ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СКОРОСТНОСИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ДЗЮДО
1.1. Особенности скоростно-силовой подготовки спортсменов 4
1.2. Методы скоростно-силовой подготовки дзюдоистов 14
1.3. Дифференцированный подход в развитии скоростно
силовой подготовки с учётом разного уровня подготовленности спортсменов 27
1.4. Скоростно-силовая подготовка спортсменов с точки
зрения физиологии 37
Заключение по первой главе 43
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследований 47
2.2 Методы исследований 47
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
В БОРЬБЕ ДЗЮДО
3.1. Выявление эффективных средств и методов скоростносиловой подготовки 49
3.2. Выявление современной методики скоростно-силовой 57
подготовки в борьбе дзюдо
3.3. Введение в тренировку скоростно-силовых упражнений,
моделирующих реальную схватку 64
Заключение по третьей главе 74
Библиографический список 77
Мы рассмотрели 100 источников по теме «Особенности скоростно-силовой подготовки в дзюдо». Исследованные нами источники мы разделили на 4 параграфа. Количество источников по каждому разделу представлено на рисунке 1.
1 - Особенности скоростно-силовой подготовки.
2 - Дифференцированный подход к развитию скоростно-силовой подготовки с учётом разного уровня подготовленности спортсменов.
3 - Методы, направленные на развитие скоростно-силовой подготовки.
4 - Скоростно-силовая подготовка спортсменов с точки зрения физиологии.
Из рисунка видно, что наибольшее количество источников мы обнаружили по вопросу «Дифференцированный подход к развитию скоростно-силовой подготовки с учётом разного уровня подготовленности спортсменов» (47 источников), немного
меньше - по вопросу «Особенности скоростно-силовой подготовки» (46 источников), 35 источников - по вопросу «Методы, направленные на развитие скоростно-силовой подготовки», меньше всего источников (14) обнаружено по вопросу «Скоростно-силовая подготовка спортсменов с точки зрения физиологии».
Полученные в ходе исследования научные результаты позволяют сделать заключение о том, что поставленная цель работы достигнута, а задачи решены. Это дает основание сформулировать следующие выводы.
Большинство упражнений, применяемых на тренировках по характеру скоростносиловые, в связи с новыми изменениями правил в дзюдо именно скоростно-силовой подготовке следует уделить больше внимания в тренировочном процессе борцов.
Наиболее эффективным средством развития специальных скоростно-силовых качеств является различные скоростные упражнения с партнёром. На практике чаще всего для развития скоростно-силовой подготовленности используют скоростные учикоми и учебно-тренировочные схватки.
Главной целью в развитии скоростно-силовой подготовки является развитие взрывной силы, для лучшего развития взрывной силы эффективнее всего применять упражнения с ударным режимом работы мышц (например, сгибание-разгибание рук в упоре лёжа с «хлопком»). Чаще всего в практике для развития взрывной силы используются подтягивания «рывком» и многократные выпрыгивания в длину.
Для развития силы дзюдоистов эффективнее всего применять метод круговой тренировки. Самым популярным упражнением для развития силы является подтягивания на канате.
Для повышения выносливости следует применять специальные упражнения (работа с партнёром в захвате, скоростные набрасывания и т.д.), а быстроту лучше всего развивать при помощи упражнений с максимально быстрым выполнением движений в ответ на внезапный сигнал (команду). Для развития выносливости на практике в большинстве случаев тренеры отдают предпочтения схваткам в партере, а для развития быстроты тренеры используют скоростные учикоми с тяжёлым или сопротивляющимся соперником.
Для лучшего развития скоростно-силовой подготовки нужно выделить отдельное занятие в недельном тренировочном цикле спортсменов. В большинстве случаев упражнения скоростно-силовой подготовки даются тренерами в основной части тренировки. Упражнения скоростно-силового характера следует применять на среднем уровне подготовленности дзюдоистов.
После проведения педагогического эксперимента результаты в экспериментальной группе оказались достоверными в отличии от контрольной группы, где результаты были зафиксированы недостоверными. Обработав статистические данные можно сделать вывод, что наша методика является эффективной, так как почти во всех нормативах показатель достоверности стремится к стопроцентному результату. В дальнейшем методику можно рекомендовать использовать в практической деятельности для повышения уровня скоростно-силовой подготовленности и функциональной выносливости дзюдоистов.
По итогам исследований мы можем дать тренерам рекомендации по применению нашей методики в тренировочном процессе.
В тренировочном процессе необходимо использовать скоростно-силовые упражнения, которые моделируют реальную схватку, обращая внимания на скорость выполнения коротких отрезков и активное движение с партнёром на длинных отрезках.
В тренировочном процессе необходимо следить за техникой выполнения скоростных учикоми, не искажая её и следить за правильностью выполнения учикоми в движении. (борец должен контролировать своего партнёра и двигать его «за собой»)
По ходу выполнения упражнений оповещать занимающихся о быстром переключении внимания при смене отрезков.
После каждой серии использовать контроль за функциональным состояние.
(измерение ЧСС, внешний фактор, субъективное мнение занимающихся, ЭКГ)
1. Шулика Ю.А. Дзюдо. Система и борьба. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 800 с.
2. Табаков С.Е. Самбо. Программа спортивной подготовки. - М.: Советский спорт, 2008. - 236 с.
3. Туманян Г.С. Школа мастерства дзюдоистов и самбистов. - М.: Академия, 2006. - 592 с.
4. Шулика Ю.А. Греко-римская борьба для начинающих. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 240 с.
5. Абдулханов М.Р. Бороться чтобы, побеждать. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.
6. Бекетов В.А. На ковре - юные борцы. - Киев: Здоровья. 1990. -
160 с.
7. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей. - М.: Советский сорт. 2004. - 264 с.
8. Безденежных Г., Завьялов Д.А. Основные вопросы в развитии скоростных качеств у дзюдоистов// Спортивные единоборства: практика и теория: материалы региональной научно-практической конференции- Красноярск: Изд-во ИСЕ им. И. Ярыгина, 2004. - выпуск№ 11. - С. 51-52.
9. Купцов А.П. Спортивная борьба. - М.: Физкультура и спорт. 1978. - 424 с.
10. Семёнов А.Г. Греко-римская борьба. Учебник. - М.: Олимпия Пресс. 2005. - 256 с.
11. Метафонов К. Совершенствование физических качеств борцов// Спортивные
единоборства: взгляд в теорию: материалы студенческой научно-практической
конференции - Красноярск: Изд-во госпедуниверситета, 2000. - выпуск№ 3. - С. 86-88.
12. Рыбалко Б.М. Некоторые особенности топографии «взрывной» силы борцов// Спортивная борьба. - 1976. - С 11-13.
13. Шилов В. Воспитание физических качеств дзюдоистов//Спортивные единоборства: взгляд в теорию: материалы региональной научно-практической конференции - Красноярск: Изд-во госпедуниверситета, 2002. - выпуск№ 6. - С. 85-88.
14. Метафонов К. Упражнения для развития физических качеств борцов//Спортивные единоборства: взгляд в теорию: материалы студенческой научнопрактической конференции - Красноярск: Изд-во госпедуниверситета, 2001. - выпуск№ 5. - С. 36-37.
15. Селуянов В.Н. Влияние тренировок с применением статодинамического режима работы мышц на работоспособность борцов // Теория и практика физической культуры. - М., 2007. - №7. - С. 51....100