Введение 3
Глава I. Литературный обзор 5
1.1 Метапредметные результаты обучения химии в школе 5
1.2 Универсальные учебные умения 6
1.3 Использование средств обучения на уроках химии 10
Глава II. Разработка уроков по химии с использованием средств обучения .. 19
2.1 Урок по теме «Кислород» 21
2.2 Урок по теме «Озон. Аллотропия кислорода» 30
2.3 Урок по теме «Классификация химических реакций 34
2.4 Урок по теме «Сера. Аллотропные модификации. Физические и
химические свойства 40
2.5 Урок по теме «Сера и ее соединения» 45
Выводы 49
Список использованных источников и литературы 50
Приложения 54
Актуальность исследования
На современном этапе развития общества, на пути его демократизации происходит реформирование школы, главной задачей которой, должно стать воспитание деятельной, самостоятельной личности. Задача школы заключается в раскрытии индивидуальности учеников, в их способности к самостоятельному освоению нового материала, к решению возникающих учебных и жизненных задач.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет в качестве главных результатов не предметные компетенции, а личностные и метапредметные, т.е. универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [33].
Универсальные учебные действия - обобщенные способы действия учащихся, направленные на организацию своей учебной деятельности, на формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Термин универсальные учебные действия (УУД) в широком смысле означает «умение учиться», в более узком значении - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [10].
В настоящее время происходит расширение информационного пространства школьника с одновременным смещением его приоритетов от школы к средствам массовой информации.
Внедрение в школу Федерального государственного стандарта нового поколения подталкивает преподавателей, перестать быть «непогрешимыми» носителями знаний, а ставить перед обучающимися проблему, чтобы они сами делали свои открытия, формулировали выводы и принимали решения.
Стремление разрешить поставленные учебные и жизненные задачи предопределило центральную проблему исследования: выявление условий эффективного процесса формирования универсальных учебных действий учащихся посредством использования средств обучения на уроках химии.
Цель исследования: формирование УУД с помощью средств обучения химии.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс обучения химии с использованием проблемных ситуаций и средств обучения химии.
Предмет исследования - процесс влияния системы дидактических средств на формирование познавательного интереса и мотивационной сферы учащихся.
В соответствии с целью, объектом и предметом были сформулированы основные задачи исследования:
1. анализ учебно-методической литературы по выбранной теме исследования;
2. анализ средств обучения используемых на уроках для развития метапредметных умений;
3. разработка уроков формирующих УУД с использованием различных средств обучения.
Для выполнения поставленных задач, были разработаны и проведены уроки по химии с использованием различных средств обучения: учебник, учебное оборудование, демонстрационные модели и приборы, технические средства обучения, кинофрагменты, слайды и таблицы.
Для достижения поставленной цели исследования использовались, в основном, проблемно-поисковые методы обучения.
1. Проанализированы литературные источники по выбранной теме исследования.
2. Показано, что средства обучения, используемые на уроках химии, способствуют формированию УУД.
3. Разработаны и проведены уроки, формирующие УУД с использованием различных средств обучения.