Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование коммуникативных универсальных учебных действий посредством проектной деятельности 7
1.1. Понятие и характер коммуникативных универсальных учебных действий 7
1.2. Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий в содержании Федерального государственного образовательного стандарта 10
1.3. Особенности проектной деятельности на уроках биологии 12
Выводы по I главе 16
Глава II. Изучение и развитие коммуникативных универсальных
учебных действий обучающихся на уроках биологии посредством
проектной деятельности 18
2.1. Изучение уровня коммуникативных универсальных учебных действий
учащихся 6 класса (констатирующий этап эксперимента) 18
2.2. Организация и реализация проектной деятельности в 6 классе на уроке
биологии (формирующий этап эксперимента) 22
2.3. Оценка эффективности проведенной работы (контрольный этап
эксперимента) 39
Выводы по II главе 45
Заключение 46
Библиографический список 49
Приложение 1 56
Приложение 2 57
Приложение 3 66
Приложение 4 68
Актуальность исследования состоит в том, что развитие коммуникативных универсальных учебных действий позволяет повысить необходимый эффект взаимодействия обучающегося с окружающим его обществом. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта, важной задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий. Они позволяют сформировать у школьников умения учиться, способствуют развитию самостоятельности [40].
Повышается научный интерес сегодня к коммуникативной сущности образования как одной из главных идей стандартов второго поколения. Педагоги и ученые ищут оптимальные пути и способы внедрения коммуникативных технологий в педагогическую сферу образования.
Одним из ведущих методов современной педагогики является метод проектов, который позволяет реализовать проекты группой или парой учащихся, и направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся через проектную деятельность, является актуальной проблемой, решение, которой имеет значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом [22].
В своих трудах Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.А. Любинский, Г.К. Селевко, А.В. Усов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий предлагают разные подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий. В научных исследованиях перечисленных авторов не освещаются вопросы формирования коммуникативных учебных действий на уроках биологии.
Цель исследования: изучение и развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии посредством проектной деятельности.
Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные действия.
Предмет исследования: развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 6 класса на уроках биологии посредством проектной деятельности.
Гипотеза: строится на том, что развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 6 класса на уроках биологии возможно посредством проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучить уровень коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 6 класса.
3. Организовать и реализовать проектную деятельность в 6 классе на уроке биологии.
4. Оценить эффективность проведенной работы, сформулировать выводы по работе.
Методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ литературы, обобщение).
2. Эмпирические методы:
• психолого-педагогический эксперимент;
• метод количественной и качественной обработки результатов;
• метод наблюдения.
Практическая значимость. Практическая значимость состоит в том, что результаты, могут быть использованы педагогами для развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 6 класса на уроке биологии, посредством проектной деятельности.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Сетовская СОШ» Советского района, села Сетовки. Всего в эксперименте приняли участие 11 детей 6 класса, в возрасте 12-13 лет. Экспериментальное исследование проводилось с сентября 2017 года по май 2018 года.
Апробация исследования: Работа прошла апробацию на предзащите выпускной квалификационной работе 21.03.2018 года и 16.05.2018 года. Выступление с докладом по теме исследования. По теме выпускной квалификационной работы была написана статья «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии посредством проектной деятельности. Статья была опубликована, в сборнике «Развитие личности в образовательном пространстве», который составлен по итогам проведения 16-й Всероссийской научно-практической конференции (18 мая 2018 год).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения и библиографического списка и приложения.
Во введении сформулирован методологический аппарат исследования. В теоретической части рассмотрен характер и понятие коммуникативных универсальных учебных действий. Выделены критерии оценивания универсальных учебных действий в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Выделены особенности проектной деятельности на уроке биологии. В экспериментальной части описано психолого-педагогическое исследование, оно посвящено изучению и развитию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 6 класса на уроках биологии посредством проектной деятельности. В заключении сформулированы основные выводы по работе. Библиографический список состоит из 52 информационных источников. В приложение включены план наблюдения, приведены таблицы показывающие уровни развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на констатирующем этапе эксперимента. В Приложение 3 представлен бланк ответов на задания во время проведения проектной деятельности. В приложение 4 включены таблицы повторной диагностики, определения уровня коммуникативных универсальных учебных действий на контрольном этапе эксперимента.
Федеральный государственный образовательный стандарт, на сегодняшний день, предполагает формирование коммуникативных универсальных учебных действий [20]. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; объединяться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В состав коммуникативного блока универсальных учебных действий входят следующие действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации [15].
Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы обучающихся. Проект направлен на выработку самостоятельных исследовательских умений. Способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам [51].
При изучении коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 6 класса, можно сделать вывод, что на констатирующем этапе эксперимента, обучающиеся имеют особую значимость в образовательном процессе: уровень сформированности коммуникации и ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.
Овладение учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями способствует не только развитию, умению взаимодействовать с другими людьми, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и влияет на благополучие их будущей жизни.
На формирующем этапе эксперимента было разработано два проекта на тему «Фотосинтез» и «Вегетативное размножение комнатных растений» направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 6 класса на уроках биологии. Применялись некоторые виды коммуникативных универсальных учебных действий для их повышения. Для решения второй задачи определили уровень коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 6 класса. В ходе исследования определили, что у учащихся средний уровень коммуникативных универсальных учебных действий.
Таким образом, оценка эффективности проведенной работы показывает, что при повторной диагностики уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий значительно повысился. Результаты исследования свидетельствует о том, что гипотеза нашла подтверждение, а именно, что развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии возможно посредством проектной деятельности. Таким образом, уроки биологии могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся [22].
После проведения исследования можно сделать вывод, если с учащимися в дальнейшем работать по развитию коммуникативных универсальных учебных действий, то их уровень будет постепенно расти.
Можно сделать вывод, что проведение проектной деятельности способствовало развитию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 6 класса на уроке биологии.
Таким образом, цель достигнута, задачи исследования были решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
2. Батуев, А.С. Биология [Текст]: большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А.С. Батуев и др. - 3-е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2011. - 847 с.
3. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 192 с.
4. Беркалиев, Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы [Текст] / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицина. - Спб.: КАРО, 2008. - 144 с.
5. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст] / К.М. Гуревич - М.: Высшая школа, 2008. - 80 с.
6. Дмитриенко, З.И. Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий средствами различных учебных предметов [Текст] / З.И. Дмитриенко и др. // Сибирский учитель. - 2011. - № 2. - С. 20-28.
7. Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий [Текст] / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 49-57.
8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханова. - М.: Изд-во «Академия», 2006. - 208 с.
9. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения) [Текст]: учебное пособие / В.П. Зинченко, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. - М., 2002. - 432 с.
10. Как проектировать универсальные учебные действия [Текст]: от действия к мысли Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2008.- 213 с.
11. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС [Текст] / О.В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 50-51.
12. Козюренко, М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения [Текст] / М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 15-19.
13. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: монография / А.К. Колеченко; пособие для преподавателей. - СПб: КАРО, 2002. - 368 с.
14. Компетентностный подход как новое качество образования [Текст]: / Д.А. Иванов, Д.А. Иванов, Л.Ф. Иванова, В.К. Загвоздкин, А.Г. Каспржак. - М.: Чистые пруды 2007. - 32 с.
15. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2008. -39 с. - Стандарты второго поколения.
16. Крайнева, Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий [Текст] / Т.А. Крайнева // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 24-30.
17. Кухтинская, И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Текст] / И.В. Кухтинская // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 13-15.
18. Лернер, Г.И. Роль учебно - методического комплекса в формировании универсальных учебных действий на уроках биологии [Текст] / Г.И. Лернер // Биология в школе. - 2010. - № 8. - С. 27-30.
19. Лернер, Г.И. Стандарты нового поколения и формирование универсальных учебных действий [Текст] / Г.И. Лернер // Биология в школе. - 2011. - № 7. - С. 24-303.
20. Либеров, А.Ю. Педагогическая технология формирования системы универсальных учебных действий [Текст] / А.Ю. Либеров // Биология в школе. - 2010. - № 9.- С. 25- 27.
21. Локтионова, И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении [Текст] / И.Ю. Локтионова // Начальная школа. - 2010. - № 12. - С. 4-9.
22. Макаренко, Т.А. Применение проектов в воспитательной работе со школьниками с целью формирования нравственных качеств [Текст]: Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества. Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ "Education, forward! - II" - 2014. - С. 514-518.
23. Марина, А.В. Вопросы школьного учителя биологии о проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС [Текст] / А.В. Марина, С.Н. Трифонова, Т.В. Новаева // Биология в школе. — 2014. — № 5. - С. 16-23.
24. Марина, А.В. Готовность школьных педагогов к реализации ФГОС общего образования как социальная проблема [Текст] / А.В. Марина, Е.В. Баранова // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе: материалы международной заочной научно-практической конференции. 25 февраля 2015г. / Под ред. Т.Т. Щелиной, Ю.Е. Болотина; Арзамасский филиал ННГУ. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. -247 с.
25. Марина, А.В. Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования [Текст] / А.В. Марина, М.А. Кадетова // Молодой ученый. -2015. - № 23. — С. 29-34.
26. Марина, А.В. Переход на ФГОС основного общего образования: проблемы в деятельности учителя биологии и пути их решения [Текст] / А.В. Марина, Е.А. Галкина, О.Б. Макарова // Биология в школе. — 2016. -№ 1. - С. 17-24.
27. Мягкоступова, О.В. Исследовательский практикум на основе обобщающего биологического эксперимента экологической направленности [Текст] / О.В. Мягкоступова, В.М. Назаренко // Химия в школе. - 2007. - № 5. - С. 55-62.
28. Немерещенко, Л.В. Теория и практика образования [Текст] / Л.В. Немерещенко // Научно-практический журнал «Завуч» - М. - 2006. - № 5. - С. 4-8.
29. Пелепейченко, Е.С. Проектная деятельность в современной педагогике [Текст] / Е.С. Пелепейченко // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2009. - № 3. - С.268-270.
30. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников [Текст]: пособие для учителя / К.Н. Поливанова, - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
31. Полякова, Н.В. Перспективные школьные технологии [Текст] / Полякова Н.В. // Научно-практический журнал «Завуч» - М. - 2005. - № 5. - С. 38-56.
32. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Составитель Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. — Стандарты второго поколения.
33. Разуваева, В.Ю. Умение слушать собеседника — коммуникативное универсальное учебное действие [Текст] / В.Ю. Разуваева // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 22-24.
34. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: Учебное пособие / Д.Я. Райгородский,- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.
35. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко // Школьные технологии. М., - 2002. - № 3. - С. 5-173.
36. Татьянченко, Д.В. Развитие общеучебных умений школьников [Текст] / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Народное образование школьников. 2003. - № 8. - С. 115-126.
37. Токарева, М.И. Алгоритм организации проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования [Текст] / М.И. Токарева // Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей / Отв. ред. И.В. Фролов; Мин.обр.науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ— Арзамас: 2015.- С 673-676.
38. Токарева, М.И. Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности [Текст] / М.И Токарева А.В. Марина // Молодой ученый. — 2016. — № 21. — С. 934-937.
39. Урих, И.В. «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках биологии» [Текст] / И.В. Урих // Научно-методический журнал «Концепт». - 2013. - № 39. - С. 101-106.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
41. Фокина, М.В. Условия реализации успешного учебного проекта [Текст] / М.В. Фокина // Справочник классного руководителя. -2014. - № 1. -С. 43-51.
42. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность [Текст]: учебно-методическое пособие / С.С. Татарченкова, С.В. Телешов / Под ред. С.С. Татарченковой. - СПб.: КАРО, 2008.-160 с.
43. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования [Текст] / Российская академия Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. 79 с.
44. Хочу все знать! [Текст]: большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта: [наука, путешествия, культура, религия, техника, космос, политика, человек: для чтения взрослыми детям] / отв. ред. Л. Кондрашова; пер. с англ. А. Зыковой, К. Молькова, О. Озеровой. - Москва: Эксмо, 2012. - 438 с.
45. Худин, А.Н. Управление современной школой [Текст] / А.Н. Худин // Научно-практический журнал «Завуч» - М. - 2006.- № 6. - C. 125-126.
46. Шакина, Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества [Текст] / Г.В. Шакина // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 5. - С. 17-22.
47. Шишов, С.Е. Компетентный подход к образованию как необходимость [Текст] / С.Е. Шишов, И.Г. Агапов // Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 4. - С. 8-19.
48. Воровщиков, С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции [Электронный ресурс]. Электрон. / С.Г. Воровщиков // Эйдос: интернет-журнал. 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http: // www.eidos.ru/journal.ru 15 Jan. 2018 20:30:45.
49. Гуманитарный портал [Электронный ресурс]. Электрон. http: // psyera.ru 12. Jan. 2018 23:07:35.
50. Развитие познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных УУД на уроках биологии [Электронный ресурс]. Электрон. - Режим доступа https: // www.open-lesson.net/1610/.ru 18 Jan. 2018 19:40:35.
51. Холостяков, В.А. Практикум по биологии в школе - комплексный подход к формированию универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. Электрон. - Режим доступа https: // open- lesson.net/1590/ 23 Jan. 2018 21:56:12.
52. Хуторской, A.B. Современные педагогические инновации на уроке [Электронный ресурс]. Электрон. / A.B. Хуторской // «Эйдос»: интернет-журнал. 2007. - № 7. - Режим доступа: http: //
www.eidos.ru/journal.ru 28 Dec. 2017 16:47:31.