Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Структурно-семантическая организация заглавий художественных произведений для детей и работа с ними на уроках русского языка

Работа №147330

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
3
Глава 1. Заглавие художественного произведения в лингвистическом аспекте

1.1. Сущность понятия заглавие и его основные функции

1.2. Структурно-семантические классификации заглавий

1.3. Формальная организация предложения

1.4. Семантика структурных схем

Глава 2. Структурно-семантическая организация художественных произведений для детей

2.1. Развитие читательской компетентности подростков в современном образовательном процессе

2.2. Формально-семантическая организация заглавий серии книг Д.А.
Емца «Таня Гроттер»

2.3. Формально-семантическая организация заглавий серии книг Д.А.
Емца «Мефодий Буслаев»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А. Структурно-семантические схемы заглавий

Приложение Б. Элективный курс по русскому языку с конспектом урока



Роль заглавия художественного текста трудно переоценить. Заглавия изучаются в различных аспектах - литературоведческом, нарратологическом, герменевтическом, лингвистическом, семиотическом и др. Теме заглавия даже посвящена отдельная научно-практическая конференция «Феномен заглавия», которая ежегодно проводится РГГУ с 1995 года.
По мнению И.Б. Делекторской, проблема заглавия до момента обращения филологов к его поэтике являлась беллетристической, а в 1990-х годах начала трансформироваться в академическую [Делекторская 2005].
Неоднозначен объём понятия: ряд учёных выдвигает термин «заголовочно-финальный комплекс», в состав которого, помимо непосредственно названия, они включают также предисловие, а в случае с драматургическим произведением и список действующих лиц.
Заглавие наряду с другими элементами относится к паратексту [Куликовская 2016]. Одним из элементов паратекста является оглавление. Во многих произведениях художественной литературы каждая глава также имеет заглавие, которое очень важно для понимания как конкретной части текста, так и восприятия его в целостности. Отношения между названными элементами сопоставимо с системой составляющих в общем синтаксисе.
В бесчисленном количестве статей учёными различных научных школ и направлений рассматриваются особенности заглавий в произведениях конкретных авторов. Цель нашей работы - проанализировать структурно­семантическую организацию заглавий в произведениях современной детской литературы. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1) изучить научную литературу по теории формальной организации предложения;
2) выяснить, какие функции выполняет заглавие художественного произведения;
3) проанализировать заглавия произведений, предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста, с точки зрения их структуры и семантики.
Объектом исследования являются заглавия художественных произведений, предметом - структурно-семантическая организация заглавия в современной детской литературе. В качестве материала для исследования были избраны серии книг Д.А. Емца «Таня Гроттер» (2002-2012 гг.), «Мефодий Буслаев» (2004-2017 гг.).
Актуальность настоящей работы определяется предпочтительностью жанра фэнтези в подростковой среде и, в то же время, небольшим исследовательским интересом к особенностям конкретных художественных произведений названного жанра.
В большинстве работ о серии книг «Таня Гроттер» поднимается вопрос о том, пародия это или плагиат, серия упоминается во многих педагогических и социологических исследованиях в связи с изучением читательских предпочтений детей и подростков. Филологи также не обошли вниманием книги Д. Емца - серию «Таня Гроттер» так или иначе рассматривают в своих статьях следующие учёные: В.В. Белоусова, О.С. Осипова, Чжэн Гуанцзе, Е.Е. Ткаченко и др.
Серии «Мефодий Буслаев» посвящены статьи: М.А. Бельковой - «Ономастическое шаржирование в художественном тексте (на примере номинаций главного героя литературного сериала Д. Емца «Мефодий Буслаев»)», К.С. Чугуновой - «Замена компонентов крылатого выражения с изменением семантики исходных фразеологических единиц в прозе Д. Емца», В.В. Белоусовой - «Роль неомифонимов и авторских мифоапеллятивов в создании художественного образа»».
Романы, вошедшие в серию «ШНыр», лишь иногда упоминаются в статьях о творчестве автора в целом. Например,
В перечисленных работах произведения анализируются литературоведческой и с лингвистической точек зрения, однако в лингвистическом плане акцент ставится на лексических, более редко - на морфологических особенностях. Синтаксическая устроенность заглавий вышеупомянутых серий до настоящего времени не становилась предметом отдельного исследования. Этим обстоятельством и обусловлена научная новизна данной выпускной квалификационной работы....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, всё вышеизложенное подтверждает, что заглавие художественного текста имеет первостепенную значимость при его комплексном анализе. Заглавия выполняют определённые функции - общие и частные, однако это свойство подлежит градации. Какие именно функции будет выполнять конкретное название зависит от его типа.
Существует множество семантических классификаций заглавий. Исследователи характеризуют их с разнообразных позиций: концептуально - фактуальной наполненности (И.Р. Гальперин), связи с компонентами композиции (А.В. Ламзина), связи с текстом (И.В. Арнольд), связи с глубинным смыслом текста произведения (С.Д. Кржижановский) и т.д. Структурные классификации сводятся в основном к типологии простых предложений.
Результаты исследования читательских предпочтений младших подростков подтвердили приоритетность для них литературы фэнтези по причине наличия в произведениях этого жанра характерных особенностей, соответствующих потребностям возраста младших подростков. Представление об этом позволяет наметить пути формирования читательской компетенции подростков и развития интереса к предметам гуманитарного цикла.
Сопоставительный анализ формально-семантической организации оглавлений серий книг Д.А. Емца привёл к следующим выводам. В обеих сериях названия книг по семантике соответствуют актантному типу. Однако в структурном отношении заглавия серии «Таня Гроттер» однотипны, в то время как заглавия серии «Мефодий Буслаев» более разнообразны.
Серии отличаются в количественном отношении и, соответственно, числом названий составляющих их глав. Заглавия обеих серий кодифицируются по одинаковому принципу. Различия проявляются в наличии или отсутствии структур разного типа. Например, в первой из рассмотренных серий наличествуют заглавия, реализующие не подлежащно-сказуемостные двухкомпонентные схемы без финитного глагола с лексически неограниченным компонентом, иначе называемые слитнопредикативными. Тогда как во второй серии они отсутствуют.
Особенностью обеих серий является наличие (хоть и в небольшом процентном отношении) осколочных заглавий и заглавий, построенных по фразеосхемам.
В целом прослеживается последовательное усложнение автором заглавий. Соотношение построенных по однокомпонентным и двухкомпонентным минимальным структурным схемам в сериях отличается незначительно, как не очень существенно различаются и противопоставления по иным дефинициям.
Аллюзивные заглавия, преобразованные фразеологизмы, средства звукописи встречаются в оглавлениях обеих серий. Однако если в оглавлении серии «Таня Гроттер» языковая игра и приёмы художественной выразительности и применяется, то не настолько интенсивно, как в серии «Мефодий Буслаев». Графическое оформление оглавлений для серии «Таня Гроттер» не характерно. Использование представления о числе 13 как о мистическом иногда встречается в оглавлении «Тани Гроттер», но в заглавиях серии «Мефодий Буслаев» становится демонстративнее.
Большинство заглавий в обеих книжных сериях реализуют структурную схему N1, что связано с номинативной функцией, наиболее характерной для заглавия как такового. Выполняют названия глав рассмотренных серий и прочие предписанные им общие функции. Что же касается частных, то, думается, для многих заглавий серии «Таня Гроттер» весьма характерна эстетическая, а для заглавий серии «Мефодий Буслаев» приоритетной является аттраткивная. И в одной, и в другой серии присутствуют названия, способные выполнять оценочно-прогнозирующую, экспрессивную, смыслообразующую функции по отдельности или совокупно.


1. Асратян З.Д. - Тематическая и концептуальная роль заглавия в художественном произведении/ Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. №2, С. 488-491
2. Белов В.А. - Роль заглавий в пропозициональной организации нарратива (на материале романа А. Белого «Петербург»)/ Вестник Череповецкого государственного университета №2, 2010, С. 41-45
3. Белов В.А., Громова В.В. Современные читательские предпочтения подростков и юношества // Библиосфера - 2014. - №1. - С. 31-37
4. Белоусов К.И., Зелянская Н.Л. - Моделирование понятийного потенциала термина заглавие/ Известия высших учебных заведений. Поволжский район. Гуманитарные науки. Филология. 2008 №4, С. 62-70
5. Белошапкова В. А. Современный русский язык - 2-е изд. испр. и доп. - М: Высшая школа, 1989. - 800 с.
6. Белькова М.А. - Ономастическое шаржирование в художественном тексте (на примере номинаций главного героя литературного сериала Д. Емца «Мефодий Буслаев») // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием (8 февраля 2013 г.). Ч. 1. - Екатеринбург: УрФУ, 2013. - С. 170-177.
7. Веселова Н.А. - Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика /Н.А. Веселова: Автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 1998. - С. 24 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com
8. Веселова, Н. А., Орлицкий Ю.Б. Заметки о заглавии (в русской поэзии
80-90-х годов) // Арион. -1998. -№ 1. Журнальный зал. [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/arion/1998/1/zametki-o-
zaglavii.html (дата обращения: 16.05.2020).
9. Данилова Е.А. - Глагольные односоставные предложения в функции газетного заголовка/ZInternational Journal of Humanities and Natural
Sciences, vol.1, part 2. Филология. - 2016. - С. 139-142.
10. Делекторская И.Б. Имя книги. Девятая научная конференция «Феномен заглавия. Заголовочно-финальный комплекс как часть текста» Z И.Б. Делекторская. ZZ НЛО. - 2005. - № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2005/6/imya-knigi-devyataya- nauchnaya-konferencziya-fenomen-zaglaviya-zagolovochno-finalnyj- kompleks-kak-chast-teksta.html (дата обращения: 16.05.2020).
11. Епифанова М.В. К вопросу о сегодняшних читательских предпочтениях подростков: «единообразие многообразия» //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 15. - М., 2010. - С.159-163.
12.Загороднов, Д. Г. Современное состояние изучения феномена заголовка медийного текста ZZ Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 7 (188). Вып. 41. - С. 56-60.
13.Зырянова С.А. - Историческая эволюция заглавия художественного произведенияZZ Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. №1 - С. 291-295
14. Карашулакова М.Ж. - Синтаксические особенности заголовочных
конструкций газетных текстовZZВестник КазНУ. Серия филологическая, №2(132).2011 - С. 101-105. [Электронный ресурс]. URL:
http: //philart.kaznu.kz/index. php/1 -FIL/article/view/873/840
15. Клапова Е.В. Читательская компетенция как метапредметный образовательный результат ZZ ИнфоУрок. [Электронный ресурс]. URL: http: //infourok.ru/chitatel skaya-kompetenciya-kak-metapredmetniy- obrazovatelniy-rezultat-761532.html (дата обращения: 16.11.2019).....31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ