Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК УСЛОВИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА 10
1.1. Сущность понятия «Образовательное пространство» и подходы
к его формированию 10
1.2. Структура, содержание, возможности, преимущества модели
дуального обучения на основе проектного подхода в профессиональном образовании 27
1.3. Компоненты образовательного пространства, их характеристика
и взаимосвязи 39
2. РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ В
РАМКАХ ПРОЕКТА «БУДУЩЕЕ БЕЛОЙ МЕТАЛЛУРГИИ» 44
2.1. Разработка модели образовательного пространства с
применением проектного подхода 44
2.2. Применение предложенной модели для целей реализации
проекта «Будущее Белой металлургии» 64
2.3. Результативность применения корпоративного образовательного
пространства для реализации проекта «Будущее Белой металлургии» 78
2.4. Разработка инструкции внедрения образовательного
пространства и рекомендации по его внедрению в практику работы колледжа 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Проект инструкции формирования образовательного пространства 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Примеры предложений 104
Современный этап развития образования опирается на интенсивное развитие науки и техники, создание новых технологий, что существенным образом влияет на методики обучения в целом и на проведение корпоративного обучения в частности. Высокие темпы обновления знаний, развитие Интернет и средств коммуникации расширяют информационное поле, поэтому образовательные организации уже не является единственным ресурсом для получения знаний. С одной стороны идет объективное расширение образовательной среды (на основе развития информационных технологий), а с другой стороны, это практически не учитывается в организации процесса обучения в образовательных организациях. Эти процессы исследуются с научно-теоретических позиций, но еще не нашли применения в практике образовательных организаций.
Белая металлургия - новый стандарт металлургического производства, возникший в России в 2010 году. Продукция, технологии, квалификация сотрудников предприятий Белой металлургии соответствуют самым жестким современным стандартам, а зачастую опережают требования рынка на несколько лет вперед.
Принципы Белой металлургии были презентованы летом 2010 года, когда Владимир Путин открывал на Челябинском трубопрокатном заводе цех по выпуску труб большого диаметра "Высота 239".
Во всех цехах Белой металлургии внедряются принципы постоянных улучшений. Более половины трубников в новых цехах компании - люди с высшим образованием. ЧТПЗ приветствует и поощряет приобретение сотрудниками новых инженерных специальностей, предоставляет возможности для обучения.
Наряду с освоением новых технологий и производственных мощностей перед промышленной Группой ЧТПЗ встал вопрос о подготовке собственных кадров. Для функционирования новейших цехов требовались квалифицированные кадры, обладающие не только знаниями, но и умениями работы на современном и высокотехнологическом оборудовании. Компания столкнулась с рядом проблем:
- отсутствие кандидатов требуемой квалификации для работы в цехах Белой металлургии;
- высокий средний возраст работников компании;
- недостаточное количество выпускников профильных учебных заведений для покрытия потребностей отрасли;
- миграция наиболее талантливых выпускников школ в близлежащие областные города.
Для решения вышеуказанных проблем была сформулирована задача - обеспечить приток высококвалифицированных молодых сотрудников, не только полностью готовых к требованиям современного производства, но и погруженных в корпоративную культуру - Белую металлургию. Общая потребность группы ЧТПЗ в профессиональных рабочих - около 2 тыс. человек в ближайшие три года. Новые работники не только должны были понимать все аспекты трубного производства, но выполнять требования производственной системы группы ЧТПЗ. Производственная система группы ЧТПЗ - это система организации труда, направленная на повышение эффективности деятельности компании...
Актуальность проблемы недостаточного уровня погружения выпускников проекта «Будущее Белой металлургии» в корпоративную культуру группы ЧТПЗ, а так же недостаточный уровень знания о производственной системе компании достаточно высокая, так как каждый студент проходит дорогостоящее четырехлетние обучение и группа ЧТПЗ ожидает от выпускника не только производственных навыков, но и развитых компетенций определенных работодателем. Особенно данная проблема стала актуальна в условиях быстрых изменений, значительно влияющих на изменения требований работодателя.
В рамках решения проблем погружения выпускников проекта «Будущее Белой металлургии» в корпоративную культуру группы ЧТПЗ, и производственную систему компании в работе:
1) Раскрыта сущность, содержание, форма, модель корпоративного обучения и образовательного пространства
2) Выявлены и систематизированы особенности организации и подходы к формированию образовательного пространства для проведения обучения корпоративным учебным дисциплинам.
3) Разработана модель образовательного пространства для учебной дисциплины, включающая элементы (проблемного обучения, деловые игры, плакаты, презентации и др.), а также сформировано образовательное пространство корпоративной дисциплины «Современные производственные системы».
4) Проведена апробация образовательного пространства
корпоративной дисциплины «Современные производственные системы» с применением проектного подхода, по результатам которой количество примеров применения знаний и навыков студентами в процессе прохождения практик в цехах общества возросла более чем на 60% в схожих группах.
5) Разработан проект инструкции внедрения модели образовательного пространства, описывающий техническую сторону реализации с учетом существующих требований к организации учебных помещений.
В первой главе исследования представлены теоретические основы образовательного пространства, классификация, сущность понятия и подходы к формированию. Конкретизировано понятия «образовательного пространства». Определены этапы реализации проекта дуальной модели образования, на которых должно прорабатываться образовательное пространство. Выделены компоненты, на основании которых разработано образовательное пространство корпоративного обучения группы ЧТПЗ.
Во второй главе исследования:
Разработаны общая модель образовательного пространства и частная модель образовательного пространства корпоративной дисциплины «Современные производственные системы». Описано применение предложенной модели образовательного пространства для нужд реализации проекта «Будущее Белой металлургии» описано проведение апробации образовательного пространства в ходе преддипломной практики студентов IV курса. Результаты сравнительного эксперимента показали, что использование сформированного образовательного пространства в процессе обучения студентов проекта «Будущее Белой металлургии» дисциплине «Современные производственные системы» можно рекомендовать к использованию в остальных корпоративных дисциплинах Группы ЧТПЗ. Для этих целей в соответствии с принятым на АО «Первоуральский новотрубный завод» порядком разработки, построения и оформления инструкций организации была разработана инструкция формирования образовательного пространства, описывающий так же рекомендации по его внедрению в практику работы колледжа.
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.- 272 с.
2. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, ста-новление (динамика и связь времен) / О.С. Анисимов. - М.: «ЛМА», 1996. - 380 с.
3. Анисимов О.С. Основы методологического мышления / О.С. Анисимов. - М.: Внешторгиздат, 1989. - 412 с.
4. Наливайко Н.В. Философия образования как объект комплексного исследования/Н.В. Наливайко, В.И. Паршиков. -Новосибирск, 2002.
5. Асп Э. Введение в социологию/Э. Асп. - М., 1998
6. Бердяев. Н.А.Самопознание (опыт философской автобио-графии). - М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.
7. Бертланфи Л. фон. История и статус общей теории систем //Системные исследования. Ежегодник. 1973. М. 1973. С.20-36.
8. Богуславский М. Авторитарная педагогика - педагогика авторитета / М.Богуславский //Директор школы. - 2002. - № 5. - С.25-28.
9. Богуславский М. Лабиринты манипулятивной педагогики // Директор школы. - 2002. - №9. - С. 35-38.
10. Боден Ж. Метод легкого изучения истории: Антология мировой философии в 4 - х т. Т.2 / Ж. Боден. - М., 1969. - С. 141 -146.
11. Болотов В.А., Сериков В.В. Размышления о педагогиче-ском
образовании //В.А. Болотов, В.В. Сериков. - Педагогика, - №9,
2007. - с.3-11 С.4.
12. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. - СПб.: Из-дательство «Лань», 1999. - 224 с.
13. Борисенков В.П. Поликультурное образовательное про-странство
России: история, теория, основы проектирования: мо-нография/ В.П.
Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк.- М.: Изд-во ООО «Педагогика»,
2006. - 464 с. 92
14. Борисова Т.Ф. Образовательное пространство как фак-тор социального воспитания школьников: Дисс. канд. пед. наук / Т.Ф. Борисова. - М.,1999. - 204 с.
15. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с...61