ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ 5
1.1. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ЛОЯЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА 5
1.2 ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ 12
1.3 ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ (ДЕСТИНАЦИИ) 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ В СКФО 33
2.1 ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ В СКФО 33
2.2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ В СКФО 48
2.3 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ 55
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ В СКФО 63
3.1 ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ В СКФО 63
3.2 ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ В СКФО 65
3.3 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ В СКФО 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена теми процессами и явлениями, которые сегодня происходят не только в туристской отрасли, но и в обществе и экономике. В условиях постоянной конкуренции между туристскими дестинациями, остро встает вопрос привлечения посетителей и их удержания, стимулирования для повторного и последующих посещений, формирования у них положительных впечатлений от посещения той или иной туристской территории.
Наличие постоянных потребителей туристского продукта или услуги, туристского направления, не только способствует повышению уровня доходов туристской дестинации, но и обеспечивает снижение расходов на различные маркетинговые мероприятия, поскольку туристы, которые остались довольны пребыванием на туристской территории, будут не только сами туда возвращаться, но и привлекать туда друзей, оставлять положительные отзывы, то есть заниматься продвижением этой территории среди потенциальных путешественников.
Закрепление положительного имиджа туристской территории в глазах путешественников и туристов возможно не только за счет качественного сервиса, развитой туристской инфраструктуры, предоставления комплекса культурно-развлекательных мероприятий, но и за счёт создания у потребителей ощущения важности и нужности. Этого можно добиться, в том числе, и за счёт предоставления путешественникам каких-то преимуществ и привилегий при посещении туристской территории.
Предоставление таких преимуществ и привилегий должно быть не просто разовым мероприятием, это должна быть комплексная программа, которая будет на протяжении длительного времени стимулировать туристов использовать эти преимущества.
Формирование программы лояльности туристской территории позволит повысить уровень удовлетворенности посетителей, создаст условия для их постоянного возвращения, увеличит продолжительность пребывания, привлечет новых клиентов, обеспечит рост объемов потребления дополнительных товаров и услуг. Это будет способствовать устойчивому развитию туристической деятельности, повышению экономического потенциала территории и укреплению ее имиджа как привлекательного туристического направления.
Объектом исследования является туристская территория в Северо – Кавказком Федеральном округе (СКФО) Российской Федерации.
Предмет исследования - деятельность по формированию комплексной программы лояльности туристской территории в Северо – Кавказском Федеральном округе (СКФО).
Цель исследования - разработать рекомендации по формированию комплексной программы лояльности туристской территории в СКФО.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретико – методологические основы формирования комплексной программы лояльности туристской территории.
2. Провести анализ современного состояния туристской территории в СКФО.
3. Разработать комплексную программу лояльности туристской территории в СКФО.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнение понятия комплексная программа лояльности туристской территории, в выделение ее ключевых структурных элементов, в систематизации деятельности по ее формированию, а также в изучение зарубежного и отечественного опыта применения программ лояльности туристской территории.
Практическая значимость исследования состоит в применение разработанной программы по привлечению и удержанию посетителей туристской территории в СКФО.
Теоретическую базу исследования составляет перечисление и краткое описание теоретических аспектов, в рамках которых проходит исследование. Также теоретическую базу исследования составили работы как отечественных, так и зарубежных авторов.
Программа лояльности туристской территории — это стратегическая маркетинговая инициатива, направленная на привлечение посетителей на определённую территорию (группу территорий), и в основе которой лежит механизм стимулирования (система стимулов) к повторному посещению определённой туристской территории, увеличению длительности своего пребывания на ней, приобретению дополнительных товаров и услуг.
Ключевая целью любой программы лояльность состоит не просто в получение прибыли, а получение лояльного клиента, получение его расположения и одобрения к продукту, услуге или туристской дестинации в целом.
В рамках данной работы была предпринята попытка выделения ключевых элементов комплексной программы лояльности туристской дестинации. Были выделены следующие структурные элементы: механизм реализации, система поощрений, способ взаимодействия с участниками, финансовая модель программы, продвижение программы и участники. Впоследствии эти элементы были использованы для описания Программы лояльности «Клуб путешественников Кавказа».
Северо-Кавказский федеральный округ имеет большой потенциал для развития туризма, который в настоящее время реализован в незначительной степени, при этом темпы развития отрасли отстают от среднероссийских, что говорит о недостаточности принимаемых мер по созданию условий для развития туризма.
Объем туристских услуг, оказанных населению в Северо-Кавказском федеральном округе, ежегодно растет, однако экономический вклад туризма в валовой внутренний продукт на территории округа является крайне низким.
В регионах СКФО отмечается достаточно стабильная динамика к улучшению показателей развития туризма. Отмечается рост туристического потока, увеличение численности людей, размещённых в коллективных средствах размещения, рост числа самих коллективных средств размещения, в том числе санаторно - курортных организаций и организаций отдыха.
Отрицательная динамика наблюдается по численности иностранных туристов, размещённых в коллективных средствах размещения. Есть регионы, где отмечается снижение численности лица размещённых в санаторно-курортных, но в целом, если рассматривать общую картину, то можно отметить, что развитие туристских территорий по этим показателям идет стабильно.
Рост числа КСР во многом обусловлено реализацией на туристских территориях региональных и федеральных программ, цель которых состоит именно в развитии сферы туризма. Кроме того, программы и проекты направлены на продвижение этих территорий, на формирование их положительного имиджа.
Как показал анализ развития туристской территории в СКФО, отмечается такая проблема, как неравномерное распределение антропогенной нагрузки. Были выявлены территории, которые стали драйверами роста турпотока в СКФО, и регионы, которые продемонстрировали худшие результаты.
Наиболее перегретыми оказались такие регионы как Ставропольский край - 30% от всего турпотока в регион, Карачаево-Черкесская Республика - 24,5% и Республика Дагестан - 19,8%. Самым востребованным регионом, с высокими темпами роста стала Республика Дагестан, среди регионов с низкой долей туристов, но высокими темпами роста можно выделить Чеченскую Республику и Республику Северная Осетия. Самым отсталым регионом стала Республика Ингушетия.
Полученные данные свидетельствует о необходимости диверсификации туристского продукта среди регионов СКФО. Для диверсификации туристского потока на территории СКФО был создан комплексный маркетинговый продукт, который включает размещение, транспорт, экскурсионное обслуживание, питание по более выгодной цене.
Участники Программы лояльности «Клуб путешественников Кавказа» — это туристы, путешествующие по СКФО и зарегистрировавшиеся в программе.
Участниками программы со стороны бизнеса будут базы отдыха и горнолыжные базы; Чиндирчеро» (Республика Дагестан), «Армхи» (Республика Ингушетия), «Эльбрус» и «Чегет» (Кабардино-Балкарская Республика), «Домбай» и «Архыз» (Карачаево-Черкесская Республика), «Цей» (Республика Северная Осетия - Алания), «Ведучи» (Чеченская Республика) и «Сосновый рай» (Ставропольский край); гостиницы и гостиничные комплексы, например, отель «Армхми», база отдыха «У реки», Гостевои дом Беини и другие, рестораны и кафе и пр.
Для стимулирования участия организаций и предприятий в программе, со стороны ее организаторов, будет предоставляться комплекс мер поддержки: компенсация недополученных доходов в результате предоставления скидок и оплаты баллами; участники программы будут включены в туристические буклеты, для них будут разработаны меры по продвижению; будут оказываться маркетинговые услуги; частично данным объектам будут возмещены расходы в связи с развитием. Но это при условии их постоянного и добросовестного участия в данной программе.
Реализация комплексной программы лояльности туристской территории в СКФО позволит государству вывести большую часть бизнеса из серой зоны, снизит антропогенную нагрузку на регионы, увеличит поступления в бюджет (за счет роста налоговых отчислений от гостиниц, отелей, баз и пр. бизнес-структур), повысит конкурентоспособность региона, привлечет дополнительные инвестиции, в том числе и иностранные, снизит уровень безработицы.
В целях реализации программы лояльности туристской территории в СКФО были разработаны несколько туристских маршрутов, в рамках которых туристам предлагается посещение достопримечательностей в регионах СКФО.
В состав маршрутов были включены как востребованные (точки роста туристского потока), так и менее востребованные и популярные направления среди туристов. Расходы на реализацию программы со стороны государства составят 553063,44 тыс. руб. Планируется, что за счет реализации Программы лояльности «Клуб путешественников Кавказа», рост валовой добавленной стоимости туристской индустрии регионов за пять составит 15,6% (планируемое увеличение показателя в результате роста турпотока).
1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 10.03.2024)
2. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» [Электронный ресурс]. https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/nacionalnyy_proekt_turizm_i_industriya_gostepriimstva// (дата обращения: 10.03.2024)
3. Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. № 369-р [Электронный ресурс]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328939/85c6632fc82fb024b2be39839c6273b3f84971fe/ (дата обращения: 10.03.2024)
4. Постановление Правительства РФ «О государственной программе Республики Дагестан «Развитие туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов в Республике Дагестан на 2014-2018 годы» [Электронный ресурс]. https://docs.cntd.ru/document/460221311 (дата обращения: 10.03.2024)
5. Стратегия развития АО «КАВКАЗ.РФ» до 2026 года и на перспективу до 2031 года. Утверждена Советом директоров АО «КАВКАЗ.РФ». Протокол № 106 от «28» декабря 2022 г.
6. Распоряжение Правительства республики Ингушетия от 27 января 2022 года N 28-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Республике Ингушетия до 2035 года» [Электронный ресурс] https://docs.cntd.ru/document/406314463 (дата обращения: 10.03.2024)
7. Методические рекомендации по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма (утв. Минкультуры России 06.05.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287438/ (дата обращения: 10.03.2024)
8. Helsinki Card. Что такое карта Хельсинки Кард и что в нее входит [Электронный ресурс]. URL: https://otdyhbeztura.com/world/finland/helsinki-card.aspx (дата обращения: 10.03.2024)
9. Абабков, Ю. Н. Маркетинг в туризме : учебник / под ред. проф. Е.И. Богданова. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 214 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-019701-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2134041 (дата обращения: 18.03.2024). – Режим доступа: по подписке.
10. Аигина Е. В., Кружалин К. В. Современные проблемы и перспективы развития туризма в регионах северокавказского федерального округа //Туризм и национальные проекты российской федерации. – 2022. – С. 27-34.
11. Александров В. В., Гевондян А. В. Роль государственного корпоративного сектора в развитии финансовой базы индустрии туризма в СКФО //Фундаментальные исследования. – 2019. – №. 2-13. – С. 2871-2875.
12. Ананьева Ю. К., Романишина Т. С. Туристские программы лояльности: российский опыт внедрения в деятельности туристско-информационных центров //Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса. – 2021. – С. 26.
13. Андросенкова А. А. Повышение потребительской активности на основе программ лояльности //Стратегическое управление: теория, практика и проблемы. – 2020. – С. 15-20.
14. Бизнес-технологии в туризме и гостеприимстве - 2021: сборник статей научных докладов по итогам Всероссийской студенческой научной конференции 31 марта 2021 г. / под ред. О. Е. Афанасьева, Е. В. Юдиной. - Москва : РГУТиС , 2021. - 424 с. - ISBN 978-5-00048-037-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1861569 (дата обращения: 20.03.2024)
15. Борисова, Е. Г. Статистика туризма : учебное пособие / Е. Г. Борисова, С. А. Галкин, Н. А. Галкина. - Москва : Издательство «Аспект Пресс», 2022. - 168 с.
...
61 источник