АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 12
1.1. Корпоративное образование в развитии кадрового потенциала
промышленных предприятий 12
1.2. Сущность и содержание корпоративного образования 27
1.3. Организация и осуществление корпоративного образования на
предприятиях Группы ЧТПЗ 41
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЖИРОВОК В УСЛОВИЯХ КОРПОРАТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГРУППЫ ЧТПЗ 46
2.1. Стажировка на рабочем месте: сущность, понятие, проблемы 46
2.2. Организационно-педагогические условия проведения стажировок на
предприятиях Группы ЧТПЗ 68
2.3. Разработка положения о стажировке на рабочем месте на предприятиях
Группы ЧТПЗ 88
2.3.1. Сроки, структура и наполнение стажировки 88
2.3.2. Этапы стажировки 88
2.3.3. Оценочные мероприятия 89
2.3.4. Закрепление наставника за стажером 91
2.3.5. Программа стажировки 91
2.3.6. Развитие стажеров 92
2.3.7. Учет стажеров 93
2.4. Разработка адаптивной программы организации и проведения
стажировки на рабочем месте на предприятиях Группы ЧТПЗ 93
2.5. Обобщение опыта и оценка эффективности организации и проведения
стажировок на рабочем месте на предприятиях Группы ЧТПЗ 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 110
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Регламент стажировок 118
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Инвариантная программа стажировки на предприятиях
Группы ЧТПЗ 132
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Оценка наиболее успешных проектов стажеров Группы
ЧТПЗ 139
Актуальность исследования. В условиях развития экономики знаний од¬ним из важных инструментов обеспечения конкурентоспособности компаний является образование, определяемое как система подготовки и переподготовки специалистов, и направленное на расширение конкурентных преимуществ ком¬пании на рынке.
Система корпоративного образования, оказывающая значительное влия¬ние на рост стоимости основных нематериальных активов, прежде всего чело¬веческого и интеллектуального капитала, определяет в современных условиях и стратегию развития системы бизнес-образования в целом, нацеленную на про¬дуцирование инновационной системы накопления информации и управления знаниями.
Важной проблемой управления знаниями в современных компаниях явля¬ется консолидация текущей и стратегической информации внутри организации. В целом требования современного бизнеса оказывают значительное влияние на содержание, формы и методы конкретных обучающих программ. Создавая кор¬поративные университеты управления знаниями, компаниям следует учиты¬вать, что структурирование бизнес-процессов и корпоративных знаний - доста¬точно сложная задача. Знания организации пополняются и обновляются в ре¬зультате обучения сотрудников, организации инновационных исследований, разработки новых направлений развития компании [26, с. 3].
В ходе современных социально-экономических преобразований нашего общества особое внимание уделяется образовательным реформам. В связи с этим, подход к качеству подготовки специалистов становится принципиально иным. Часто это приводит к несоответствию ожиданиям работодателя о сфор-мированное™ у выпускников готовности и способности осуществлять реаль-ную профессиональную деятельность непосредственно после окончания обуче¬ния [20].
Сложившаяся ситуация обусловила возрождение традиции организации профессиональных практикоориентированных стажировок. Данный процесс для крупных работодателей является сложным и ресурсоемким с организаци-онной точки зрения. Тем не менее, благодаря стажировкам студенты могут проходить производственную практику непосредственно по специальности и получить дополнительные возможности для трудоустройства сразу после полу¬чения диплома. Предприятиям такой подход позволяет участвовать в подготов¬ке и обучении рабочих кадров или непосредственно подбирать выпускников технических образовательных организаций в любом регионе страны.
Таким образом, грамотная организация стажировок в крупной наукоем¬кой производственной компании позволяет сформировать основательное кон¬курентное преимущество в виде кадрового потенциала, что обуславливает ак¬туальность исследования.
Противоречия. Проведенный анализ законодательных и нормативных ак¬тов, научно-методической и социальной литературы, связанной с формирова¬нием профессиональных умений и корпоративной адаптации, а также прове¬денные социологические исследования позволили выявить следующие проти¬воречия:
1. Между социальным заказом, возросшей потребностью личности в качественном профессиональном современном образовании и недостаточным фактическим уровнем профессиональной подготовки в вузе.
2. Между необходимостью формирования базовых профессиональных умений студента и недостаточной разработанностью в педагогической науке и практике теоретических представлений о сущности, специфике, оценке и педа¬гогических условиях их формирования в период учебной практики.
3. Между профессиональным заказом, возросшей потребностью рабо¬тодателей в качественно подготовленных студентах всех профессий, готовых работать с современным и инновационным оборудованием и технологиями, ис¬пользовать современные подходы к организации и ведению бизнес-процессов и профессиональной и моральной неготовностью студентов старших курсов и выпускников вузов к выполнению поставленных работодателем задач...
В настоящем исследовании рассматривался один из путей решения про-блемы обеспечения растущего производства квалифицированными инженер-ными кадрами - подготовка специалистов, инженеров и менеджеров в условиях стажировки на предприятих, которые могут быть созданы в структуре отдель¬ных предприятий или совокупности предприятий.
Учитывая специфику исследования, под объединением предприятий мы понимаем совокупность предприятий отрасли, имеющих общую структуру управления (холдинг, АООТ и др.). Под учебным центром мы понимаем струк¬турную единицу в составе кадровой службы объединения предприятий, в рам¬ках которой производится организация и осуществление подготовки требуе¬мых предприятию специалистов.
Под подготовкой кадров в настоящем исследовании понимается процесс организации и проведения стажировки, структура которой состоит из корпора¬тивных, профессиональных дисциплин, а также развивающих личность работ¬ника, в комплексе гарантирующих успешное выполнение профессиональной деятельности.
Для выявления значения и обоснования необходимости подготовки ста-жеров в условиях предприятий, осуществляемой на базе учебных центров, в ходе исследования были рассмотрены роль подготовки требуемых специали-стов в условиях предприятия, роль учебных центров в этой подготовке, особен¬ности организации и осуществления подготовки специалистов в учебных цен¬трах, подходы к ее организации и осуществлению, сущность, понятие и струк¬тура профессиональной компетенции рабочих кадров, возможности проектного обучения для формирования профессиональной компетенции, подходы к его проектированию и применению.
В результате анализа литературы выявлена недостаточная проработан-ность как темы корпоративного образования (институциональный подход), так и тема организационно-педагогических условий организации стажировок на предприятиях промышленного комплекса...
1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: де-ловая игра. - М. : Владос-пресс, 2000. - 332 с.
2. Александрова Т.Л., Зборовский Г.Е., Лемперт В. Профессиональная образование и социальная ответственность на рабочих местах в России и в Германии. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1996. 246 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое по-нимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2007.
4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом : учебник для студ. учрежде-ний сред.проф. образования / Т.Ю. Базаров - 8-е изд., стер. - М. : «Издатель-ский центр «Академия», 2010. - 224 с.
5. Базаров Т. Ю. Внутрифирменное обучение как технология развития кадрового потенциала организации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://noulic. ш.
6. Бабанова И.А. Деловые игры в учебном процессе // Научные иссле-дования в образовании. 2012. С. 123-130.
7. Безденежных Н.В. Внутрифирменное обучение персонала как фор-ма преодоления противоречий между рынком труда и рынком образовательных услуг: Научный доклад. М.: Издательство МГУ им. Ломоносова М.В. 2017. 28с.
8. Бермус А.Г. Экспериментальная программа повышения общепро-фессиональной компетентности работников технического профиля // Специа-лист. 2000, № 3. С. 45-46.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М. : Педа-гогика, 1989. -192 с.
10. Бобиенко О. Ключевые профессиональные компетенции специали-ста // Новые знания. 2003, №1.С. 15-16.
И. Боговиз А. В., Вукович Г. Г. «Совершенствование кадровой поли¬тики предприятия как основа эффективного кадрового менеджмента». Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. Т. 1. № 32. С. 46-50.
12. Буланова-Топоркова М.В. и др Педагогические технологии / Под ред.В.С. Кукушина, М., Ростов н/Д: Изд. центр МарТ, 2010.
13. Быков В.П. Формирование базовых профессиональных умений кур-сантов вуза в период летной практики [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук (13.00.08) / Быков Владимир Петрович; ФГОУ ВПО «Че-лябинская государственная агроинженерная академия», г.Екатеринбург, 2011. - 27 с.
14. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М., 1991.
15. Выбор профессии и личностно-профессиональное самоопределение молодежи: опыт и проблемы. Дискуссионный клуб // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. №2(10)...75