Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка методических материалов по изучению основ искусственных нейронных сетей во внеурочной деятельности школьников старших классов

Работа №14731

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы58 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
841
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Анализ содержания внеурочной деятельности старшеклассников по
информатике и ИКТ 7
1.1 Понятие внеурочной деятельности ее виды, методы и формы организации 7
1.2 Особенности внеурочной деятельности по информатике и ИКТ в старшей школе 15
Выводы к главе 1 19
Глава 2. Разработка методического материала 20
2.1 Подбор содержания учебного материала для разработки внеурочных занятий старшеклассников по информатике и ИКТ 20
2.2 Разработка методических материалов для внеурочной деятельности старшеклассников по информатики и ИКТ 23
Выводы к главе 2 51
Заключение 52
Библиографический список 54


Очевидна зависимость между поведением учащихся и тем, что они делают в свободное время. Ученики, как правило, отстающие по успеваемости, не занимаются в кружках, не имеют общественных поручений, не интересуются жизнью класса и школы, что говорит о невовлеченности детей в учебный процесс. Это приводит к культурному и образовательному кризису, что в свою очередь является проблемой, которую должна решить современная школа, и этим объясняется новый взгляд на образовательные результаты.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) был разработан для решения этих задач. ФГОС - это ведущий инструмент модернизации существующего образования, он предъявляет новые требования к образовательному процессу в школе. Частью образовательного пространства школы является внеурочная деятельность. Внешкольная деятельность существовала всегда, но она не входила в образовательную программу. С принятием ФГОС в основной образовательной программе
школы появилась новая графа «Внеурочная деятельность».
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Актуальность исследования. Особое место среди внеклассных мероприятий занимает внеклассная работа по информатике. Данный вид внеклассной деятельности привлекает, прежде всего, тем, что выполняет интегративную функцию - реализует межпредметные связи с разными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами. Данный аспект усиливается на фоне того, что современный период развития общества обусловлен активным внедрением информационных технологий в разные стороны жизни человека, когда даже бытовые приборы оснащаются микропроцессорными устройствами. Всё более актуальным становится разработка новых систем автоматического управления, обладающих большими функциональными возможностями, которых реализованы на основе «искусственных нейронных сетей».
На данный момент «искусственные нейронные сети» (ИНС) - это современное перспективно развивающееся направление в разных областях науки: в математике, в кибернетике, в искусственном интеллекте, которое позволяет реализовать любой требуемый для процесса нелинейный алгоритм. Данная тема по своей структуре содержания очень сложна для понимания школьников, но, с другой стороны, очень интересна результативностью своей работы и областями применения.
Изучение ИНС на внеурочных занятиях позволит реализовать межпредметную связь с биологией и математикой, дополнит уже имеющиеся знания о работе и использовании алгоритмов, познакомит с понятиями робототехники и искусственного интеллекта, расширит и углубит представление о возможностях работы с базами данных, научит вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации. Объединение вышеперечисленных понятий в изучении выбранной темы способствует всестороннему развитию детей и повышению интереса к изучению предмета информатика и ИКТ.
Этим обосновывается необходимость, проанализировать внеурочную деятельность старшеклассников, выявить основные направления содержания этого вида деятельности и на основе полученных результатов разработать методический материал для внеклассных мероприятий по информатике и ИКТ.
Объектом исследования являются внеурочные занятия школьников по информатике и ИКТ.
Предмет исследования - организация внеурочной деятельности школьников старших классов по информатике и ИКТ.
Цель исследования - разработать методический материал для обучения старшеклассников на внеурочных занятиях по теме «Искусственные нейронные сети».
Исходя из цели, мы поставили следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать содержание внеурочной
деятельности в старшей школе.
2. Выявить особенности проведения внеурочной деятельности по
информатике и ИКТ.
3. Разработать методический план внеурочных занятий для старшеклассников по информатике и ИКТ.
4. Разработать методический материал по изучению основ искусственных нейронных сетей для внеурочных занятий учеников старших классов по предмету информатика и ИКТ.
Практическая значимость: разработанный план системы внеклассных мероприятий по теме «Искусственные нейронные сети», связанный с содержанием изучаемого материала на уроках информатики и ИКТ учеников старших классов, и все разработанные методические материалы могут использоваться учителями школ для включения в методическую программу внеурочной деятельности.
Новизна работы заключается в интеграции современных достижений в развитии науки и техники в процесс обучения, именно в школьный курс информатики и ИКТ старшеклассников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе разработаны методические материалы для обучения старшеклассников на внеурочных занятиях по теме «Искусственные нейронные сети».
Нами было подробно рассмотрено большое количество литературы методического и педагогического содержания по урочной и внеурочной деятельности, как прошлых, так и последних лет издания. Многие из них не вошли в список литературы и не были использованы в написании данной работы, так как информация оказалась устаревшей. Результатом данной деятельности стало написание первой главы, в которой мы представили содержание понятия внеурочной деятельности, её цели, задачи, методы и формы организации. Был проанализирован опыт практикующих преподавателей информатики и выявлен ряд проблем, с которыми зачастую приходится сталкиваться учителям-предметникам в данной области, а именно, нехватка времени и неудовлетворительное состояние материальной базы. Рассмотрены цели и задачи, которые ФГОС ставит непосредственно для внеурочной деятельности по предмету информатики и ИКТ, из-за отличительных особенностей предмета информатики, которыми являются большое число междисциплинарных связей и спектр возможностей из-за особенностей своего содержания и использования информационно¬коммуникационных технологий.
В качестве тематики для разработки внеклассных мероприятий по информатике и ИКТ для старшеклассников мы выбрали современное перспективно развивающееся направление «Искусственные нейронные сети». Раскрытие содержания этой темы и выполнение групповой проектной работы может заинтересовать старшеклассников в определении своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Был проведён анализ методических рекомендаций к проведению уроков старшеклассников по информатике и ИКТ, по его результатам разработан план системы внеклассных мероприятий. Внеклассные занятия для практической части выпускной квалификационной работы разработан нами в форме кружка по информатике, так как эта форма сочетает в себе комплекс методов и тематик, что делает его универсальным и эффективным инструментом при достижении воспитательных и образовательных целей, также были разработаны методические рекомендации к проведению данных внеурочных занятий.
Методические разработки данной выпускной квалификационной работы по изучению основ искусственных нейронных сетей во внеурочной деятельности учеников старших классов внедрены в работу кружка по информатике для 11 классов в школе города Бийска, именно в МБОУ «СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов».



1. Барский А.Б. Логические нейронные сети [Текст]: Учебное пособие / А.Б. Барский. - М.: Бином, 2013. - 352 c.
2. Бородин М.Н. Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы. Углубленный уровень [Текст]: Методическое пособие для учителя / М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Васенков Д.В. Методы обучения искусственных нейронных сетей // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2007, №1, С. 20-29.
4. Галушкин А.И. Нейронные сети: история развития теории [Текст]: Учебное пособие для вузов. / А.И. Галушкин, Я.З. Цыпкин. - М.: Альянс, 2015. - 840 c.
5. Галушкин А.И. Нейронные сети: основы теории [Текст] / А.И. Галушкин. - М.: РиС, 2015. - 496 c.
6. Гладков Л. А. Генетические алгоритмы [Текст]: учебник для студентов вузов /Л. А. Гладков, В. В. Курейчик, В. М. Курейчик. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. -- 365 с.
7. Год искусственного интеллекта: топ-5 нейросетей, изменивших мир [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. - Режим доступа [https://360tv.ru/news/tekst/god- iskusstyennogo-intellekta-84792/]. Tuesday, 9 Мау 2018 19:48.
8. Золин А.В, Силаева А.П Применение нейронных сетей в медицине [Текст] // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века: материалы II Международной научно-практической конференции, 5 марта - 26 сентября 2012 года, Самара, c. 264-271.
9. Из опыта работы учителя информатики [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. - Режим доступа [https://infourok.ru/iz-opita-raboti-uchitelya-informatiki-1621133.html]. Saturday, 28 Apr 2018 22:37.
10. Искусственная нейронная сеть [Электронный ресурс]. - Электрон.
Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. - Режим доступа [httpV/ru.vlab.wikia.com/wiki/Искусственная нейронная сеть]. Monday, 21 Мау 2018 15:55.
11. Кисляков, А.В. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст] // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014.
12. Кисляков, А.В. Проектирование и реализация программ воспитания и социализации обучающихся в условиях введения ФГОС общего образования : учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Кисляков, К. С. Задорин. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014.
13. Кисляков, А.В. Самоопределение педагога в пространстве организации внеурочной деятельности [Текст] / А.В. Кисляков, К.С. Задорин // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015.
14. Круглов В.В. Нечеткая логика и искусственные нейронные сети [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Прикладная информатика"/, М.И. Дли, Р.Ю. Голунов, В.В. Круглов. - М.: Физматлит, 2001.
15. Лапчик М. П. Методика обучения информатике [Текст]: Учебное пособие / Под ред. М. П. Лапчика. - СПб.: Издательство «Лань», 2016.
16. Лингевич, О.В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / О.В. Лингевич // Символ науки. - 2016.
17. Малев В. В. Общая методика преподавания информатики [Текст]: учебное пособие. / Малев В. В. - Воронеж: ВГПУ, 2005.
18. Малева А. А. Практикум по методике преподавания информатики [Текст] / Малева А. А., Малев В. В. - Воронеж: ВГПУ, 2006.
19. Мартынова, С. А. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО [Текст] // Молодой ученый. - 2015.
20. Нейросети: как искусственный интеллект помогает в бизнесе и жизни [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. - Режим доступа [https://habr.com/post/337870/].
Wednesday, 11 Apr 2018 19:23.
21. Нейронные сети для начинающих [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. - Режим доступа [https://habr.com/post/312450/]. Wednesday, 11 Apr 2018 12:10.
22. Нейронные сети: на пороге будущего [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. - Режим доступа [https://compress.ru/Article.aspx?id=9663]. Saturday, 28 Apr 2018 19:23.
23. Об образовании: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства. - 2012.
24. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. // Собрание законодательства. - 2008.
25. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Текст]: письмо Министерства образования и науки от 12 мая 2011 г.
26. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст]: приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Вестник образования России. - 2011.
27. Омаров Т.З. Концепция искусственной нейронной сети // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. - Режим доступа [http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66203]. Monday, 21 May 2018 18:55.
28. Основы ИНС [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. - Режим доступа [http://neuralnet.info/chapter/основы-инс]. Wednesday, 11 Apr 2018 09:34.
29. Особенности организации внеурочной деятельности школьников по информатике и ИКТ [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. - Режим доступа [https://infourok.ru/osobennosti- organizaeii-vneuroehnoy-deyatelnosti-shkolnikov-po-informatike-i-ikt-
1132752.html]. Saturday, 28 Apr 2018 23:48.
30. Писчаскина М. В. Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы, решения [Текст] / М.В. Писчаскина// Молодой ученый. - 2016.
31. Попова И.Н. Актуальные аспекты организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013.
32. Починок О. А. Организация внеурочной деятельности школьников [Текст] / О.А. Починок, Ю.А. Филиппова, А.В. Хайретдинова// Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014.
33. Редько В.Г. Эволюция, нейронные сети, интеллект: Модели и концепции эволюционной кибернетики [Текст] / В.Г. Редько. - М.: Ленанд, 2015. - 224 e.
34. Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности [Текст] / Е.М. Рожкова // Пермский педагогический журнал. - 2014.
35. Рутковская Д.Н. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы [Текст] / Д. Рутковская, М. Пилиньский, Л. Рутковский. - М.: РиС, 2013. - 384 e.
36. Технологии искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. - Режим доступа [https://dev.by/lenta/main/top-10-ai-teehs]. Wednesday, 9 Maу 2018 23:15.
37. Флах П.Е. Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных [Текст] / П.Е. Флах. - М.:
ДМК Пресс, 2015. - 400 с.
38. Форсайт Д.А. Компьютерное зрение. Современный подход [Текст] / Д.А. Форсайт, Ж.А. Понс - М.: Вильямс, 2009. - 928 с
39. Цветкова М. С. «Информатика УМК для старшей школы 10-11 класс базовый уровень» [Текст]: Методические пособие для учителя. / М. С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.
40. Ширяев В.И. Финансовые рынки: Нейронные сети, хаос и нелинейная динамика [Текст] / В.И. Ширяев. - М.: КД Либроком, 2016. - 232 c.
41. Яхъяева Г.Э. Нечеткие множества и нейронные сети [Текст]: Учебное пособие / Г.Э. Яхъяева. - М.: БИНОМ. ЛЗ, ИНТУИТ.РУ, 2012. - 316 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ