ЗАЩИТА ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ НА МЕЖДУНАРОДНОМ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗАЩИТЫ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ-
МИГРАНТОВ НА МЕЖДУНАРОДНОМ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЯХ 5
1.1 Понятие защиты прав трудящихся-мигрантов 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование защиты прав трудящихся-
мигрантов 16
1.3 Соотношение международного и внутригосударственного права в
области правовой защиты трудящихся-мигрантов 18
2 МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ НА
МЕЖДУНАРОДНОМ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЯХ 22
2.1 Внутригосударственная защита прав трудящихся-мигрантов 22
2.2 Международная защита прав трудящихся-мигрантов 29
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 36
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗАЩИТЫ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ-
МИГРАНТОВ НА МЕЖДУНАРОДНОМ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЯХ 5
1.1 Понятие защиты прав трудящихся-мигрантов 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование защиты прав трудящихся-
мигрантов 16
1.3 Соотношение международного и внутригосударственного права в
области правовой защиты трудящихся-мигрантов 18
2 МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ НА
МЕЖДУНАРОДНОМ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЯХ 22
2.1 Внутригосударственная защита прав трудящихся-мигрантов 22
2.2 Международная защита прав трудящихся-мигрантов 29
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 36
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. В сферу внимания международного сообщества вопросы решения проблем, связанных с миграцией населения встали особенно остро относительно недавно, несмотря на долгое существование института миграции.
Причины, по которым мигранты покидают свою страну, являются самыми разнообразными: вооруженные конфликты, насилие и террор (Сирия, Афганистан, Пакистан, Ирак), упадок экономики и нищета (государства Африки), дестабилизация политической ситуации (Украина) - эти и другие причины подчеркивают актуальность темы исследования.
Глобальная миграция вызвана такими проблемами, как непрерывный дефицит высококвалифицированных специалистов, процессы «утечки мозгов» в научно-образовательной, медицинской, промышленной и культурной среде. Стоит отметить, что вопросы вынужденной и трудовой миграции населения урегулированы как на универсальном, так и на региональном и международном уровнях.
Развитая система международных организаций по миграции обеспечит эффективность политики и оперативного реагирования Организации Объединенных Наций и международного сообщества на открывающиеся возможности и вызовы, создаваемые международной миграцией. В целях решения проблем, связанных с миграционной ситуацией, государствам необходимо сосредоточиться на выработке эффективной миграционной политики, создании комплекса мер, таких как: нормативное урегулирование, различную помощь странам Ближнего Востока и Африки, решение проблем данных регионов политическим путем, а также изменение политических курсов ведущих государств относительно миграции.
Цель исследования - выявить проблемы правового регулирования защиты прав трудящихся-мигрантов на международном и внутригосударственном уровнях и обозначить пути их решения.
Задачи исследования:
1) проанализировать права трудящихся-мигрантов;
2) соотнести международное и внутригосударственное
регулирование в области правовой защиты прав трудящихся-мигрантов;
3) выявить проблемы и перспективы правовой
внутригосударственной защиты прав трудящихся-мигрантов;
4) выявить проблемы и перспективы правовой международной защиты прав трудящихся-мигрантов;
5) провести анализ правоприменительной практики в сфере защиты прав трудящихся-мигрантов.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования защиты прав трудящихся-мигрантов.
Предмет исследования - нормы законодательства о защите прав трудящихся-мигрантов, международных соглашений России в указанной сфере, доктринальные исследования в области трудового права и международного трудового права о защите прав трудящихся-мигрантов.
Теоретической основой работы являются труды таких ученых как К.А. Бекяшев, И.И. Лукашук, М.Н. Руденко, А.В. Дмитриева, В.А. Тишкова, О.С. Чудиновских и другие.
В процессе исследования были использованы следующие научные методы: диалектический; историко-правовой; системно-структурный; догматический.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, анализа правоприменительной практики, методической разработки, заключения и списка использованных источников.
Причины, по которым мигранты покидают свою страну, являются самыми разнообразными: вооруженные конфликты, насилие и террор (Сирия, Афганистан, Пакистан, Ирак), упадок экономики и нищета (государства Африки), дестабилизация политической ситуации (Украина) - эти и другие причины подчеркивают актуальность темы исследования.
Глобальная миграция вызвана такими проблемами, как непрерывный дефицит высококвалифицированных специалистов, процессы «утечки мозгов» в научно-образовательной, медицинской, промышленной и культурной среде. Стоит отметить, что вопросы вынужденной и трудовой миграции населения урегулированы как на универсальном, так и на региональном и международном уровнях.
Развитая система международных организаций по миграции обеспечит эффективность политики и оперативного реагирования Организации Объединенных Наций и международного сообщества на открывающиеся возможности и вызовы, создаваемые международной миграцией. В целях решения проблем, связанных с миграционной ситуацией, государствам необходимо сосредоточиться на выработке эффективной миграционной политики, создании комплекса мер, таких как: нормативное урегулирование, различную помощь странам Ближнего Востока и Африки, решение проблем данных регионов политическим путем, а также изменение политических курсов ведущих государств относительно миграции.
Цель исследования - выявить проблемы правового регулирования защиты прав трудящихся-мигрантов на международном и внутригосударственном уровнях и обозначить пути их решения.
Задачи исследования:
1) проанализировать права трудящихся-мигрантов;
2) соотнести международное и внутригосударственное
регулирование в области правовой защиты прав трудящихся-мигрантов;
3) выявить проблемы и перспективы правовой
внутригосударственной защиты прав трудящихся-мигрантов;
4) выявить проблемы и перспективы правовой международной защиты прав трудящихся-мигрантов;
5) провести анализ правоприменительной практики в сфере защиты прав трудящихся-мигрантов.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования защиты прав трудящихся-мигрантов.
Предмет исследования - нормы законодательства о защите прав трудящихся-мигрантов, международных соглашений России в указанной сфере, доктринальные исследования в области трудового права и международного трудового права о защите прав трудящихся-мигрантов.
Теоретической основой работы являются труды таких ученых как К.А. Бекяшев, И.И. Лукашук, М.Н. Руденко, А.В. Дмитриева, В.А. Тишкова, О.С. Чудиновских и другие.
В процессе исследования были использованы следующие научные методы: диалектический; историко-правовой; системно-структурный; догматический.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, анализа правоприменительной практики, методической разработки, заключения и списка использованных источников.
Проведенное исследование позволило установить, что статус иностранного работника обеспечивается в нашем государстве целой системой правовых гарантий. Суды общей юрисдикции, несомненно, играют важную роль в защите прав граждан.
Но практика рассмотрения споров с участием иностранцев указывает на несовершенство отдельных правовых норм, снижающих возможности реализации иностранными гражданами права на труд.
В целях повышения эффективности мер защиты прав указанных субъектов целесообразно дополнить действующее законодательство нормой, позволяющей иностранным работникам осуществлять свое право на труд в ситуациях, когда работодатель не выполняет свою обязанность надлежаще оформить фактические трудовые отношения с таким работником, а также когда должному оформлению таких отношений препятствуют обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
Практика рассмотрения споров с участим иностранных работников выявляет несовершенство законодательства, пробелы в правовом регулировании правоотношений, а также факты неверного применения норм материального и процессуального закона.
Такая ситуация указывает на ненадлежащее обеспечение баланса основных прав иностранных работников и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства. В связи с этим внесены предложения по реформированию российского законодательства, целью которых является повышение эффективности действия норм, обеспечивающих защиту прав иностранных работников.
Анализ существующей правоприменительной практики показывает, что действующее российское законодательство не обеспечивает достаточной юридической базы для борьбы с незаконной миграцией. Есть мнение внести изменения и дополнения в ряд законодательных актов Российской
Федерации.
1. В уголовном законодательстве предусмотреть ответственность за организацию незаконного привлечения и использования иностранных гражданин или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации.
2. В административном законодательстве предоставить право осуществления административного задержания должностными лицами органов, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.8, 18.11, 18.12, ч. 3 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Установить четкий порядок исполнения постановлений о назначении административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в формах, предусмотренных частью первой ст. 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепить механизм осуществления процедуры депортации иностранного гражданина в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в законодательной базе Российской Федерации следует более тщательно проработать механизм борьбы с незаконной миграцией. Следует сделать более доступным для трудовых мигрантов и работодателей текст законов и подзаконных актов, создать миграционный кодекс, в котором будут сосредоточены все вопросы миграционной политики.
Стратегия развития социально-трудовых отношений в XXI в., по мнению Международной организации труда (МОТ), должна выстраиваться на основе Концепции достойного труда. Еще в 1999 г. в докладе Генерального директора МБТ «Достойный труд» была выдвинута и обоснована программа достойного труда1.
Речь идет о создании возможностей равного доступа всех трудящихся к фундаментальным правам и свободам - праву на труд, достойному вознаграждению за трудовую деятельность, свободе объединений, принципам равенства возможностей каждого, недопустимости дискриминации и принудительности труда. Эта концепция носит стратегический характер, и названные программные цели в равной степени относятся и к трудящимся-мигрантам.
МОТ рекомендует государствам принимать Страновые программы достойного труда. При этом Международным бюро труда МОТ разработаны статистические базовые показатели объективного измерения достойного труда, позволяющие определить соответствие состояния трудовых отношений в отдельных государствах заявленным целям.
Такие Страновые программы должны содержать согласованную позицию социальных партнеров и государства по вопросам достижения целей достойного труда. Между тем в Российской Федерацию конкретную программу движения к достойному труду и стандарты достойного труда приняла только Федерация независимых профсоюзов (ФНПР).
Полагаем, что программа продвижения достойного труда должна стать, во-первых, обязательным и необходимым разделом Генеральных и коллективных соглашений между полномочными представителями работников, работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства.
Во-вторых, заслуживает поддержки и предложение специалистов начать формирование прочной и развернутой правовой основы на пути к достойному труду с Федеральной целевой программы «Достойный труд».
И, наконец, в-третьих, во все названные правовые акты следует включать специальный раздел, посвященный защите социально-трудовых прав мигрантов.
Эти предложения станут основой для реализации также и итогового документа саммита Организации Объединенных Наций «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (25 сентября 2015 года)». В нем в качестве одной из целей устойчивого развития названа защита трудовых прав, содействие обеспечению надежных и безопасных условий работы для всех трудящихся, включая трудящихся-мигрантов, особенно женщин-мигрантов, и лиц, не имеющих стабильной занятости .
Но практика рассмотрения споров с участием иностранцев указывает на несовершенство отдельных правовых норм, снижающих возможности реализации иностранными гражданами права на труд.
В целях повышения эффективности мер защиты прав указанных субъектов целесообразно дополнить действующее законодательство нормой, позволяющей иностранным работникам осуществлять свое право на труд в ситуациях, когда работодатель не выполняет свою обязанность надлежаще оформить фактические трудовые отношения с таким работником, а также когда должному оформлению таких отношений препятствуют обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
Практика рассмотрения споров с участим иностранных работников выявляет несовершенство законодательства, пробелы в правовом регулировании правоотношений, а также факты неверного применения норм материального и процессуального закона.
Такая ситуация указывает на ненадлежащее обеспечение баланса основных прав иностранных работников и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства. В связи с этим внесены предложения по реформированию российского законодательства, целью которых является повышение эффективности действия норм, обеспечивающих защиту прав иностранных работников.
Анализ существующей правоприменительной практики показывает, что действующее российское законодательство не обеспечивает достаточной юридической базы для борьбы с незаконной миграцией. Есть мнение внести изменения и дополнения в ряд законодательных актов Российской
Федерации.
1. В уголовном законодательстве предусмотреть ответственность за организацию незаконного привлечения и использования иностранных гражданин или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации.
2. В административном законодательстве предоставить право осуществления административного задержания должностными лицами органов, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.8, 18.11, 18.12, ч. 3 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Установить четкий порядок исполнения постановлений о назначении административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в формах, предусмотренных частью первой ст. 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепить механизм осуществления процедуры депортации иностранного гражданина в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в законодательной базе Российской Федерации следует более тщательно проработать механизм борьбы с незаконной миграцией. Следует сделать более доступным для трудовых мигрантов и работодателей текст законов и подзаконных актов, создать миграционный кодекс, в котором будут сосредоточены все вопросы миграционной политики.
Стратегия развития социально-трудовых отношений в XXI в., по мнению Международной организации труда (МОТ), должна выстраиваться на основе Концепции достойного труда. Еще в 1999 г. в докладе Генерального директора МБТ «Достойный труд» была выдвинута и обоснована программа достойного труда1.
Речь идет о создании возможностей равного доступа всех трудящихся к фундаментальным правам и свободам - праву на труд, достойному вознаграждению за трудовую деятельность, свободе объединений, принципам равенства возможностей каждого, недопустимости дискриминации и принудительности труда. Эта концепция носит стратегический характер, и названные программные цели в равной степени относятся и к трудящимся-мигрантам.
МОТ рекомендует государствам принимать Страновые программы достойного труда. При этом Международным бюро труда МОТ разработаны статистические базовые показатели объективного измерения достойного труда, позволяющие определить соответствие состояния трудовых отношений в отдельных государствах заявленным целям.
Такие Страновые программы должны содержать согласованную позицию социальных партнеров и государства по вопросам достижения целей достойного труда. Между тем в Российской Федерацию конкретную программу движения к достойному труду и стандарты достойного труда приняла только Федерация независимых профсоюзов (ФНПР).
Полагаем, что программа продвижения достойного труда должна стать, во-первых, обязательным и необходимым разделом Генеральных и коллективных соглашений между полномочными представителями работников, работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства.
Во-вторых, заслуживает поддержки и предложение специалистов начать формирование прочной и развернутой правовой основы на пути к достойному труду с Федеральной целевой программы «Достойный труд».
И, наконец, в-третьих, во все названные правовые акты следует включать специальный раздел, посвященный защите социально-трудовых прав мигрантов.
Эти предложения станут основой для реализации также и итогового документа саммита Организации Объединенных Наций «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (25 сентября 2015 года)». В нем в качестве одной из целей устойчивого развития названа защита трудовых прав, содействие обеспечению надежных и безопасных условий работы для всех трудящихся, включая трудящихся-мигрантов, особенно женщин-мигрантов, и лиц, не имеющих стабильной занятости .
Подобные работы
- Международно-правовая защита прав трудящихся-мигрантов на
универсальном и региональном уровнях
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - ЗАЩИТА ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Международно-правовые стандарты в области регулирования защиты прав человека в сфере международного бизнеса
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ООН
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ
МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Международный и внутригосударственный контроль за реализацией прав инвалидов
Магистерская диссертация, международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Система договорных органов по правам человека
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Институт индивидуальной жалобы в Европейский суд по правам человека
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



