СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В УЧРЕЖДЕНИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬ-
НОГО СИБИРСКОГО НАУЧНО КЛИНИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНСТВА РОССИИ Г.КРАСНОЯРСКЕ)
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления финансами в бюджетных учреждениях 7
1.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности учреждения
здравоохранения 7
1.2. Особенности предоставления платных услуг в бюджетных учреждениях
здравоохранения 14
Глава 2. Анализ финансовой деятельности учреждения на примере
ФСНКЦ ФМБА России г. Красноярска 25
2.1. Краткая характеристика и анализ финансово хозяйственной деятельности ФСНКЦ ФМБА России 25
2.2. Анализ платных услуг ФСНКЦ ФМБА России г. Красноярска и сравни
тельный анализ ФСНКЦ ФМБА России г. Красноярска и ООО «Добрый доктор» 43
Глава 3. Совершенствование системы управления развития платных услуг на примере ФСНКЦ ФМБА России г. Красноярск 51
3.1. Основные направления совершенствования организации предоставления
платных услуг 51
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 55
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение 1 67
Приложение 2 69
Приложение 3 70
Приложение 4 71
В настоящее время бюджетные учреждения, в том числе учреждения здравоохранения занимают одно из ключевых мест в экономике страны. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется посредством ассигнований из бюджетов различных уровней, но данные средства не способны в полной мере покрыть затраты, связанные с оказанием государственных услуг, в том числе медицинской помощи населению страны специализированными учреждениями. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что вопросы оказания платных медицинских услуг в бюджетном учреждении здравоохранения приобретают в современных рыночных условиях особую актуальность, подчеркивая тем самым актуальность данной работы. Необходимо также отметить, что недостаточный уровень финансирования учреждений здравоохранения за счет средств бюджетов различных уровней и средств обязательного медицинского страхования, а также развитие рыночных отношений приводят к росту объема оказываемых платных услуг учреждениями здравоохранения, следствием чего является отсутствие урегулированных процессов, связанных с оказанием платных услуг.
Данное положение усугубляется тем, что медицинские учреждения и пациенты вступают между собой в сложные правовые взаимоотношения, которые не характерны для бесплатного оказания медицинской помощи. Особенности взаимоотношений медицинского учреждения и получателя услуг можно отразить с нескольких сторон:
• медицинское учреждение и пациент - как стороны лечебного процесса;
• учреждение и граждане - как субъекты правовых отношений;
• юридическое лицо и физическое лицо - как участники гражданско- правовых отношений;
• подрядчик и заказчик - как стороны договора об оказании возмездных (платных) услуг;
• исполнитель и потребитель - как стороны в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».
На основании вышеизложенной информации можно определить целевую ориентацию данной работы. Цель работы - разработать рекомендации по развитию системы платных услуг на примере ФСНКЦ ФМБА России г. Красноярск.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи дипломной работы:
• рассмотреть теоретические аспекты управления финансами в бюджетных учреждениях;
• проанализировать основные показатели деятельности ФСНКЦ ФМБА России г. Красноярск;
• проанализировать показатели эффективности использования фонда оплаты труда;
• разработать программу по развитию системы платных услуг на примере ФСНКЦ ФМБА России г. Красноярск.
В качестве объекта исследования выступает по развитию системы платных услуг на примере ФСНКЦ ФМБА России г. Красноярск - государственное учреждение здравоохранения.
В качестве предмета исследования в работе выступает система оказания платных услуг в бюджетных учреждениях.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области бухгалтерского учета и экономического анализа, таких как Кондраков Н.П., Савицкая Г.В., Чечевицына Л.Н., Шеремет А.Д., Дж. Смит, Даниил Бернулли и так далее, что позволяет сделать вывод о детальной разработанности темы исследования....
В настоящее время бюджетные учреждения, в том числе учреждения здравоохранения занимают одно из ключевых мест в экономике страны. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется посредством ассигнований из бюджетов различных уровней, но данные средства не способны в полной мере покрыть затраты, связанные с оказанием государственных услуг, в том числе медицинской помощи населению страны специализированными учреждениями. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что вопросы оказания платных медицинских услуг в бюджетном учреждении здравоохранения приобретают в современных рыночных условиях особую актуальность.
Основной особенностью финансового планирования в бюджетных учреждениях системы здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является соответствие предоставляемой населению медицинской помощи, оказываемой на безвозмездной основе, и финансовых ресурсов, выделяемых государством на предоставление данной помощи. Принципом финансового планирования является осуществление данного планирования на основе системы финансовых нормативов, учитывающих затраты на единицу предоставляемых на безвозмездной основе медицинских услуг, например койко-дней, количество посещений, вызовов скорой медицинской помощи и так далее.
Основными видами платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями здравоохранения, являются:
• услуги в сфере профилактической помощи;
• услуги в сфере лечебно-диагностической помощи;
• услуги в сфере реабилитационной помощи;
• услуги в сфере протезно-ортопедической помощи;
• услуги в сфере сервисного обслуживания пациента, которое может включать в себя помощь на дому, в вечерние часы и в выходные дни, а также внеочередное оказание плановых медицинских услуг.
Анализ эффективности деятельности учреждения позволил сделать следующие выводы:
• плановое количество больных в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, снизилось на 2,07% или на 678 человек, а в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, наблюдается рост данного показателя на 1,81% или на 581 человека.
• количество пролеченных больных в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, снизилось на 0,26% или на 93 человека, а в 2016 году, по сравнению с 2015 годом - на 718 человек (или на 2%).
• план койко-дней (ОМС) снизился в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, на 11,55%, а в 2015 году, по сравнению с 2016 годом, наоборот, увеличился на 5,72% в динамике.
• показатель занятости койки в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, увеличился на 12,17%, а в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, наблюдается снижение данного на 6,05%.
• средняя длительность пребывания больного на койке сократилась в 2014 году на 9,17%, а в 2015 году, наоборот, увеличилась на 3,03%.
Делая выводы об эффективности использования фонда оплаты труда ФСНКЦ ФМБА, можно отметить следующее:
• абсолютный прирост фонда оплаты труда является следствием увеличения дополнительной заработной платы;
• кроме того, в отчетном периоде изменилась структура персонала ФСНКЦ ФМБА, следствием чего является снижение квалификации и увеличение числа неаттестованных работников;
• уровень использования трудовых ресурсов характеризуется ростом загруженности персонала и ростом уровня обслуживания;
- анализ использования фонда оплаты труда позволил сделать вывод о том, что снижение основного оклада работников компенсируется повышением уровня стимулирующих выплат.
Основной рекомендацией для улучшения эффективности функционирования учреждения, а также качества предоставляемых услуг является внедрение интернет-консультирования населения специалистами учреждения.
Минимальный размер роста выручки при неизменном уровне затрат должен составить 17%. В данном случае эффект от внедрения мероприятия в плановом периоде составит 189,62%, а эффект, по сравнению с текущим периодом, составит 7,03% (прибыль от оказания услуг увеличится на 24026,49 руб.), что доказывает эффективность данного мероприятия.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 год № 14-ФЗ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant-plus.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.consultant-plus.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant-plus.
4. Трудовой Кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant-plus.
5. Приказ Министерства финансов № 173н от 01.12.2010 г. «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant-plus.
6. Приказ Минфина Российской Федерации от 16.12.2010 года № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant-plus.
7. Закон Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О новых
системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.consultant-plus.
8. Постановление Правительства Красноярского края от 01.12.2009 года № 619-п «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant-plus.
9. Приказ министерства здравоохранения Красноярского края от 09.12.2009 года № 521-орг «О видах, условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Красноярского края»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant-plus.
10. Головачева М. А. Финансовая деятельность бюджетных учреждений здравоохранения: учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., пере- раб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 376 с.
11. Головачева М. А. Финансовая деятельность бюджетных учреждений здравоохранения // Вестник БГЭУ. - 2015. - № 1. - С. 70-73.
12. Ефимова О. В. Финансовый анализ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях». - 2013. - 320 с.
13. Казаков А. Мотивация персонала и методы оплаты труда в здравоохранении // Учет в учреждении. - 2016. - №1. - С. 62-65.
14. Китаева Т. Финансовая деятельность бюджетных учреждений здравоохранения // Национальная экономическая газета. - 2014. - № 50. - С. 20.
15. Ковалев В. В., Ковалев Вит. В. Финансы бюджетных учреждений: учебник - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. - 2012. - 352 с...50