Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ассоциативно-вербальное поле «Одиночество» в русском языковом сознании

Работа №147382

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы50
Год сдачи2024
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ АССОЦИАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕННОГО АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
1. Тематическая классификация ассоциатов носителей русского языка на стимул «одиночество»
2. Прецедентные феномены по результатам ассоциативного эксперимента
ДИНАМИКА АССОЦИАТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
МОДЕЛЬ АССОЦИАТИВНО-ВЕРБАЛЬНОГО ПОЛЯ «ОДИНОЧЕСТВО»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК СЛОВАРЕЙ И ИСТОЧНИКОВ


Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию ассоциативно-вербального поля «Одиночество» в русском языковом сознании.
Актуальность данного исследования обусловлена: 1) его включенностью в проблематику современной парадигмы научных лингвистических исследований, характеризующуюся вниманием к вербальной репрезентации когнитивных структур человеческого сознания; 2) тем, что стереотипное представление об одиночестве присутствует в любой лингвокультуре, являясь универсалией, но в то же время имеет национально-специфические черты в русском языковом сознании, что требует детального изучения; 3) исследование «одиночества» как одной из доминант современного национального сознания актуально в лингвосоциокультурном аспекте, что предполагает учет зависимости языковой репрезентации глубинных структур знаний на анализируемом синхронном срезе от возраста людей, происходящих в обществе событий и других параметров. Кроме того, на данный момент не было предпринято диссертационных и монографических исследований по изучению ассоциативно-вербального поля «Одиночество» в лингвокогнитивном аспекте.
В качестве объекта исследования выступают русское ассоциативно-вербальное поле «Одиночество»; контексты использования имени поля с помощью свободных поисковых систем в интернет-источниках; данные лексикографических источников русского языка; результаты когнитивного теста.
Предмет исследования - состав и структура ассоциативно-вербального поля «Одиночество»; ассоциативные, тематические, парадигматические, синтагматические, словообразовательные связи имени поля.
Цель работы: семантико-когнитивное моделирование ассоциативно-вербального поля «Одиночество» в русском языковом сознании.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Описать теоретическую базу исследования.
2) Проанализировать словарные дефиниции лексемы одиночество.
3) Провести когнитивный тест с носителями русского языка для выявления субъективных дефиниций понятия одиночество.
4) Провести ассоциативный эксперимент с носителями русского языка с предъявлением слова-стимула одиночество для определения состава ассоциативно-вербального поля.
5) Провести анализ семантики, синтагматических связей и прагматического компонента значения слова-стимула по данным результатов собственного эксперимента в сопоставлении с данными существующих ассоциативных словарей русского языка.
6) Установить организацию ассоциативно-вербального поля и описать его полевую структуру.
Научная новизна исследования заключается в лингвокогнитивном изучении репрезентации совокупности знаний об одиночестве: в выделении когнитивных признаков исследуемого понятия, изучении актуализации этих признаков в языковом сознании, выявлении лингвокультурологического потенциала ассоциатов носителей русского языка.
Гипотеза исследования заключается в том, что лингвокогнитивный анализ вербальных ассоциатов, репрезентирующих ассоциативно-вербальное поле «Одиночество», позволит выявить и описать стереотипное представление об одиночестве, существующее в сознании современной русской языковой личности.
Материалом для исследования служат: данные толковых, идеографических и ассоциативных словарей русского языка; результаты серии ассоциативных экспериментов и когнитивного теста, проведенных с носителями русского языка; контексты интернет-источников....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ассоциативно-вербальное поле (АВП) «Одиночество» выступает как отображение значимого фрагмента национального языкового сознания, вербализует одноименный базовый концепт и фиксирует стереотипное представление об одиночестве в языковом сознании членов этнолингвокультурного сообщества.
В данной работе в рамках лингвокогнитивного подхода проведено три этапа исследования: тематизация ассоциативных представлений, стереотипизация когнитивных представлений и моделирование данных.
Тематизация ассоциативных представлений. В ходе проведенного нами свободного цепочечного ассоциативного эксперимента на стимул «одиночество» со 115 носителями русского языка было получено 514 реакций и, соответственно, 212 типов ассоциатов, которые были интегрированы без учета параметров респондентов (таких, как пол, возраст, образование, семейное положение и характеристика проживания), не повлиявших на результаты эксперимента. Путем тематической классификации были получены 15 тематических групп (ТГ), из которых доминирующими ТГ оказалась «Наименования подавленного эмоционального состояния, отрицательных эмоций» и «Психоэмоциональное восприятие», что указывает на восприятие понятия «одиночество» как негативного эмоционального состояния. Таким образом, отмечается референтное соответствие между результатами тематической категоризации понятия (т.е. ядерными ТГ) и формально-семантическими признаками стимулов. Выделены в отдельный разряд ассоциаты-прецедентные феномены, такие как ядерные ПФ “Одиночество - сволочь, одиночество - скука” (из песни); «Одиночество в сети» (роман) и один в поле не воин (пословица), которые восходят к различным источникам и рассматриваются как инварианты восприятия одиночества в национальной когнитивной базе русского народа.
Анализ тенденций изменений стереотипных представлений носителей русского языка показывает, что ассоциативный потенциал стимулов мало динамичен в связи с тем, что одиночество воспринимается как общечеловеческая панрегиональная эмоция, поэтому сохраняются более константные ассоциаты. Отмечается очевидно значительное расширение ассоциаций тематического типа и широкое представление прецедентных ассоциаций, что показывает, что с течением времени когнитивная база носителей языка обновляется и расширяется.
Стереотипизация когнитивных представлений. По данным лексикографических источников, результатам когнитивного теста и ответам с использованием сайта «ответы mail.ru» были выявлены объективные инвариантные семантические представления, зафиксированные в словарях, и субъективные вариантные когнитивные представления в сознании информантов-носителей русского языка и интернет-пользователей. Словарные определения, субъективные дефиниции и высказывания интернет- пользователей дополняют друг друга, формируя ядерную составляющую стереотипного представления об одиночестве и одиноком человеке.
Понятие «одиночество» интерпретируется как отсутствие общения и компании, состояние изоляции, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями и негативным восприятием своего состояния.
Моделирование данных на основе тематической классификации по данным ассоциативного эксперимента. В качестве итога данной работы предложена модель АВП «Одиночество», которая демонстрирует четко представленное ядро с плавным переходом к периферийным зонам. Полевая структура АВП «Одиночество» характеризуется следующим образом: к ядру относится 49 % ТГ ассоциатов поля, к ближней периферии -16 % ТГ ассоциатов поля, к дальней - 23 % ТГ ассоциатов поля, к крайней - 12 % ТГ ассоциатов поля....


1. Бабушкин А.П., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика и семасиология. Монография. - Воронеж: ООО «Ритм», 2018. - 229 с.
2. Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике. - М.: Индрик, 2005. - 512 с.
3. Белова О.В. Этнические стереотипы по данным языка и народной культуры славян: Этнолингвистическое исследование: автореферат дис. доктора филологических наук. - Москва, 2006. [Электронный ресурс] Режим доступа [URL: https://ruthenia.ru/folklore/belova10.htm] (дата обращения: 15.10.2023).
4. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику. Тамбов: ТГУ, 2014. - 236 с.
5. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание / Воронежский межрегиональный институт общественных наук; Воронежский государственный университет; Московский общественный научный фонд. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. - С. 25-36.
6. Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: ассоциативные нормы как фактор текстообразования // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. Вып. 9. - C. 32-39.
7. Борисова Ю.А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. Т 8. № 1А. - С. 265-275.
8. Бурнаева К.А. Ассоциативное поле как способ моделирования фрагмента языкового сознания // LINGUA MOBILIS. - М.: ООО «Центр интеллектуальных услуг «Энциклопедия», 2011. - №1 (54). - С. 51-58.
9. Васильев Л.М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. - 1971. № 5. - С. 105-113.
10. Васильева Г.М., Ротмистрова О.В. Культурно-географический образ России в лингвокультурологическом аспекте. Монография. Санкт- Петербург: Федеральное гос. Бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Санкт-Петербургский гос. ун-т водных коммуникаций», 2011. - 198 с.
11. Воробьев В.В. К понятию поля в лингвокультурологии (общие принципы) // Русский язык за рубежом. - 1991. - № 5(133). - С. 101-106.
12. Головушкина М.В. Образ англичан в стереотипах российских студентов // Наука. Общество. Государство. - 2013 (1). - C. 177-183.
13. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента - Харьков; Москва: РА - Каравелла, 2001. - 320 с.
14. Гудков Д.Б. Прецедентное имя в когнитивной базе современного русского // Язык. Сознание. Коммуникация. - М.: Филология, 1998. Вып. 4. - С. 82¬93.
15. Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. - М.: Просвещение, 1969. - 184 с....(70)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ