Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ДОБРОТЫ КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №147430

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2015
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности изучения доброты 6
1.1. Сущность понятия доброты 6
1.2. Особенности проявления доброты у младших школьников 13
1.3. Психолого-педагогические приемы развития доброты у младших
школьников 19
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению степени сформированности чувства доброты у младших школьников 30
2.1. Методическая организация исследования 30
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 35
2.3. Методические рекомендации по развитию доброты у младших
школьников 44
Выводы по Главе 2 53
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения 63

Представленная работа посвящена теме «Специфика проявления доброты как личностного качества у младших школьников».
Вопрос воспитания доброты является одной из главных проблем, стоящих перед каждым родителем, педагогом, обществом и государством в целом. На сегодняшний день в обществе складывается отрицательная ситуация в плане духовной нравственности у молодого поколения. Причинами этой ситуации послужили: отсутствие жизненных ориентиров у молодого поколения, ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, резкий спад культурно-досуговой работы с детьми, снижение физической подготовки и т.д.
Во все века люди ценили нравственную воспитанность. Актуальность проблемы воспитания нравственности у младших школьников связана с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке не только образованных, но и высоконравственных людей, обладающих прекрасными чертами личности.
Во-вторых, маленький ребенок живет и развивается в современном мире, на него воздействуют разные источники как позитивного, так и негативного характера. Это влияние источников обрушивается ежедневно на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, образование, как таково, не всегда гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, воспитанность — качество личности, определяющее в поведении человека его отношение к другим людям на основе доброжелательности и уважения к другим людям. К.Д.Ушинский говорил: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, нравственные знания не только информируют ребенка о нормах поведения, но и дают представление о последствиях нарушения норм.
«Добро» и «зло» — центральные понятия морального сознания. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Эти понятия выработаны моральным сознанием очень давно и уже первые этические системы используют их в своих построениях. Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал. Кроме того, добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает в качестве мотива поступка. В то же время добро — личностное качество человека (добродетель). Такое многозначное определение добра вытекает из самой природы нравственности, которая пронизывает собой все стороны жизнедеятельности людей.
Проблемой воспитания нравственных и личностных качеств занимались такие ученые как Н.В. Архангельский, Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, Р.С. Буре, З.Н. Васильева, М.М. Ермолова, Я.Л. Коломинский и др.
По их мнению, именно младший школьный возраст как ступень развития обладает большим потенциалом формирования нравственных чувств, отношений, нравственного поведения, личностных качеств, осмысления добра и зла, это «период нравственного развития».
Таким образом, нравственное воспитание личности ребёнка — одна из самых важных задач школы. В современной школе большое внимание уделяется развитию у школьников нравственных ценностей, формированию умения соотносить поступки, события с нормами; способности к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях.
Работая с учениками начальных классов, учитель обладает большими возможностями для ориентации личности на нравственные ценности. По мнению В.А. Сухомлинского «Дети, благодаря не утраченной еще искренности, способны к внутренней работе, сенситивны духовности (духовности в прямом смысле, т.е. способности к различению духа доброго и злого)». [40]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Доброта является одним из «вечных» нравственных ценностей, которые пользовались и пользуются признанием и уважением среди народа.
В ходе анализа литературы было отмечено, что доброта - это комплексное личностное качество личности, включающее в себя отзывчивость, сочувствие, бескорыстное действие в пользу другого.
С помощью доброты происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности доброта становится источником нравственного развития.
В ходе исследования мы выполнили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выделить критерии и подобрать диагностические методики для изучения особенностей проявления доброты у младших школьников.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей проявления доброты у младших школьников.
4. Описать актуальный уровень развития доброты у младших школьников и проследить различия в проявлении чувства доброты у мальчиков и девочек.
5. Разработать методические рекомендации для учителя по развитию доброты у младших школьников.
В результате работы мы выяснили, что доброта оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум и является одной из центральных характеристик гуманного отношения одного человека к другому.
Развитие личности, способной к помощи, сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает ее адаптацию в современном социокультурном пространстве и является неотъемлемой частью нравственного воспитания.
Существует много способов развития доброты у детей: художественная литература, в большей мере сказки; игры; беседы; экскурсии и т.д.
Половина младших школьников имеет среднюю степень сформированности доброты (78%), которая характеризуется способностью детей к сочувствию, к сопереживанию. Но это не всегда проявляется в поведении детей.
У 11% учеников был выявлен низкий степень сформированности доброты, которая характеризуется как неспособность или слаборазвитая способность к сочувствию и сопереживанию, неумение выражать чувства и мысли. При этом низкая степень больше присуща мальчикам (13%).
Высокой степенью проявления доброты обладают 11% детей, у данных учащихся развиты все компоненты эмпатии, они умеют сопереживать, ставить себя на место другого человека. Высокая степень в большей мере присуща девочкам (17%), вероятно, это связано с тем, что девочки обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих и склонны к раннему усвоению нравственных норм, у них более быстрые темпы созревания.
Для того, чтобы способствовать развитию доброты в младшем школьном возрасте, необходимо на занятиях использовать специально разработанную систему педагогических средств и упражнений.
На уроках, а также во внеурочной деятельности необходимо использовать различные методы работы: чтение сказок, рассказов, игры, этические беседы и т.д. В данной работе мы представили пример трех занятий с детьми младшего школьного возраста, которые направлены на развитие доброты к окружающим.


1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11. - С. 68-71.
2. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 1979. - 352 с.
3. Белозерцев, Е.П. Феномен духовно-нравственного становления человека в современной педагогике и образовании / Е.П.Белозерцев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2009. - №3.- С. 23-41.
4. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1975. - 254с.
5. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В.Вачков. - М.: Ось-89, 2001. - 564с.
6. Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Валюнас. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.
7. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях/ Л.С.Выготский/ Собр. соч. - М., 1984. - Т. 4. - С. 90 - 318c.
8. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
9. Данилюк, А.Я. Воспитание и социализация младших школьников. / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков // Педагогика. - 2009. - №5. - С. 7-27.
10. Доброта - человековедение для школьников.[Электронный ресурс]. Режим до ступа: http: / / zvonoknaurok.ru
11. Дробницкий, О.Г Проблемы нравственности. / О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение,1977. - 376с.
12.Зачем человеку нужна доброта? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// shkolazhizni .ru
13. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
14. Классификация сказок. Отличительные черты каждого вида.
[Электронный ресурс]. Режим достуnа:http://detskie-skazki.com
15. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире. / С.А. Козлова // Дошкольное образование. — 2001. - №9. - С.98-101....52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ