Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРУКТУРА ОБРАЗА ГЕРОЯ-РАССКАЗЧИКА В МАЛОЙ ПРОЗЕ М.Ю. ЕЛИЗАРОВА (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)

Работа №147332

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 7
1.1. Сопоставление автора и героя-рассказчика 7
1.2. Тема маленького человека в сборнике рассказов «Мы вышли покурить на
17 лет...» 11
Глава 2. Фигура героя-рассказчика в сборнике М. Елизарова
«Госпиталь» 16
2.1. Портрет, биография и мировоззрение героя-рассказчика 16
Глава 3. Фигура героя-рассказчика в сборнике М. Елизарова «Мы вышли покурить на 17 лет...» 24
3.1. Мотив движения и покоя как показатель становления характера героя в
сборнике М. Елизарова «Мы вышли покурить на 17 лет.» 24
3.2. Мотив одиночества героя-рассказчика в сборнике М. Елизарова «Мы
вышли покурить на 17 лет.» 31
3.3. Тема любви в сборнике рассказов «Мы вышли покурить на 17 лет.» 33
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 40
Приложение № 1. Конспект урока по литературе в 10 классе на тему «Творчество М. Елизарова. Герой-рассказчик в прозе Елизарова» 44
Приложение № 2. Фрагменты рассказов М. Елизарова 56

Под термином «герой-рассказчик» нами понимается и подразумевается образ рассказчика, действующего героя произведения, участника тех или иных сюжетных линий действия, который, помимо обладания - тоже в разной степени - отчетливыми чертами характера и поведения, выполняет также сложнейшую функцию повествователя всего произведения в целом.
Уже в творчестве великих зачинателей реализма (каждый из которых «начинал» с романтизма) - Пушкина, Гоголя, Лермонтова важное место за­нимает изображение рассказчика как самостоятельного и самоценного образа-характера. В 1830-е годы характерная для крепнущего реализма акти­визация интереса к жизни народа, к судьбе «маленьких людей» приводит к появлению таких оригинальных «Я»-рассказчиков, как Белкин и другие «Я» его «Повестей», как пасичник Рудый Панько («Вечера на хуторе близ Ди- каньки»), как Поприщин («Записки сумасшедшего»). Читатель видит дей­ствительность, преломленную в их чувствах и мыслях, сквозь их «интонаци­онные фильтры» пропущено все повествование, так что в этих произведениях существует два объекта изображения и осмысления: реальная действитель­ность (объективная реальность, прошедшая «обработку» в авторском художе­ственном сознании) и вымышленный внутренний мир героя-рассказчика, опосредствованно связанный с действительностью, хотя и порожденный в недрах художественного бытия [Егорова 2014: 164].
Обращение к творчеству М. Елизарова обусловлено рядом причин, среди которых: 1) Уровень «проблематичности» текста, т.е., по И.Ю. Чере­пановой, наличие негативной лексики [Черепанова 2014: 10]. Елизаров обильно использует обсценную лексику, детально описывает разнообразные орудия убийства и сами убийства, половые извращения, за что его упрекает в эпигонстве В.Г. Сорокин [Сорокин 2003]. Но надо понимать, что Елизаров при кажущейся «чернушности» описываемого насмехается как над табуиро- ванием тем, так и над самим процессом разрушения табу. Как пишет Е. Пого­релая в «Вопросах литературы», постмодернизм изживает себя в произведе­ниях Елизарова, он логически продолжает линию постмодернизма до его следующей стадии [Погорелая 2009: 13]; 2) особое мировидение самого писателя, смешение в его творчестве разных направлений, например, вкрап­ления реализма в намеренно создаваемую нереальную картину мира. Жанро­вая и эпистемологическая неопределённость приводят к тому, что фарс сосед­ствует с прозой; 3) отсутствие в современных исследованиях структурирован­ного образа героя-рассказчика в прозе Елизарова.
Современные стилистические исследования, посвящённые образу рас­сказчика в художественном тексте, в первую очередь рассматривают его соот­ношение с образом автора. Такой подход, бесспорно, оправдан, поскольку степень отдаления образа рассказчика от образа автора имеет важнейшее тек - стообразующее значение: она определяет уровень субъективации повествова­ния, точку видения, стиль повествования в целом [Горшков 2008: 167]. Од­нако, образ рассказчика соотносим не только с образом автора: чем обширнее набор языковых средств выражения образа рассказчика в тексте, чем этот образ рельефнее и осязаемее, тем большую «свободу» он обретает в плане взаимодействия с другими текстовыми элементами и структурами и тем бо­лее широкое пространство открывает для исследования.
Так, на сегодняшний день образ героя-рассказчика требует расширения границ своего понимания, что необходимо рассмотреть на примере творче­ства писателя - современника, выявляя при этом особенности мировидения писателя.
Объект данного исследования - фигура героя-рассказчика в сборниках рассказов М. Елизарова «Госпиталь» и «Мы вышли покурить на 17 лет...».
Предмет - портрет, биография, мировоззрение и судьба героев-рассказ­чиков в сборниках рассказов М. Елизарова «Госпиталь» и «Мы вышли поку­рить на 17 лет.».
Актуальность исследования обусловлена интересом к образу героя- рассказчика и её трансформациям в литературоведческой науке последних десятилетий, а также неоднозначностью автобиографичной прозы Елизарова критиками и литературоведами.
Кроме того, в науке не представлено комплексного исследования о специфике образа героя-рассказчика в творчестве М. Елизарова, с чем и свя­зана новизна представленного исследования.
Целью данной работы является рассмотрение общих повторяющихся черт героя-рассказчика в сборниках малой прозы М. Елизарова, выявление особенностей образа героя-рассказчика.
Для реализации заданной цели были определены следующие задачи.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Малая проза М. Елизарова оказалась наиболее репрезентативной для всего творчества писателя. В ней прослеживается не только характерный ав­торский стиль, но история жизни определенного лица, раскрывающаяся в таких знаковых произведениях писателя, как «Госпиталь», «Зной», «Мы вы­шли покурить на 17 лет...», «Я вернусь» и многих других.
В результате проведенного исследования нам удалось определить специфику образа героя-рассказчика в современной отечественной литерату­ре на основе анализа сборников рассказов «Госпиталь» и «Мы вышли поку­рить...» Елизарова.
Елизаров удивительным образом объединяет сразу несколько языковых пластов внутри традиции обсценной лексики - от приблатненного говора вче­рашних братков из девяностых до армейского фольклора. Следовательно, данный язык написания не может не отразиться на многогранной фигуре ге­роя-рассказчика, создавая универсального человека, разностороннего по со­держанию.
Подводя итоги, можно сказать, что рассматриваемые нами сборники рассказов - автобиографичны и раскрывают картину жизни отдельно взятого человека - Елизарова, развития его личности в связи с общественной дей­ствительностью эпохи, показывают путь становления личности, его психо­логические травмы и трудности жизни.
Опираясь на анализ фигуры героя-рассказчика, мы можем уверенно заявить, что перед нами представлена фигура одного и того же человека, на это указывает биография (родной город - Харьков), образование (филологи­ческое), внешний вид (высокий рост и длинные черные волосы), болезнь (язва желудка), музыкальное увлечение (игра на гитаре), неоднозначность семейного положении и частое обращение к герою рассказчика по имени: «Миша».
Важно отметить, что практически каждый рассказ Елизарова проник­нут мотивом одиночества. В этом состоянии герой-рассказчик находится в постоянном поиске себя, убегает от проблем и внутренних переживаний раз­ными способами: знакомится с новыми девушками, стараясь с помощью их общества заглушить боль («Маша»); уходит в странствие, терзая себя жаждой и голодом («Зной»); старается получить одобрение своих действий со сторо­ны («Кэптен Морган»), но все эти действия, несмотря на наличие однокурс­ников/ знакомых/ семьи (той, где вырос и той, что построил сам) сопровождаются одиночеством.
Герой-рассказчик Елизарова - человек, закрытый в своем внутреннем мире и переживаниях, отчужденный от внешнего мира. Мотивы одиночества и любви у Елизарова тесно переплетены между собой, в его малой прозе мы встречаем немало любовных мотивов, но акцент делается на разочарованиях и неудачах. Все женщины, встречающиеся на пути героя, хладнокровно и безжалостно оставляют его, либо он сам, чувствуя в себе силу большую, чем та, что он видит в возлюбленных, пользуется их расположением и уходит в свой собственный мир.
Отрицание женской личности, игнорирование ее чувств и уникально­сти дополняет образ героя-рассказчика, вся сила и жизненная энергия кото­рого заключена в нем самом; только он, без чьей-либо помощи способен справиться со всеми трудностями и психологическими проблемами.
Таким образом, мы выделяем основные черты героя-рассказчика.
1. Сила и уверенность не только во внешнем, но и во внутреннем проявлении.
2. Герой-рассказчик пребывает в своем мире и переживаниях, анализи­рует происходящие события
3. Он одинок. Несмотря на большое количество людей, которое его окружает, главный помощник в поиске себя - он сам.
4. Нахальный, агрессивный и импульсивный.
5. Способность приспособиться даже к самым тяжелым ситуациям, не­соответствующим нормам его морали и нравственности.
В заключение отметим, что изучение образа героя-рассказчика того или иного художественного произведения помогают расширить границы понима­ния мировидения автора. В частности, соотнесение черт героя-рассказчика с биографией Елизарова позволяет четче обозначить позицию главного героя. Он предстает перед читателем в момент поиска скрытой истины, отрицания существующего движения жизни, направленного в тупик; на помощь к герою приходят множество бытийных ситуаций, который алогичными и абсурд­ными вопросами приводит его к истине. Трансформируясь, герой получает возможность выйти в иной мир, обрести свой путь.
Таким образом, особенности характера героя-рассказчика позволяют Елизарову говорить о «вечном», о масштабных проблемах человеческого бытия. Его герой всегда озабочен нравственными и философскими поисками, что может поспособствовать пониманию учащимися проблемы поиска себя в жизни, самоидентификации (что особенно актуально в указанном возрасте) в результате чего они могут прийти к решению уже существующего в их жизни конфликта или предотвратить его появление.
Перспективой исследования является существенное расширение мате­риала исследования за счёт привлечения других произведений Елизарова. Кроме того, перспективным представляется углубленное изучение транс­формаций героя-рассказчика в прозе писателя в целом.


1. Аствацатуров А. Архаический ритуал в творчестве Михаила Елизарова (на материале рассказа «Мы вышли покурить на семнадцать лет...» // Текст и традиция. Альманах: Сборник статей. СПб.: Росток, 2022. С.153-173.
2. Басинский П.В. Опубликован новый сборник рассказов Михаила
Елизарова // Российская газета. 2012. № 248.
URL: https://rg.ru/2012/10/26/rasskazi.html (дата обращения:
06.06.2023).
3. Безрукавая М. Концепция человека в романах М.Елизарова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4 (34). С.30-44.
4. Белькинд В. Образ «маленького человека» у Пушкина и Достоевского. Псков: Министерство Просвещения РСФСР, 1968. 148 с.
5. Бурмистрова Ю. Интервью с Михаилом Елизаровым: «Русский писатель - иностранец в России...» // Новая карта русской литературы. Москва. 2008. URL: http://www.litkarta.ru/dossier/elizarov- interview/dossier 21995/ (дата обращения: 06.06.2023).
6. Веселовский А. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л.: Художественная литература, 1940. 520 с.
7. Горшков А. Русская стилистика и стилистический анализ произведений словесности // Образ автора и образ рассказчика: Сборник задач и упражнений / Под ред. Ю.М. Папяна и М.М. Шитьковой. М.: Литературный институт им. А.М. Горького, 2008. С 160-186.
8. Дворцова Н. Метафизические сказки Михаила Елизарова // Художественная литература, критика и публицистика в системе духовной культуры: Сборник Тюменского государственного университета. Вып. 7. 2010. С. 160-167.
9. Елизаров М. Госпиталь // Повести и рассказы. М.: Издательство Ад Маргинем Пресс, 2009. 272 c.
10. Елизаров М. Мы вышли покурить на 17 лет... // Сборник рассказов. М.: Издательство АСТ, 2012. 253 с.
11. Егорова Л. История русской литературы ХХ века. Первая половина. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. 450 с.
12. Ефремова Т. Новый словарь русского языка. Толково­
словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. 1084 с.
13. Жиндеева Е., Дергунова Н. Миф о советской эпохе в исполнении В. Ерофеева и М. Елизарова: опыт сравнительно-сопоставительного анализа двух произведений // Гуманитарные науки и образование. Филология. 2011. № 1. С. 64-69.
14. Караев Н. Михаил Елизаров: «Я был бы за красных!» // DzD.ee. 2011.
URL: https://rus.postimees.ee/409646/mihail-elizarov-ya-byl-by-za-
krasnyh (дата обращения: 18.06.2023).
15. Колмакова О. Поэтика метаморфозы в прозе М. Елизарова // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2015. № 1 (36). С. 223-232....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ