Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проведение исследования 7
1.1Сущность понятий коллектив и сплочённость коллектива 7
1.2. Проблемы коммуникации коллектива младших школьников с
нарушениями слуха 12
1.3. Способы формирования сплоченности коллектива младших школьников с
нарушениями слуха 16
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Исследование уровня сплоченности коллектива младших школьников с нарушениями слуха 25
2.1. Диагностика уровня сплоченности коллектива младших школьников с
нарушениями слуха 25
2.2. Программа занятий, направленных на сплочение коллектива младших
школьников с нарушениями слуха 33
Выводы по 2 главе 39
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложение 46
Школьный коллектив является своеобразной моделью общества для детей младшего школьного возраста. Этот период в жизни ребенка является довольно значимым для его личностного развития.
Школьный коллектив - это социальная группа, в которой ребенок младшего школьного возраста определяется с внутренней социальной позицией и находит свое место (свою роль) в данном коллективе, что открывает для него новые возможности и стратегии межличностного взаимодействия [8].
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная.
Основными новообразованиями данного периода являются : развитие произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия; развитие познавательного отношения к действительности; ориентация на группу сверстников. В связи с этим, под влиянием коллектива сверстников у ребенка формируются система ценностей, определенные взгляды и установки, а также самосознание и навыки общения.
В коллективе младших школьников также присутствует своя система межличностных отношений и ценностных ориентаций. Как и в любом другом коллективе в школьном возникает вопрос, который связан с групповой сплоченностью.
Сплоченность как явление представляет собой фактор формирования эмоциональной связи между нескольких индивидов, объединенных в одну группу, целью её является укрепление группы и усиление чувства единения внутри нее, а также обеспечение стабильности межличностных отношений между членами группы.
Сплоченность коллектива зависит от таких факторов, как : характер среды (благоприятная или неблагоприятная); особенностей отношений, которые складываются между членами данного коллектива; привлекательность членов данного коллектива; удовлетворенность нахождения в данном коллективе; психологический комфорт каждого члена данного коллектива и др. От данных параметров зависит эффективность и результативность коллектива.
Уровень сплоченности коллектива младших школьников влияет на все стороны жизнедеятельности его членов, в том числе и учебную деятельность. Сплоченность играет важную роль в развитии группы, а также в решении задач социализации детей младшего школьного возраста.
Решение вопроса социализации особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, дети данной категории имеют небольшой социальный опыт и маленький круг общения. Именно школьный коллектив играет важную роль в социализации особых детей. Коллектив с низким уровнем сплоченности создает для детей с ОВЗ дополнительные трудности в освоении социальных ролей и формировании социальных навыков.
Нарушение слуха у детей младшего школьного возраста вносит свою специфику в общение со сверстниками, что в свою очередь влияет на сплочение коллектива. От этого зависит какой социальный опыт будет получен детьми, как ими будут усвоены социальные роли, их социализация в общем, а также формирование их самосознания.
Из всего выше изложенного, можно сделать вывод о том, что проблема сплочения коллектива младших школьников с нарушениями слуха является актуальной.
Следовательно, в коллективе младших школьников с нарушениями слуха необходимо проведение социально-педагогической работы, которая будет направлена на его сплочение. Необходим поиск эффективных методов и технологий для сплочения коллектива младших школьников с нарушениями слуха.
В методической литературе представлено большое
количество средств по сплочению детского коллектива. В своем исследовании я решила использовать такие методы, как введение традиций в классе и организация совместной деятельности....
Сплоченность коллектива имеет особое значение для детей с нарушениями слуха. Характер межличностных отношений внутри коллектива, уровень его сплоченности влияет на психологическое состояние
личности обучающихся, отношение к учебной и внеучебной деятельности, а также отношение к самому себе и окружающим.
В ходе изучения литературы на тему сплочения коллектива младших школьников с нарушениями слуха были выявлены следующие трудности их коммуникации понимания и передачи информации, установления эмоционального контакта при межличностных взаимодействиях.
Были рассмотрены такие методы сплочения коллектива как : создание традиций в классе, организация детского самоуправления, совместная трудовая и досуговая деятельность.
Для сплочения коллектива младших школьников с нарушениями слуха были выбраны средства : создание традиций и организация совместной
деятельности.
В начале исследования мной была выдвинута гипотеза о том, что сплочение коллектива младших школьников возможно при выполнении следующих условий:
1) выявление актуального уровня сплоченности данного коллектива;
2) проведение групповых занятий, направленных на совместную деятельность и введение традиций в данный коллектив, в рамках реализации разработанной программы занятий по сплочению коллектива младших школьников с нарушениями слуха.
В ходе проведения исследования и по полученным его результатам данная гипотеза была подтверждена.
Была проведена диагностика для выявления актуального уровня сплоченности коллектива младших школьников с нарушениями слуха с помощью
следующих методик: социометрия, оценка привлекательности классного
коллектива и тест-опросник «мое мнение о классе».
На основе полученных данных была разработана и реализована программа занятий по сплочению коллектива младших школьников с нарушениями слуха.
Формы работы в программе: групповые игры; беседы.
Занятия проводились 2 раза в неделю.
Одно занятие в неделю было посвящено введению традиций в класс. Дети принимали активное участие в обсуждении. Второе было направлено на организацию совместной деятельности для сплочения коллектива младших школьников с нарушениями слуха.
После реализации программы была проведена повторная диагностика при помощи этих же методик.
Сравнительный анализ диагностики сплоченности коллектива младших школьников с нарушениями слуха показал наличие положительной динамики.
Например, обучающийся изменил свой социометрический статус с «отвергнутого» на «предпочитаемый».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная программа занятий оказалась достаточно эффективной , так как уровень сплоченности коллектива младших школьников с нарушениями слуха стал выше.
Данную программу в образовательном учреждении может реализовывать не только социальный педагог, но и классный руководитель (педагог) или психолог.
В перспективе данная программа может быть реализована не только в рамках одного класса, но и улучшения межличностных отношений между параллельными классами (после внесения необходимых изменений). Также программу можно реализовать в рамках целого образовательного учреждения для улучшения общей психологической атмосферы, для формирования и развития межличностных отношений между обучающимися одного и разных классов, для побуждения обучающихся к общению со сверстниками и взрослыми. Например, введение общей традиции - совместных игр на перемене разных классов в определенный день недели.
1. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: учебник. М.: ИНФРА-М, 2019. 396 с.
2. Антилогова Л.Н. Развитие коммуникативных навыков подростков с нарушением слуха посредством социальных сетей // Детство, открытое миру:сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. 2020.С. 50-54.
3. Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системеперцептивных процессов и особенности его содержания / Г.М. Андреева // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003. С. 125 - 130.
4. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1999. - 195 с.
5. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: психология и право.М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. 256 с.
6. Барабанов Р.Е. Особенности коммуникативной функции детей
снарушением слуха // Молодой ученый. 2015. № 5 (85). С. 559-560.
7. Барабанов Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей снарушением слуха // Педагогика: традиции и инноваци: материалы V Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 140-143.
8. Беломестных А.А.Влияние детского коллектива на формирование личностных характеристик младшего школьника // Россия Молодая. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2019 379 с.
9. Бреус Н.А. Школьные традиции как эффективное средство воспитания младших школьников // Диалог культур и толерантность общения:сб. ст. по материалам III Межрегиональной студенческой науч.-практ. конф. 2017. С. 126130
10. Булгакова О.М. Самоуправление в классном коллективе./Булгакова О.М. //Справочник классного руководителя. - 2007. - № 4. - С. 37-38
11. Вийтар Э.А. Исследование межличностных отношений
иинтерперсональной перцепции слабослышащих школьников // Дефектология. 1981. №4.
12. Винокурова Я.В., Колочева А.А. Особенности
межличностнойкоммуникации детей с нарушениями зрения и слуха в условиях школы-интерната // «Студент года 2018»: сб. ст. VI Международного научноисследовательского конкурса. 2018. С. 253-255.
13. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание иобучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 304 с.
14. Демина А.В. Теоретическое осмысление проблемы
развитиядиалогической речи детей с нарушенным слухом // Педагогический имидж. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 386-395.
15. Казанцева В.А., Никонова А.Р. Принципы формирования ученического коллектива // Проблемы и достижения современной науки. 2016. № 1 (3). С. 43-47...31