ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА КАК МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 6
1.1. Содержание и нормативно-правовые основы аудита в системе государственного управления 6
1.2. Формы, методы и принципы проведения аудита как механизма противодействия коррупции 23
1.3. Особенности проведения аудита в целях предотвращения противодействий коррупции 28
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ И ЕЕ ОЦЕНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 32
2.1. Процесс организации, планирования и проведения аудита как механизма противодействия коррупции в России 32
2.2.Результаты проведения аудиторских проверок по противодействию коррупции и их оценка 43
Выводы по второй главе 49
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АУДИТА В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ 51
3.1. Риск мошенничества и оценка основных факторов риска недобросовестных действий 51
3.2. Основные мероприятия и рекомендации по улучшению аудита в системе противодействия коррупции 59
Выводы по третьей главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность исследования. Аудит - это эффективный механизм противодействия коррупции, который играет ключевую роль в обеспечении контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции. Актуальность аудита как инструмента противодействия коррупции трудно переоценить в современном обществе. Аудиторская проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции становится неотъемлемой частью системы инструментов контроля и надзора за коррупцией.
Аудит способствует выявлению проблемных моментов, нарушений и несоответствий в сфере противодействия коррупции, что позволяет своевременно принимать меры по их устранению. Он помогает повысить прозрачность и эффективность антикоррупционных мероприятий, а также обеспечить ответственность за нарушения.
Это положение нашло свое правовое закрепление в пункте 6 статьи Федерального закона №273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» и региональном антикоррупционном законодательстве, где указано, что наравне с государственным контролем необходимо развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением российского законодательства о противодействии коррупции. На сегодняшний день в России создается система инструментов и механизмов, позволяющая обеспечить эффективный государственный контроль в сфере противодействия коррупции.
Развитие аудиторской деятельности в этом направлении имеет стратегическое значение для обеспечения целостности и прозрачности системы противодействия коррупции как в государственных структурах, так и в обществе в целом. Аудит является неотъемлемой частью широкого спектра инструментов, направленных на укрепление антикоррупционных практик и формирование нулевой терпимости к коррупции.
Таким образом, актуальность и значимость аудита как механизма противодействия коррупции продолжает возрастать, что подчеркивает его важное место в обеспечении эффективного контроля за соблюдением законодательства и борьбе с коррупцией в современном обществе.
Цель исследования —определить механизмы противодействия коррупции разработать мероприятия по совершенствованию аудита в целях противодействия коррупции в России.
Для реализации поставленной цели формулируются задачи:
-Рассмотреть нормативно правовую базу противодействия коррупции;
-Рассмотреть механизмы проведения аудиторской проверки и её влияния на противодействие коррупции;
- На основании имеющейся практики проведения аудита разработать и обосновать механизмы противодействия коррупции в органах Федеральной Налоговой Службы.
Объект исследования – взаимоотношения налогоплательщиков и государственных гражданских служащих в Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по г.Москве.
Предмет исследования– коррупция в системе Федеральной Налоговой Службы
Информационная база исследования. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции», а также различные законы о противодействии коррупции и иные нормативно-правовые акты, связанные с темой исследования.
Степень разработанности темы исследования представлена следующими положениями. На сегодняшний день большое количество научных работ посвящено исследованию темы разработки антикоррупционного аудита как метода борьбы с коррупционными проявлениями. Среди учёных, которые занимались рассмотрением данного вопроса, можно отметить следующих: С.А. Авакьян, Е.В. Артемов, И.С. Власов, А.А. Глазунова, Н.А. Голованова, И.П. Кененова, А.С. Ковлер, В.Ю. Толоконникова и других.
Методологической основой исследования послужили общенаучные, частно-научные и специальные методы познания. Например, такие, как диалектический, исторический, сравнительно-правовой, статистический, формально-логический, технико-юридический и другие способы научного познания.
Структура работы определяется посредством предмета, объекта, цели и задач исследования. Содержание выпускной квалификационной работы составляют введение, три главы, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Аудит является важным инструментом в системе контроля и надзора за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Теоретические основы аудита как механизма противодействия коррупции представляют собой сложный и многогранный аспект, требующий внимательного изучения и анализа.
Одной из ключевых целей аудита является обеспечение достоверности и объективности финансовой отчетности организации. Проведение аудита помогает выявлять нарушения и ошибки в учете, а также возможные случаи коррупции. Посредством аудиторских проверок можно оценить эффективность внутреннего контроля и выявить уязвимые места, где коррупция может проявиться.
Аудитор, выполняющий свою работу в соответствии с высокими стандартами профессиональной этики и независимости, способен служить эффективным инструментом противодействия коррупции. Путем анализа финансовых операций, документации и процессов управления аудитор выявляет потенциальные риски коррупции и формирует рекомендации по их устранению.
Важным аспектом теоретических основ аудита является принцип независимости и объективности аудитора. Эти принципы обеспечивают непредвзятость и незаинтересованность аудитора в результатах своей работы, что позволяет проводить проверку с высокой степенью достоверности и надежности.
Таким образом, аудит как механизм противодействия коррупции играет важную роль в обеспечении прозрачности и честности финансово-хозяйственной деятельности организаций. С помощью аудиторских проверок можно предотвращать случаи злоупотреблений и коррупции, способствуя устойчивому развитию бизнеса и общества в целом.
Анализ практики проведения аудиторских проверок на предприятиях данной отрасли показывает, что значительных размеров могут достигать хищения, если заказчик вступает в сговор с подрядчиком. Особенно увеличивает риск хищений то обстоятельство, что заказчик и подрядчик являются связанными сторонами. Следует отметить, что нарушения подобного рода в большинстве случаев умышленные, т.е. по своей сути являются мошенничеством. Для выявления подобных нарушений аудитор должен выяснить: не являются ли ответственные работники предприятия-заказчика и предприятия-подрядчика родственниками; не являются ли предприятие-заказчик и предприятие-подрядчик взаимными кредиторами. Наличие подобных обстоятельств существенно усиливает аудиторский риск.
Функции предприятий-подрядчиков сводятся к непосредственному осуществлению строительно-монтажных работ, а также предоставлению всей надлежащей документации по их выполнению заказчику капитального строительства.
Существенное влияние на величину аудиторского риска при проведении аудиторской проверки расходов на осуществление капитального строительства имеет оценка надежности и добросовестности персонала предприятия-подрядчика. Аудитору следует собрать всю возможную информацию о данном предприятии, необходимо оценить репутацию предприятия, его место на региональном рынке строительства, систему хозяйственных связей и т.д.
Нами была проанализирована специфика ведения бухгалтерского учета в области строительства, а так же выделены механизмы проведения аудиторской проверки на объектах капитального строительства. Рассмотрены основные нарушения, возникающие в ходе проведения аудиторской проверки.
Для повышения эффективности противодействия коррупции в работе территориального налогового органа предложены решения в соответствии с международными стандартами аудита, а так же международной практикой противодействия коррупции:
Создание оперативной комиссии внутри инспекции, по отраслевой принадлежности;
Создание единого портала «Экономические правонарушители» от ФНС России в сети интернет, направленного на огласку рассмотренных оперативной комиссией налогоплательщиков, чья реальная деятельность вызывает сомнение;
Внедрение нововведений в систему фонда оплаты труда.
Анализируя указанные выше проблемы и их решения в рамках настоящего исследования, магистрант самостоятельно приходит к выводу о том, что среди имеющихся механизмов противодействия коррупции первостепенная роль должна быть отведена созданию эффективного экономического механизма противодействия, который определяется как совокупность условий, фактически делающих невыгодным заключение коррупционных сделок между должностным и заинтересованным лицом в силу вероятного их пресечения или раскрытия и, как следствие, нанесения более серьезного экономического ущерба сторонам коррупционной сделки, нежели получения возможных благ, а также в силу незаинтересованности лиц, отстаивающих интересы общества и государства, в совершении преступного деяния вследствие отсутствия материальной заинтересованности.
1. Налоговый кодекс РФ, часть 1 – Кодекс / Проспект – 2018 – 1168с
2. Приказ Минфина РФ N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999 "Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.06.1999 N 1804)
3. Об утверждении Методики проведения антикоррупционного аудита: распоряжение Администрации губернатора Санкт-Петербурга от 31 авг. 2016 г. № 42-ра. - URL: http://docs.cntd.ru/document/456014173 (дата обращения: 10.05.2024).
4. Об утверждении методических рекомендаций по проведению антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге: распоряжение Администрации губернатора Санкт-Петербурга от 7 июня 2016 г. № 23-ра. - URL: http://www.gov.spb.ru/ gov/otrasl/c_business/protivodejstvie-korrupcii/informacionnye-materialy/8738/ (дата обращения: 10.05.2024).
5. Об утверждении плана проведения антикоррупционного аудита на 2018 год: распоряжение губернатора Ярославской области от 19 дек. 2017 г. № 375-р. - URL: http://ivo.garant.rU/#/document/45929600/paragraph/1:0 (дата обращения: 10.05.2024).
6. Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 11 июня 2015 г. № 576. - URL: http://base.garant.ru/71079302/ (дата обращения: 10.05.2024).
7. Методические рекомендации для членов МоАП по вопросам содействия борьбе с коррупцией: утв. решением правления некоммерческого партнерства «Московская аудиторская палата», протокол от 2 нояб. 2010 г. № 154. - URL: http:///org- rsa.ru/upload/2012-22.Metod_material_22.doc (дата обращения: 10.05.2024).
8. Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции: утв. протоколом заседания проектного комитета от 13 июля 2017 г. № 47(7). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256539/ (дата обращения: 10.05.2024).
9. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности. - М.: Стандартинформ, 2014. - 125 с.
10. Системы менеджмента противодействия коррупции - Требования и рекомендации по применению Systèmes de management anti-corruption - Exigences et recommandations de mise en oeuvre: ISO 37001:2016. - URL: http://pqm-online.com/assets/ files/pubs/translations/std/iso-37001-2016.pdf. (дата обращения: 10.05.2024).
11. "СГА 104. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит эффективности" (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 09.02.2021 N 2ПК) (ред. от 18.07.2023) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208571/ (дата обращения: 10.05.2024).
12. Аудит : учебник и практикум для вузов / М. А. Штефан, О. А. Замотаева, Н. В. Максимова, А. В. Шурыгин ; под редакцией М. А. Штефан. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 744 с.
13. Казакова, Н. А. Аудит : учебник для вузов / Н. А. Казакова, Е. И. Ефремова ; под общей редакцией Н. А. Казаковой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 425 с.
14. Штефан, М. А. Основы аудита : учебник и практикум для вузов / М. А. Штефан, О. А. Замотаева, Н. В. Максимова ; под общей редакцией М. А. Штефан. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 313 с.
15. Сергеев, Л. И. Государственный аудит : учебник для вузов / Л. И. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 271 с.
16. Казакова, Н. А. Практический аудит : учебник для вузов / Н. А. Казакова, Е. И. Ефремова ; под редакцией Н. А. Казаковой. — перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 167 с.
17. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: в 2 т / С.С. Сулакшин, С.В. Максимов, И.Р. Ахметзянова, А.Р Бахтизин. - М.: Научный эксперт, 2008. - 466 c.;
18. Паньшин О.А. Экспертно-аналитическое обеспечение политики в области противодействия коррупции. - М.: Академия стандартизации, метрологии и сертификации, 2023. - 44 c.;
19. Проява С.М. Экономизация коррупции. Механизм противодействия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. - 159 c.;
20. Шишкарёв С.Н. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией. Международный и российский опыт. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. - 55 c.;
21. Архарова З.П. Международные стандарты аудита (МСА): учеб. пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2021. - 104 c.;
22. Арабян К.К. Теория аудита и организация аудиторской проверки: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит». -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. - 335 c.
23. Заброда Д.Г. Корпоративная антикоррупционная политика: учеб. пособие. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. - 106 с.; Заброда Д.Г., Кашкаров А.А. Локальное нормотворчество как средство формирования и обеспечения реализации корпоративной антикоррупционной политики // Вестн. Казанского юридического института МВД России. - 2016. - № 3 (25). - С. 22-29.
24. Горшенков Г.Н. Эффективность антикоррупционной политики // Актуальные проблемы экономики и права. 2021. № 1
25. Кабанов П.А. Антикоррупционные функции органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2021. Т. 10. № 3
26. Аудит в строительстве, Экономика и управление /В.И. Подольский, Н.В. Савина// Academia – 2020 - 256
27. Вахмистров А.И. Организация и проведение международных подрядных торгов, 2019г. 95с.
28. Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций (письмо Минтруда России от 25 дек. 2014 г. № 18-0/10/В-8980). - URL: http://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/8 (дата обращения: 10.05.2024).
29. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. - URL: http://www.rosmintrud.ru (дата обращения: 10.05.2024).
30. Мониторинг VS Аудит. - URL: http:///mobit365.com/blog/monitoring-vs-audit (дата обращения: 10.05.2024).
31. Основы законодательства об антикоррупционной политике. Модель: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 15 нояб. 2003 г. № 22-15. - URL: http://www.stopcorruption.ru/item_338.htmhttp://docs.cntd.ru/document/ 901898824 (дата обращения: 10.05.2024).
32. Правовые основы аудита. - URL: http://www.б-консалтинг.рф/news?id=59 (дата обращения: 10.05.2024).
33. Правовые основы аудиторской деятельности. - URL: http://spravochnick.ru/ buhgalterskiy_uchet_i_audit/audit/pravovye_osnovy_auditorskoy_deyatelnosti/ (дата обращения: 10.05.2024).
34. Разъяснения носят исключительно информационный характер и подготавливаются только для целей содействия членам СРОА АС в применении положений законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность (см.: Порядок применения норм федерального законодательства, регулирующего обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, прохождения обязательного обучения в рамках системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. - URL: http://www.auditor- sro.org/files/activity/protiv_korrupcii/Metod_material/180717_obzor_kps_pk_kkk_obyazann osti_auditorov_po_fz-115.doc) (дата обращения: 10.05.2024).
35. Регламент взаимодействия Комитета Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество» по противодействию коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с государственными органами и негосударственными объединениями по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в области аудита: утв. правлением Некоммерческого партнерства «Аудиторская Ассоциация Содружество», протокол № 25 от 29 сент. 2010 г. - URL: http:///auditor-sro.org/activity/protivkorrupcii/ (дата обращения: 10.05.2024).
36. URL: http://www.stopcorruption.ru/item_338.htm (дата обращения: 10.05.2024).
37. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 10.05.2024).
38. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/bribery.shtml (дата обращения: 10.05.2024).
39. URL: http://docs.cntd.ru/document/473009012 (дата обращения: 10.05.2024).