ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 7
1.1. Понятие, правовая сущность и виды договора
транспортной экспедиции 7
1.2. Основные элементы договора транспортной экспедиции 18
2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ И
ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 26
2.1. Порядок заключения, изменения и прекращения договора 26
2.2. Ответственность сторон за неисполнение и
ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции 34
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 43
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
ПРИЛОЖЕНИЕ В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 76
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 7
1.1. Понятие, правовая сущность и виды договора
транспортной экспедиции 7
1.2. Основные элементы договора транспортной экспедиции 18
2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ И
ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 26
2.1. Порядок заключения, изменения и прекращения договора 26
2.2. Ответственность сторон за неисполнение и
ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции 34
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 43
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
ПРИЛОЖЕНИЕ В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 76
Актуальность темы исследования, прежде всего, определяется значимой ролью транспорта в жизни современного общества, которое уже просто не в состоянии существовать без транспортных услуг. Данные услуги носят достаточно специфический характер, связанный с необходимостью территориального перемещения в пространстве людей и грузов.
К разряду данного вида услуг имеет отношение и договор транспортной экспедиции, выполняющий важные функции в сфере экономико-правовой деятельности. Действительно, при перевозке грузов порой возникает необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением грузов. При этом, когда их оборот становится весьма объемным, грузоотправители и грузополучатели не в состоянии справиться с задачами, поставленными транспортными обязательствами, и вынуждены обращаться к услугам специальных людей, организаций, которые выполняют за них функции отгрузки товара, его транспортного сопровождения, доставки получателю и т.д.
Не будет преувеличением утверждать, что грамотное заключение и добросовестное исполнение договора транспортной экспедиции в итоге скажется на успешном развитии российской экономики в целом. Но для этого необходимо сбалансированное правовое регулирование договорных отношений, связанных с транспортной экспедицией.
Таким образом, трудно переоценить значимость и востребованность договора транспортной экспедиции, особенно, если проанализировать материалы судебной, экономической и международной практики.
Названный вид транспортных обязательств регулируется достаточно обширным комплексом нормативных правовых актов, которые, тем не менее, не разрешают всех насущных проблем, связанных с реализацией договора транспортной экспедиции.
В этой связи актуальность темы исследования обусловлена также и тем, что законодательство в данной области требует совершенствования, а выявленные в настоящей работе проблемы - дальнейшего осмысления и разрешения.
Современная тенденция организации продаж через интернет-магазины также представляет особую сферу правового регулирования, поскольку предприниматели в таких случаях реализуют товар, главным образом, через транспортно-экспедиторские структуры. Объемы торговли посредством экспедиторских сопровождений растут, а о существующих рисках работы с экспедиторами клиентам становится известно порой лишь при наступлении проблемной ситуации, которую можно было бы предотвратить, зная специфику данных правоотношений. Таким образом, важно понимать, что договор транспортной экспедиции имеет особое правовое регулирование, и незнание данных особенностей может привести к значительному убытку для клиента и экспедитора .
Все вышесказанное и обусловило актуальность и значимость темы исследования.
Объектом исследования являются обязательственные отношения, возникающие в рамках действия договора транспортной экспедиции.
Предмет исследования составляют нормы гражданского права, регулирующие указанные отношения, а также практика их применения.
Цель исследования - правовой анализ особенностей договора транспортной экспедиции, выявление теоретических и правоприменительных проблем в данной сфере и разработка предложений по совершенствованию гражданского законодательства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- раскрыть понятие и виды договора транспортной экспедиции;
- определить основные элементы договора транспортной экспедиции;
- рассмотреть порядок заключения, изменения и прекращения договора транспортной экспедиции;
- проанализировать ответственность сторон по договору транспортной экспедиции;
- провести анализ правоприменительной практики по теме исследования;
- сформулировать предложения по совершенствованию правового регулирования договора транспортной экспедиции.
Теоретическая основа работы представлена трудами С.С. Алексеева, Н.А. Андреевой, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Б.М. Гонгало, С.Ю. Морозова, Я.Е. Парция, Е.А.Суханова.
Методологической основой исследования являются общенаучные и специальные методы познания, традиционно относящиеся к методологическому аппарату юридической науки: это формально¬логический, правовой анализ; методы научного абстрагирования, теоретического моделирования, аналогии и прогностического исследования. Особое значение для методологии исследования заявленной темы имели принципы логической определенности, системности и всесторонности, составляющие предметное содержание применяемых методов.
Нормативную основу работы составляют Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (далее - ГК РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) , Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (в ред. от 20.07.2016) (далее - Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности»)1.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его материалы лицами, изучающими договорное право, а также практиками, профессионально занимающимися транспортной экспедицией. В этой связи в качестве приложения к дипломному исследованию приобщена памятка, разработанная автором на основе собственного опыта работы в сфере логистики.
Структура работы обусловлена ее целью, включает введение, две главы, разделенные на подпункты, анализ правоприменительной практики, методическую разработку, заключение и список использованных источников.
К разряду данного вида услуг имеет отношение и договор транспортной экспедиции, выполняющий важные функции в сфере экономико-правовой деятельности. Действительно, при перевозке грузов порой возникает необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением грузов. При этом, когда их оборот становится весьма объемным, грузоотправители и грузополучатели не в состоянии справиться с задачами, поставленными транспортными обязательствами, и вынуждены обращаться к услугам специальных людей, организаций, которые выполняют за них функции отгрузки товара, его транспортного сопровождения, доставки получателю и т.д.
Не будет преувеличением утверждать, что грамотное заключение и добросовестное исполнение договора транспортной экспедиции в итоге скажется на успешном развитии российской экономики в целом. Но для этого необходимо сбалансированное правовое регулирование договорных отношений, связанных с транспортной экспедицией.
Таким образом, трудно переоценить значимость и востребованность договора транспортной экспедиции, особенно, если проанализировать материалы судебной, экономической и международной практики.
Названный вид транспортных обязательств регулируется достаточно обширным комплексом нормативных правовых актов, которые, тем не менее, не разрешают всех насущных проблем, связанных с реализацией договора транспортной экспедиции.
В этой связи актуальность темы исследования обусловлена также и тем, что законодательство в данной области требует совершенствования, а выявленные в настоящей работе проблемы - дальнейшего осмысления и разрешения.
Современная тенденция организации продаж через интернет-магазины также представляет особую сферу правового регулирования, поскольку предприниматели в таких случаях реализуют товар, главным образом, через транспортно-экспедиторские структуры. Объемы торговли посредством экспедиторских сопровождений растут, а о существующих рисках работы с экспедиторами клиентам становится известно порой лишь при наступлении проблемной ситуации, которую можно было бы предотвратить, зная специфику данных правоотношений. Таким образом, важно понимать, что договор транспортной экспедиции имеет особое правовое регулирование, и незнание данных особенностей может привести к значительному убытку для клиента и экспедитора .
Все вышесказанное и обусловило актуальность и значимость темы исследования.
Объектом исследования являются обязательственные отношения, возникающие в рамках действия договора транспортной экспедиции.
Предмет исследования составляют нормы гражданского права, регулирующие указанные отношения, а также практика их применения.
Цель исследования - правовой анализ особенностей договора транспортной экспедиции, выявление теоретических и правоприменительных проблем в данной сфере и разработка предложений по совершенствованию гражданского законодательства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- раскрыть понятие и виды договора транспортной экспедиции;
- определить основные элементы договора транспортной экспедиции;
- рассмотреть порядок заключения, изменения и прекращения договора транспортной экспедиции;
- проанализировать ответственность сторон по договору транспортной экспедиции;
- провести анализ правоприменительной практики по теме исследования;
- сформулировать предложения по совершенствованию правового регулирования договора транспортной экспедиции.
Теоретическая основа работы представлена трудами С.С. Алексеева, Н.А. Андреевой, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Б.М. Гонгало, С.Ю. Морозова, Я.Е. Парция, Е.А.Суханова.
Методологической основой исследования являются общенаучные и специальные методы познания, традиционно относящиеся к методологическому аппарату юридической науки: это формально¬логический, правовой анализ; методы научного абстрагирования, теоретического моделирования, аналогии и прогностического исследования. Особое значение для методологии исследования заявленной темы имели принципы логической определенности, системности и всесторонности, составляющие предметное содержание применяемых методов.
Нормативную основу работы составляют Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (далее - ГК РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) , Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (в ред. от 20.07.2016) (далее - Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности»)1.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его материалы лицами, изучающими договорное право, а также практиками, профессионально занимающимися транспортной экспедицией. В этой связи в качестве приложения к дипломному исследованию приобщена памятка, разработанная автором на основе собственного опыта работы в сфере логистики.
Структура работы обусловлена ее целью, включает введение, две главы, разделенные на подпункты, анализ правоприменительной практики, методическую разработку, заключение и список использованных источников.
В результате проведенного исследования представляется возможным сделать вывод о том, что договор транспортной экспедиции имеет особое правовое регулирование . Кроме того, анализ нормативной основы и судебной практики показал, что в России транспортно-экспедиционная деятельность и законодательство, её регулирующее, находятся в процессе развития. В этой связи важно, чтобы не только законодательство в сфере транспортно-экспедиционной деятельности представляло собой единую, внутренне непротиворечивую систему, но и правоприменительная практика позволяла бы избежать проблем при заключении и исполнении договора транспортной экспедиции.
В нормативной основе, регулирующей рассматриваемые отношения, имеется ряд пробелов и противоречий. Таковы, например, проблемы, связанные с односторонним отказом от договора.
Общее правило, по которому регулируются гражданско-правовые обязательства, основано на недопустимости одностороннего отказа от исполнения своих обязательств, исключения делаются лишь для случаев, которые предусмотрены законом. Так, существенной особенностью договора транспортной экспедиции является наличие права на односторонний отказ от его исполнения, возможность которого оговорена в ст. 806 ГК РФ.
Однако в правоприменительной практике зачастую возникают проблемные ситуации, которые ни ГК РФ, ни подзаконные акты не регулируют. В этой связи представляется целесообразным дополнить ст. 806 ГК РФ абзацем следующего содержания: «Возможность
одностороннего отказа от исполнения своих обязательств по договору транспортной экспедиции следует ограничить только теми случаями, когда в соответствии с условиями договора экспедитор совершает действия, необходимые по договору (отправка груза, страхование, хранение, паллетирование и т.д.) от имени клиента и по доверенности от него».
На данный момент, в качестве ограничительной нормы является только обязанность стороны, которая отказывается от исполнения своих обязательств, предупредить об этом другую сторону в разумный срок, а также возместить ей убытки, связанные с неисполнением договора.
Что подразумевает под собой «разумный срок», законодательно не урегулировано. Так как на сегодняшний момент нет конкретно установленных разумных сроков ни в Законе «О транспортной экспедиции», ни в ст. 806 ГК РФ, то это значит, что данное понятие носит оценочный характер, и каждая из сторон может трактовать его по-разному. Целесообразно внести соответствующее изменение в ч. 1 ст. 806 ГК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок, определяющийся в зависимости от сроков действия данного договора».
Кроме того, иногда экспедитору необходимо согласовать с клиентом какие-то важные моменты по договору, а закон дает на это лишь сутки. Такой короткий срок взаимодействия и урегулирования вопросов сторон может привести к убыткам как для одной стороны, так и для другой. Срок для получения согласия от клиента целесообразно продлить. Одним из обоснований увеличения срока является, например, то, что клиент и экспедитор могут находиться на значительном расстоянии друг от друга, а также помехой могут стать выходные дни при пятидневной рабочей неделе, если спорная ситуация возникла в эти дни и т.д.
В связи с указанными обстоятельствами видится необходимым внести изменение в п. 1 ст. 3 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», изложив его в следующей редакции: «Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение трех суток ответ на свой запрос». То есть экспедитору можно будет отступать от указаний клиента, если одобрение его на определенные действия не поступит в течение трех суток, а не одних.
Следующим пробелом является то, что Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» регулирует отношения и ответственность только с экспедиторами, которые принимают груз в свое ведение. Отношения с экспедиторами-посредниками закон не регулирует. В этой связи целесообразно в указанный Закон ввести соответствующее дополнение.
Кроме того, сравнительный анализ показал, что ответственность экспедитора по Закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» выше, чем ответственность любого перевозчика, выполняющего доставку груза. Поэтому не удивительно, что большинство экспедиторов избегают применять закон в отношениях с клиентами1. Думается, что и данный вопрос требует урегулирования, приведения в соответствие норм Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» и 41 главы ГК РФ.
В завершение исследования остается добавить, что правовое регулирование договора транспортной экспедиции требует своего совершенствования сообразно реалиям времени.
В нормативной основе, регулирующей рассматриваемые отношения, имеется ряд пробелов и противоречий. Таковы, например, проблемы, связанные с односторонним отказом от договора.
Общее правило, по которому регулируются гражданско-правовые обязательства, основано на недопустимости одностороннего отказа от исполнения своих обязательств, исключения делаются лишь для случаев, которые предусмотрены законом. Так, существенной особенностью договора транспортной экспедиции является наличие права на односторонний отказ от его исполнения, возможность которого оговорена в ст. 806 ГК РФ.
Однако в правоприменительной практике зачастую возникают проблемные ситуации, которые ни ГК РФ, ни подзаконные акты не регулируют. В этой связи представляется целесообразным дополнить ст. 806 ГК РФ абзацем следующего содержания: «Возможность
одностороннего отказа от исполнения своих обязательств по договору транспортной экспедиции следует ограничить только теми случаями, когда в соответствии с условиями договора экспедитор совершает действия, необходимые по договору (отправка груза, страхование, хранение, паллетирование и т.д.) от имени клиента и по доверенности от него».
На данный момент, в качестве ограничительной нормы является только обязанность стороны, которая отказывается от исполнения своих обязательств, предупредить об этом другую сторону в разумный срок, а также возместить ей убытки, связанные с неисполнением договора.
Что подразумевает под собой «разумный срок», законодательно не урегулировано. Так как на сегодняшний момент нет конкретно установленных разумных сроков ни в Законе «О транспортной экспедиции», ни в ст. 806 ГК РФ, то это значит, что данное понятие носит оценочный характер, и каждая из сторон может трактовать его по-разному. Целесообразно внести соответствующее изменение в ч. 1 ст. 806 ГК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок, определяющийся в зависимости от сроков действия данного договора».
Кроме того, иногда экспедитору необходимо согласовать с клиентом какие-то важные моменты по договору, а закон дает на это лишь сутки. Такой короткий срок взаимодействия и урегулирования вопросов сторон может привести к убыткам как для одной стороны, так и для другой. Срок для получения согласия от клиента целесообразно продлить. Одним из обоснований увеличения срока является, например, то, что клиент и экспедитор могут находиться на значительном расстоянии друг от друга, а также помехой могут стать выходные дни при пятидневной рабочей неделе, если спорная ситуация возникла в эти дни и т.д.
В связи с указанными обстоятельствами видится необходимым внести изменение в п. 1 ст. 3 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», изложив его в следующей редакции: «Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение трех суток ответ на свой запрос». То есть экспедитору можно будет отступать от указаний клиента, если одобрение его на определенные действия не поступит в течение трех суток, а не одних.
Следующим пробелом является то, что Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» регулирует отношения и ответственность только с экспедиторами, которые принимают груз в свое ведение. Отношения с экспедиторами-посредниками закон не регулирует. В этой связи целесообразно в указанный Закон ввести соответствующее дополнение.
Кроме того, сравнительный анализ показал, что ответственность экспедитора по Закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» выше, чем ответственность любого перевозчика, выполняющего доставку груза. Поэтому не удивительно, что большинство экспедиторов избегают применять закон в отношениях с клиентами1. Думается, что и данный вопрос требует урегулирования, приведения в соответствие норм Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» и 41 главы ГК РФ.
В завершение исследования остается добавить, что правовое регулирование договора транспортной экспедиции требует своего совершенствования сообразно реалиям времени.
Подобные работы
- ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Договор транспортной экспедиции
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Правовая природа договора транспортной экспедиции
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Договор транспортной экспедиции
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Договор транспортной экспедиции
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - Договор транспортной экспедиции
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



