ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМ 10
ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СВЯЗИ С ФГОС
1.1. Психолого-педагогическая характеристика исследуемой 10
проблемы
1.2. Методические аспекты форм организации учебной 27
деятельности учащихся по биологии
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЧЕТАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И 41 ГРУППОВОЙ ФОРМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
2.1. Современное состояние исследуемой проблемы в практике 41
работы в школе
2.2. Комплексное применение индивидуальной и групповой 46
форм работы в ходе изучения темы «Пищеварение» (8кл.)
ВЫВОДЫ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
В современных условиях образования, в связи с изменением содержания предмета биологии, его объема и структуры возникает противоречие между временными рамками изучения материала и объемом предлагаемой информации. Поэтому одна из основных задач учителя сводится к интенсификации учебно-познавательного процесса и связана поиском новых технологий обучения, модернизацией имеющихся.
В этих условиях становится очевидной чрезвычайная важность переосмысления и перестройки организации учебно-познавательной деятельности учащихся, значимость разработки специального управления формированием их биологических знаний. Каждого школьника необходимо научить сознательно и творчески управлять своей учебной деятельностью, ориентироваться в стремительном потоке учебной информации и самостоятельно добывать знания.
Проблема организации учебно-познавательной деятельности учащихся не нова. Существенный вклад в решение обозначенного вопроса внесли исследования психологов (Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова и др.), педагогов (М.Н. Скаткин, П.И. Пидкасистый, И.М. Чередов и др.), методистов- биологов (И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова, В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова, Н.И. Зубкова и др.).
По проблеме организации учебной деятельности учащихся в последнее время накоплен опыт в виде различных научных публикаций и работ диссертационного характера, где экспериментально проверена методика организации различных форм учебной работы и их сочетание на уроке.
Однако в настоящее время проблема организации учебнопознавательной деятельности учащихся не утратила своей актуальности. В частности с переходом на вариативное обучение по ФГОС изменяется содержание, структура предмета биологии. Поэтому, проводя целенаправленную работу и выстраивая учебный процесс по традиционной схеме, учитель сталкивается с рядом трудностей в усвоении биологического материала школьниками. Требуются иные подходы к организации их учебной деятельности.
Одно из противоречий современной школы - это неадекватность форм организации учебной деятельности учащихся обновленному содержанию и структуре предмета биологии. Нерациональный выбор учебной работы на уроке приводит к тому, что с одной стороны, отдельные учащиеся не успевают за средними темпами обучения, а с другой - наиболее способные задерживаются в своем развитии и теряют интерес к предмету. Поэтому сущность проблемы сводится к рациональному выбору форм организации учебной деятельности на уроках биологии.
Важность и актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разрешенность определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Сочетание индивидуальной и групповой форм учебной работы на уроках биологиив основной школе»
Объект исследования: учебно-познавательный процесс по биологии в школе, включающий развитие различных форм учебной деятельности
Предмет исследования: методика применения индивидуальной и групповой форм учебной деятельности
Цель исследования: Выявить влияние групповой и индивидуальной форм организации учебной работы и их сочетание на формирование биологических знаний.
Исходя из цели нашей работы, мы поставили перед собой следующие задачи исследования:
1. Изучить в психолого-педагогической литературе проблему форм учебной деятельности учащихся.....
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что проблема использования различных форм учебной работы актуальна в условиях ФГОС, позволяет осуществлять системнодеятельностное обучение, решает задачи формирования универсальных учебных действий.
2. В ходе констатирующего эксперимента из посещения уроков биологии было установлено, что учитель биологии организует учебную деятельность на уроках в форме фронтальной, индивидуальной и групповой работы, но преимуществом пользуется фронтальная.
3. В ходе обучающего эксперимента выявлено положительное влияние групповой и индивидуальной форм учебной деятельности учащихся на усвоение биологических знаний.
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989. - 292 с.
2. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. - М.: ИЦКПС, 2000.
3. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности: дайджест // Психология обучения. 2008. № 3. С. 118- 119.
4. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов педагогических институтов по биологической специальности / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1986. - 384 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - С.536
6. Валеев В.Н. Информационная педагогика //Материалы CD-ROM РЦ МИКО. 2001.
7. Голикова Т.В. Обучение учащихся приёмам логического мышления на уроках биологии: Учебное пособие/ Т.В. Голикова. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 64 с.
8. Горленко Н.М., Лебединцев В.Б., Запятая О.В., Клепец Г.В. Индивидуальные маршруты и программы как основа обучения в школе. - М.: Национальный книжный центр, 2013. 240 с.
9. Давыдов В.В. Психологические проблемы школьников // Семенюк Л.М. Хрестоматия возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1994. - С.304.
10. Дворецкая Т.С. Сочетание индивидуальных и коллективных видов учебной деятельности учащихся при изучении биологии (9 кл.).
Москва 1998. - С.19.
11.Зверев И.Д. Проблема самостоятельности учащихся в учебной работе // Биология в школе. 1970. - № 3. С.21-26.
12. Иванова Н.В. Термины и понятия по теории и методике обучения биологии: словарь. Красноярск, 2007. 72 с.
13. Коменский Я.А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики.»): Со вступительной статьей проф. А.А. Красновского- М: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1940.
14. Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с. - ISBN 5-222-07126-5.
15. Кыверялга А.А. Вопросы методики педагогических исследований. Ч.1. Таллин: Валгус, 1971. 134 с.....42