Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ В СТУДЕНЧЕСКИХ СЕМЬЯХ С РЕБЕНКОМ

Работа №147435

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2015
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание: Введение 3
Глава 1: Теоретическое обоснование социально-психологических проблем студенческой семьи с ребенком и путей их решения
1.1. Студенческая семья как особая категория молодых семей 6
1.2. Проблемы студенческой семьи с ребенком 14
1.3.Особенности социально-психолого-педагогического сопровождения студенческой семьи 20
Глава2: Создание условий профилактики социально-психологических рисков, возникающих в студенческих семьях с ребенком
2.1. Методика исследования 28
2.2. Отношение к проблеме создания семьи студентов, не вступивших в
брак 30
2.3 . Освоение семейных ролей студентами университета, вступившими в брак и имеющих детей 33
2.4.Рекомендации по предотвращению социально-психологических рисков студенческих семей 38
Заключение 41
Список литературы 44
Приложение 1 47
Приложение 2 51

В наше время благополучие семьи как социального института, играет одну из важнейших ролей, выступая как малая социальная группа, так же для общества выступает приоритетным направлением социальной политики российского государства. Молодая студенческая семья представляет собой особую некую перспективную ячейку общества, которая всячески развивается по всем направлениям каждый день. Студенческие годы - характеризуются не только получением знаний, развитием себя и своих возможностей, но также это благоприятная пора для создания семьи. Под студенческой семьей в нашей работе понимается некая гомогенная (однородная) по социальному положению, малая социальная группа, имеющая ребенка, чаще всего дошкольного возраста. Семья, в которой оба супруга являются студентами дневного отделения учебного заведения. И в этой семье мужу и жене не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Широкие возможности выбора брачного партнера появляются перед студентами во время обучения, схожесть ценностных ориентаций общие цели и дела, стабильность сексуальных отношений, совместный досуг, отличный возраст супругов для рождения ребенка - все эти факторы влияют на создание крепких и устойчивых семей.
Рассматривая специфику студенческой семьи можно сказать, что она представляет собой определенные особенности основной деятельности супругов, а их основная деятельность в этот период это обучение.
Студенческая семья и как множество молодых семей нуждается в помощи общества и государства, а именно - в создании условий для функционирования и реализации важнейших функций: -обеспечивать рождение и достойное воспитание физически здорового и психически полноценного потомства; быть психологически и эмоционально устойчивой: по возможности стараться разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; личных интересов каждого члена семьи в отдельности способствовать моральному и материальному благополучию, создавать условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха и досуга всех членов семьи.
Появление ребенка - это естественно радостное событие в жизни каждого человека, но также серьезное испытание для молодой студенческой семьи. В корне меняется ее образ жизни, появляется эмоциональное напряжение, страхи, чаще всего вызванные социальной уязвимостью молодых супругов. В этот момент семья особенно нуждается в социальной поддержке и помощи.
Что можно сказать о социальном сопровождении студенческих семей? К ним применяются различные технологии социальной работы к примеру:
• организация работы выездных консультативных бригад специалистов;
• индивидуальная и групповая психолого-педагогическая работа;
- социально-правовое сопровождение и т.п.
Если все эти меры будут реализованы, то становление и развитие студенческой семьи, способной к самостоятельному функционированию и развитию, выполнению своих значимых социальных задач будет проходить лучше. По мнению Т.С. Зубковой и Н.В .Тимошиной, которые пишут о том, что идет сокращение количества студенческих семей, в связи с острой социально­экономической ситуацией в стране, появлением платного образования, снижением уровня жизни, так же изменились ориентиры молодежи на образование в духовно -нравственной концепции. Студенты желают иметь престижную работу, из-за этого отодвинулся возраст вступления в брак по сравнению с концом XX века.
Многие исследования психологов, социологов, экономистов, юристов посвящены различным аспектам студенческой семьи: С.С. Седельникова (мотивы и причины развода) [46], Л.А. Гордона, Э.В. Клопова (жизненный цикл семьи) [29], И.А. Герасимовой (демографическая типология семей) [19], В.Л. Ружже (типология семейных групп) [42], Г.А. Вишневского (исторические типы рождаемости) [10], И.В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи) [9], А.Г. Волкова (ожидаемая продолжительность брака) [13], Н.В. Маляровой (типология супружеских конфликтов) [33], по мнению Т.Ж. Гурко (молодая семья) [15]) [29], и др. Студенческая семья рассматривается данными авторами как малая социальная группа и социальный институт....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Освоение семейных ролей в молодой студенческой семье с ребенком начинается задолго до создания семьи, за это время молодые проходят различные этапы, стараются узнать все новое. В нашем исследовании раскрывается три основных этапа:
добрачный, он характеризуется подготовкой к семейной жизни и подразумевает формирование определенных установок, знании, умений, навыков;
брачный, до рождения ребенка (примерно 1-2 года семейной жизни), в этот период непосредственно происходит первичная адаптация к семейной жизни, новым ролям, осваиваются супружеские обязанности, осуществляется притирка темпераментов супругов, характеров, выявляется общность соответствии между имевшимися представлениями, ожиданиями и реальностью, начинает формироваться единый образ жизни;
брачный (после рождения ребенка), на этом этапе осуществляется вторичная адаптация, здесь у супругов уже накопился определенный опыт семейных отношений и, когда в семье появляется ребенок начинается новый этап жизни.
У студентов добрачные представления о семейной жизни складываются чаще всего на опыте родительской семьи, друзей и знакомых. Но этого не достаточно, возможно они могут оказаться неверными, разрознены. Вступая в брак, молодые люди переходят в новое не только социальное, но и психологическое состояние. Данное жизненное состояние определяется, прежде всего, тем, что происходит пересмотр добрачных представлений о браке и семье с учетом реальности. Важное место в структуре трудностей студенческой семьи занимают социально - психологические риски, при этом их не всегда супруги способны их увидеть и осознать:
•конфликты различного рода и вида, взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей;
•конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения;
•сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения;
•конфликты и сложности во взаимоотношениях супружеской пары с родителями, родственниками одного или обоих супругов;
•дефицит тепла и ласки в отношениях супругов, отсутствие близости ^проблемы общения, доверия.
Анализ проблемы состояния и путей формирования ценности семьи у студентов позволяет сделать следующие выводы:
. Положительными проявлениями влияния вступления в брак в студенческие годы на учебную и начало профессиональной деятельности и карьеры является повышение ответственности и стремление к улучшению качества учёбы или выполняемой работы.
. Положительными факторами, оказывающие влияние студенческой семьи на учебную и начало профессиональной деятельности так же карьеры супругов выступает социально-психологическая поддержка со стороны родительских семей, вузовских общественных организаций, разработка специальных программ содействия студенческим семьям.
Необходимо введение во всех учебных заведениях факультативных занятий по проблемам брачно-семейных отношений, активная пропаганда здорового образа жизни и создание клубов молодой семьи, молодой хозяйки, призванных помочь и наставить молодых людей приобрести недостающие знания и умения для успешной семейной жизни. Для того, чтобы молодая семья могла полноценно реализовать предписываемые ей обществом функции, социально - психологическая работа в ней должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов студенческой семьи, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентацию социализирующего потенциала. Необходимо делать упор на содержание социальной работы с молодой семьей в каждом случае любая студенческая семья уникальна!И имеет свои черты и особенности.....


1. Александров И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права.
2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. - М.: Класс, 2004.
3. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. Пособие / Т.В. Андреева - СПб; Речь, 2004.
4. Афанасьева, А.В. Психология семейных отношений, - М.,2005.
5. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар/ Перев.с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянцевой / Л. Берг-Кросс - М.: Изд-во института психотерапии, 2004.
6. Волкова А. Н., Трапезникова Т М. Методические приёмы диагностики супружеских отношений Вопросы психологии №5 1999 г.
7. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб. Пособие / Гаранина Е. Ю, Коноплева А.Н., Карабанова. С.Ф. - М.: Флинта: МПСИ, 2009.
8. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. / С.И. Голод - Спб.: Речь, 2002.
9. Гребонников И.В., Кованько Л.В.- М., 2003, 271с.
10. Дружинин В.Н. Психология семьи.- М.,2000. 160с.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. / О.А. Карабанова - М.: Гардарики, 2005.
12. Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 2000.
13. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М.: Лига, 2001.
14. Кондратьев М. Ю. Азбука социального психолога-практика /М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин — М.: ПЕР СЭ, 2007.
15. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. -М., 2004.....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ