Введение 3
Глава I Теоретические основы экологического образования 6
§1.1. Современные проблемы экологического образования 6
§1.2 Теория формирования экологических понятий 10
§1.3. Возможности школьной биологии в экологическом образовании школьников в свете требований ФГОС 14
Глава II Методика экспериментального обучения 18
§2.1 Возможности школьного курса биологии (7 класс) в формировании системы
экологических понятий 18
§2.2 Методика проведения уроков по формированию системы экологических понятий в 7 классе 25
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение 1 44
Экологическое образование подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач современной школы. Оно рассматривается как важная составная часть общего образования, обеспечивающая привитие экологической культуры, то есть овладение научными основами взаимодействия человека, общества с природой и становления деятельного и рачительного отношения к природным богатствам. Такая постановка проблемы экологического образования обусловлена: «Настоятельной необходимостью нашего времени, вызванной, с одной стороны, развитием науки экологии, содержание и значимость которой в настоящее время достигли очень высокого уровня, а с другой - социальными задачами, стоящими перед современной школой, подготовкой высоконравственных и образованных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные практические проблемы взаимоотношений с природой как своей духовной жизни, так и в общественной практике в настоящем и будущем»
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.
Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия. Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.
Цель: разработка методики формирования и развития системы экологических понятий в школьном курсе биологии (7 класс).
Объект: образовательный процесс по биологии в школе.
Предмет: формирование экологических понятий на уроках биологии (7 класс). Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого - педагогической и методической литературе.
2. Выявить систему экологических понятий школьного курса биологии 7 класса.
3. Выявить возможности школьного курса биологии (7 класс) в
формировании системы экологических понятий.
4. Экспериментально проверить методику формирования и развития экологических понятий в разделе «Животные».
Экологическое образование школьников - одна из важнейших проблем современного этапа развития школы, обеспечивающая привитие экологической культуры. В определении теоретических и практических основ формирования экологических понятий в разделе «Животные» мы опирались на труды Верзилина Н.М.; Зверева И.Д.; Пономаревой И.Н.; Резниковой В.З.; Смирновой Н.З.; Суравегиной И.Т. и др.
2Содержание школьного раздела «Животные» позволило нам в след за И.Н. Пономаревой выявить систему экологических понятий, состоящую из пяти рядов: о среде и факторах среды, экологии организмов, популяционной экологии, биогеоценологии и социальной экологии.
3. Проведенное исследование выявило, что содержание школьного курса биологи (7класс) располагает значительными возможностями для реализации задач экологического образования школьников.
4. Разработана и внедрена экспериментальная методика формирования экологических понятий по биологии (7 класс), включающая: использование системы уроков специального экологического содержания; вычленение терминов и определений экологических понятий; иллюстрирование изучаемых явлений интересным и социально значимым фактическим экологическим материалом; сбор литературных сведений о природе родного края; решение проблемных экологических задач; широкое применение средств наглядности, обеспечивающее формирование системы экологических понятий.