ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX — XXI ВЕКА
1.1. Становление и развитие постмодернистской теории. Основные
характеристики постмодернизма 7
1.2. От модернизма к постмодернизму 10
1.3. Литература постмодернизма: художественные формы и методы
воплощения текста 12
1.4. Постмодернизм в современной русскоязычной поэзии: текст без автора и
смысла 18
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПОЭЗИЯ: СОСТОЯНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
2.1. Обзор современной поэзии: асинтаксичность и прозаичность 20
2.2. Интерпретация текста как задача и ответственность современного читателя
постмодернистского поэтического текста 26
2.3. Систематизация современных подходов к анализу постмодернистского
русскоязычного поэтического текста на основе материалов проекта «Русская поэтическая речь - 2016» 32
III ГЛАВА. РАЗРАБОТКА ОДНОГО ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
3.1. Технология социального проектирования как способ решения проблем
современного общества 59
3.2. Коммуникативная игра «Комьюнити» как один из возможных вариантов
интерпретации постмодернистского поэтического текста (на основе элементов технологии социального проектирования) 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 84
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 89
Поэзия постмодернизма - многогранное и спорное явление современного литературного процесса. Дискуссии ведутся не только относительно
художественной значимости современной поэзии, но реального существования
постмодернизма вообще и русского постмодернизма в частности.
В связи с постмодернизмом обсуждается множество вопросов, главный из которых сформулирован И.П. Ильиным: «Существует ли сам феномен
постмодернизма?» [32, с. 200]. Сомнения в наличии самого объекта, излагаемые автором множества трудов о постмодерне, представляются весьма показательными. Исследователь называет упомянутый феномен «химерой», «научным мифом», коль скоро в постмодернизме «сосуществует несоединимое» - стремление «к целостному и мировоззренчески-эстетическому постижению жизни» и «ясное сознание изначальной фрагментарности, принципиально несинтезируемой раздробленности человеческого опыта конца ХХ столетия» [31]. Следует заметить, что «химера» - один из наиболее устойчивых эпитетов, адресуемых постмодерну; в этом ряду фигурируют также «миф» (С. Сулейман, Х. Летен), «симулякр».
В то время как одни исследователи скептически оценивают возможность существования постмодерна, другие воспринимают его как объективную данность, что способствовало формированию огромного диапазона мнений и концепций, связанных с постмодернизмом, который, благодаря своей неопределённости, утвердился в качестве одной из наиболее охотно эксплуатируемых тем. Таким образом, рассуждая о постмодерне, чаще всего подразумевают тип мировоззрения, мироощущение, комплекс представлений, менталитет, состояние (Ж. Ф. Лиотар, У. Эко), «взгляд на мир» (Д. Фоккема), «стиль жизни» (Х. Фостер). Речь идёт о той области, «...где на первый план выходит не рациональная, логически оформленная философская рефлексия, а глубоко эмоциональная, внутренне прочувствованная реакция современного человека на окружающий его мир» [30, с. 211]. О невозможности точного описания постмодерна пишут многие - ведь он, «...как никакая другая культурная тенденция ХХ столетия, сопротивляется попыткам рационального истолкования». Ж. Деррида отрицал даже гипотетическую возможность подобного описания, называя эстетику постмодернизма «эстетикой непредставимого, непредставленного» [45].
В любом случае, нельзя отрицать, что на данном этапе происходит некая «новая культура», в которой, в которой, по мнению А. Боброва [14], поэта и публициста, присутствуют исключительно писатели или поэты, но отсутствуют их читатели. Или, как утверждает, Н.А.Ягодинцева [14], поэт и критик, «за поэзию принимается все, что само себя поэзией называет». В подобных условиях крайне сложно ориентироваться и анализировать литературное творчество.
Цель данного исследования: систематизация существующих подходов к анализу постмодернистского русскоязычного поэтического текста и разработка игрового метода через адаптацию элементов технологии социального проектирования.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
1. Уточнить сущностные характеристики постмодернизма;
2. Выявить различие характеристик модерна и постмодерна;
3. Систематизировать основные литературоведческие подходы к пониманию постмодернистского русскоязычного поэтического текста XXI века;
4. Разработать игровой подход к анализу постмодернисткого поэтического текста на основе элементов технологии социального проектирования.
Объект исследования - постмодернистские поэтические тексты и научные комментарии к ним, представленные в проекте «Русская поэтическая речь - 2016». В проекте представлены работы 115 поэтов и не менее 20 исследователей.
Предмет исследования - современные подходы к анализу постмодернистской поэзии.
Актуальность исследования определяется отсутствием универсальных дефиниций и алгоритма анализа современного поэтического текста. Постмодернистский текст трудно, а в некоторых случаях нельзя воспринимать в строго определенном ключе. Поэт связывает, сталкивает слова не по их значению, а, как правило, по каким-то произвольным признакам. Родится или нет из этих сочетаний новое значение - во многом зависит от читателя, от его включённости в поэтическую систему автора.....
В рамках настоящего исследования было выявлены основные характеристики постмодернизма, зафиксированы разночтения в определении самого понятия и его границ. Почти все исследователи отмечают, что, формируя нового читателя, постмодернизм создаёт и новую действительность, в которой реальной жизнью живут не только люди и вещи, но и символы, созданные людьми: «История культуры подтверждает, что, несмотря на неприятие и скептицизм по отношению к новым формам искусства, зачастую эпатажным, они в итоге играют прогрессивную роль в поиске новых художественных и эстетических ценностей, дают образцы, становящиеся впоследствии классическими. Присутствием значительного количества постмодернистких текстов и методологических к ним комментариев в современном литературном процессе доказана актуальность постмодернизма в наши дни.
Важно отметить, что художественная дефективность некоторых постмодернистских поэтических текстов не исключает того факта, что у такой поэзии есть круг читателей и критиков. Мы должны быть вооружены знанием в оценке этих явлений. Наши подходы к анализу не содержат эстетического и этического критериев. Нельзя отрицать динамику современного искусства, как и нельзя отрицать реальность тех процессов, которые неумолимо происходят в литературе нашей эпохи.
Мы систематизировали и представили 10 методов анализа постмодернистской поэзии на основе изучения статей авторов второго тома «Русская поэтическая речь - 2016».
Двухтомник «Русская поэтическая речь-2016» - часть одноименного проекта, направленного на выявление, демонстрацию и исследование среза современной русской поэзии с ноября 2015 по июль 2016 года. В проекте представлены работы 115 поэтов и не менее 20 исследователей
Во второй главе нашего исследования представлены следующие методы:
1. Метод частотного словаря, основанный на подсчете количества употреблений того или иного существительного. Таким образом выделяются наиболее важные понятия, темы для автора.
2. Анализ уровня проявления гендера, выделяющий основные признаки женской и мужской поэзии.
3. Анализ употребления личных имен, направленный на употребление личных имен в поэтических текстах.
4. Метод анализа пространственных образов, основанный на изучении образов реального мифо-поэтического и ирреального пространств.
5. Корпусная лингвистика как инструмент анализа поэтического массива.
6. Метод атрибуции, главная задача которого - выявление диапозона особенностей авторской речемыслительной деятельности и определение вариативности / устойчивости ее характерных признаков.
7. Метод процессного подхода, использующий несколько уровней менеджмента: высший, средний и исполнительный.
8. Метод исследования контекста.
9. Изучение визуального облика современных поэтических текстов.
10. Метод определения эмоциональных состояний.
Наряду с представленными методами нами был предложен разработанный игровой метод для анализа постмодернистского русскоязычного поэтического текста через адаптацию элементов технологии социального проектирования. Мы предлагаем использовать постмодернистские поэтические тексты как кейсы для данной игры.
Осознаем, что при использовании метода может невилироваться часть художественных приемов, имеющихся в тексте. Может создаваться ощущение упрощения текста или автора, что вовсе не исключает возможности выявления серьезных смыслов современной поэзии.
Оговоримся, что пользоваться данным методом можно исключительно в случаях, связанных с конкретными проблемами вовне персонажей/авторов, метод не распространяется на «внутри» персонажей/авторов, а только анализирует действия, предлагает решения «проблем» в деятельностном залоге. Данный подход предполагает использование его вкупе с некоторыми другими методами серьезных исследователей, о которых было сказано.
1. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс». - 1994. - 616 с.
2. Бауман, З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. М.: 2002.
3. Бахтин, М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. литература, 1986. - 543 с.
4. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 445с.
5. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. - М.: Academia, 2004. - 768с.
6. Берг, М. Момемуры // Вестник новой литературы. 1993-1994. № 5, 6, 7, 8
7. Бирюков, С. Зевгма. Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. - М.: 1994. - 76 с.
8. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / пер. с фр. М.: 2012.
9. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / пер. с фр. М.: 2011.
10. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Пер. с фр. М.: Рудомино, 1995. - 174 с.
11. Брускин, Г. Прошедшее время несовершенного вида. М.: Новое литературное обозрение, 2001
12. Бушмакина, О. Философия постмодернизма. Ижевск: Издательский дом Удмуртский государственный университет, 2003.
13. В Совете по поэзии Союза писателей России. РАЗГОВОР О ПОЭЗИИ:
[Электронный ресурс]. URL: http://rospisatel.ru/razgovor-o-poezii1.htm (Дата
обращения: 11.09.2018).
14. Вайль, П. Гений места. М.: Независимая газета, 1999.
15. Вайнштейн, О. Постмодернизм: история или язык? // Постмодернизм и культура: материалы круглого стола // Вопросы философии. 1993. - № 3....72