РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6
КЛАССОВ 6
1.1. Универсальные учебные познавательные действия в условиях
реализации ФГОС 6
1.2. Дидактический потенциал темы «Признаки делимости» для
формирования универсальных учебных познавательных действий обучающихся 5-6 классов 14
1.3. Условия развития универсальных учебных познавательных действий у
обучающихся 10-11 классов в процессе изучения темы «Признаки делимости» 21
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ» 31
2.1. Цели и содержание методики развития универсальных учебных
познавательных действий обучающихся 5-6 классов 31
2.2. Формы, методы, средства деятельности обучающихся 5-6 классов,
направленные на формирование универсальных учебных познавательных действий 41
2.3. Описание педагогического эксперимента и его результатов 48
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Приложение А 68
Приложение Б 71
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6
КЛАССОВ 6
1.1. Универсальные учебные познавательные действия в условиях
реализации ФГОС 6
1.2. Дидактический потенциал темы «Признаки делимости» для
формирования универсальных учебных познавательных действий обучающихся 5-6 классов 14
1.3. Условия развития универсальных учебных познавательных действий у
обучающихся 10-11 классов в процессе изучения темы «Признаки делимости» 21
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ» 31
2.1. Цели и содержание методики развития универсальных учебных
познавательных действий обучающихся 5-6 классов 31
2.2. Формы, методы, средства деятельности обучающихся 5-6 классов,
направленные на формирование универсальных учебных познавательных действий 41
2.3. Описание педагогического эксперимента и его результатов 48
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Приложение А 68
Приложение Б 71
Актуальность исследования: С внедрением новых государственных образовательных стандартов, теперь уже третьего поколения, только получение знаний, умений и навыков, получаемых обучающимися, отходит на второй план. Задачей современных школ является личностное и познавательное развитие школьников.
Основной целью, которую должны ставить себе педагоги школ - научить обучающихся самостоятельно учиться, добывать знания, которые также будут важны после выпуска из образовательных учреждений. В качестве инструментов выступают универсальные учебные действия. Учебный предмет «математика» имеет все возможности для их формирования, но для этого необходимо создавать некоторые условия в образовательном процессе. Именно
Для нашего исследования интерес будут представлять универсальные учебные познавательные действия. Затруднением для многих школьников является работа с текстом, а именно поиск и выделение необходимой информации. Также большинство имеют трудности с анализом, сравнением объектов, умением строить речевые высказывания, приводить доказательства, нуждаются в дополнительных разъяснениях после получения инструкции к заданию. Учебные методические комплексы не имеют такого количества заданий, которые бы смогли на достаточном уровне сформировывать универсальные учебные познавательные действия, способствующие самостоятельности. Поэтому учителям необходимо вводить методики, которые справлялись бы с данной задачей.
Отсюда можно выделить основное противоречие: между
необходимостью формирования универсальных учебных познавательных действий в процессе обучения и недостаточной методической разработки.
Именно поэтому разработанные нами задания, методы, которые могут применяться в качестве примера для учителя, будут актуальны.
Научная проблема исследования состоит в разработке методики обучения математике, способствующей развитию универсальных учебных познавательных действий обучающихся 5-6 классов в процессе изучения темы «Признаки делимости».
Объект исследования: процесс обучения математике в 5-6 классах.
Предмет исследования: развитие универсальных учебных
познавательных действий у обучающихся 5-6 классов в процессе изучения темы «Признаки делимости».
Гипотеза: если разработать в соответствии с дидактическими
условиями методику и использовать ее в процессе обучения математике обучающихся 5-6 классов, то она будет способна повысить уровень универсальных учебных познавательных действий.
Цель исследования разработать и экспериментально проверить методику развития универсальных учебных познавательных действий у обучающихся 5-6 классов в процессе изучения темы «Признаки делимости».
Для достижения цели исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы охарактеризовать понятие универсальных учебных познавательных действий;
2) Выделить дидактические условия развития универсальных учебных познавательных действий в рамках образовательного процесса;
3) Разработать комплекс практических заданий, направленный на развитие универсальных учебных познавательных действий у обучающихся 5-6 классов при изучении темы «Признаки делимости»;
4) Разработать элементы, которые входят в методику развития универсальных учебных познавательных действий у обучающихся 5-6 классов при изучении темы «Признаки делимости» и апробировать ее в опытно-экспериментальной работе....
Основной целью, которую должны ставить себе педагоги школ - научить обучающихся самостоятельно учиться, добывать знания, которые также будут важны после выпуска из образовательных учреждений. В качестве инструментов выступают универсальные учебные действия. Учебный предмет «математика» имеет все возможности для их формирования, но для этого необходимо создавать некоторые условия в образовательном процессе. Именно
Для нашего исследования интерес будут представлять универсальные учебные познавательные действия. Затруднением для многих школьников является работа с текстом, а именно поиск и выделение необходимой информации. Также большинство имеют трудности с анализом, сравнением объектов, умением строить речевые высказывания, приводить доказательства, нуждаются в дополнительных разъяснениях после получения инструкции к заданию. Учебные методические комплексы не имеют такого количества заданий, которые бы смогли на достаточном уровне сформировывать универсальные учебные познавательные действия, способствующие самостоятельности. Поэтому учителям необходимо вводить методики, которые справлялись бы с данной задачей.
Отсюда можно выделить основное противоречие: между
необходимостью формирования универсальных учебных познавательных действий в процессе обучения и недостаточной методической разработки.
Именно поэтому разработанные нами задания, методы, которые могут применяться в качестве примера для учителя, будут актуальны.
Научная проблема исследования состоит в разработке методики обучения математике, способствующей развитию универсальных учебных познавательных действий обучающихся 5-6 классов в процессе изучения темы «Признаки делимости».
Объект исследования: процесс обучения математике в 5-6 классах.
Предмет исследования: развитие универсальных учебных
познавательных действий у обучающихся 5-6 классов в процессе изучения темы «Признаки делимости».
Гипотеза: если разработать в соответствии с дидактическими
условиями методику и использовать ее в процессе обучения математике обучающихся 5-6 классов, то она будет способна повысить уровень универсальных учебных познавательных действий.
Цель исследования разработать и экспериментально проверить методику развития универсальных учебных познавательных действий у обучающихся 5-6 классов в процессе изучения темы «Признаки делимости».
Для достижения цели исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы охарактеризовать понятие универсальных учебных познавательных действий;
2) Выделить дидактические условия развития универсальных учебных познавательных действий в рамках образовательного процесса;
3) Разработать комплекс практических заданий, направленный на развитие универсальных учебных познавательных действий у обучающихся 5-6 классов при изучении темы «Признаки делимости»;
4) Разработать элементы, которые входят в методику развития универсальных учебных познавательных действий у обучающихся 5-6 классов при изучении темы «Признаки делимости» и апробировать ее в опытно-экспериментальной работе....
В нашей работе были рассмотрены понятия универсальных учебных познавательных действий (УУПД). На основе этих понятий нами было определено, что УУПД - умственные действия, которые направлены на процесс самостоятельного получения и использования обучающимися знаний, как в рамках учебного процесса, так и в дальнейшей жизни. Рассмотрена классификация А.Г. Асмолова, который выделяет общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблемы.
Проанализирован дидактический потенциал темы «Признаки делимости», изучаемой в 5-6 классах. На основании сделанных выводов были разработан комплекс заданий по теме «Признаки делимости», направленный на формирование и развитие УУПД.
Были рассмотрены методы и модель обучения, даны их понятия, определены их этапы. К ним относятся проблемный метод, эвристическая беседа, веб-квест, перевернутый класс. После чего нами были разработана методика с применением данных методов и модели обучения по теме «Признаки делимости» для обучающихся 5-6 классов.
Данная методика была апробирована нами в педагогическом эксперименте, целью которого являлась проверка выдвинутой нами гипотезы. Результаты показали, что разработанная с дидактическими условиями методика способна повысить уровень универсальных учебных познавательных действий у обучающихся 5-6 классов, т.к. результаты после проведенной методики в экспериментальном классе улучшились.
Таким образом, цель и задачи нашей работы были достигнуты, и выдвинутая нами гипотеза экспериментально подтвердилась.
Проанализирован дидактический потенциал темы «Признаки делимости», изучаемой в 5-6 классах. На основании сделанных выводов были разработан комплекс заданий по теме «Признаки делимости», направленный на формирование и развитие УУПД.
Были рассмотрены методы и модель обучения, даны их понятия, определены их этапы. К ним относятся проблемный метод, эвристическая беседа, веб-квест, перевернутый класс. После чего нами были разработана методика с применением данных методов и модели обучения по теме «Признаки делимости» для обучающихся 5-6 классов.
Данная методика была апробирована нами в педагогическом эксперименте, целью которого являлась проверка выдвинутой нами гипотезы. Результаты показали, что разработанная с дидактическими условиями методика способна повысить уровень универсальных учебных познавательных действий у обучающихся 5-6 классов, т.к. результаты после проведенной методики в экспериментальном классе улучшились.
Таким образом, цель и задачи нашей работы были достигнуты, и выдвинутая нами гипотеза экспериментально подтвердилась.
Подобные работы
- Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе занимательного материала
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ
ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, математика и информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ ПЕРВОГО КУРСА НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





