ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ- 5
ДЗЮДОИСТОВ
1.1 Технико-тактическая подготовка борцов 6
1.2 Психологическая подготовка в спорте 8
1.3 Физическая подготовка в спорте 11
1.4 Методика обучения 13
1.5 Выносливость в спорте 18
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 22
2.1 Организация исследований 22
2.2 Методы исследований 23
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 24
3.1 Особенности обучения в борьбе дзюдо 24
3.2 Выявление особенностей организации учебно- 32
тренировочного процесса борцов дзюдо
3.3 Реализация программы по совершенствованию технико- 39
тактических действий в партере в борьбе дзюдо
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
Актуальность. Соревновательная схватка в дзюдо представляет собой определённую структуру борьбы в положении стойки и положения партера с задачей одностороннего выигрыша оценок. Следовательно, не редко встречаются такие ситуации, когда один из спортсменов после выполнения технического действия из стойки переводит соперника в положения партера, в этот момент умение грамотно продолжить техническое действие начинающиеся из стойки может оказаться выигрышным для спортсмена и досрочно завершить схватку победой. Высокая эффективность применения таких технических действий в партере, и совершенствования ранее изученных является тем средством, которое на сегодняшний день способно поднять мастерство спортсменов на качественно новый уровень ведь неотъемлемой частью технической подготовленности дзюдоистов, является умение бороться в партере, а также грамотно продолжать технические действия после приёмов начинающихся из стойки. В этих условиях назрела необходимость дальнейшего совершенствования методики обучения техническим действиям дзюдоистов, которая бы сказалась положительно на их будущих спортивных результатах.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс дзюдоистов.
Предмет исследования - формирование и совершенствование техникотактической подготовки дзюдоистов
Цель исследования - проанализировать литературные источники по данной теме, отметить слабые стороны подготовки. На базе выводов по литературному обзору провести исследования, и составление экспериментальной программы по совершенствованию технико-тактической подготовки дзюдоистов в партерной борьбе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников и выявить основные стороны подготовки дзюдоистов и особенности построения учебнотренировочного процесса.
2. На основе анкетирования и наблюдения определить особенности организации учебно-тренировочного процесса борцов дзюдо.
3. Разработать и внедрить в учебно-тренировочный процесс дзюдоистов 12-15 лет программу повышения эффективности технико-тактической действий в партере в борьбе дзюдо.
4. Выявить эффективность применения данной программы.
Рабочая гипотеза мы предполагаем, что включение моделей соревновательных ситуаций в тренировочный процесс позволит повысить мастерство и спортивные результаты дзюдоистов.
Практическая значимость заключается в обосновании разработанной нами программы, которая позволяет повысить уровень технико-тактической подготовки. Положительные результаты, полученные в ходе экспериментальных исследований, свидетельствуют об эффективности предложенной методики, которая может использоваться в учебно
тренировочном процессе по борьбе дзюдо.
Научная новизна нашей работы заключается в разработке
краткосрочной программы для повышения эффективности применения
технико-тактических действий в партере у борцов дзюдо в возрасте от 12 до 15 лет.
1. В ходе тренировочного процесса спортсмен должен владеть большим арсеналом технических действий и тактических ходов, чтобы в ходе соревновательного поединка суметь перестроить свою борьбу в зависимости от условий, возникающих во время борьбы. Так же очень важной и неотъемлемой частью борьбы дзюдо, является умение бороться в партере и своевременно продолжать технические действия после приёмов начинающихся из стойки.
2. При анализе основных вопросов в борьбе дзюдо мы узнали, что для борца-дзюдоиста очень важны разносторонние качества такие как большая выносливость, достаточная физическая подготовленность, хорошая техникотактическая подготовка. Также немаловажную роль играют волевые качества борца, и его умение настроится на предстоящий поединок. Очень важна и методика обучения в борьбе дзюдо, поэтому современный тренер- преподаватель должен иметь глубокие общие и специальные знания и в совершенстве владеть методологией и технологией профессиональной деятельности.
3. В результате проведённого анкетирования и наблюдения мы узнали, что методика обучения и построения тренировки почти не изменилась с годами. А ведь с каждым годом требования к обучению растёт. Это требует поиска, новых, более рациональных путей подготовки спортсменов. Также нам удалось узнать, что в большинстве случаях, тренеры во время проведении тренировочного процесса уделяют гораздо больше времени на совершенствование борьбы в стойке в сравнении с уделяемым временем на формирование и совершенствование борьбы в партере.
4. По итогам педагогического эксперимента, который проводился с целью повысить мастерство партерной борьбы и увеличить результативность технических действий во время поединка у борцов-дзюдоистов. Мы можем наблюдать, что прирост результатов в контрольной группе оказался не достоверным. В экспериментальной же группе прирост результатов достоверен во всех трёх контрольных испытаниях (p>0,05). Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что применение нашей программы для повышения мастерства партерной борьбы, и увеличения результативности технических действий во время схватки за счёт моделирования ситуаций, оказывает положительное влияние на формирование и совершенствование техникотактических действий спортсмена и может быть рекомендовано в практической деятельности тренеров-преподавателей.
1. Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Спортивная тренировка (начало XXI
века): монография / Красноярский государственный педагогический
университет имени В.П. Астафьева - Красноярск, 2016. - 312с.
2. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Учебник тренера по борьбе. Красноярск. Издательство КГПУ, 1995. 213с.
3. Шахмурадов Ю.А. Изучение некоторых закономерностей становления технического мастерства / Спортивная борьба: Ежегодник, 1973. С. 22-24.
4. Новиков А.А., Гогегиладзе А.В. Технико-тактическое мастерство борцов в соревнования с различным регламентом / Спортивная борьба: Ежегодник, 1980. - С. 70-72.
5. Панкошкин В.П. Развитие тактического мышления и имитирование схватки. / Спортивная борьба. Москва, 1984 г. - С. 13-14.
6. Гудков А. Бросок через плечи - ката-гурума / «Дзю-до» спортивный иллюстрированный журнал: №9-10 2005. - С 21-23.
7. Лысенко В.В. Управление технической подготовленностью квалифицированных спортсменов на основе компьютерного видеоанализа движений / Теория и практика физической культуры: №8 2004. - С-30-31.
8. Завьялов Д.А. Основные вопросы в развитии скоростных качеств у дзюдоистов / Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина: Выпуск №11, 2004. - С.51.
9. Новиков А.А. Вангелов Ж. Горанков Б. Ишков А.В. Ханбабаев Р.К. Улучшение результатов поединков в единоборствах на основе преимущественного выполнения излюбленных атакующих приёмов / Теория и практика физической культуры: №3 - 2004. - С. 51-53.
10. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Москва. 2002. - 864с.
11. Хейн Эссинк. Дзюдо «Физическая культура и спорт» / Манера передвижения по ковру. 1974. С. 27-28.
12. Трутнев П.В. Козлов Г.А. Основы тренировки в дзюдо. Красноярск. - 238с.
13. Сиротин О.А. Возрастно-квалификационные аспекты формирования спортивного мастерства в борьбе дзюдо. / О.А. Сиротин, В.М. Семёнов / Теория и практика физической культуры. №10 1995. - С. 10-11.
14. Калмыков С.В., Сагалеев А.С., Дагбаев Б.В. Соревновательная деятельность в спортивной борьбе. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета. 2007. - 204с.
15. Глушков А. Институт Спортивных единоборств 2000г. (выпуск №3). С. 69-71....74