Введение 3
Глава 1. Теоретические основы создания образов в литературных произведениях 6
1.1. Инструменты создания образа детских героев в русской литературе 6
1.2. Тактика создания образа сироты в произведениях русских писателей .... 16
Глава 2. Тактика построения образа сироты в рассказе А.И. Куприна «Храбрые беглецы» 28
2.1. Метафорическое и символическое значение в произведениях А.И.
Куприна 28
2.2. Лингвистические особенности построения образа сироты в рассказе А.И.
Куприна «Храбрые беглецы» 39
Заключение 53
Список литературы 57
Средства создания образов в литературных произведениях помогают донести до читателя главную идею писателя, позволяют в полной мере раскрыть писательский замысел. К их числу инструментов, которые использует писатель для создания образа героя, принадлежат: речевая и авторская характеристика персонажей, пейзаж, взаимодействие героев. В том числе можно отметить, что в качестве способа создания образа героя писатель использует тактику именования.
Следует иметь в виду, что автор, создавая образ сироты в литературном произведении, закладывает в именно персонажа особый смысл и этот прием характерен для художественного творчества писателей разных национальностей. Имя - это не просто символ персонажа, но тактика именования обогащает образ персонажа и сюжет литературного произведения своим символическим значением и метафорами [Колодин, 2010, с. 106-111].
Специалисты указывают на связь между именем и статусом сироты, рассматривают метафорическое и символическое значение имени. Метафорическое и символическое значение имени также является важным средством формирования образа сироты. Выбирая имена с определенным смыслом или символикой, персонаж может придать более глубокий смысл и обогатить сюжет.
Тщательно выбирая имена, можно придать роли сирот больше краски, тем самым углубляя сюжет и формируя более трехмерный и глубокий образ персонажа. Кроме того, можно расширить спектр приемов, используемых писателями для создания образов литературных персонажей, к таким приемам можно отнести использование аллюции, иронии и юмора [Тушнев, 2018, с. 256].
Представляется важным указать на необходимость дополнения тактики именования другими приемами для создания образа сироты в литературном произведении.
При этом, следует отметить недостаточное число научной литературы на тему использования тактики именования образа в литературном произведении. Чаще всего, специалистами рассматривается стратегия именования [Клушина, 2006, с. 49-50].
Однако, изучение тактики именования образов в литературных произведениях помогает понять культуру носителя языка, а в зависимости от того к какой лингвокультуре принадлежит коммуникант, приемы и тактики речевого вовлечения в общение будут различаться. Это обусловливается тем, что каждой культуре присущи свои особенности, способы излагать мысли и варианты поведения [Самсонова, 2023, с. 30].
Актуальность темы работы. Тема ребенка в русской литературе, в том числе ребенка-сироты, является достаточно изученной областью литературоведов и критиков. Интерес к этому виду литературы возник с начала двадцатого века, она была полностью развита, особенно во второй половине двадцатого века, но именование образа сироты в литературных произведениях раскрыто недостаточно.
Однако, тактика именования образа сироты в произведениях русских писателей раскрыта недостаточно. Этой теме не уделено достаточно внимания со стороны исследователей.
Изображение героя-ребенка в русской литературе - нельзя рассматривать без учета исторического контекста. Например, образ детского героя в художественной литературе конца девятнадцатого, начала двадцатого века и позже, чаще всего образ нуждающегося ребенка, ребенка-сироты. Именно судьбы этих детей часто становились темой произведений русских писателей, потому что ситуация в русском обществе становилась невыносимой. Образ ребенка-сироты ассоциируется с историческими событиями и с революционными течениями в обществе.....
В процессе написания работы рассмотрены семантические и лингвистические аспекты тактики именования в художественных произведениях. Особое внимание уделено образу ребенка, сироты в произведениях А.Куприна. Внутренний мир ребенка, его мысли и чувства, его неосознанно критическое отношение к окружающему миру, реальный детский мир и умственный кругозор, удалось показать только тем авторам, которые подошли к этому через переживания и перипетии собственного детства. Только автобиографический роман, в котором основное внимание уделялось отслеживанию психологического развития ребенка, открыл для литературы развитие детской души, а также детскую критику общества, которая в автобиографиях не произносится автором, а возникает из противостояния законов детского мира и мир взрослых.
Русская литература начала XX века наполнена социальными мотивами и образами не по годам развитых детей, которые обременены слишком большой ответственностью, заботами и переживаниями, включая переживание смерти.
В целом, инструменты создания образа детских героев в русской литературе достаточно разнообразны. Например, при создании образа ребенка, писатель описывает, как детский герой в литературном произведении изображен автором, как он сам ведет себя, и как ведут себя другие литературные персонажи при общении с ним.
Тактика именования рассмотрена на образах сирот в рассказе А.И. Куприна «Храбрые беглецы».
Изображению детства, его страданий и унижений, с самого начала своей литературной карьеры А.И. Куприн подробно посвятил себя. Своими короткими рассказами он привлек внимание к социальному статусу и моральным недостаткам своих современников в образовании и понимании первого и фундаментального этапа жизни. В своем творчестве он старался выделить человека, прежде всего, как личность, проникнуть в его сознание и психическую жизнь. Он обратил внимание на разницу между его мышлением, переживаниями и видимыми действиями. Его творчество стало результатом революционных перемен на рубеже веков - фундаментальных изменений в ценностных критериях и образе жизни, которые ярко отразились на судьбах отдельных людей
Своими литературными произведениями А.И. Куприн реагировал на развитие политической ситуации в России, которая в его время была очень динамичной и революционной с точки зрения грядущих перемен. Поначалу он был близок к социал-демократам, публично выступал в поддержку бастующих рабочих, ему также были не чужды симпатии к политическому терроризму. В произведениях А.И. Куприн чувствуется главным образом тема предопределенной судьбы, которую человек не в состоянии изменить, тема одиночества человека, неспособного понять это предопределение, «тайну человеческого бытия» и способность начать жить правильно. В ней он также раскрывает причину многих страниц, пропитанных пессимизмом, иронией, скептицизмом и отчаянием. Точка зрения автора постоянно сосредоточена на представлении непревзойденного и на осознании общей этики и нравственности.
В ряде своих коротких рассказов он обсуждает противоречие между прямым курсом правительства и поразительной апатией народа. Судьба или жизнь приносят с собой события, которые могут показаться бессмысленными до комизма, а реакция участников на них становится прямо-таки неловкой и мелочной. А.И. Куприн возвышается над этими событиями и смотрит на них как независимый наблюдатель, описывая поведение всех действующих лиц «со стороны», в попытке вызвать кажущуюся объективность рассказчика. Однако на самом деле это скорее бескомпромиссно критическая точка зрения и предупреждение о нелепости всей ситуации.
В своих коротких рассказах он очень успешно применял социальнопсихологический анализ человека и уделял особое внимание проблемам, касающимся в первую очередь людей бедных и без средств к существованию....
1. Авезова, Б. С. Антропонимы как средство выражения
национальной культуры / Б. С. Авезова // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Т 1. - М.: Московский государственный
институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2019. - С. 156-167.
2. Аверченко А. Юмористические рассказы [Электронный ресурс].
• URL:
https://www.100bestbooks.ru/files/Averchenko_Rasskazy.pdf2ysclidHwmdwok2e r361302266 (дата обращения: 21.05.2024).
3. Ананьев, С. М. Изучение литературы модернизма (А. А. Блок и П. Верлен): сопоставительный аспект / С. М. Ананьев // Педагогический журнал.
• 2019. - Т 9, № 6-1. - С. 416-432.
4. Баротзода, Ф. К. Словообразовательные средства создания прозвищ и кличек в английском и русском языках / Ф. К. Баротзода // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. - 2020. - № 1(259). - С. 202-213.
5. Белов, А. М. Проявление революционных и антиреволюционных настроений в условиях модернизации России в начале XX века / А. М. Белов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.
• 2014. - Т 20, № 6. - С. 88-91.
6. Богомолов В. Иван: рассказ. - М.: Детгиз, 1960. - 80 с.
7. Бурдина, М. В. Имя как средство раскрытия характера героя в рассказе В.П. Астафьева «Пролетный гусь» / М. В. Бурдина // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2017. - № 1(12). - С. 29-33.
8. Виноградов, В. С. Перевод. Общие и лексические вопросы : учеб. пособие / В. С. Виноградов. - М.: Кн. дом Ун-т, 2004. - 235 с.
9. Гайдар, А. П. Полное собрание сочинений: в 4-х т. - М.: Детгиз, 1959. - Т 1-4. - 862 с.
10. Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. - М.: Серия
«Эксклюзив: Русская классика», 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZwww.litres.ru/pagesZbiblio_book/7artM9042976 (дата обращения:
23.05.2024).
11. Гузнова, А.В. Семантический аспект изучения онимов / А.В. Гузнова// Балтийский гуманитарный журнал. - 2015. - № 3(12) - С.7-10
12. Елкина, М. В. Семантика имени героя в русской народной сказке (на примере сказок о Снегурочке) / М. В. Елкина // Культурное пространство Русского мира. - 2017. - № 1. - С. 82-87.
13. Ермолович, Д. И. Имена собственные на стыке языков и культур : [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZerepa.ruZfilesZtranslation/ermolovich- names-pt1.pdf (дата обращения: 24.05.2024).
14. Ефремов, С. А. Имена и судьбы в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» / С. А. Ефремов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. - 2013. - № 3. - С. 218-225.
15. Ефремов, С. А. Православные традиции имянаречения в творчестве И. С. Шмелёва / С. А. Ефремов, И. Л. Ефремова // Вестник Тверского государственного университета. - 2017. - № 3. - С. 19-28....53