Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

Работа №147514

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ
1.1. Общее состояние начального образования в Енисейской губернии на рубеже
второй половины XIX - начала XX вв
1.2. Основные типы учебных заведений начальной школы
1.3. Начальное профессиональное образование
ГЛАВА II. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
2.1. Мужские гимназии и прогимназии
2.2. Женская средняя общеобразовательная школа
ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ
3.1. Система подготовки учителей народной школы
3.2. Социально-правовое и материальное положение народного учителя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список используемой литературы

Актуальность исследования
Обращение к историческим корням современной системы образования закономерно и связано, в первую очередь, с реформированием системы отечественного образования. Мы рассматриваем развитие института образования как неотъемную часть общества. Реформы в области образования, могут быть успешными только при условии исторической преемственности с накопленным историческим опытом. Сразу после революции большевистские реформаторы принялись ломать старую систему как отжившую и внедрять новые западные педагогические идеи и образовательные институты. Однако уже в 1930-е годы пришлось вернуть очень многое из наследия дореволюционной российской школы. Ведь образование в своем историческом процессе не может существовать отдельно от своего прошлого.
Для понимания особенностей функционирования современной системы образования важными являются все этапы ее становления и развития. Изучение, в частности, истории образования Енисейской губернии второй половины XIX - начала XX вв. предоставляет возможность показать новые, неисследованные стороны процесса становления и развития системы образования России в целом. Енисейская губерния, являясь неотъемлемой, исторически сложившейся частью Российского государства, в то же время характеризуется рядом региональных особенностей (связанных с территориальным расположением, политикой государства в отношении региона, степенью развития промышленности и т.д.).
Особый интерес к региону обусловлен его периферийным положением, реалии жизни сибирского города накладывали свои, далеко не однозначные, отпечатки на образовательную систему региона. Результатом чего стало, что государство фактически переложило все тяготы по содержанию образовательных учреждений и подготовки кадров на местное сообщество. С одной стороны, в условиях экономически депрессивной модели развития региона это создавало множество проблем материально-технического порядка, с другой - стимулировало общественную самодеятельность и творческую активность педагогической общественности. Не случайно здесь зародились новаторские идеи и проекты, благодаря которым край стал площадкой для пионерских педагогических начинаний.
Подобное исследование позволит наглядно проиллюстрировать процесс преломления государственных реформ на местах, выявить основные тенденции развития системы образования, показать тесную взаимосвязь экономических, политических, социальных процессов и изменений, происходящих в системе образования.
Степень изученности
Научную привлекательность данной темы во многом определяет ее недостаточная изученность. При довольно тщательном и детальном изучении общих тенденций развития системы образования России на примере центральных областей, особенности образовательной реальности в отдельных периферийных регионах не получили достаточного освещения. Между тем, сегодня происходит осознание приоритетности региональных факторов для реформирования системы образования на местах. Поэтому анализ истории образования конкретных регионов, в частности Енисейской губернии, является необходимостью. Существующие научные исследования по истории региона, освещая лишь отдельные аспекты ее становления, развития и функционирования, не дают представления о целостности системы образования дореволюционного периода. Научная потребность в исследовании, основанном на широком использовании специальной литературы и источников, является очевидной.
Большую роль в изучении народного образования сыграли дореволюционные исследователи, такие как, Н.В. Латкин 1, А. Оносовский1 2, Н.Н. Бакай3, П. Давыдов4, Н.П. Березовский5, С.Л.Чудновский6 и другие, в трудах которых был накоплен огромный эмпирический материал. Однако авторы, как правило, не выходили за рамки локальных краеведческих сюжетов, что существенно сужало возможность для научного анализа (выявление общих трендов и местных особенностей образовательной системы). Зачастую их работы (Н.П.Березовский, А. Оносовский) носили характер ведомственных отчетов, анализ в них сводился лишь к элементарной статистической систематике.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результете подготовки выпускного квалификационного исследования мы пришли к следующим выводам: Состояние начального образования Енисейской губернии, несомненно претерпревает серьезные изменения. Это связанно в первую очередь с Либеральными реформами 1860-1870-х гг. Так же, старая система, основнная на сословном принцепе, перестала удовлетворять задачи ускоренного развития страны, поэтому образование в целом провоглашает принцип равного доступа всех сословий к образованию и развитию широкой общественной инициативы в этой сфере.
Учебные заведения становятся зависимы материально не только от власти, но и от общества. Затруднением организации образования в полной мере было отсутствие земств, которые могли бы взять на себя часть забот о народном образовании и внедрению образовательных программ. Это и многое другое показывало ущербный характер образовательных учереждений Енисейской губернии, по сравнению с губерниями Западной Сибири.
Основным типом народной школы оставались приходские училища по Уставу 1828 года и Церковно-приходские училища, дававшие элементарное начальное образование и являвшиеся тупиковым, лишая возможности продолжать его в школе средней ступени. К концу XIX в. начинает увеличиваться колличнство школ МНП. Тем не менее, «доступность» образования после реформ, не сделала школу доступной среди широких слоев населения.
Учереждения средней ступени, представленные гимназиями и прогимназиями, были доступны только части гоородского населения. На всю Енисейскую губернию к 1917 году мужские и женские гимназии находились лишь в Красноярске, Ачинске, Енисейске.(В Минусинске и Канске - только женские). Так же, в существующих учебных заведениях ситуация была не стабильна. Существовали проблемы не только материального характера, но общественный настрой самих учащихся. После чего власть решила провести либерализацию в организации образования. Школы начинают носить более светский характер.
Среднее образование в Енисейской губьернии было необходимым. Оно имело большое значение в деле подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства, системы управления и сферы образования.
Развитие женского образования напрямую связано с гендерной революцией. Женщины были мотивированы к получению нового социально-профессионального статуса. Несмотря на то, что эта тенденция чаще проявлялась в городе, этот процесс постепенно охватывал и сельские местности. Женщина в новом статусе проявлялась не только как хранительница домашнего очага, но и как общественно значимый деятель. Многие женщины заняли особое положение в обществе, внесли вклад в развитие культуры и образования.
Профессиональное образование в начале 20 века только делало первые шаги. Большое влияние на организацию образования оказывала местная общественность. Общество не было равнодушным к образовательному процессу, они не только безвозмездно выделяли деньги на строительство зданий, обслуживание школы или оплату обучения малоимущим, но открывали собственные учебные заведения.....


1. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX - начала XX вв. Красноярск,2003. С. 336
2. Бакай Н.Н. 25-летие Красноярской губернской гимназии. Красноярск, 1893. С. 20.
3. Бакай Н.Н. К 25-летию Красноярской женской гимназии (1869-1894). Красноярск, 1895. С.19.
4. Березовский Н.П. О состоянии начального образования в Енисейской губернии за 1915 г. Общие сведения. Красноярск, 1916. С. 2.
5. Вдовин А.С., Подъявилова Г.В. Педагогическая деятельность И. Т. Савенкова; Красноярск, 2004. с.352 // Научный ежегодник КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. . - Вып. 4, т. 2. - С. 346-352.
6. Выдрин Е. Миссионерская школа в Туруханском крае в конце XIX - начале ХХ вв. // История образования и науки в Сибири. Вып. 3. Красноярск, 2009. С. 19.
7. Давыдов П. Народное образование в Енисейской губернии в цифрах//Сибирские вопросы. 1908. №11. С. 19.
8. Днепров Э.Д. Российское образование в XIX - начале XX века. Т. 2. М.: Мариос. 2011. С. 312.
9. Жолудев Д.Г. Краткая история школ Красноярского края. Енисейск, 1961. С. 126.
9.Ким Е.В. Система образования в Енисейской губернии конца XIX - начала ХХ в. Автореф. канд. дис. 2001; С. 198.
10. Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии, 1594-1893: в 4 т. - Енисейск, 1893. - 684.
11. Лобанова О.Б. Передовой педагогический опыт и его распространение в образовательной практике Енисейской губернии начала ХХ в. (на примере начальных учебных заведений). Автореф. канд. дис. Красноярск, 2007. С. 190.
12. Оносовский А. Краткие заметки о церковных школах Енисейской епархии за 1904 г. в связи с предполагаемым введением земств в Сибири//Енисейские епархиальные ведомости. 1905. №18. С. 482.
13. Ососков А.А. Начальное образование в дореволюционной России, 1861-1917 гг. М., 1982. С. 121.
14. Сиротенко П. Ученый-просветитель: о деятельности Ивана Тимофеевича Савенкова - красноярского педагога, археолога и краеведа / П. Сиротенко // Красноярск и красноярцы: очерки по истории - Красноярск : Книжное издательство, 1978. С. 93-96.
15. Тауль О.Л. Гимназисты Красноярской губернской мужской классической гимназии. - С. 266-271.....19


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ