошлое, что ограничивает их в возможностях самопроявления и задает сложность организации времени. При этом структурированность времени становится основанием для организации собственной активности.
Активные старшеклассники, ориентированные на процесс, переживают время как заданные процесс, которые определяет организованность, структурированность времени, скорость изменений. Переживание включенности в этот процесс приводит к переживанию насыщенности, напряженности, устремленности в будущее, необходимости постоянного движения, проявления своей активности, чтобы оставаться в данном процессе....
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр
«Академия», 2010. 254 с.
2. Абрамова С.В. Педагогические условия формирования социальной активности личности // Альманах современной науки и образования. 2013. № 1 (68). С. 10-14.
3. Абульханова-Славская К.А. стратегия жизни. М.: Наукаа, 1991. 299 с.
4. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1995. 245 с.
6. Акимова Л.Н. Категории и понятия психологии времени // Вестник ОНУ. 2013. Т. 18. Вып. 22. Ч. 1. С. 8-15.
7. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. 251 с.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Эксмо, 2016. 576 с.
9. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 494 с.
10. Бобылёва О.А. Социальная активность как фактор развития социального потенциала личности старшеклассника // Российский научный журнал. 2008. №4(5). С. 110-119.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
12. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 214 с.
13. Гончар С.Н. Становление студента как субъекта собственной временной перспективы // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. № 1. С. 214-217.
14. Дьячук А.А. К вопросу о переживании времени // 125 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: В 4-х томах. Т.2. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 141-142.
15. Дьячук А.А. Переживания времени личностью // Ананьевские чтения - 2017: Преемственность в психологической науке: В.М.Бехтерев, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов: материалы международной конференции, 2426 октября 2017 г. / отв. ред. Л.А.Головей, А.В.Шаболтас СПб.: Айсинг, 2017. С. 287-288....45