ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1. Сущность категории "психическая саморегуляция" 8
1.2. Особенности развития саморегуляции ребенка дошкольного
возраста 11
1.3. Технологические приемы развития саморегуляции ребенка дошкольного
возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 22
2.3. Организация театрализованной деятельности детей старшего
дошкольного возраста с целью развития саморегуляции (формирующий эксперимент) 27
2.4. Результаты контрольного эксперимента 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Гуманистические тенденции развития современной системы образования ориентируют педагогов на признание ребенка субъектом воспитательного процесса, характеризующегося нравственным,
интеллектуальным, волевым и эмоционально-оценочным отношением к миру, подготовленного к социально-личностному развитию, что находит отражение в таких документах как: Конвенция ООН о правах ребенка, Законе РФ «Об образовании», Концепция развития образования РФ до 2020г.
Система дошкольного образования детей как социальный институт, функционирует на основе социального заказа общества, оказывает широкий спектр образовательных услуг, удовлетворяя постоянно растущие индивидуальные образовательные потребности личности, обеспечивает эффективное формирование личностных и социальных качеств воспитанника, проявляющего творческую инициативу, способность к самостоятельному поиску новых способов действий, стремление к самореализации и самовыражению. Одним из эффективных средств развития саморегуляции дошкольников является их участие в различных видах деятельности. Такую возможность в условиях системы дошкольного образования может предоставить театрализованная деятельность, которая синтезирует различные виды искусств, приобщая детей к миру культуры, способствуя их творческому развитию, учит сознательному управлению собственными действиями и поведением [30, с. 29].
Театрализованная деятельность выступает одним из факторов развития саморегуляции дошкольников. Это подтверждается особенностями
театрального искусства, представляющего собой комплексную систему всех выразительных средств искусства. Театральные занятия улучшают психологическую атмосферу в коллективе, помогают выйти на новый, более высокий уровень взаимоотношений между детьми и взрослыми [40, с. 91].
Актуальность темы исследования обусловливается значимостью развития саморегуляции детей старшего дошкольного возраста, т.к. современный мир характеризуется коренными преобразованиями во всех структура общества, сменой образовательной парадигмы, в которой доминантой становится развитие социально-адаптивной личности, умеющей ориентироваться в новых условиях жизнедеятельности. Личности, умеющей планировать действия, поступки, обладать волевыми усилиями и самоконтролем [33, с.120].
Саморегуляцию отличает то, что она является собственным, инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта и проявляется как осмысленная инициативность [21, с.194].
Проблема развития саморегуляции современного дошкольника, представляет собой интегрированную область знаний таких наук как философия, социология, культурология, педагогика, психология.
Гносеологические проблемы логики и методологии нашли отражение в работах, связанных с теорией деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, М.С. Каган, А.Н, Леонтьев, И.А. Липский, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Э.Г. Юдин и т.д.) [5,с.206.,5,с.120]; обоснован
гносеологический подход к структуре, анализу, характеристике среды, в которой формируется личность (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Л.П. Буева, Л.А. Волович, В.И. Загвязинский и др.) [14, с.156., 22 с. 59]; теория социализации личности в контексте образования, воспитания и развития (Н.М. Борытко, В.Г. Бочарова, И.А. Зимняя, Р.А. Литвак, B.C. Мухина) [12, с. 38]; идеи активности воспитанников в различных сферах жизнедеятельности и педагогической среде (А.Я. Журкина, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, В.Д. Семенов, С.Т. Шацкий) [30, с. 180].
В трудах В.А. Петровского раскрыты психолого-педагогические аспекты развития саморегуляции детей в различных видах деятельности [37, с. 11-29].....
Следует отметить, что сегодня саморегуляция дошкольников, и ее теоретическое осмысление происходят в ситуации динамичных трансформаций, переоценки, реформирования устоявшихся систем,
представлений. Поиски общезначимого, обоснованного и непротиворечивого Развитие саморегуляции у дошкольников позволяет наиболее полно формировать социальную активность, ответственность, социальную комфортность личности, что способствует высокому личностному развитию детей, решая вопросы государственной политики и отвечая новым парадигмам образования.
На основе теоретического анализа поставленной проблемы были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования. Для доказательства гипотезы были: уточнены признаки понятия саморегуляции дошкольника и выявлены особенности театрализованной деятельности детей; были проверены опытно-поисковым путем осуществление организационно - педагогического сопровождения развития саморегуляции дошкольников через театрализованную деятельность.
Опираясь на положения личностно- деятельностного подхода было обеспечено:
• формирование таких качеств личности детей как: саморегуляция, рефлексия, эмоциональная устойчивость; речевые умения и навыки, представление о картине мира, познавательная активность; воображение, фантазия, креативность и т.д.
• осуществлено организационно-педагогическое сопровождение деятельности детей через театрализованную деятельность, что отражено в модели, которая построена на основе обеспечения процесса интеграции инвариантных и вариативных составляющих воспитательного процесса,
комплексного сочетания содержания, форм и методов детской
театрализации.
Организация театрализованной деятельности включала в себя деятельность детей в "Художественных мастерских", которые были представлены циклом занятий.
Каждый цикл занятий включал в себя игры, упражнения, самостоятельный вид деятельности, который предполагал активизацию саморегуляции ребенка. Таким образом, специальная организация театрализованной деятельности детей подразумевала обеспечение условий разнообразия и индивидуализации активности детей с целью развития саморегуляции. В каждой мастерской предусмотрены формы деятельности, которые заставляют ребенка ставить (удерживать) цель, замысел, правила; планировать, организовывать свою деятельность и контролировать её.
Кроме того, в рамках перечисленных мастерских осуществлялась подготовка детей к театральной постановке: разучивание текстов, ритмических этюдов, песен, составляющих содержание постановки, изготовление атрибутов спектакля.
В работе представлены принципы организации пространственной среды детей, а также этапы режиссерско-педагогическая работы воспитателя.
Подготовка представления или спектакля с детьми в дошкольном образовательном учреждении процесс, в котором педагог решает педагогические, организационные и художественные задачи.
Поэтому важны последовательность, сменяемость и длительность этапов реализации этих задач.
Исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В процессе исследования был осуществлен научно-теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития саморегуляции дошкольников через театрализованную деятельность. Установлено, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического и практического осмысления.....
1. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989
2. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
3. Концепция развития образования РФ до 2020г. от 29.12.2014 N 2765-р
4. Алянский Ю.Л.Азбука театра. / Ю.Л. Алянский. М.:
Современник, 1998. 238 с.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст]: учебник / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 376 с.
6. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление [Текст] /В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. 250 с.
7. Белоус О.В. Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессионала //Вестник ТГПУ. 2009. №7(85). с.5-9
8. Бернар К. Введение к изучению опытной медицины. СПб, Издательство 1866. 312с.
9. Богуславская Н.Е., Кунина Е.А. Веселый этикет. Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002. 155с.
10. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. №4. с.55-68.
11. Божович Л.И. Что такое воля. // Семья и школа, 1981. №1. с.3235.
12. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,1999. 64с.
13. Бочарова, В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. Г. Бочарова. М.: [б. и.], 1993. 38 с.
14. Бояринцев В.П. Проблемы психологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности:[Текст] /В.П.Бояринцев// М., 2014. 218с.
15. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л. П. Буева// М.: Мысль, 1978. 216 с.....53