Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТЬЮ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №147445

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Временная компетентность как предмет психологического
исследования 6
1.2 Психологическая суверенность как психологический феномен 14
1.3. Особенности психологической суверенности в подростковом возрасте 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ взаимосвязи временной компетентности с психологической
суверенностью в младшем подростковом возрасте 30
2.3. Комплекс занятий по психологическому просвещению детей
младшего подросткового возраста 40
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Современная реальность, описываемая как среда неопределенности, многозадачности, динамичности (VUCA-среда), определяет необходимость развития личностных качеств, видов грамотности и компетентностей, которые быть мобильным, гибким, работать в различных условиях и режимах деятельности, организовывать свою деятельность в изменяющихся условиях. Успешность самоорганизации, своевременность предоставления результатов работы во многом определяются временной компетентностью личности. Данное качество выступает как интегральная характеристика, связанная с временным фактором жизни и деятельности человека.
В последние годы интерес к исследованию временной компетентности увеличился. Если ранее изучение данной компетентности осуществлялось в рамках профессиональной деятельности, где необходимы навыки распределения времени, управления временем (Г.А.Архангельский, А.К.Болотова, А.Т. Жаппар, Е.В. Лебедева, О.Е. Сурнина и др.), то в последние годы представлены исследования временной компетентности обучающихся (Д.М. Мельникова, Л.П. Енькова, О.В. Кузьмина, Н.И. Квитунова, А.А. Дьячук, О.О. Токарева и др.). Сформированная временная компетентность возможна при осознании рои и значения времени в собственной жизни, отношении к нему, поэтому наиболее оптимальным возрастом для развития временной компетентности рассматривается период юности (А.К. Болотова, Д.М. Мельникова, Л.П. Еньковой и др.). Тем не менее, на более ранних этапах возможно освоение временных аспектов жизни, деятельности, общения через подражание, идентификацию, интериоризацию и пр. (О.В.Кузьмина), которые становятся основанием становления интегративного образования, вносят своеобразный вклад в ее развитие (Н.Н.Толстых). В подростковом возрасте происходит становление временной перспективы, открываются внутренние механизмы влияния на характеристики активности, на точность, скорость, своевременность. Переживание своей субъектности, контроля над процессами, связанное с психологической суверенностью личности, может выступать как условием развитие временной компетентности.
Психологическая суверенность психологического пространства взаимосвязана с субъективным благополучием (Е.Н. Панина) и онтологической уверенностью (Н.В. Коптева) личности, рассматривается фактор, способствующий развитию ценностно-смыслового пространства личности (Н.В. Буравцова), с жизненными планами и временными ориентациями (Я.К.Симонова), с временной перспективой личности (Л.Д. Дёмина, Я.К. Смирнова).
Данные основания определили проблему исследования, как связаны психологическая суверенность и временная компетентность в младшем подростковом возрасте.
Цель исследования - выявить взаимосвязь временной компетентности психологической суверенности детей в младшем подростковом возрасте.
Объектом исследования: временная компетентность личности.
Предмет исследования: взаимосвязь временной компетентности с психологической суверенностью в младшем подростковом возрасте .
Гипотеза: существует взаимосвязь между компонентами
психологической суверенности и характеристиками временной компетентности.
Задачи:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению временной компетентности и психологической суверенности в психолого­педагогической науке.
2. Описать характеристики временной компетентности и психологической суверенности в младшем подростковом возрасте.
3. Изучить взаимосвязь временной компетентности и психологической суверенности в младшем подростковом возрасте.
4. Разработать просветительские занятия, направленные на развитие компонентов временной компетентности.
Для решения поставленных задач был использованы следующие методы исследования.
Теоретические методы - анализ, сравнение, обобщение теоретического материала.
Эмпирические методы: опросные («Личностные дезорганизаторы времени» О.В. Кузьминой, «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартова-Бочавер, тестовый опросник диагностики стиля учебной деятельности Г.С. Прыгина), психосемантические (Шкалы переживания времени Е.И. Головаха, А.А. Кроник) методы.
Методы обработки данных - анализ средних значений, частотный анализ, корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена).
База исследования: Исследование проводилось в одной из образовательных организаций г. Красноярска.В исследовании приняло участие 44 подростков. Среди них 21 мальчик, 23 девочек. Исследование проводилось с согласия родителей и руководства образовательной организации.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, состоящего из 60 источников и 4 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа была посвящена проблеме взаимосвязи временной
компетентности с психологической суверенностью в младшем подростковом
возрасте.
На основе теоретического анализа литературы было выделено, что
временная компетентность – это способность позволяющая человеку
выполнять запланированные дела, укладывать их в заранее установленные
сроки организовывать деятельности во времени в соответствии с
представлениями о прошлом, настоящем и будущем.
Проведенный теоретический анализ выделил, что в понимании
временной компетентности можно выделить два подхода: личностный
подход и деятельностный подход. Личностный подход рассматривает
временную компетентность как понимания времени жизни как ценности в
системе личностных смыслов и ценностных ориентаций; деятельностный
подход, характеризует временную компетентность как набор различных
обособленных характеристик личности, обеспечивающих успешность
протекания деятельности.
Временная компетентность – это способность позволяющая человеку
выполнять запланированные дела, в заранее установленные сроки
организовывать деятельность во времени в соответствии с представлениями
о прошлом, настоящем и будущем.
Временная компетентность представлена пятью компонентами:
ценностно-смысловым, мотивационным, познавательным, рефлексивным,
операционально-технологичным.
В процессе анализа эмпирических данных особенностей подросткового
возраста было выделено, что в данном возрасте актуализируются временные
аспекты жизни, выделяется временная перспектива как новообразование
возраста, подросток устремлен в будущее, появляется необходимость
соподчинять задачи, в том числе и во времени. Особенности отношения ко
52
времени, становления способов организации работы во времени мы
связываем с проявлением психологической суверенности.
Для изучения временной компетентности детей подросткового возраста
и ее связи с психологической суверенностью были подобраны методики,
обобщены результаты.
На основе анализа результатов было выделено, что подростки
выделяют в качестве факторов, определяющих трудность организации
времени, отмечают ценностно-смысловые аспекты деятельности, а также
мотивационные и организационные. При этом анализ переживания времени
позволил увидеть, что время воспринимается как приятное, безграничное и
цельное.
Таким образом, отношение ко времени как приятному говорит о
рассмотрении времени как значимого, возможно как показателя развития,
сложность в определении целей, выраженность мотивационных
дезорганизаторов становится одним из условий трудностей в организации
активности во времени, меньшей развитостью операционально-технического
компонента временной компетентности.
Проведенный теоретический анализ выделил, определение
психологическаясуверенность– это состояниепсихологического пространства
и как системное качество личности, позволяющее контролировать
психологическое пространство по отношению к жизненному пути в целом.
Суверенность развивается на протяжении всего жизненного пути
личности и на определенных возрастных этапах связана с содержанием
возраста, условиями и личностными характеристиками человека.
Младший подростковый возраст является значимым в плане развития
суверенности психологического пространства и отдельных его компонентов.
Большее развитие получает суверенность социальных связей, ценностей, что
связано с психологическими особенностями возрастного развития, одной из
которых является становление временной перспективы. Содержание
подросткового возраста связано с расширением границ своего Я в
53
пространстве и времени, обретение автономности от взрослых, что приводит
к необходимости решения задач организации своей активности во времени,
построением временной перспективы будущего, выработкой способов
саморегуляции.....



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1991. 299 с.
2. Алексеева Л.Н., Громыко Ю.В. Мыследеятельностная диагностика способностей в образовании // Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников. Формирование научности 21-го века в образовании. М.: Пушкинский институт,2001. С.7-11.
3. Аверин В.А Психология детей и подростков. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 379 с.
4. Андреев В.И. Жизнь как авантюра творческого саморазвития: автобиографическая повесть. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. 188 с.
5. Архангельский Г.А. Организация времени: Учебное пособие. СПб: Питер, 2009. 448 с.
6. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. М.: АПКиПРО, 2004. 104 с.
7. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Эйдос: Интернет-журнал. 2005. 10 сентября. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 10.01.2019).
8. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учебное пособие для экономических колледжей и вузов. М.: ГЕЛАН, 2001. 411 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352с.
10. Болотова А.К. Психология организации времени: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. 255 с.
11. Болотова А.К., Макарова И.В. Развитие временной компетентности в социально-психологическом тренинге. М.: Аспект Пресс, 2001. 383 с.
12. Болотова А.К., Штроо В.А. Временная динамика Я-концепции в подростковом возрасте // Мир психологии. 2002. №2. С.106-110.
13. Выготский Л.С. Проблема возраста в психологии // Выготский Л.С. Собрание сочинений / Под ред. А.Р Лурия, М.Г. Ярошевского. В 6 тт. М.: Педагогика, 1982. Т 4. М..433 с.
14. Горностай П.П. Творчество, как форма освоения и переживания времени личностью // Психология личности и время жизни человека. Сборник научных докладов. Черновцы, 1991. С. 24-33.
15. Демина Л.Д.,Смирнова Я.К. Особенности проявления временной перспективы при разной уровневой организации психологической суверенности личности // Известия Алтайского государственного университета. 2013. №2. С. 56-59.....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ