Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 8
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития старшеклассников 8
1.2 Периодизация подготовки лыжников 10
1.3 Основные методы и средства, применяемые в лыжных гонках 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УЛУЧШЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 25
2.1. Особенности применения современных физкультурно-оздоровительных
технологий (СФОТ) при подготовке лыжников-гонщиков 25
2.2. Особенности питания и применения фармакологических средств в
подготовке лыжников 15-17 лет 31
2.3 Особенности применения технических и физиотерапевтических средств
при подготовке лыжников-гонщиков 43
2.4. Особенности психологической подготовки лыжников 15-17 лет 49
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 15-17
ЛЕТ 57
3.1. Анализ исходных результатов 57
3.2. Методика подготовки лыжников-гонщиков 15-17 лет, с использованием инновационных методик и технологий, направленных на улучшение результата.. 58
3.3. Анализ результатов исследования и их обсуждение 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Лыжный спорт один из самых тяжелых и требовательных к уровню физического развития видов спорта. Огромное разнообразие дисциплин, многообразие дистанций от спринта в 1500 метров до марафонов в 50-70 километров заставляет лыжников быть готовыми всегда и ко всему, так сказать «универсальными солдатами». Конечно, на уровне сборной команды страны есть четкое разграничение на спринтеров, дистанционщиков (марафонцев) и «средневиков», «классистов» и «конькистов», но на других уровнях спортсменам приходится проявлять себя во всех дисциплинах.
В нашей стране лыжные гонки входят в десятку самых популярных видов спорта и является доступным для многих групп населения. На мировой спортивной арене российские лыжники как правило входят в группу лидеров, демонстрируют стабильные и высокие результаты на протяжении многих лет. Внутри страны очень серьезная конкуренция, причиной которой является не только огромное количество занимающихся, но и очень высокий уровень подготовки тренерского состава. Но все понимают, что в данном виде спорта требуется комплексное развитие всех физических качеств человека. После того, как физическая подготовка проведена на отлично многие тренеры сталкиваются с проблемой прекращения роста результатов у перспективного спортсмена и данная проблема приводит многих в тупик.
Для решения такой проблемы нужно заглянуть немного назад, в тот возраст, где спортсмен становится более ответственным и объективным к себе. Старшая школа - 15-17лет, это и есть время, в которое комплекс подготовки спортсмена наполнен различными средствами и методами, которые запомнятся лыжником и принесут эффективный результат.
В возрасте 15-17 лет темпы роста организма спортсмена падают. Разница между детьми с ранним и поздним развитием нивелируется, организм спортсмена превращается в почти взрослый, нагрузки становятся почти как у взрослых спортсменов, помимо этого увеличивается психо-эмоциональная нагрузка как со 5
стороны родителей и учителей (старший школьный возраст) так и со стороны сверстников (товарищи-конкуренты и внимание противоположного пола). В это сверхнагруженное время (с 15 до 17 лет) у тренера стоит задача подготовить высококвалифицированного спортсмена-универсала для всех дистанций и стилей.
Для того чтобы подготовить спортсмена высокого уровня становится недостаточно развития одних физических качеств и улучшения инвентаря, чего хватало раньше. Придется успевать за мировым прогрессом в науке, технологии, педагогике и физическом воспитании. Необходимо подходить к тренировке и соревнованиям с различных сторон, применяя новые методики и технологии, постоянно используя новое во всем: тренировке, восстановлении, отдыхе.
Конечно, большой спорт и фармакология на сегодняшний день неразрывно связаны из-за огромных нагрузок на организм человека, но мы считаем, что до 18 лет дети не использовали серьезные препараты для повышения результатов, даже по разрешению/указанию врача. Такой метод конечно проще для тренера, но ведь он не интересен для спортсмена.
В нашей работе мы предложим свое видение подготовки школьников старшего школьного возраста, опираясь на базовую классическую физическую подготовку лыжника с применением психологической подготовки, а также используя современные физкультурно-оздоровительные технологии, современные технические средства, традиционные и нетрадиционные виды деятельности.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс лыжников-гонщиков.
Предмет исследования - методика подготовки лыжников-гонщиков 15-17 лет.
Цель работы: разработать комплексную методику подготовки лыжников- гонщиков 15-17 лет, с использованием инновационных методик и технологий, направленных на улучшение результата.
Основные задачи:
1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить физиологические и возрастные особенности развития лыжников- гонщиков 15-17 лет;
3. Проанализировать современные физкультурные методики и технологии и особенности их применение в лыжных гонках.
4. Разработать и экспериментально проверить комплексную методику подготовки лыжников-гонщиков 15-17 лет, с использованием инновационных методик и технологий, направленных на улучшение результата.
Возраст старших школьников является переходным этапом от ребенка- школьника к взрослому человеку. В это время организм формируется до своих конечных форм, полностью формируется характер и темперамент. Задача учителя - подготовить ребенка к взрослой жизни, дать ему все необходимые знания, сделать базу. В спорте происходит аналогичная картина: Тренер подготавливает молодого спортсмена к большому взрослому спорту, создает ему базу умений и навыков, на которые в будущем спортсмен сможет опереться в своей тренировочной и соревновательной деятельности.
В возрасте 15-17 лет в лыжных гонках происходят серьезные отборы на дальнейшие этапы спортивного совершенствования: сборные регионов, округов, России. Поэтому так важно подготовить спортсмена разносторонне, а не только физически. Стоит понимать что на данном этапе нагрузки растут воспринимать их все труднее. Для этого необходимо усиливать восстанавливающие факторы.
В нашей работе описаны методики и технологии, использование упражнений из которых поможет преодолеть тяжелые нагрузки и подготовить спортсмена к еще более серьезным испытаниям, а также поможет развить физические качества.
Методика использования также представлена в работе на примере 5 месяцев подготовки. Преимущества данной методики в ее непричастности к основной базовой программе любого тренера, она лишь вносит коррективы.
В работе проведено исследование, результаты которого описывают полезность данной методики и качественные результаты. Исследование проводилось на юношах в спортивной школе по зимним видам спорта, все испытуемые имели один спортивный разряд и приблизительно равные результаты в течение предыдущего сезона.
Данная методика может быть использована в качестве средства, повышающего возможности адаптации организма молодых спортсменов к нагрузке, а соответственно и средства, повышающего тренировочное воздействие.
Использование упражнений современных физкультурно-оздоровительных
технологий считаю оправданным в лыжных гонках.
В заключение хотелось бы сказать, что проблематика исследования характерна не только для лыжных гонок, но и для других цикличных видов спорта, где необходимо испытывать большое количество нагрузок на развитие выносливости для обеспечения высокого спортивного результата и спортивного совершенствования.
1. Антонова О.Н. Лыжная подготовка (методика преподавания): Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений / Антонова О.Н., Кузнецов В.С. - М.: Академия, 1999.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания/ Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1990 г. - 235с.
3. Багин, Н.А. Лыжный спорт (гонки) - Учебное пособие для студентов- заочников ИФК/ Н.А. Багин. - Великие Луки, 1999. - 84 с.
4. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта (учебно-метод. пособие) / Ю.В. Байковский. - М.: Изд-во Администрации президента РФ, 1993.
5. Баранов, А.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) : руководство для врача : в 2 томах / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина. - М. : ГЕОТАР-Медиа, 2006. - Т. 2. - 464 с.
6. Баранова, Е.А. Функциональная адаптация сердечно-сосудистой системы у спортсменов, тренирующихся в циклических видах спорта / Е.А. Баранова, Л.В. Капилевич // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 383. - С. 176-179.
7. Бутин И.М. Лыжный спорт / Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - М: Академия, 2000.
8. Верхошанский Ю.В., Основы специальной физической подготовки спортсменов.- М.: Физкультура и спорт, 1988.
9. Власенко С. А., Носко Н. А. Возрастные аспекты морфофункционального развития организма юных лыжников-гонщиков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Харьков. 2001. №. 5.
10. Волков М.В., Восстановительные процессы в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1977
11. Гойхман П. Пути развития спортивной тренировки // Научнометодический вестник : (Сборник статей) / Сост. Б. Е. Лосин, Е. Р. Яхонтов: Редкол.: С. Н. Елевич (и др.). - СПб.: Олимп, 2011. - Вып. 10.
12. Гусева, Н. А. Контроль эффективности физической подготовки на основе педагогического тестирования пульсометрии при ступенчато возрастающей нагрузки / Н. А. Гусева, Н. М. Тарбеева, А. В. Шишкина - 2013.
13. Ермаков В.В., Техника лыжных ходов.- Смоленск: СГИФК, 1989.
14. Захаров П.Я. Лыжный спорт и методика преподавания: учебнометодический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 050720 "Физическая культура"). - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010.
15. Зеновский Е.В. Моделирование скоростно-силовой подготовки лыжников- гонщиков высокой квалификации в подготовительном периоде тренировки. Автореферат диссертации канд. пед. наук. - М., 1987. - 20 с.
... всего 43 источников