ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 7
1.1. Понятие, правовая сущность и виды договора
транспортной экспедиции 7
1.2. Основные элементы договора транспортной экспедиции 18
2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ И
ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 26
2.1. Порядок заключения, изменения и прекращения договора 26
2.2. Ответственность сторон за неисполнение и
ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции 34
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 43
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
ПРИЛОЖЕНИЕ В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 76
Актуальность темы исследования, прежде всего, определяется значимой ролью транспорта в жизни современного общества, которое уже просто не в состоянии существовать без транспортных услуг. Данные услуги носят достаточно специфический характер, связанный с необходимостью территориального перемещения в пространстве людей и грузов.
К разряду данного вида услуг имеет отношение и договор транспортной экспедиции, выполняющий важные функции в сфере экономико-правовой деятельности. Действительно, при перевозке грузов порой возникает необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением грузов. При этом, когда их оборот становится весьма объемным, грузоотправители и грузополучатели не в состоянии справиться с задачами, поставленными транспортными обязательствами, и вынуждены обращаться к услугам специальных людей, организаций, которые выполняют за них функции отгрузки товара, его транспортного сопровождения, доставки получателю и т.д.
Не будет преувеличением утверждать, что грамотное заключение и добросовестное исполнение договора транспортной экспедиции в итоге скажется на успешном развитии российской экономики в целом. Но для этого необходимо сбалансированное правовое регулирование договорных отношений, связанных с транспортной экспедицией.
Таким образом, трудно переоценить значимость и востребованность договора транспортной экспедиции, особенно, если проанализировать материалы судебной, экономической и международной практики.
Названный вид транспортных обязательств регулируется достаточно обширным комплексом нормативных правовых актов, которые, тем не менее, не разрешают всех насущных проблем, связанных с реализацией договора транспортной экспедиции.
В этой связи актуальность темы исследования обусловлена также и тем, что законодательство в данной области требует совершенствования, а выявленные в настоящей работе проблемы - дальнейшего осмысления и разрешения.
Современная тенденция организации продаж через интернет-магазины также представляет особую сферу правового регулирования, поскольку предприниматели в таких случаях реализуют товар, главным образом, через транспортно-экспедиторские структуры. Объемы торговли посредством экспедиторских сопровождений растут, а о существующих рисках работы с экспедиторами клиентам становится известно порой лишь при наступлении проблемной ситуации, которую можно было бы предотвратить, зная специфику данных правоотношений. Таким образом, важно понимать, что договор транспортной экспедиции имеет особое правовое регулирование, и незнание данных особенностей может привести к значительному убытку для клиента и экспедитора .
Все вышесказанное и обусловило актуальность и значимость темы исследования.
Объектом исследования являются обязательственные отношения, возникающие в рамках действия договора транспортной экспедиции.
Предмет исследования составляют нормы гражданского права, регулирующие указанные отношения, а также практика их применения.
Цель исследования - правовой анализ особенностей договора транспортной экспедиции, выявление теоретических и правоприменительных проблем в данной сфере и разработка предложений по совершенствованию гражданского законодательства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- раскрыть понятие и виды договора транспортной экспедиции;
- определить основные элементы договора транспортной экспедиции;
- рассмотреть порядок заключения, изменения и прекращения договора транспортной экспедиции;
- проанализировать ответственность сторон по договору транспортной экспедиции;
- провести анализ правоприменительной практики по теме исследования;
- сформулировать предложения по совершенствованию правового регулирования договора транспортной экспедиции.
Теоретическая основа работы представлена трудами С.С. Алексеева, Н.А. Андреевой, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Б.М. Гонгало, С.Ю. Морозова, Я.Е. Парция, Е.А.Суханова.
Методологической основой исследования являются общенаучные и специальные методы познания, традиционно относящиеся к методологическому аппарату юридической науки: это формально¬логический, правовой анализ; методы научного абстрагирования, теоретического моделирования, аналогии и прогностического исследования. Особое значение для методологии исследования заявленной темы имели принципы логической определенности, системности и всесторонности, составляющие предметное содержание применяемых методов.
Нормативную основу работы составляют Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (далее - ГК РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) , Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (в ред. от 20.07.2016) (далее - Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности»)1.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его материалы лицами, изучающими договорное право, а также практиками, профессионально занимающимися транспортной экспедицией. В этой связи в качестве приложения к дипломному исследованию приобщена памятка, разработанная автором на основе собственного опыта работы в сфере логистики.
Структура работы обусловлена ее целью, включает введение, две главы, разделенные на подпункты, анализ правоприменительной практики, методическую разработку, заключение и список использованных источников.
В результате проведенного исследования представляется возможным сделать вывод о том, что договор транспортной экспедиции имеет особое правовое регулирование . Кроме того, анализ нормативной основы и судебной практики показал, что в России транспортно-экспедиционная деятельность и законодательство, её регулирующее, находятся в процессе развития. В этой связи важно, чтобы не только законодательство в сфере транспортно-экспедиционной деятельности представляло собой единую, внутренне непротиворечивую систему, но и правоприменительная практика позволяла бы избежать проблем при заключении и исполнении договора транспортной экспедиции.
В нормативной основе, регулирующей рассматриваемые отношения, имеется ряд пробелов и противоречий. Таковы, например, проблемы, связанные с односторонним отказом от договора.
Общее правило, по которому регулируются гражданско-правовые обязательства, основано на недопустимости одностороннего отказа от исполнения своих обязательств, исключения делаются лишь для случаев, которые предусмотрены законом. Так, существенной особенностью договора транспортной экспедиции является наличие права на односторонний отказ от его исполнения, возможность которого оговорена в ст. 806 ГК РФ.
Однако в правоприменительной практике зачастую возникают проблемные ситуации, которые ни ГК РФ, ни подзаконные акты не регулируют. В этой связи представляется целесообразным дополнить ст. 806 ГК РФ абзацем следующего содержания: «Возможность
одностороннего отказа от исполнения своих обязательств по договору транспортной экспедиции следует ограничить только теми случаями, когда в соответствии с условиями договора экспедитор совершает действия, необходимые по договору (отправка груза, страхование, хранение, паллетирование и т.д.) от имени клиента и по доверенности от него».
На данный момент, в качестве ограничительной нормы является только обязанность стороны, которая отказывается от исполнения своих обязательств, предупредить об этом другую сторону в разумный срок, а также возместить ей убытки, связанные с неисполнением договора.
Что подразумевает под собой «разумный срок», законодательно не урегулировано. Так как на сегодняшний момент нет конкретно установленных разумных сроков ни в Законе «О транспортной экспедиции», ни в ст. 806 ГК РФ, то это значит, что данное понятие носит оценочный характер, и каждая из сторон может трактовать его по-разному. Целесообразно внести соответствующее изменение в ч. 1 ст. 806 ГК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок, определяющийся в зависимости от сроков действия данного договора».
Кроме того, иногда экспедитору необходимо согласовать с клиентом какие-то важные моменты по договору, а закон дает на это лишь сутки. Такой короткий срок взаимодействия и урегулирования вопросов сторон может привести к убыткам как для одной стороны, так и для другой. Срок для получения согласия от клиента целесообразно продлить. Одним из обоснований увеличения срока является, например, то, что клиент и экспедитор могут находиться на значительном расстоянии друг от друга, а также помехой могут стать выходные дни при пятидневной рабочей неделе, если спорная ситуация возникла в эти дни и т.д.
В связи с указанными обстоятельствами видится необходимым внести изменение в п. 1 ст. 3 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», изложив его в следующей редакции: «Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение трех суток ответ на свой запрос». То есть экспедитору можно будет отступать от указаний клиента, если одобрение его на определенные действия не поступит в течение трех суток, а не одних.
Следующим пробелом является то, что Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» регулирует отношения и ответственность только с экспедиторами, которые принимают груз в свое ведение. Отношения с экспедиторами-посредниками закон не регулирует. В этой связи целесообразно в указанный Закон ввести соответствующее дополнение.
Кроме того, сравнительный анализ показал, что ответственность экспедитора по Закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» выше, чем ответственность любого перевозчика, выполняющего доставку груза. Поэтому не удивительно, что большинство экспедиторов избегают применять закон в отношениях с клиентами1. Думается, что и данный вопрос требует урегулирования, приведения в соответствие норм Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» и 41 главы ГК РФ.
В завершение исследования остается добавить, что правовое регулирование договора транспортной экспедиции требует своего совершенствования сообразно реалиям времени.
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
Конвенция «О гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом» от 10 октября 1989 г. // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=16730#09951449588117791 (дата обращения: 14.12.2018)
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) // Российская газета. 1994. 8 декабря.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 29.07.2018) // Российская газета. 1996. 8 февраля.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) // Российская газета. 2002. 27 июля.
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (в ред. от 20.07.2016)// Российская газета. 2003. 3 июля.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 170.
Федеральный закон от 08 октября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (в ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 46. Ст. 5555.
Постановление Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 37. Ст. 3890.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 (в ред. от 12.12.2017) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» // Собрание законодательств Российской Федерации. 2011. № 17. Ст. 2407.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 15.
Судебная практика
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 26 г. Москва «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» // Российская газета. 2018. 04 июня.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 г. Москва «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» // Российская газета. 2015. 05 октября.
Постановление ФАС по Оренбургской области от 16 февраля 2018 г. по делу № 07-16-62/2017 // URL: https://fas.gov.ru/documents/07-19-06-2018(дата обращения: 05.12.2018).
Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. 10 октября.
Постановление Санкт-Петербургского городского суда (г. Санкт- Петербург) от 11 апреля 2018 г. по делу № 2-8/17 о взыскании ущерба // URL: http://sudact.ru/regular/doc/ WkuYvOQCmcZv/?regular-txt=®ular-
case_doc=®ular (дата обращения: 07.12.2018).
Постановление Омского областного суда от 9 апреля 2018 г. по делу № 2-31/2018 по иску о защите прав потребителя// URL: http://sudact.ru/regular/doc/YtDiyj1ZpfoD/?regular-txt=®ular-case_doc=®ular (дата обращения: 08.12.2018).
Решение Промышленного районного суда г. Курска от 29 мая 2018 г. по делу № 2-500/2018 о взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда к ТК ПЭК // URL: http://sudact.ru/regular/doc/6LFtKzpEuDNv/?regular-txt=®ular-
...1740936660 (дата обращения: 11.12.2018).
Решение Ленинского районного суда (г. Санкт-Петербург) от 28 мая по делу № 2-545/20182018 о возмещении ущерба, штрафа, компенсации морального вреда к ООО «Деловые линии», ООО «Группа Ренессанс Страхование» // URL: http://sudact.ru/regular/doc/Ltu4foyok2mOUregular-txt=®ular... -47540936660 (дата обращения: 20.12.2018).
Решение Сысертского городского суда от 5 августа 2017 г. по делу № 2-536/2017 о возмещении ущерба за утрату груза, процентов
за пользование чужими денежными средствами // URL:
http://sudact.ru/regular/doc/RWzgrbKNJnZ/?regular-txt=®ular (дата
обращения: 15.12.2018).
Решение Верхнепышминского городского суда от 31 июля 2017 г. по делу № 2-1254/2017 о взыскании денежных средств по договору на транспортно-экспедиционное обслуживание, неустойки // URL: http://sudact.ru/regular/doc/L045XDQhdDZL/?regular-txt=®ular (дата
обращения: 09.12.2018).
Решение Полевского городского суда от 21 апреля 2017 г. по делу № 2-316/2017 об обязательстве возмещения ущерба и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами // URL: http://sudact.ru/regular/doc/fCPgpOpM35Lq (дата обращения: 09.12.2018).
Решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 27 февраля 2017 г. по делу № 2-917/2017 о возмещении ущерба, причиненного повреждением груза, взыскании неустойки, штрафа, судебных расходов// http://sudact.ru/regular/doc/EzvuitVkKngV/?regular-txt=®ular-case_doc=®ular (дата обращения: 09.12.2018).
Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 21 июня 2016 г. по делу № 2-2567/2016 о возмещении ущерба за расхождение в транспортных накладных с фактическими данными // URL: http: //sudact. ru/regular/doc/fj CM3Bk9IFHN/?regular-txt=®ular- (дата
обращения: 10.12.2018).
Решение Первоуральского городского суда от 1 марта 2016 г. по делу № 2-781/2016 о взыскании убытков в виде стоимости утраченного груза, компенсации морального вреда, штрафа // URL: http://sudact.ru/regular/doc/eIrcTGcCq35a/?regular-txt=®ular-case-dtty146327(дата обращения: 14.12.2018).
Решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 30 декабря 2015 г. по делу № 2-4684/2015 о взыскании ущерба за повреждение и деформацию груза // URL: http://sudact.ru/regular/doc/IK2B6F nDPDYW/?regular-txt=®ular- 154417763 (дата обращения: 11.12.2018).
Решение Верхнепышминского городского суда от 26 января 2016 г. по делу № 2-185/2016 о взыскании неустойки за оказанные транспортно-экспедиционные услуги // URL:
http://sudact.ru/regular/doc/eopBODqoIVrT/?regular-txt=®ular-case_doc (дата обращения: 11.12.2018).
Решение Асбестовского городского суда от 1 декабря 2015 г. по делу № 2-872/2015 о взыскании денежных средств за некачественно оказанную услугу// URL: http://sudact.ru/regular/doc/u6CmBbKV6Dla/7page (дата обращения: 12.12.2018).
Литература
Александров-Дольник М.К. О регламентировании в гражданских кодексах правоотношений, вытекающих из договоров транспортного права. М., Норма. 2016. 106 с.
Андреев В.К. Транспортно-экспедиционное обслуживание. Правовые вопросы. М., Юрайт. 2014. 72 с.
Андреева Н.А. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Диссертация канд. юрид. наук. М., 2008 г., 171 с. // URL: http://www.dslib.net/civil-pravo/pravovoe-regulirovanie-dogovora-transportnoj- jekspedicii.html(дата обращения: 25.03.2019).
Афонин А.М., Афонина В.Е., Петрова П.А., Царегородцев Ю.Н. Транспортная логистика. Организация перевозки грузов. Учебное пособие. М., Форум. 2018. 368 с.
Бажина М.А. Договоры перевозки грузов и транспортной экспедиции в России и Германии. Сравнительная характеристика // URL: https://fictionbook.ru/author/mariya_anatolevna_bajina/dogovoryi_perevozki_gruzov_i_transportno/read_online.html (дата обращения: 28.03.2019).
Белых В.С. Транспортное законодательство России и зарубежных государств, ЕС, ШОС, ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ). М., Проспект. 2013. 134 с.
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., Статут. 2009. 910 с.
Будрина Е.В. Транспортно-экспедиционная деятельность. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М., Юрайт. 2017. 310 с.
Витрянский В.В. Договор транспортной экспедиции // Вестник ВАС РФ. 2015. 125 с.
Воронежский И.А. Обязательство по транспортно-экспедиционному обслуживанию. М., Статут. 2016. 189 с.
Гречуха В.Н. Транспортное право России. Учебник. Бакалавр. Академический курс. М., Юрайт. 2016. 486 с.
Данилина И.Е. Особенности оформления договора транспортной экспедиции // Хозяйство и право. 2015. № 4. С. 23-27.
Данилина И.Е. Предмет договора транспортной экспедиции: проблемы правоприменения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., МГУ. 2015. 216 с.
Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. 3-е издание переработанное и дополненное. Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации. М., Юстицинформ. 2015. 564 с.
Жидкова М. В. Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции // Юрист. № 2. 2015. С. 18-23.
Жидкова М.В. Отказ от исполнения договора транспортной экспедиции и одностороннее изменение его условий // Транспортное право. 2012. № 4. С.12-20.
Жидкова М.В. Проблемы квалификации договора транспортной экспедиции // URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/28954-otkaz-ispolneniya-dogovora-transportnoj-ehkspedicii-odnostoronnee-izmenenie (дата обращения: 25.03.2019)
Завидов Б.Д. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О транспортно - экспедиционной деятельности». М., ПРИОР. 2016. 45 с.
Иванова А.И. Подводные камни договора транспортной экспедиции // Административное право. 2016. № 3. С. 43-50.
Калюжная В.А. Транспортная экспедиция: вчера, сегодня, завтра. Тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Краснодар. ЦНТИ. 2016. 267 с.
Каменков В.С. Предмет договора транспортной экспедиции // Транспортное право. 2014. № 3. С. 3-11.
Канашевский В.А. Регулирование ответственности перевозчика и экспедитора по договору международной смешанной перевозки грузов // Закон. № 1. 2008. С. 13-17.
Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (постатейный). М., Юстицинформ. 2016. 36 с.
Кузмичев А.С., Малыгин А.А. Клиент в транспортно-экспедиционных отношениях в связи с проблемой квалификации договора // Хозяйство и право. 2016. № 4. С. 11-16.
Кулешов В.В. Договор транспортной экспедиции: проблемы правового регулирования. Дис. канд. юрид. наук. М., 2009. 173 с.
Кулешов В.В. Заключение договора транспортной экспедиции и экспедиторские документы // Транспортное право. 2014. № 2. С. 5-12.
Кулешов В.В. Субъектный состав договора транспортной экспедиции // Транспортное право. 2015. № 3. С. 31-32.
Левин Э.К. О некоторых проблемах квалификации договора транспортной экспедиции в национальных правовых системах // Хозяйство и право. 2005. № 10. С. 16-19.
Лукашенко Е. С. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции // Актуальные проблемы права: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). М., Буки-Веди. 2013. С. 32-41.
Малков А.Г. Транспортная экспедиция и перевозка грузов. Транспортное право. М., 2016. 98 с.
Метелева Ю.А. Правовое регулирование транспортной экспедиции // Журнал российского права. 2014. № 6. С. 6-11.
Морозов С.Ю. К вопросу о соотношении договоров транспортной экспедиции и перевозки грузов // Транспортное право. 2014. №.2. С. 10-16.
Морозов С.Ю. О применении норм договоров хранения, поручения, комиссии и агентирования к договору транспортной экспедиции // Ученые записки Ульяновского государственного университета. Серия «Государство и право». Выпуск 15. Ульяновск. 2016. 278 с.
Морозов С.Ю. Транспортное право. Учебник. Бакалавр. Академический курс. М., Юрайт. 2019. 305 с.
Морозова Н.В. Договор транспортной экспедиции: проблемы квалификации и правового регулирования. М., 2014. 189 с.
Неруш Ю.М., Саркисов С.В. Транспортная логистика. Учебник. Бакалавр. Академический курс. М., Юрайт. 2017. 352 с.
Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности». М., ГАРАНТ. 2016. 73 с.
Соловьева М.А. К вопросу о соотношении транспортных договоров и транспортной логистики. Екатеринбург. УрГЮУ. Журнал «Бизнес, менеджмент и право». 2014. С. 97-99.
Степанова А.А. Правила транспортно-экспедиционной деятельности: старые проблемы, новые вопросы // Корпоративный юрист. 2015. № 2. С. 5-6.
Стригунова Д.П. Договор транспортной экспедиции // Современное право. 2015. № 7. С. 81-85.
Тысячников А.В., Саркисов С.В., Полянова Т.Н. и др. Логистика и транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. М., МГИМО-Университет. 2016. 238 с.
Хмелев С.П. Договор транспортной экспедиции. URL: http://lawbook.org.ua/aa/12.00.03/2016/01/27/020002566.doc.html (дата
обращения: 26.03.2019)
Ходош М.С., Бачурин А.А. Организация транспортно-логистической деятельности на автомобильном транспорте. Учебник. М., Изд. центр «Академия». 2015. 304 с.
Ходунов М.Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. URL: https:ZZe.lanbook.com/ kfygoi_576679_99h6468706422Z023358910.doc.html (дата обращения: 28.03.2019)
Холопов К.В., Соколова О.В. Проблемы функционирования и основные направления построения и регулирования российского рынка международных транспортно-логистических и транспортно-экспедиторских услуг URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problemy-funktsionirovaniya-i-
osnovnye-napravleniya-postroeniya-i-regulirovaniya-rossiyskogo-rynka- mezhdunarodnyh-transportno (дата обращения: 25.03.2019).
Юхименко В.Ф. Транспортно-экспедиционная деятельность на автомобильном транспорте. Учебное пособие. Владивосток. ВГУЭ. 2015. 176 с.