Введение 1
Глава 1. Теоретические основы развития лексического навыка с
помощью работы со словарем 8
1.1 .Понятие лексикографии, классификация словарей 8
1.2. Макро и микроструктура словарей 13
1.3. Словари онлайн, используемые в учебном процессе 18
1.4. Лексический навык и способы его формирования 24
Вывод по 1 главе 27
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию навыков
самостоятельной работы со словарем 29
2.1. Анализ онлайн словарей, отвечающих потребностям школьников 29
2.2. Упражнения для обучения школьников использованию онлайн словарей 33
Вывод по 2 главе 44
Заключение 45
Список использованных источников 48
В современном обществе происходят значительные изменения, которые охватывают все сферы жизнедеятельности человека, от политики и экономики до бытовых вопросов. Эти изменения происходят и в современных школах, так как они охватывают практически все стороны педагогического процесса.
Иностранный язык как предмет, способствующий развитию коммуникативной культуры и расширяющий познавательные возможности учащихся, предлагается изучать на всех ступенях обучения в школе, включая начальную.
Обучение языку является прежде всего, обучение правильному пониманию и употреблению его слов, лексики. Если извлечь из языка лексику, то в нем не останется ничего. Поэтому одной из наиболее важных проблем в обучении иностранному языку является обучение лексике. Эта проблема продолжает оставаться актуальной и требует внимания и исследования. Недостаточный словарный запас вызывает у учащихся неуверенность и нежелание общаться на иностранном языке.
Принимая во внимание всё вышесказанное, можно сказать, что лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя.
В методической литературе получил освещение ряд вопросов, связанных с работой над лексикой. Однако, существует ряд проблем в формировании лексических навыков, необходимых для говорения. В высказываниях учащихся не наблюдается должного варьирования лексики, и поэтому их речь в языковом отношении бывает очень часто бедна.
При работе над лексикой традиционно выделяют три основных этапа:
1) Ознакомление;
2) Первичное закрепление;
3) Развитие навыков и умений использования лексики в разных
формах устного и письменного общения.
Этап первичного закрепления играет важную роль в обучении лексики. От эффективности и целенаправленности данного этапа зависит вся последующая работа над лексикой. Задача учителя - наиболее эффективно провести работу на этом этапе в соответствии со ступенью обучения, уровнем знаний учеников, качественной характеристикой слова и его принадлежностью к активному и пассивному минимуму. Таким образом, одна из главных задач на уроке - это расширение словарного запаса учащихся, при помощи различных упражнений, методов и других инструментов, использующихся для обучения иностранному языку. При изучении иностранного языка на разных этапах для расширения словарного запаса может возникнуть необходимость использования онлайн- словарей для перевода новых слов с иностранного языка на русский и наоборот. Еще не так давно для этих целей использовали бумажные словари, но времена поменялись и сейчас мало кто использует такой инструмент. В наших реалиях на замену бумажным словарям пришли электронные, как и многие другие вещи являющиеся нормой для нашего общества, например: компьютер, электронная доска, проектор и другое. И сейчас, современный школьник не будет носить с собой толстую книгу, он конечно же, прибегнет за помощью к интернету.
На сегодняшний день интернет предлагает нам огромное количество различных онлайн словарей. Одни переводят только по одному слову, другие же, могут переводить целые приложения и даже тексты. Но важно не забывать о том, что выбор словаря или метода перевода нового слова или фразы - это не так просто, как кажется, на первый взгляд, к этому процессу нужно подойти серьезно, чтобы выбрать самый лучший вариант для эффективного изучения нового языка.
Актуальность данной работы определена объективной необходимостью использования онлайн словарей на уроках английского языка, так как они облегчают процесс перевода новой лексики и служат для формирования лексических навыков обучающихся....
Подводя итоги всей работы, следует сказать, что основным аспектом в изучении языка является изучение лексики. Существует большое количество различных инструментов, которые помогают и способствуют формированию лексических навыков. В качестве такого инструмента нами были выбрали онлайн словари. Изучив наиболее популярные словари онлайн, мы выбрали два, которые отвечают всем потребностям школьников (ABBYY Lingvo Dictionary и Macmillan Dictionary). На уровень сформированности иноязычной компетенции напрямую влияет словарный запас обучающихся, и использование интернет ресурсов, в нашем случае онлайн словарей при обучении речевой деятельности может повысить эффективность на уроках английского языка.
Преподавание в общеобразовательных учреждения основывается на федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Он заключается в обучении обучающихся иностранному языку и формирования иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и желании войти в межличностное и межкультурное общение на иностранном языке. Формирование иноязычной компетенции охватывает все виды речи. Обучение устной речи в школе является одним из самых важных этапов на уроках иностранного языка и постоянно производится на протяжении всего школьного курса.
Проведена практическая работа с целью доказать эффективность формирования лексических навыков у обучающихся используя такой инструмент как онлайн словари, для того, чтобы научить и замотивировать обучающихся использовать их с помощью специального комплекса разработанных упражнений, которые актуализируют роль онлайн словарей в учебном процессе. Практическое исследование было проведено на базе МБОУ СШ №108. В экспериментальной группе приняли участие 11 учащихся 6 класса возраста 11-12 лет.
Также основной целью нашей работы было научить обучающихся 6 класса самостоятельному использованию словарей онлайн. В ходе исследования мы прошли три этапа работы со словарем.
1 этап знакомства проходил в классе и включал в себя такие формы работы как презентация, онлайн навигация по сайту и постановка проблемы. После данного этапа обучающиеся познакомились со словарями, узнали об их функциях и чем они могут быть полезны в изучении английского языка.
2 этап тренировки подразумевал собой использование словарей онлайн на практике. Для этого были разработаны специальные упражнения, которые не только подразумевали собой использование словаря, но и способствовали формированию и развитию лексического навыка.
Для закрепления полученных навыков обучающимся было дано домашнее задание (3 этап). На этом этапе обучающиеся создали свои словари на базе онлайн словарей ABBYY Lingvo Dictionary и Macmillan Dictionary. С помощью такого упражнения они закрепили свои навыки и умения самостоятельного использования словарей онлайн в изучении английского языка....
1. Абдрашитова Н.Т., Лисачева Л.В. Актуальные проблемы преподавания иностранных языков и культур в школе и вузе. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2013. 252 с.
2. Антонова, С. Г. Редакторская подготовка изданий- М.: Прометей, 2005. -126с.
3. Афанасьева Н.А. Информационно-коммуникационные технологии при обучении иностранному языку. М.: 2009. № 2. 64-73с.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: 2007. - 608с.
5. Берков, В. П. Двуязычная лексикография/ В. П. Берков. - СПб.: Изд-во СПбГу., 1996. - 248с.
6. Бим И.Л. Общая методика обучения иностранным языкам:
Хрестоматия. -М.: Просвещение. - 1991. 7-11с.
7. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и
проблемы школьного учебника: опыт системно- труктурного описания. М.: Русский язык, 1977. 288 с
8. Бутаев Ш.Т. О методике совершенствования я работы со словарем. М.: Молодой ученый, 2012. № 10. 326-328с.
9. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб.пособие для студ. лингв. ун-тов фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 312 с.
10. Г альскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ-ГЛОССА. - 2000. 2-7с.
11. Дубичинский В.В. Лексикография русского языка: учеб. Пособие Дубичинский В.В. - М.: Наука: Флинта, 2008. - 432c.
12. Дигтяр,О.Ю. Современные образовательные технологии преподавания иностранных языков студентам неязыковых вузов в условиях реализации стандартов нового поколения и информатизации образования / О. Ю. Дигтяр // Мир педагогики и психологии. 2019. № 1(30). - 49-57с.
13. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе.—М.: Просвещение, 1991.—219 с.
14. Климентенко А.Д. Обучение лексике в V-VII классах. - М.:
Иностранные языки в школе, 1974. - 144 с.
15. Кустова Г. И. ЛЕКСИКОГРАФИЯ // Большая российская энциклопедия. Том 17. Москва, 2010, стр. 203-205...39