Аудит как механизм противодействия коррупции (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА КАК МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 6
1.1. Содержание и нормативно-правовые основы аудита в системе государственного управления 6
1.2. Формы, методы и принципы проведения аудита как механизма противодействия коррупции 23
1.3. Особенности проведения аудита в целях предотвращения противодействий коррупции 28
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ И ЕЕ ОЦЕНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 32
2.1. Процесс организации, планирования и проведения аудита как механизма противодействия коррупции в России 32
2.2.Результаты проведения аудиторских проверок по противодействию коррупции и их оценка 43
Выводы по второй главе 49
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АУДИТА В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ 51
3.1. Риск мошенничества и оценка основных факторов риска недобросовестных действий 51
3.2. Основные мероприятия и рекомендации по улучшению аудита в системе противодействия коррупции 59
Выводы по третьей главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА КАК МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 6
1.1. Содержание и нормативно-правовые основы аудита в системе государственного управления 6
1.2. Формы, методы и принципы проведения аудита как механизма противодействия коррупции 23
1.3. Особенности проведения аудита в целях предотвращения противодействий коррупции 28
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ И ЕЕ ОЦЕНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 32
2.1. Процесс организации, планирования и проведения аудита как механизма противодействия коррупции в России 32
2.2.Результаты проведения аудиторских проверок по противодействию коррупции и их оценка 43
Выводы по второй главе 49
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АУДИТА В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ 51
3.1. Риск мошенничества и оценка основных факторов риска недобросовестных действий 51
3.2. Основные мероприятия и рекомендации по улучшению аудита в системе противодействия коррупции 59
Выводы по третьей главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность исследования. Аудит - это эффективный механизм противодействия коррупции, который играет ключевую роль в обеспечении контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции. Актуальность аудита как инструмента противодействия коррупции трудно переоценить в современном обществе. Аудиторская проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции становится неотъемлемой частью системы инструментов контроля и надзора за коррупцией.
Аудит способствует выявлению проблемных моментов, нарушений и несоответствий в сфере противодействия коррупции, что позволяет своевременно принимать меры по их устранению. Он помогает повысить прозрачность и эффективность антикоррупционных мероприятий, а также обеспечить ответственность за нарушения.
Это положение нашло свое правовое закрепление в пункте 6 статьи Федерального закона №273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» и региональном антикоррупционном законодательстве, где указано, что наравне с государственным контролем необходимо развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением российского законодательства о противодействии коррупции. На сегодняшний день в России создается система инструментов и механизмов, позволяющая обеспечить эффективный государственный контроль в сфере противодействия коррупции.
Развитие аудиторской деятельности в этом направлении имеет стратегическое значение для обеспечения целостности и прозрачности системы противодействия коррупции как в государственных структурах, так и в обществе в целом. Аудит является неотъемлемой частью широкого спектра инструментов, направленных на укрепление антикоррупционных практик и формирование нулевой терпимости к коррупции.
Таким образом, актуальность и значимость аудита как механизма противодействия коррупции продолжает возрастать, что подчеркивает его важное место в обеспечении эффективного контроля за соблюдением законодательства и борьбе с коррупцией в современном обществе.
Цель исследования —определить механизмы противодействия коррупции разработать мероприятия по совершенствованию аудита в целях противодействия коррупции в России.
Для реализации поставленной цели формулируются задачи:
-Рассмотреть нормативно правовую базу противодействия коррупции;
-Рассмотреть механизмы проведения аудиторской проверки и её влияния на противодействие коррупции;
- На основании имеющейся практики проведения аудита разработать и обосновать механизмы противодействия коррупции в органах Федеральной Налоговой Службы.
Объект исследования – взаимоотношения налогоплательщиков и государственных гражданских служащих в Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по г.Москве.
Предмет исследования– коррупция в системе Федеральной Налоговой Службы
Информационная база исследования. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции», а также различные законы о противодействии коррупции и иные нормативно-правовые акты, связанные с темой исследования.
Степень разработанности темы исследования представлена следующими положениями. На сегодняшний день большое количество научных работ посвящено исследованию темы разработки антикоррупционного аудита как метода борьбы с коррупционными проявлениями. Среди учёных, которые занимались рассмотрением данного вопроса, можно отметить следующих: С.А. Авакьян, Е.В. Артемов, И.С. Власов, А.А. Глазунова, Н.А. Голованова, И.П. Кененова, А.С. Ковлер, В.Ю. Толоконникова и других.
Методологической основой исследования послужили общенаучные, частно-научные и специальные методы познания. Например, такие, как диалектический, исторический, сравнительно-правовой, статистический, формально-логический, технико-юридический и другие способы научного познания.
Структура работы определяется посредством предмета, объекта, цели и задач исследования. Содержание выпускной квалификационной работы составляют введение, три главы, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Аудит способствует выявлению проблемных моментов, нарушений и несоответствий в сфере противодействия коррупции, что позволяет своевременно принимать меры по их устранению. Он помогает повысить прозрачность и эффективность антикоррупционных мероприятий, а также обеспечить ответственность за нарушения.
Это положение нашло свое правовое закрепление в пункте 6 статьи Федерального закона №273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» и региональном антикоррупционном законодательстве, где указано, что наравне с государственным контролем необходимо развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением российского законодательства о противодействии коррупции. На сегодняшний день в России создается система инструментов и механизмов, позволяющая обеспечить эффективный государственный контроль в сфере противодействия коррупции.
Развитие аудиторской деятельности в этом направлении имеет стратегическое значение для обеспечения целостности и прозрачности системы противодействия коррупции как в государственных структурах, так и в обществе в целом. Аудит является неотъемлемой частью широкого спектра инструментов, направленных на укрепление антикоррупционных практик и формирование нулевой терпимости к коррупции.
Таким образом, актуальность и значимость аудита как механизма противодействия коррупции продолжает возрастать, что подчеркивает его важное место в обеспечении эффективного контроля за соблюдением законодательства и борьбе с коррупцией в современном обществе.
Цель исследования —определить механизмы противодействия коррупции разработать мероприятия по совершенствованию аудита в целях противодействия коррупции в России.
Для реализации поставленной цели формулируются задачи:
-Рассмотреть нормативно правовую базу противодействия коррупции;
-Рассмотреть механизмы проведения аудиторской проверки и её влияния на противодействие коррупции;
- На основании имеющейся практики проведения аудита разработать и обосновать механизмы противодействия коррупции в органах Федеральной Налоговой Службы.
Объект исследования – взаимоотношения налогоплательщиков и государственных гражданских служащих в Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по г.Москве.
Предмет исследования– коррупция в системе Федеральной Налоговой Службы
Информационная база исследования. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции», а также различные законы о противодействии коррупции и иные нормативно-правовые акты, связанные с темой исследования.
Степень разработанности темы исследования представлена следующими положениями. На сегодняшний день большое количество научных работ посвящено исследованию темы разработки антикоррупционного аудита как метода борьбы с коррупционными проявлениями. Среди учёных, которые занимались рассмотрением данного вопроса, можно отметить следующих: С.А. Авакьян, Е.В. Артемов, И.С. Власов, А.А. Глазунова, Н.А. Голованова, И.П. Кененова, А.С. Ковлер, В.Ю. Толоконникова и других.
Методологической основой исследования послужили общенаучные, частно-научные и специальные методы познания. Например, такие, как диалектический, исторический, сравнительно-правовой, статистический, формально-логический, технико-юридический и другие способы научного познания.
Структура работы определяется посредством предмета, объекта, цели и задач исследования. Содержание выпускной квалификационной работы составляют введение, три главы, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Аудит является важным инструментом в системе контроля и надзора за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Теоретические основы аудита как механизма противодействия коррупции представляют собой сложный и многогранный аспект, требующий внимательного изучения и анализа.
Одной из ключевых целей аудита является обеспечение достоверности и объективности финансовой отчетности организации. Проведение аудита помогает выявлять нарушения и ошибки в учете, а также возможные случаи коррупции. Посредством аудиторских проверок можно оценить эффективность внутреннего контроля и выявить уязвимые места, где коррупция может проявиться.
Аудитор, выполняющий свою работу в соответствии с высокими стандартами профессиональной этики и независимости, способен служить эффективным инструментом противодействия коррупции. Путем анализа финансовых операций, документации и процессов управления аудитор выявляет потенциальные риски коррупции и формирует рекомендации по их устранению.
Важным аспектом теоретических основ аудита является принцип независимости и объективности аудитора. Эти принципы обеспечивают непредвзятость и незаинтересованность аудитора в результатах своей работы, что позволяет проводить проверку с высокой степенью достоверности и надежности.
Таким образом, аудит как механизм противодействия коррупции играет важную роль в обеспечении прозрачности и честности финансово-хозяйственной деятельности организаций. С помощью аудиторских проверок можно предотвращать случаи злоупотреблений и коррупции, способствуя устойчивому развитию бизнеса и общества в целом.
Анализ практики проведения аудиторских проверок на предприятиях данной отрасли показывает, что значительных размеров могут достигать хищения, если заказчик вступает в сговор с подрядчиком. Особенно увеличивает риск хищений то обстоятельство, что заказчик и подрядчик являются связанными сторонами. Следует отметить, что нарушения подобного рода в большинстве случаев умышленные, т.е. по своей сути являются мошенничеством. Для выявления подобных нарушений аудитор должен выяснить: не являются ли ответственные работники предприятия-заказчика и предприятия-подрядчика родственниками; не являются ли предприятие-заказчик и предприятие-подрядчик взаимными кредиторами. Наличие подобных обстоятельств существенно усиливает аудиторский риск.
Функции предприятий-подрядчиков сводятся к непосредственному осуществлению строительно-монтажных работ, а также предоставлению всей надлежащей документации по их выполнению заказчику капитального строительства.
Существенное влияние на величину аудиторского риска при проведении аудиторской проверки расходов на осуществление капитального строительства имеет оценка надежности и добросовестности персонала предприятия-подрядчика. Аудитору следует собрать всю возможную информацию о данном предприятии, необходимо оценить репутацию предприятия, его место на региональном рынке строительства, систему хозяйственных связей и т.д.
Нами была проанализирована специфика ведения бухгалтерского учета в области строительства, а так же выделены механизмы проведения аудиторской проверки на объектах капитального строительства. Рассмотрены основные нарушения, возникающие в ходе проведения аудиторской проверки.
Для повышения эффективности противодействия коррупции в работе территориального налогового органа предложены решения в соответствии с международными стандартами аудита, а так же международной практикой противодействия коррупции:
Создание оперативной комиссии внутри инспекции, по отраслевой принадлежности;
Создание единого портала «Экономические правонарушители» от ФНС России в сети интернет, направленного на огласку рассмотренных оперативной комиссией налогоплательщиков, чья реальная деятельность вызывает сомнение;
Внедрение нововведений в систему фонда оплаты труда.
Анализируя указанные выше проблемы и их решения в рамках настоящего исследования, магистрант самостоятельно приходит к выводу о том, что среди имеющихся механизмов противодействия коррупции первостепенная роль должна быть отведена созданию эффективного экономического механизма противодействия, который определяется как совокупность условий, фактически делающих невыгодным заключение коррупционных сделок между должностным и заинтересованным лицом в силу вероятного их пресечения или раскрытия и, как следствие, нанесения более серьезного экономического ущерба сторонам коррупционной сделки, нежели получения возможных благ, а также в силу незаинтересованности лиц, отстаивающих интересы общества и государства, в совершении преступного деяния вследствие отсутствия материальной заинтересованности.
Одной из ключевых целей аудита является обеспечение достоверности и объективности финансовой отчетности организации. Проведение аудита помогает выявлять нарушения и ошибки в учете, а также возможные случаи коррупции. Посредством аудиторских проверок можно оценить эффективность внутреннего контроля и выявить уязвимые места, где коррупция может проявиться.
Аудитор, выполняющий свою работу в соответствии с высокими стандартами профессиональной этики и независимости, способен служить эффективным инструментом противодействия коррупции. Путем анализа финансовых операций, документации и процессов управления аудитор выявляет потенциальные риски коррупции и формирует рекомендации по их устранению.
Важным аспектом теоретических основ аудита является принцип независимости и объективности аудитора. Эти принципы обеспечивают непредвзятость и незаинтересованность аудитора в результатах своей работы, что позволяет проводить проверку с высокой степенью достоверности и надежности.
Таким образом, аудит как механизм противодействия коррупции играет важную роль в обеспечении прозрачности и честности финансово-хозяйственной деятельности организаций. С помощью аудиторских проверок можно предотвращать случаи злоупотреблений и коррупции, способствуя устойчивому развитию бизнеса и общества в целом.
Анализ практики проведения аудиторских проверок на предприятиях данной отрасли показывает, что значительных размеров могут достигать хищения, если заказчик вступает в сговор с подрядчиком. Особенно увеличивает риск хищений то обстоятельство, что заказчик и подрядчик являются связанными сторонами. Следует отметить, что нарушения подобного рода в большинстве случаев умышленные, т.е. по своей сути являются мошенничеством. Для выявления подобных нарушений аудитор должен выяснить: не являются ли ответственные работники предприятия-заказчика и предприятия-подрядчика родственниками; не являются ли предприятие-заказчик и предприятие-подрядчик взаимными кредиторами. Наличие подобных обстоятельств существенно усиливает аудиторский риск.
Функции предприятий-подрядчиков сводятся к непосредственному осуществлению строительно-монтажных работ, а также предоставлению всей надлежащей документации по их выполнению заказчику капитального строительства.
Существенное влияние на величину аудиторского риска при проведении аудиторской проверки расходов на осуществление капитального строительства имеет оценка надежности и добросовестности персонала предприятия-подрядчика. Аудитору следует собрать всю возможную информацию о данном предприятии, необходимо оценить репутацию предприятия, его место на региональном рынке строительства, систему хозяйственных связей и т.д.
Нами была проанализирована специфика ведения бухгалтерского учета в области строительства, а так же выделены механизмы проведения аудиторской проверки на объектах капитального строительства. Рассмотрены основные нарушения, возникающие в ходе проведения аудиторской проверки.
Для повышения эффективности противодействия коррупции в работе территориального налогового органа предложены решения в соответствии с международными стандартами аудита, а так же международной практикой противодействия коррупции:
Создание оперативной комиссии внутри инспекции, по отраслевой принадлежности;
Создание единого портала «Экономические правонарушители» от ФНС России в сети интернет, направленного на огласку рассмотренных оперативной комиссией налогоплательщиков, чья реальная деятельность вызывает сомнение;
Внедрение нововведений в систему фонда оплаты труда.
Анализируя указанные выше проблемы и их решения в рамках настоящего исследования, магистрант самостоятельно приходит к выводу о том, что среди имеющихся механизмов противодействия коррупции первостепенная роль должна быть отведена созданию эффективного экономического механизма противодействия, который определяется как совокупность условий, фактически делающих невыгодным заключение коррупционных сделок между должностным и заинтересованным лицом в силу вероятного их пресечения или раскрытия и, как следствие, нанесения более серьезного экономического ущерба сторонам коррупционной сделки, нежели получения возможных благ, а также в силу незаинтересованности лиц, отстаивающих интересы общества и государства, в совершении преступного деяния вследствие отсутствия материальной заинтересованности.



